В октябре 2000 г. налоговым органом было принято решение о проведении выездной проверки деятельности индивидуального предпринимателя по итогам 1999 г. по всем видам налогов. Фактически проверку проводят по месту нахождения налогового органа с истребованием всех документов за 1999 г. На возражения предпринимателя, что такая проверка не может считаться выездной, ГНИ отвечает, что, поскольку у предпринимателя нет офиса, проверка проводится по месту нахождения ГНИ. Однако предприниматель имеет две торговые точки и проверка могла бы проводиться там.
Кто прав в данной ситуации?
Принципиальные отличия выездной налоговой проверки от камеральной состоят, в частности, в следующем:
1) выездная налоговая проверка назначается и проводится независимо от даты предоставления налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов;
2) объектами выездной налоговой проверки могут быть любые документы, находящиеся в распоряжении налогоплательщика и относящиеся к его финансово-хозяйственной деятельности, в том числе составляющие коммерческую тайну, а также предметы, помещения и территории, с использованием которых связана деятельность налогоплательщика.
Наделяя налоговые органы широкими полномочиями при проведении выездных налоговых проверок (см. ст.89 НК РФ), Кодекс устанавливает также ряд формальных и процедурных требований, подлежащих строгому соблюдению ими.
Выездная налоговая проверка:
1) проводится в месте нахождения налогоплательщика (ст.89 НК РФ; п.1 Порядка назначения выездных налоговых проверок, утвержденного Приказом МНС России от 08.10.99 N АП-3-16/318, далее - Порядок назначения выездных налоговых проверок);
2) назначается решением руководителя или заместителя руководителя налогового органа по форме, установленной МНС России (ст.89 НК РФ, приложение 1 к Порядку назначения выездных налоговых проверок;
3) оформляется актом по форме, установленной МНС России (ст.100 НК РФ, приложение 1 к Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах") с последующим утверждением руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по результатам проверки (ст.101 НК РФ, приложения 4, 5, 6 к Инструкции N 60).
Непосредственно после окончания выездной проверки составляется справка о предмете проверки и сроках ее проведения (ст.89 НК РФ) по форме, приведенной в приложении 3 к Инструкции N 60.
Таким образом, если в описываемой ситуации действительно имело место решение руководителя ГНИ о проведении выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налогов индивидуальным предпринимателем, составленное по форме, содержащейся в приложении 1 к Порядку назначения выездных налоговых проверок, то налоговый орган обязан осуществлять соответствующую проверку по месту нахождения налогоплательщика.
В данном случае не является принципиальным, что понимается под местом нахождения налогоплательщика - индивидуального предпринимателя (его место постоянного жительства, по которому производится постановка на налоговый учет, или же место нахождения имущества, используемого при осуществлении предпринимательской деятельности). Главное, что такая налоговая проверка сопряжена с перемещением (выездом) представителя налогового органа на место осуществления гражданином предпринимательской деятельности, направленной на получение налогооблагаемых доходов.
Таким образом, при принятии руководителем налогового органа или его заместителем решения о проведении выездной налоговой проверки проверяющий обязан строго соблюдать процедуру проведения этого вида проверок, установленную статьями 89-101 НК РФ, Порядком назначения выездных налоговых проверок, а также инструкцией N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной Приказом Госналогслужбы РФ от 15.04.94 N ВГ-3-13/23.
Следовательно, на наш взгляд, налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика выполнения действий, предусмотренных при проведении камеральной проверки, состоящих в предоставлении дополнительных сведений, даче объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (см. ст.88 НК РФ).
Другое дело, когда налоговый орган в рамках проведения выездной проверки истребует необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст.93 НК РФ, либо осуществляет выемку документов и предметов, свидетельствующих о совершении правонарушений, при наличии оснований полагать, что такие документы могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, на основании ст.94 НК РФ. Однако в этом случае необходимо помнить, что совершение таких процессуальных действий строго ограничено рамками закона.
В частности, выемка документов и предметов совершается по акту, обосновывающему необходимость ее проведения, с перечислением изымаемых документов; на основании мотивированного постановления должностного лица, осуществляющего выездную налоговую проверку, утвержденного руководителем налогового органа; в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка; при составлении протокола о производстве выемки и изъятии документов с соблюдением требований, установленных ст.99 НК РФ, и пр.
Ю. Камфер
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 9, май 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".