Постановление Уставного Суда Калининградской области
от 25 марта 2008 г. N 1-П
"По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 6 Постановления Правительства Калининградской области от 5 февраля 2007 года N 42 "О предоставлении молодым семьям субсидий при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья" в части определения даты вступления в силу указанного постановления"
Уставный Суд Калининградской области в составе: Председательствующего - заместителя Председателя Уставного Суда Г.В. Корнюшенкова, судей В.А. Багалина, А.В. Куликова
с участием:
заявителя - гражданина А.Н. Григорьева,
представителя Правительства Калининградской области, как органа, принявшего правовой акт, подлежащий проверке - заместителя начальника Правового управления Л.Г. Денисовой по доверенности,
руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 6 Постановления Правительства Калининградской области от 5 февраля 2007 года N 42 "О предоставлении молодым семьям субсидий при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья" в части определения даты вступления в силу указанного постановления (далее - Постановление N 42).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса А.Н. Григорьева о признании пункта 6 Постановления N 42 не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области в части определения даты вступления в силу указанного постановления.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 6 Постановления N 42 в части определения даты вступления в силу указанного постановления.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Куликова, объяснения А.Н. Григорьева и Л.Г. Денисовой, показания свидетелей - представителей Фонда жилищного и социального строительства Калининградской области А.Н. Трухина, К.В. Лило, исследовав заключения экспертов: доктора юридических наук, доцента В.И. Крусса, заслуженного юриста Российской Федерации Л.К. Милинис, профессиональное мнение прокуратуры Калининградской области, иные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области
у с т а н о в и л :
1. В Уставный Суд Калининградской области 17 октября 2007 года поступило обращение в форме запроса от гражданина Григорьева Анатолия Николаевича (далее - заявитель) "О соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Постановления Правительства Калининградской области от 5 февраля 2007 года N 42 "О предоставлении молодым семьям субсидий при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья".
По мнению заявителя, положение пункта 6 Постановления N 42 в части определения даты вступления в силу данного Постановления не соответствует пункту 1 статьи 5, пункту 2 статьи 50 Устава (Основного Закона) Калининградской области по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 5 Устава (Основного Закона) Калининградской области в области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим федеральным законодательством и настоящим Уставом. В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Устава (Основного Закона) Калининградской области нормативные правовые акты органов исполнительной власти области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Заявителем и его женой 6 февраля 2007 года был заключен договор купли-продажи трехкомнатной квартиры в совместную долевую собственность, в том числе за счет предоставленной бюджетной субсидии. По его мнению, ими были выполнены все условия использования предоставленной бюджетной субсидии, действующие на тот момент и определенные Постановлением Правительства Калининградской области от 17 июля 2006 года N 523 "Об установлении порядка предоставления молодым семьям субсидий при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья" (далее - Постановление N 523). Право собственности на указанное жилое помещение было зарегистрировано в установленном законом порядке на супругов без выделения доли собственности на несовершеннолетнего сына.
Вместе с тем, как указывает заявитель, подпунктом 4 пункта 4 Постановления N 42 были внесены дополнения в пункт 18 Порядка предоставления молодым семьям субсидий при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья, установленного Постановлением N 523, возлагающие на граждан - получателей субсидии обязанность по оформлению жилого помещения, приобретаемого ими с использованием ипотечного жилищного кредита или займа, в общую собственность всех членов молодой семьи. При этом Постановление N 42 вступило в силу со дня подписания - 5 февраля 2007 года, а было опубликовано 14 марта 2007 года.
Заявитель, исходя из своей правовой позиции, которую подтвердил в судебном заседании, просит признать не соответствующим Уставу области пункт 6 Постановления N 42 в части определения даты вступления в силу указанного постановления.
Представитель Правительства Калининградской области Л.Г. Денисова в судебном заседании возразила против доводов заявителя и поддержала правовую позицию, изложенную в письменном отзыве Правительства области, заключающуюся в том, что внесенные Постановлением N 42 дополнения в пункт 18 Порядка предоставления молодым семьям субсидий при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья не устанавливают каких-либо новых обязательств для членов молодых семей, так как соответствующие нормы установлены Семейным кодексом Российской Федерации. Постановление N 42 принято в рамках полномочий высшего органа исполнительной власти Калининградской области, не противоречит Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
По мнению прокуратуры Калининградской области, изложенном в письменном отзыве, Постановление N 42 не установило какие-либо новые обязательства для членов молодых семей, так как соответствующие нормы уже установлены федеральным законодательством. Постановление принято в пределах полномочий Правительства области и не противоречит Конституции Российской Федерации и Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
В заключениях экспертов содержатся выводы о том, что Постановление N 42, вносящее изменения и дополнения в действующее Постановление N 523, является нормативным правовым актом, принятым в рамках полномочий Правительства Калининградской области, как высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации. Оно не устанавливает положений, затрагивающих конституционные права и свободы человека и гражданина, и регламентирует условия жилищного субсидирования молодых семей в Калининградской области. Поэтому допустимо определение времени вступления в юридическую силу Постановления N 42 с момента его подписания Губернатором Калининградской области.
2. Постановление N 42 является нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Калининградской области - Правительства Калининградской области. Данное постановление подписано Губернатором Калининградской области 5 февраля 2007 года, официально опубликовано в газете "Калининградская правда" N 45 от 14 марта 2007 года.
Пунктом 6 Постановления N 42 установлено, что оно вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, регулируемые абзацем 2 подпункта 4 пункта 4 постановления, с 1 января 2007 года.
Заявителем оспаривается пункт 6 Постановления N 42 в части определения даты вступления в силу указанного постановления в связи с тем, что его действие влияет на права заявителя путем возложения дополнительной обязанности в виде регистрации права общей собственности всех членов молодой семьи - получателей жилищной субсидии на приобретаемое жилое помещение, указанных в свидетельстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
3. Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10 марта 2005 года N 71-О указал, что предписание части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации является одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носит императивный характер и в равной мере распространяется на все другие нормативные акты - как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации. Вместе с тем это требование не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу иных нормативных правовых актов.
Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Защита прав и свобод человека и гражданина как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предусмотрена пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации. Следовательно, установленное пунктом 5 статьи 8 Федерального закона N 184-ФЗ правило о вступлении в силу через десять дней после официального опубликования применимо к тем законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которые приняты органами государственной власти субъектов Российской Федерации непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, предусмотренных пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 38, пунктам 1, 2 статьи 48, статье 49 Устава (Основного Закона) Калининградской области Правительство Калининградской области, как высший орган исполнительной власти области, в пределах своих полномочий принимает постановления, которые подписываются Губернатором области. Постановления Правительства Калининградской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) и законам Калининградской области.
Пункт 2 статьи 50 Устава (Основного Закона) Калининградской области устанавливает, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные правовые акты органов исполнительной власти области вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в самих актах.
На основании вышеуказанных положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона N 184-ФЗ и Устава (Основного Закона) Калининградской области должен применяться специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов Правительства Калининградской области, регламентирующих непосредственно вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. Такие нормативные правовые акты Правительства Калининградской области вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные правовые акты Правительства Калининградской области вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в самих актах.
Установление факта наличия или отсутствия в нормативном правовом акте Правительства Калининградской области положений, непосредственно затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, входит в компетенцию соответствующих судов, в том числе при осуществлении проверки нормативных правовых актов Правительства Калининградской области на их соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области - в компетенцию Уставного Суда Калининградской области.
4. Постановление N 42 вносит изменения и дополнения в Порядок предоставления молодым семьям субсидий при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья, установленный Постановлением Правительства Калининградской области от 17 июля 2006 года N 523. В частности, пункт 18 Порядка дополнен абзацем следующего содержания: "Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве".
Уставный Суд полагает, что Постановление N 523, устанавливающее Порядок предоставления молодым семьям субсидий при получении ипотечного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья, и Постановление N 42, вносящее дополнения и изменения в этот Порядок, определяют условия жилищного субсидирования молодых семей в Калининградской области. В частности, Постановление N 42 определяет перечень предоставляемых документов гражданами, претендующими на получение жилищной субсидии (подпункт 1 пункта 4), дополняет Порядок в части оснований для отказа во включение заявителя в число претендентов на получение субсидии (подпункт 2 пункта 4), условий погашения кредита молодой семьей (подпункт 3 пункта 4), а также условий оформления права собственности на приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект жилищного строительства) в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.
Такие нормативные предписания, являющиеся обязательными для всех граждан - получателей субсидии, по мнению Уставного Суда, не содержат правовых норм, непосредственно регулирующих конституционные права и свободы граждан.
Внесенное Постановлением N 42 дополнение в пункт 18 Порядка не установило каких-либо новых, не предусмотренных действующим законодательством, обязательств для членов молодых семей, так как соответствующие нормы установлены статьей 60 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которой ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Исходя из этого обязанность взрослых членов молодой семьи, получающей жилищную субсидию, осуществить необходимые действия по оформлению жилого помещения, приобретаемого, в том числе за счет средств субсидии, в общую собственность всех членов семьи, должна исполняться независимо от времени ее нормативной конкретизации в подзаконном акте - постановлении Правительства Калининградской области.
По своему смыслу и содержанию положения Постановления N 42 регулируют вопросы оказания социальной поддержки молодой семье и приняты в пределах полномочий субъекта Российской Федерации по вопросам защиты семьи, социальной защиты, предусмотренных пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, а не полномочий субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
С учетом этого, поскольку нормы Постановления N 42 не регламентируют непосредственно вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, к указанному постановлению не применим специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. Правительство Калининградской области, принимая Постановление N 42, исходя из его содержания, было вправе самостоятельно установить время вступления данного постановления в юридическую силу - с момента подписания или с иного момента, указанного в самом постановлении.
Таким образом, положение пункта 6 Постановления Правительства Калининградской области от 5 февраля 2007 года N 42 "О предоставлении молодым семьям субсидий при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья" в части определения даты вступления в силу указанного постановления не противоречит Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области
п о с т а н о в и л :
1. Признать пункт 6 Постановления Правительства Калининградской области от 5 февраля 2007 года N 42 "О предоставлении молодым семьям субсидий при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья" в части определения даты вступления в силу указанного постановления соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области, его статье 5 (пункт 1), статье 50 (пункт 2).
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня его провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Калининградской области от 25 марта 2008 г. N 1-П "По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 6 Постановления Правительства Калининградской области от 5 февраля 2007 года N 42 "О предоставлении молодым семьям субсидий при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья" в части определения даты вступления в силу указанного постановления"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно со дня провозглашения
Текст постановления опубликован в газете "Калининградская правда" от 28 марта 2008 г. N 54 (официальная рубрика "Ведомости Правительства Калининградской области")