В соответствии с решением XIV Внеочередной сессии Уфимского городского совета ХХII созыва от 2 ноября 2000 г. в целях компенсации потерь доходов бюджета Советского района г. Уфы в связи с отменой налога на содержание жилищного фонда и объектов соцкультсферы Советский районный совет г. Уфы решил с 1 января 2001 г. ввести дополнительную ставку налога на прибыль в размере 5% облагаемой прибыли предприятий, организаций - плательщиков Советского района г. Уфы, увеличив ставку налога до 35%.
Правомерны ли действия районного совета?
Представительный орган местного самоуправления наделяется правом устанавливать ставки налога на прибыль в местный бюджет в размере не выше 5% на основании п.1 ст.8 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Указанный Закон, дополняющий ст.5 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", вступил в силу с 1 января 2001 г. В результате налог на прибыль зачисляется в федеральный бюджет в размере 11%, в бюджет субъектов РФ по ставкам в размере не свыше 19% и в местный бюджет по ставкам не свыше 5%.
Право устанавливать ставку налога на прибыль в сумме, зачисляемой в местный бюджет, относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления (ст.5 Закона о налоге на прибыль). Статьи 1 и 15 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дают определение представительного органа местного самоуправления как выборного органа местного самоуправления, обладающего правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Муниципальным образованием являются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, а также часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (ст.1 Закона N 154-ФЗ).
Как правило, для организации управления городом, население которого достаточно велико, на его территории часто формируются отдельные территориальные единицы. В случае территориального деления городских поселений в уставе города требуется определить статус территориальной единицы.
Если в границах территории муниципального образования (городе) имеются другие муниципальные образования, то предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются уставом города (п.3 ст.6 Закона N 154-ФЗ). Уставом города также указывается порядок формирования органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования, их статус и полномочия, порядок взаимодействия с органами местного самоуправления города.
Следовательно, в том случае, если Советский район города Уфы имеет статус муниципального образования, собственный местный бюджет и районный Совет города Уфы является представительным органом местного самоуправления, компетенция которого определена уставом города, его действия являются правомерными.
Кроме того, следует отметить, что ставка налога на прибыль, устанавливаемая нормативно-правовым актом представительного органа местного самоуправления, обязательна к применению и действует на всей подведомственной этому органу территории (п.4 ст.12 Налогового кодекса РФ).
Е. Карсетская
Выпуск 8, апрель 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".