Правомерно ли при расчете процента научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (70%) в общем объеме работ для получения льготы по налогу на имущество руководствоваться порядком, установленным для научных организаций в Федеральном законе от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"?
В соответствии с п. "к" ст. 4 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" налогом не облагается имущество государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70%.
Пунктом 5 Инструкции ГНС РФ от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" определено, что при определении права на указанную льготу рекомендуется руководствоваться действующими формами государственной статистической отчетности о выполнении научных исследований и разработок, утверждаемыми Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, другими документами, по которым имеется возможность установить льготируемый объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ.
Согласно Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за выполнением научных исследований и разработок (форма N 2-наука и N 2-наука (краткая), утвержденной постановлением Госкомстата России от 03.08.98 N 80 под научными исследованиями и разработками понимается творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения суммы научных знаний, в том числе о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний.
В научные исследования и разработки не включается научно-техническая деятельность (научно-технические услуги, в том числе маркетинговая деятельность; сбор и обработка данных общего назначения (если это не относится к конкретным исследовательским работам), испытания и стандартизация, предпроектные работы, специализированные медицинские услуги; адаптация, поддержка и сопровождение существующего программного обеспечения).
Критерием, позволяющим отличить научные исследования и разработки от сопутствующих им видов деятельности, является наличие в исследованиях и разработках значительного элемента новизны. В соответствии с данным критерием конкретный проект будет или наоборот не будет отнесен к научным исследованиям и разработкам в зависимости от цели проекта.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ определен порядок выдачи свидетельства о государственной аккредитации, которое выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее 70% общего объема выполняемых указанной организацией работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.
Таким образом, вышеуказанный порядок не может быть использован научными организациями при определении их права на льготу, так как в 70 процентный объем выручки от реализации НИОКР не включается выручка от научно-технической деятельности.
Кроме того, в соответствии с письмом Госналогслужбы РФ от 14.01.99 N 04-3-07/13 для целей налогообложения под объемом научных работ следует понимать выручку от реализации продукции (работ, услуг), учитываемую в бухгалтерском учете на счете 46 "Выручка от реализации продукции (работ, услуг)" и 45 "Товары отгруженные".
А.А. Глинкин,
заместитель руководителя Управления,
государственный советник налоговой службы III ранга
14 ноября 2000 г.
"Московский налоговый курьер", N 2, 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1