Правомерно ли отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов организации-лицензиата по лицензионному договору на неисключительное право пользования товарным знаком?
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О рекламе" от 18.07.95 N 108-ФЗ реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
В соответствии с пунктами 25, 26 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2000 N 91н, вступившего в силу с 1 января 2001 г., нематериальные активы, предоставленные организацией-правообладателем в пользование другой организации-пользователя при сохранении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, не списываются и подлежат обособленному отражению в бухгалтерском учете у организации-правообладателя. Начисление амортизации по нематериальным активам, предоставленным в пользование, производится организацией-правообладателем.
Нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются организацией-пользователем на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре.
Платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете организацией-пользователем как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора. Платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде периодических платежей, включаются организацией-пользователем в расходы отчетного периода.
Права, возникающие из заключенных лицензионных договоров на использование товарных знаков, регулируются Законом Российской Федерации от 23.09.92 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров". Согласно ст. 27 указанного Закона лицензионные договоры на использование товарного знака регистрируются в Патентном ведомстве. Без такой регистрации договор считается недействительным.
Таким образом, если лицензионный договор на использование товарного знака не прошел государственную регистрацию, то лицензионные платежи не могут быть отнесены организацией-пользователем на себестоимость продукции (работ, услуг).
Исходя из представленного лицензионного договора на товарный знак организация, выступающая в качестве лицензиата, обязана уплачивать лицензиару лицензионное вознаграждение в виде ежемесячных платежей.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, ежемесячное лицензионное вознаграждение, уплачиваемое организацией в соответствии с зарегистрированным в установленном порядке лицензионным договором, относится на себестоимость продукции (работ, услуг) организации в соответствии с п. 10 "Прочие затраты" Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, при условии, что данные расходы непосредственно связаны с производством продукции (работ, услуг).
А.А. Глинкин,
заместитель руководителя Управления,
государственный советник налоговой службы III ранга
22 февраля 2001 г.
"Московский налоговый курьер", N 10, 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1