Просим разъяснить порядок налогообложения доходов иностранных юридических лиц, деятельность которых не связана с образованием постоянного представительства на территории Российской Федерации, от операций с облигациями федерального займа. Следует ли рассматривать разницу между ценой погашения (номинальной стоимостью) и заявленной ценой размещения (средневзвешенной ценой на аукционе при первичном размещении) облигаций федерального займа как процентный доход:
- подпадающий под действие налогового освобождения, в случае предоставления иностранным юридическим лицом - получателем дохода заявления на предварительное освобождение от налогообложения процентного дохода по государственным ценным бумагам;
- подлежащий налогообложению по ставке 15% в соответствии с п. 5.1 инструкции Госналогслужбы России N 34, если налоговое освобождение отсутствует, или названный доход относится к остальным доходам, подлежащим налогообложению по ставке 20%?
Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" облигация является эмиссионной ценной бумагой, закрепляющей право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.
Облигации федерального займа предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации, выплачиваемого в порядке, установленном условиями выпуска и обращения облигаций федерального займа.
Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 15%.
В соответствии с письмом ЦБ РФ, Минфина России и Госналогслужбы России от 04.02.97 NN 408, 10, ВЕ-6-05/103 "О порядке применения статей 2, 9 и 10 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при совершении операций с государственными ценными бумагами" процентным доходом, подлежащим налогообложению у источника выплаты по ставке 15%, по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом является часть суммы накопленного купонного дохода (процента к номинальной стоимости облигаций соответствующего вида), рассчитываемой как разница между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигаций (либо погашении купона), и накопленным купонным доходом, уплаченным при их приобретении.
Расчет суммы налога с доходов, полученных нерезидентом Российской Федерации на рынке ГКО-ОФЗ, осуществляется по выбору нерезидента одним из уполномоченных банков, ведущих счета типа "С", с учетом норм, установленных соответствующими соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными между Российской Федерацией и страной постоянного местопребывания нерезидента, и представляется в налоговую инспекцию по месту нахождения упомянутого уполномоченного банка ежемесячно нарастающим итогом не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Удержание налога у источника выплаты дохода и уплата налога в бюджет осуществляется уполномоченным банком при каждом перечислении дохода нерезиденту на счет типа "С".
В то же время разницу между ценой погашения и ценой размещения облигаций федерального займа следует рассматривать как доход, полученный иностранным юридическим лицом от реализации ценных бумаг, который в соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" подлежит налогообложению у источника выплаты в Российской Федерации по ставке 20%.
Так как, согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, ценные бумаги признаются движимым имуществом, то в соответствии с п. 5.1.9 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц", изданной на основании Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", доходы от отчуждения имущества (в том числе акций и других ценных бумаг) рассчитываются на основе превышения суммы реализации имущества над стоимостью его приобретения.
А.А. Глинкин,
заместитель руководителя Управления,
государственный советник налоговой службы III ранга
14 февраля 2001 г.
"Московский налоговый курьер", N 8, 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1