Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Содержание проблемы, обоснование необходимости программной разработки
14. Автомобильные дороги общего пользования имеют стратегическое значение, являются одним из важнейших элементов транспортной системы Калининградской области, оказывающим огромное влияние на социально-экономическое развитие Калининградской области. Состояние и уровень автомобильных дорог общего пользования непосредственно влияют на уровень и динамику экономической активности. Расширение дорожной сети стимулирует развитие смежных отраслей экономики, включая промышленность, машиностроение, жилищное строительство, сферу услуг, организаций малого бизнеса.
Роль дорожного хозяйства возрастает в условиях экономического роста. С увеличением качества и количества автомобильных дорог общего пользования возрастает конкурентоспособность автомобильного транспорта, снижаются затраты на эксплуатацию и ремонт подвижного состава, уменьшаются издержки производства, в себестоимость которых входит данный вид транспорта, уменьшаются затраты на транспортировку готовой продукции, что делает возможным снижение потребительских цен, увеличение спроса и рост благосостояния граждан.
В Калининградской области в настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения составляет 203,8 километра, регионального или межмуниципального значения - 4456,4 километра, в том числе автомобильных дорог с капитальным покрытием - 3397,9 километра. По статистическим данным, протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения на 01 января 2012 года составляет 2222,1 км, в том числе дорог с твердым покрытием - 1784,2 км. Все дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Калининградской области имеют твердое покрытие и насыщены искусственными сооружениями, мостами, путепроводами, водопропускными трубами. Всего на автомобильных дорогах общего пользования в Калининградской области числится 686 мостов и 4777 водопропускных труб.
Вместе с тем, при наличии плотности сети, параметры дорог не соответствуют требованиям современного движения - недостаточная ширина проезжей части, малые радиусы поворотов, наличие на обочинах деревьев.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения по категориям следующая: I кат. - 26,7 км, II кат. - 127,4 км, III кат. - 1208,1 км, IV кат. - 2046,3 км, V кат. - 1047,9 км (данные приведены в таблице 1).
Протяженность
автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения по категориям по состоянию на 01 января 2012 года
Таблица 1
N п/п |
Наименование муниципального образования |
Категории автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения |
Всего |
||||
I (км) |
II (км) |
III (км) |
IV (км) |
V (км) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Багратионовский муниципальный район, к западу от автодороги "Калининград-Мамоново-II (пос. Новоселово)- граница Республики Польша" |
|
39,5 |
56,0 |
145,9 |
16,3 |
257,7 |
2 |
Багратионовский муниципальный район, к востоку от автодороги "Калининград-Мамоново-II (пос. Новоселово)-граница Республики Польша" |
|
7,9 |
56,2 |
128,7 |
44,7 |
237,5 |
3 |
Гвардейский район |
- |
- |
111,5 |
94,0 |
94,4 |
299,9 |
4 |
Гусевский муниципальный район |
|
|
87,0 |
121,3 |
45,1 |
253,4 |
5 |
Гурьевский муниципальный район, Балтийский муниципальный район, Светловский городской округ |
|
76,4 |
12,0 |
115,2 |
57,6 |
261,2 |
6 |
Зеленоградский район, к западу от автодороги "Калининград-Зеленоградск" |
|
|
85,6 |
75,6 |
66,6 |
227,8 |
7 |
Зеленоградский район, к востоку от автодороги "Калининград-Зеленоградск" |
|
|
67,0 |
83,8 |
60,9 |
211,7 |
8 |
Краснознаменский муниципальный район |
|
|
107,8 |
70,7 |
99,9 |
278,4 |
9 |
Неманский муниципальный район |
|
|
49,7 |
119,3 |
104,5 |
273,5 |
10 |
Нестеровский район |
- |
3,6 |
49,6 |
148,3 |
125,3 |
326,8 |
11 |
Озёрский район |
- |
- |
78,2 |
119,1 |
74,4 |
271,7 |
12 |
Полесский муниципальный район |
|
|
111,1 |
145,6 |
65,5 |
322,2 |
13 |
Правдинский район |
- |
- |
195,2 |
266,5 |
35,1 |
496,8 |
14 |
Славский муниципальный район |
|
|
69,6 |
197,2 |
90,0 |
356,8 |
15 |
Черняховский муниципальный район |
|
|
71,6 |
215,1 |
67,6 |
354,3 |
16 |
Зеленоградский район, автомобильная дорога "Калининград-Зеленоградск с подъездом к аэропорту "Храброво" - (I очередь строительства кольцевого маршрута" |
26,7 |
|
|
|
|
26,7 |
17 |
Итого |
26,7 |
127,4 |
1208,1 |
2046,3 |
1047,9 |
4456,4 |
В 2011 году автомобильным транспортом перевезено через пограничные переходы 2,3 млн тонн грузов. Объем перевозок пассажиров по маршрутам внутриобластной автобусной сети в 2011 году достиг 40 млн человек.
При прогнозируемых темпах социально-экономического развития спрос на грузовые перевозки автомобильным транспортом к 2015 году увеличится до 3,25 млн тонн (увеличение относительно данных 2011 года на 41%). Объем перевозок пассажиров автобусами и легковыми автомобилями к 2015 году увеличится до 40,2 млн человек, что приведет к увеличению к 2015 году по сравнению с 2011 годом до 101%.
Прогнозируемый рост количества транспортных средств и увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте приведет к повышению интенсивности движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения к 2015 году по сравнению с 2011 годом на 15-25%.
Основными проблемами развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения являются следующие показатели:
значительное количество перевозок по автомобильным дорогам в Калининградской области осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к разрушению и преждевременному износу автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
основная доля автомобильных дорог в Калининградской области имеет по одной полосе движения в каждом направлении, менее 1 процента дорог от общей протяженности дорог имеют многополосную проезжую часть, что не позволяет обеспечить достаточную пропускную способность автомобильных дорог, безопасное и высокоскоростное обслуживание современных большегрузных транспортных средств.
По состоянию на 01 января 2012 года 181 мост (26,4%) на сети автомобильных дорог находится в неудовлетворительном состоянии, в том числе на 91 сооружении состояние не может быть доведено до нормативных требований путем проведения капитального ремонта (далее ремонтонепригодные мосты).
Часть автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения являются транзитными и проходят по территории городов и других населенных пунктов Калининградской области, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков и росту численности дорожно-транспортных происшествий.
Около 70% протяженности автомобильных дорог в Калининградской области не соответствуют нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, что приводит к повышению себестоимости автомобильных перевозок и снижению конкурентоспособности продукции предприятий.
Опережение роста интенсивности движения на автомобильных дорогах в Калининградской области по сравнению с увеличением протяженности и пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту уровня аварийности на сети дорог Калининградской области.
Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям экономики, является одним из инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития.
Для обеспечения прогнозируемых объемов автомобильных перевозок требуется строительство новых автомагистралей, крупных мостовых переходов, обходов городов, реконструкция перегруженных участков автомобильных дорог, приведение их в соответствие с нормативными требованиями к транспортно-эксплуатационному состоянию, обеспечение автомобильных подъездов к сельским населенным пунктам, имеющим перспективы развития, по дорогам с твердым покрытием.
Развитие дорожного хозяйства в соответствии с потребностями экономики требует четкого планирования развития дорожной сети одновременно с планированием расходов и разработкой стратегических ориентиров финансирования дорожного хозяйства на ближайшие годы, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
При подготовке Программы решение проблем рассматривалось с применением программно-целевого метода, позволяющего обеспечить оптимальное решение указанных проблем.
Реализация программных мероприятий сопряжена со следующими рисками:
риск ухудшения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита, сокращения объемов финансирования дорожной отрасли;
риск снижения интереса инвесторов к вложению средств в автомобильные дороги общего пользования из-за нерешенности вопросов совместного финансирования инфраструктурных инвестиционных проектов в виде субсидий из федерального бюджета, резервирования земельных участков для строительства автомобильных дорог общего пользования, что вызовет задержку привлечения и уменьшение объемов бюджетных средств для финансирования автомобильных дорог общего пользования, снижение темпов проведения дорожных работ;
риск превышения фактического уровня инфляции по сравнению с прогнозируемым, ускоренного роста цен на строительные материалы, машины, специализированное оборудование, что может привести к увеличению стоимости дорожных работ, снижению объемов строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования;
риск возможных изменений налогового законодательства Российской Федерации, приводящих к ухудшению финансово-экономического положения инвесторов и подрядных организаций, что негативно скажется на инвестиционной привлекательности дорожного хозяйства;
риск задержки завершения перехода на финансирование работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в соответствии с утвержденными нормативами денежных затрат, что не позволит в период реализации Программы существенно сократить накопленное в предыдущий период отставание в выполнении ремонтных работ на сети автомобильных дорог общего пользования и достичь запланированных в Программе величин показателей;
риск неисполнения подрядной организацией своих обязательств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.