Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
14. Общая площадь земель лесного фонда Калининградской области составляет 305,6 тыс. га, из них площадь лесных земель, полномочия по которым в области лесных отношений Российской Федерацией переданы субъекту, составляет 272,9 тыс. га. Лесистость Калининградской области по данным государственного лесного реестра составляет 18,5%. Средний возраст насаждений составляет 56 лет. Лесной фонд на 28% представлен хвойными насаждениями (сосна, ель), на 22% - твердолиственными (дуб, граб, ясень) и на 50% - мягколиственными (береза, осина, ольха черная, липа). Общий запас насаждений составляет 46 млн м куб.
Леса Калининградской области отнесены к защитным лесам, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и оздоровительных функций, поэтому основная задача - сохранение лесных ресурсов, прежде всего, защита от лесных пожаров.
Метеорологические факторы, природная пожарная опасность лесов, социально-экономические условия создают предпосылки к возникновению лесных пожаров в течение всего пожароопасного сезона, продолжительность которого в среднем составляет 6 месяцев.
Ущерб от лесных пожаров, воздействия вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. На территории лесного фонда в период с 2006 года по 2011 год зарегистрировано 336 лесных пожаров. Ущерб, причиненный лесному фонду, составил 354178 тыс. рублей. Основными причинами возникновения лесных пожаров являются неосторожное обращение с огнем местного населения и несанкционированное сжигание сухой травы на полях и лугах, поэтому большое значение имеет проведение предупредительных противопожарных мероприятий, направленных на предотвращение распространения пожаров в лесных массивах.
Имеющиеся пожарно-химические станции не обеспечены в полном объеме противопожарной техникой в соответствии с нормативами и помещениями для хранения технического оснащения. Необходимо приобретение техники и оборудования для осуществления профилактических мероприятий по предотвращению лесных пожаров и их тушению в начальной стадии, что в свою очередь снизит показатель удельной площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров.
Требует модернизации существующая система стационарного видеонаблюдения за пожарной обстановкой. Для размещения 12 новых видеокамер с программным обеспечением "Лесной дозор" требуется реконструкция существующих пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт). Применение указанных комплектов позволяет эффективно и своевременно выявлять очаги возгораний и оперативно организовывать их тушение.
В лесном фонде Калининградской области в течение почти двух десятилетий наблюдается значительное усыхание твердолиственных насаждений, развитие очагов вредителей и болезней леса и, как следствие, ухудшение санитарного и лесопатологического состояния насаждений. Практически разрушенная мелиоративная сеть ведет к подтоплению, заболачиванию, снижению продуктивности и доступности лесов, к увеличению распространения болезней и вредителей леса, к дальнейшему усыханию и гибели ресурса и является главной причиной ухудшающегося санитарного состояния лесов Калининградской области.
Основная задача лесозащиты - предупреждение вспышек массового размножения и распространения вредных насекомых и болезней, способных вызвать гибель насаждений, а также падение прироста древесины и снижение ее деловых качеств. Ущерб от повреждения лесов вредными организмами составляет в среднем 2300 руб. на 1 га. Несвоевременное выявление вспышек массового размножения опасных лесных вредителей (непарный шелкопряд, шелкопряд-монашенка, короед-типограф и другие) и оценка их последствий могут привести к катастрофическим повреждениям лесов на значительных площадях. Проведение лесозащитных мероприятий, в том числе лесопатологических обследований в полном объеме, позволит снизить площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней.
Особого внимания требует решение вопроса о восстановлении разрушенной мелиоративной сети и ее содержании. Без осушения лесных площадей Калининградской области невозможно достичь положительного успеха в выращивании ценных, перспективных лесов. В 2011 году, впервые за последние 20 лет, уделено внимание проблеме мелиорации земель лесного фонда Калининградской области. В настоящее время завершено проведение инвентаризации лесной мелиоративной сети, целью которой являлась комплексная оценка состояния мелиоративных систем, земель и лесной транспортной составляющей, оценка экологических показателей целесообразности проведения ремонта и реконструкции мелиоративной сети. По данным инвентаризации, 88% мелиоративной сети находится в неудовлетворительном состоянии, стоимость восстановительных работ составляет 26 446 462,2 тыс. рублей. Также требуется проведение работ по регистрации прав собственности на вышеуказанную сеть, по постановке ее на кадастровый учет.
Ведущим и наиболее объемным видом сырьевых ресурсов в лесах является спелая древесина - незаменимое сырье для многих отраслей народного хозяйства. Калининградская область является лесодефицитной областью. Общая потребность в деловой древесине удовлетворяется из лесов Калининградской области не полностью.
Допустимый ежегодный объем изъятия лесных ресурсов от всех видов рубок определен на основании данных лесохозяйственных регламентов лесничеств и составляет 470,1 тыс. м куб. Несмотря на развитую дорожную сеть и транспортную доступность лесов Калининградской области, расчетная лесосека в 2011 году освоена только на 62%. Основная причина - выход из строя лесной мелиоративной системы. В результате проведенных работ по реконструкции и ремонту мелиоративной сети к 2018 году планируется увеличить освоение расчетной лесосеки на 30%.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, также относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.
Базовое лесоустройство на территории Калининградской области проводилось в 2002 году. Срок действия материалов лесоустройства - 10 лет. Для наиболее эффективного планирования требуется произвести оценку состояния лесных ресурсов и возможности их использования с привлечением специализированных предприятий на основе использования современных дистанционных методов зондирования поверхности Земли, инновационных разработок по актуализации таксационных и картографических баз данных. Материалы лесоустройства являются в лесном хозяйстве основной информационной базой при государственном управлении лесами, планировании и техническом проектировании, ведении государственного лесного реестра. Проведение лесоустроительных работ на лесных участках запланировано на 2012-2015 годы.
С ростом уровня жизни населения возрастает потребность жителей в использовании рекреационных ценностей леса. Калининградская область имеет высокий потенциал для развития на своей территории рекреационного лесопользования. Данный вид деятельности способен приносить высокие доходы в бюджет и способствовать социально-экономическому развитию Калининградской области, создавать новые рабочие места, стимулировать другие отрасли экономики. Достоинством лесной отрасли является то, что эксплуатируемые рекреационные ресурсы при рациональном подходе являются почти полностью возобновляемыми. Все это заставляет выделить развитие рекреационного лесопользования в один из приоритетов региональной экономики. До настоящего времени данное направление использовалось недостаточно.
Вышеуказанные проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия. Это значительно снижает перспективы лесного комплекса в экономике Калининградской области, роль лесов в улучшении качества жизни граждан, сокращает возможности расширения использования лесов для других целей, прежде всего, рекреации, создания объектов нелесной инфраструктуры. В перспективе доля финансовых поступлений в бюджеты всех уровней от использования лесов в этих целях должна существенно увеличиться.
Решение указанных задач требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой долгосрочной Программы. Система программных мероприятий, взаимоувязанных по срокам, исполнителям и финансовым ресурсам, позволит решить задачи, направленные на достижение поставленных целей, с учетом сложившихся в Калининградской области экономических условий.
Настоящая Программа разработана в соответствии с основными положениями Лесного кодекса Российской Федерации на срок действия Лесного плана Калининградской области и лесохозяйственных регламентов лесничеств. Программа содержит комплекс системных мероприятий, реализация которых позволит обеспечить устойчивое развитие лесного хозяйства Калининградской области, существенное улучшение состояния лесов, увеличение поступления платежей за использование лесов в бюджеты всех уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.