Органы местного самоуправления, ссылаясь на ст.21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", с 1 января 2001 г. ввели в действие Положение о сборе за уборку территории населенных пунктов.
В то же время в ст.15 НК РФ нет упоминания об указанном налоге (сборе), а в соответствии с п.5 ст.12 НК РФ не могут устанавливаться региональные или местные налоги или сборы, не предусмотренные НК РФ.
Правомерно ли введение сбора за уборку территории населенных пунктов с 1 января 2001 г.?
Согласно ст.3 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" статьи 12 и 15 НК РФ вводятся в действие со дня введения в действие части второй НК РФ и признания утратившим силу Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В настоящее время Закон N 2118-1 продолжает действовать в редакции от 5 августа 2000 г., следовательно, указанные выше статьи Налогового кодекса РФ на данный момент являются не действующими.
Закон N 2118-1 по состоянию на 1 января 2001 г. предусматривает взимание на территории РФ такого местного налога, как сбор за уборку территорий населенных пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица (владельцы строений) в размере, устанавливаемом местными представительными органами власти (подп."х" п.1 ст.21 Закона N 2118-1).
На основании изложенного можно сделать вывод, что введение местными органами власти сбора за уборку территорий населенных пунктов противозаконным не является.
В. Мешалкин
Выпуск 7, апрель 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".