Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Итоги развития и современное состояние сферы реализации подпрограммы 3
138. Развитие избирательной системы, обеспечивающей проведение свободных и легитимных выборов, является одной из важнейших задач, стоящих перед Российской Федерацией как перед правовым, демократическим государством. Реализация данной задачи невозможна без согласованных усилий всех органов публичной власти, иных участников избирательного процесса, таких как политические партии, иные общественные объединения, а также без комплексного, научно обоснованного подхода к развитию избирательной системы в условиях становления современной российской государственности.
Важность этой задачи неоднократно подчеркивалась Президентом Российской Федерации в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, в документах, определяющих ключевые направления развития России.
139. Анализ составов участковых избирательных комиссий в Калининградской области выявил, что на сегодняшний день к работе в участковых комиссиях привлекаются в большинстве случаев женщины - 78 процентов от общего числа членов комиссий. При этом третья часть членов комиссий как правило не имеют опыта работы в составах участковых комиссий и привлекаются к работе впервые.
140. Проведенный анализ по возрастным группам членов комиссий установил, что члены комиссии в возрасте от 18 до 30 лет составляют 19 процентов от общего числа членов комиссий, в возрасте от 30 до 50 лет - 39 процентов, в возрасте от 50 лет и старше - 42 процента.
141. Рассматривая уровень образования членов комиссий, можно сделать вывод, что 55 процентов членов избирательных комиссий в Калининградской области имеют высшее образование и только 1 процент от этого числа имеет высшее юридическое образование.
142. Анализ количества обращений в избирательные комиссии в Калининградской области в период организации и проведения выборов со стороны участников избирательных компаний показал следующее: при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2007 году - 84 обращения, аналогичные выборы депутатов в 2011 году - 94 обращения; выборы депутатов Калининградской областной Думы в 2006 году - 168 обращений, в 2011 году - 256 обращений.
143. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации ежегодно ставит перед избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации задачи по ведению регистра избирателей субъекта Российской Федерации, при этом норма допустимой погрешности в списках избирателей при проведении выборов устанавливается не более 0,5 процента. Статистика последних избирательных кампаний, проведенных на территории Калининградской области, показала следующее: в 2011 году погрешность в списках избирателей составила 1 процент - внесено на начало голосования 769 226 избирателей, по окончании голосования в списках - 771 553 избирателя; в 2012 году соответственно 753 744 / 771 837, погрешность составила 0,97 процента. С учетом того, что Регистр избирателей Калининградской области с последующим изготовлением списков избирателя ведется с учетом сведений, представляемых в избирательные комиссии главами муниципальных образований Калининградской области, возникает необходимость проведения систематической работы с органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, организациями, ответственными за предоставление главам муниципальных образований Калининградской области сведений об избирателях.
144. Исследование проведено при подготовке к разработке подпрограммы 3 с целью выявления необходимых мероприятий по реформированию избирательной системы Калининградской области. Полученные данные говорят о том, что специалисты, привлекаемые к работе в избирательных комиссиях, а также все участники избирательного процесса нуждаются в систематическом, углубленном изучении основ избирательного права и процесса.
145. На сегодняшний день происходит техническое переоснащение всех процессов, связанных с организацией и проведением голосования. И, безусловно, задача, стоящая на сегодняшний день перед Избирательной комиссией Калининградской области, - значительное "омоложение" составов участковых комиссий, привлечение к работе в избирательных комиссиях молодых, энергичных, юридически грамотных специалистов.
146. При этом к настоящему времени в Калининградской области, а также в практике государственного строительства других субъектов Российской Федерации накоплен обширный опыт проведения избирательных кампаний и во взаимодействии с научными и общественно-политическими институтами сформулированы конкретные направления развития различных элементов избирательной системы.
147. Однако на территории Калининградской области не было действующего нормативного правового акта программного характера, систематизирующего и обобщающего данный опыт и на этой основе формулирующего задачи по дальнейшему развитию избирательной системы. Подобный подход к обеспечению развития избирательной системы на территории Калининградской области до настоящего времени не применялся. Между тем использование программного подхода в развитии избирательной системы в опыте государственного строительства иных субъектов Российской Федерации демонстрирует его высокую эффективность. Например, подобные программы в разное время реализовывались в Республиках Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Брянской, Саратовской, Челябинской, Рязанской областях и т.д.
148. Опыт прошедших избирательных кампаний, особенно на областном и местном уровнях, показывает, что одной из основных проблем современной избирательной системы остается крайне низкий уровень правовой культуры избирателей. Сохраняется проблема необходимости формирования у граждан устойчивого представления о выборах как о демократической электоральной процедуре, повышения интереса к избирательному процессу в целом.
149. В связи с этим в подпрограмме 3 в соответствии с государственно-властными полномочиями Калининградской области, установленными федеральным законодательством и законодательством Калининградской области, и на основе тщательного и комплексного анализа всего имеющегося опыта в рамках обозначенного направления будут сформулированы четкие задачи по развитию избирательной системы на территории Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.