Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблемы, обоснование программного подхода
14. В 2000-х годах на федеральном уровне были утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ, концепции реформирования бюджетного процесса и повышения эффективности межбюджетных отношений, качества управления государственными и муниципальными финансами, а также мероприятия по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора, основной целью которых являлось формирование в Российской Федерации современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами.
Общие результаты указанных реформ отражены в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р (раздел I).
15. В результате указанных реформ в значительной степени сформирована система управления государственными и муниципальными финансами в Калининградской области. В контексте федеральных программ и концепций на региональном уровне реализованы меры по реформированию бюджета, бюджетного процесса, межбюджетных отношений, бюджетных учреждений и бюджетных услуг. В 2007-2009 годах комплекс этих мер реализован в рамках областной целевой программы "Реформирование системы управления общественными финансами Калининградской области".
16. Наиболее существенными для Калининградской области стали следующие результаты реформ:
1) разграничение полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников публично-правовых образований;
2) введение формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
3) переход на казначейское исполнение бюджетов;
4) формирование новой бюджетной классификации;
5) формирование нормативной правовой базы бюджетного процесса в Калининградской области;
6) реализация принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
7) внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
8) переход от годового к среднесрочному бюджетному планированию;
9) переход к внедрению нормативного финансирования бюджетных услуг;
10) реализация новых правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и придание этому процессу публичности.
17. Вместе с тем в силу нереализованности отдельных заявленных мер, логики преобразований и ограниченного срока их реализации, а также с учетом текущих параметров бюджета и состояния бюджетной системы следует констатировать, что в сфере управления общественными финансами сохраняются системные недостатки и нерешенные проблемы. Основными являются следующие:
1) не в достаточной степени устойчивые экономические, политические и общественные установки в вопросах мобилизации доходов бюджетов Калининградской области;
2) недостаточно эффективны процедуры распределения ресурсов в условиях бюджетных ограничений;
3) не реализован в полной мере принцип "скользящей" трехлетки, среднесрочный бюджет слабо увязан с планами социально-экономического развития;
4) расходные обязательства не обладают достаточной гибкостью, что снижает возможности эффективного управления бюджетными расходами и порождает риски несбалансированности бюджета;
5) низкое качество планирования отдельных бюджетных ассигнований, ответственность за некачественное бюджетное планирование размыта;
6) процедуры оценки реализации областных целевых программ зачастую не позволяют делать выводы об их эффективности;
7) недостаточно жестко выстраивается политика в области управления дефицитом бюджета и государственным долгом;
8) низкая эффективность реестра расходных обязательств как инструмента планирования расходов;
9) отсутствует комплексная система оценки эффективности деятельности участников бюджетного процесса;
10) недостаточно прозрачны отдельные сферы деятельности с государственным и муниципальным участием;
11) отсутствуют действенные стимулы развития муниципальных образований, в том числе доходных баз местных бюджетов, эффективной бюджетной политики, а также механизмы антикризисного управления в отдельных муниципальных образованиях;
12) не совершенны механизмы экономического обоснования нормативов финансовых затрат на оказание бюджетных услуг;
13) система предоставления бюджетных услуг не обеспечивает в полной мере создание стимулов к повышению эффективности деятельности государственных учреждений и качеству предоставления услуг;
14) недостаточно развита бюджетная статистика;
15) формы бюджетного плана и отчета об исполнении бюджета не вполне отвечают принципу открытости (прозрачности) бюджета;
16) не соответствует современным требованиям система государственного финансового контроля.
18. Достижение целей социально-экономического развития Калининградской области невозможно без эффективной системы управления государственными и муниципальными финансами, адаптации ее к изменяющимся экономическим условиям. Увеличивается актуальность разработки и реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и модернизации управления общественными финансами Калининградской области.
19. Подход к формированию и реализации Программы предусматривает:
1) структурную эффективность региональной бюджетной системы;
2) операционную эффективность региональной бюджетной системы;
3) информационную эффективность региональной бюджетной системы.
20. Повышение структурной эффективности является основной составляющей модернизационных мер. Формирование задач и принятие решений осуществляется по направлениям, составляющим три уровня бюджетной системы:
1) макро-уровень, включающий в себя общие параметры бюджета и соответствующую сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, а также эффективность распределения ресурсов между публично-правовыми образованиями;
2) мезоуровень, включающий в себя распределение бюджетных ресурсов по направлениям социально-экономического развития и эффективность деятельности органов государственной власти;
3) микро-уровень, включающий в себя бюджетирование государственных и муниципальных услуг, целевых программ и мероприятий, эффективность государственных (муниципальных) учреждений.
21. Операционная эффективность предусматривает наличие (формирование) устойчивых инструментов, механизмов, процедур, позволяющих обеспечивать в долгосрочной перспективе структурную эффективность бюджетной системы.
22. Информационная эффективность предполагает централизацию информации, ее технологичность и доступность. Информационная эффективность обеспечивает:
1) управляемость операционной эффективностью;
2) подотчетность, прозрачность и обоснованность решений в сфере структурной эффективности бюджетной системы.
23. Настоящий подход к формированию и реализации Программы сформирован с учетом необходимости решения широкого спектра задач по повышению эффективности бюджетных расходов, комплексного подхода к их решению в целях обеспечения эффективности реализации поставленной цели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.