Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2, описание основных проблем и прогноз развития
154. В формировании ВРП Калининградской области за 2010 год доля оптовой и розничной торговли, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования составила в основных ценах 21,4%, за 2011 год - 17,1%.
155. В организациях оптовой и розничной торговли (включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) в 2010 году было занято 11,4% среднесписочной численности работников в Калининградской области, в 2011 году - 11,6%, в 2012 году - 11,6%.
156. Фонд заработной платы работников организаций оптовой и розничной торговли (включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) в 2010 году составил 10,1% всего фонда заработной платы, начисленной работникам списочного состава и внештатным совместителям всех видов деятельности, в 2011 году - 10,5%, в 2012 году - 9,3%.
157. Сфера розничной торговли характеризует состояние потребительского рынка. Основную часть денежных доходов население расходовало на покупку товаров и оплату услуг. В 2010 году доля этой статьи расходов составила 68,4%, в 2011 году - 74,2%, в 2012 году - 71%.
158. В период с 2010 по 2011 год на потребительском рынке России и Калининградской области ценовая ситуация складывалась одинаково: общее снижение темпов роста цен.
159. В 2012 году так же, как и в предыдущие два года, индекс потребительских цен в Калининградской области сложился ниже среднероссийского уровня во многом благодаря снижению цен на продовольственные товары и платные услуги.
160. В период 2010-2012 годов сохранилось увеличение темпов роста оборота розничной торговли и оборота платных услуг населению, данные о динамике которых в 2010-2012 годах приведены в таблице 7.
Значения индексов потребительских цен и темпов роста оборота розничной торговли и оборота платных услуг населению по Калининградской области, Российской Федерации и Северо-Западному федеральному округу за 2010-2012 годы приведены в таблице 7.
Таблица 7
N п/п |
Показатель |
Территория |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю предыдущего года (в %) |
Калининградская область |
108 |
105,7 |
105,6 |
Российская Федерация |
108,8 |
106,1 |
106,6 |
||
СЗФО |
109,2 |
105,8 |
106,1 |
||
2. |
Оборот розничной торговли, в сопоставимых ценах (в % к предыдущему году) |
Калининградская область |
101,0 |
103,0 |
104,8 |
Российская Федерация |
106,3 |
107,0 |
106,3 |
||
СЗФО |
105,9 |
104,5 |
107,7 |
||
3. |
Оборот платных услуг населению, в сопоставимых ценах (в % к предыдущему году) |
Калининградская область |
100,0 |
102,3 |
102,1 |
Российская Федерация |
101,5 |
102,9 |
103,7 |
||
СЗФО |
101,4 |
103,0 |
103,0 |
161. Доля Калининградской области в общем объеме оборота розничной торговли Северо-Западного федерального округа по итогам 2010 года составила 5,9% (6 место), по итогам 2011 года - 5,3% (5 место), в 2012 году - 5,6% (6 место).
На 01 января 2013 года в статистической части Статистического регистра хозяйствующих субъектов учтено 15862 организации, их филиала, а также другие обособленные подразделения с основным видом деятельности "Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", что составляет 31,2% от общего числа учтенных организаций всех видов деятельности. ИП с вышеуказанным видом деятельности учтено 17382, что составляет 51,4% общего числа учтенных ИП.
162. Оборот розничной торговли в 2012 году составил 109321,0 млн руб., что на 4,8% больше показателя 2011 года. При этом реальные располагаемые денежные доходы населения, как основной фактор, который зависит от динамики розничной торговли, в 2012 году (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) по сравнению с 2011 годом увеличились на 6,2%.
163. В 2012 году оборот розничной торговли на 95,2% формировался торгующими организациями и ИП, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 4,8% (в 2011 году - 94,8% и 5,2% соответственно).
164. В декабре 2012 года по отношению к декабрю 2011 года потребительские цены (тарифы) повысились на 5,6%, в том числе на продовольственные товары - на 5,2%, на непродовольственные товары - на 5,3%, на услуги - на 7%.
165. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров, включая напитки, и табачных изделий в 2012 году составил 47,9%, непродовольственных товаров - 52,1% (в 2011 году - 49,2% и 50,8% соответственно) (справочно: в России в 2012 году в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 46,5%, непродовольственных товаров - 53,5% (в 2011 году - 47,7% и 52,3% соответственно), в декабре прошлого года - 46,9% и 53,1% соответственно (в декабре 2011 года - 47,3% и 52,7%).
166. В декабре 2012 года по сравнению с декабрем 2011 года цены на продовольственные товары (без алкогольных напитков) повысились на 3,9%, алкогольные напитки стали дороже на 13%.
167. Среди наблюдаемых продовольственных товаров в декабре 2012 года по отношению к декабрю предыдущего года повысились цены на овощи на 28%, водку - на 17,6%, говядину - на 16,8%, муку - на 15,6%, яйца - на 14,9%, пиво - на 13,1%, свинину - на 9,6%, вина виноградные - на 9,9%, шампанское - на 7,2%, сельдь - на 7,9%, хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки - на 7,0%, консервы рыбные - на 6,5%, консервы фруктово-ягодные - на 8,1%, соль, соус, специи и концентраты - на 6,3%, рыбу мороженую (кроме сельди) - на 5,4%, напитки безалкогольные - на 5,6%, изделия мучные кондитерские - на 5,5%, продукты из мяса и птицы копченые - на 4,2%, макаронные изделия - на 4,8%, колбасные изделия - на 4,3%, мясо птицы и консервы мясные - на 3,9% каждое, полуфабрикаты мясные - на 3,0%, фрукты и цитрусовые, рыбу и морепродукты пищевые - на 2,5% каждое, варенье, джем, повидло, мед - на 2,8%, мороженое, филе рыбное мороженое - на 2,3% каждое.
168. В декабре 2012 года по сравнению с декабрем 2011 года снизились цены на молоко питьевое на 8,9%, крупу и бобовые - на 8,1%, творог - на 3,0%, сахар - на 5,2%, кофе - на 1,9%, сыр - на 0,4%.
169. Реальные денежные доходы населения в Калининградской области (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) к уровню 2011 года составили 106,6%.
Номинальные среднедушевые денежные доходы населения в Калининградской области в 2012 году составили 18794 рубля в среднем за месяц и по сравнению с 2011 годом увеличились на 11,3% (в реальном выражении увеличились на 6,3%).
Основную часть денежных доходов в 2012 году население расходовало на покупку товаров и оплату услуг. По сравнению с 2011 годом доля этой статьи расходов уменьшилась на 3,2 процентных пункта и составила 71%.
170. В то же время увеличилась доля расходов населения в Калининградской области на оплату обязательных платежей и взносов (на 0,3 процентного пункта), на накопление сбережений (на 2,7 процентного пункта) и на приобретение валюты (на 1,6 процентного пункта).
171. В 2012 году оборот оптовой торговли по организациям оптовой торговли составил 116,5 млрд рублей, по сравнению с 2011 годом составляет 104,9%, в декабре 2012 года по сравнению с декабрем 2011 года - 98,6%, по сравнению с ноябрем 2012 года - 113,3%. В 2012 году оборот оптовой торговли организаций всех видов деятельности с учетом неформальной деятельности составил 144,7 млрд рублей, что в товарной массе на 12,3% больше, чем в 2011 году.
172. В декабре 2012 года стоимость минимального набора продуктов питания по Калининградской области составила 2778,71 руб. и по сравнению с декабрем 2011 года увеличилась на 5,3%. Это ниже, чем в Северо-Западном федеральном округе на 101,02 руб., но выше, чем по России на 169,77 руб., или на 6,5% (в декабре 2011 года ниже, чем в Северо-Западном федеральном округе на 74,5 рубля, но выше, чем по России в целом на 220 рублей, или на 9,1%).
173. Торговые сети.
В настоящее время современные торговые организации представляют собой довольно непростой многофункциональный объект автоматизации. Это организационно-технологический комплекс, нередко с территориально распределенной структурой, обычно динамично развивающийся и имеющий довольно широкий набор специфических бизнес-процессов и направлений. В настоящее время тенденции развития этой отрасли характеризуются приходом на рынок Калининградской области крупных сетевых структур, поглощающих или экономически подавляющих и вытесняющих небольшие торговые организации.
В Калининградской области работают 1 областная (ООО "Торговая сеть "Семья") и 4 федеральных торговых сети (ООО "Виктория Балтия", ООО "Вестер", ОАО "Седьмой континент", ООО "МЕТРО Кэш энд Керри").
174. Группа компаний "Семья" (ООО "Торговая сеть "Семья" и ООО "Тетрис-Калининград") - областная торговая организация, успешно работающая с 1998 года. Группа компаний "Семья" владеет на территории Калининградской области сетями магазинов товаров повседневного спроса и универсамов, управляет розничными сетями различных форматов (супермаркет "Семья", "магазин у дома "Семья", магазины экономкласса "Экспресс" с торговыми площадями от 140 до 520 кв. м и ассортиментом от 4000 до 9000 наименований). В Калининградской области работают 35 магазинов, в том числе в г. Калининграде 30, средняя численность работников составляет 950 человек.
В 2012 году ведено в эксплуатацию 4 новых торговых объекта областной сети в Калининграде общей торговой площадью 1947,5 кв. м, на которых создано 121 рабочее место.
175. ООО "Виктория-Балтия" имеет сеть супермаркетов "Виктория" на территории Калининградской области с торговой площадью от 1800 до 7000 кв. м и ассортиментом от 2800 до 25000 наименований, магазины формата "магазин шаговой доступности" ("Квартал", "Дешево"), которые специализируются на розничной торговле продовольственными товарами. Под торговой маркой "Виктория" налажен выпуск питьевой воды. При супермаркетах имеются производственные цеха по выпуску хлебобулочных и кулинарных изделий, продукция из цехов ежедневно поступает в торговые залы. ООО "Виктория Балтия" также принадлежит магазин оптово-розничной торговли "Кэш энд Кэрри", работающий в формате магазина-склада. На территории Калининградской области осуществляют свою деятельность 10 супермаркетов "Виктория" и 44 "магазина шаговой доступности" (12 - "Дешево" и 32 - "Квартал").
176. Бизнес-ассоциация "Вестритейл" в Калининградской области сегодня объединяет ряд направлений розничного бизнеса, в том числе: торговую сеть "Вестер", дистрибьютерский центр - Азиатский распределительный центр, торговую компанию Maximus, розничную сеть "Книги и Книжечки", Электронную Торговую Компанию, компанию "Корпоративный сервис", компанию "РемТехСервис" и частное охранное предприятие "Вестер-Щит".
Основным направлением бизнес-ассоциации "ВестРитейл" является Калининградская розничная сеть "Вестер". Розничная сеть "Вестер" объединяет 24 торговых объекта в Калининградской области. Сеть развивает торговые форматы, такие как: супермаркет, гипермаркет, магазин "у дома" (Сосед) с торговой площадью от 420 до 3000 кв. м и ассортиментом до 10000 наименований.
177. Компания Maximus осуществляет розничную торговлю электроникой и бытовой техникой, объединяет бренды Maximus, "Техновыгода", "Алло!", "Нотник" и салон элитной техники "Премиум". В управлении компании находится более 70 торговых точек общей площадью более 18 тыс. кв. м.
178. Компания "Книги и Книжечки" осуществляет рознично-оптовую торговлю книгами и канцелярскими товарами и выступает ведущим оператором в Калининградской области в сфере книжной и печатной торговли, представленным в рознице сетью одноименных магазинов. Оптовое направление организации реализует продукцию посредством выездных агентов, и в сотрудничестве с вузами Калининградской области. Планы развития бизнес-ассоциации "Вестритейл" приведены в таблице 8.
Таблица 8
N п/п |
Вид деятельности |
Увеличение площадей по годам (тыс. кв. м) |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||
1. |
Новые торговые центры |
12 |
44,6 |
34,1 |
43 |
40 |
2. |
Food ритейл |
3,7 |
16,9 |
15 |
14 |
10 |
3. |
Non-food ритейл |
1,8 |
5 |
12 |
14 |
18 |
4. |
Торговля электронно-бытовой техникой |
0,72 |
1,4 |
1,6 |
2 |
2 |
179. ОАО "Седьмой континент" основано в 1994 году в городе Москве. ОАО "Седьмой континент" - имеет сеть универсамов на территории города Калининграда с торговой площадью до 1900 кв. м и численностью работающих до 700 чел. План размещения торговых центров ОАО "Седьмой континент" в Калининградской области приведен в таблице 9.
Таблица 9
N п/п |
Торговый центр |
Общая площадь, кв. м |
Торговая площадь, кв. м |
1. |
г. Калининград, ул. Батальная, 62А |
2001,9 |
213,8 |
2. |
г. Гурьевск, ул. Красная, 2А |
1315,7 |
121,8 |
3. |
г. Калининград, ул. Куйбышева, 91-91А |
1094,2 |
134,5 |
4. |
г. Калининград, ул. Уральская, 18 |
2952,3 |
337,6 |
5. |
г. Калининград, ул. Мариупольская , 14-7 |
4713,4 |
255,2 |
6. |
г. Калининград, ул. Лесопарковая, 1-7 |
1338,1 |
335,8 |
7. |
г. Калининград, ул. Согласия, 1 |
5081,5 |
400,6 |
8. |
г. Калининград, ул. Фрунзе, 15А |
4065,6 |
429,0 |
9. |
г. Калининград, ул. П. Емельянова, 215 |
1046,0 |
312,9 |
10. |
г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Строительная, 9А |
403,3 |
216,2 |
180. ООО "Метро Кэш энд Керри" в 2010 году открыло торговый центр в Калининграде (Московский проспект, д. 227). На торговой площади около 7500 кв. м организация делает предложение профессиональным клиентам: отелям, ресторанам, а также представителям розничной торговли малого и среднего форматов.
Большая доля продовольственных и непродовольственных товаров, представленных в торговом центре, поставляется калининградскими поставщиками и производителями. Сотрудничество с ООО "Метро Кэш энд Керри" предоставляет местным поставщикам новые возможности, что привносит дополнительный вклад в экономику Калининградской области. Более того, ООО "Метро Кэш энд Керри" создало 200 новых рабочих мест в Калининградской области, выступает в качестве крупного налогоплательщика.
Основные параметры торгового центра в Калининграде:
1) общая площадь торгового центра - 12 300 кв. м;
2) торговая площадь торгового центра - 7 500 кв. м;
3) парковка - 335 мест;
4) ассортимент - около 30000 наименований продовольственных и непродовольственных товаров.
181. Важные инфляционные составляющие выглядят следующим образом:
1) индекс потребительских цен в декабре 2012 года по отношению к декабрю предыдущего года составил 105,6% (в декабре 2011 года - 105,7%);
2) индекс цен на продовольственные товары в декабре 2012 года по отношению к декабрю предыдущего года составил 105,2% (в декабре 2011 года равнялся 103,6%, что на 9,2 процентного пункта меньше аналогичного показателя в 2010 году);
3) индекс цен на непродовольственные товары в декабре 2012 года по отношению к декабрю предыдущего года равняется 105,3% (в декабре 2011 года - 8,1%);
4) индекс цен на услуги в декабре 2012 года к аналогичному периоду составил 107,0% (в декабре 2011 года - 5,5%).
Реальная заработная плата одного работника, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в декабре 2012 года составила 107,4% к уровню декабря 2011 года.
182. Нормативное правовое обеспечение торговой деятельности.
В целях поддержания стабильности и социальной направленности развития потребительского рынка в Калининградской области в 2013 году продолжалась реализация государственной политики регулирования торговли путем принятия необходимых нормативных правовых актов и обеспечения их применения.
183. В рамках реализации Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в Калининградской области:
1) принято постановление Правительства Калининградской области от 28 мая 2010 года N 386 "О порядке разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Калининградской области";
2) издан приказ министра по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 14 марта 2011 года N 8 "О нормативах минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Калининградской области на 2011-2015 годы";
3) принят Закон Калининградской области "О регулировании торговой деятельности в Калининградской области";
4) издан Указ Губернатора Калининградской области от 05 июня 2012 года N 119 "О комиссии по вопросам развития торговой деятельности и реализации законодательства Российской Федерации в области торговли на территории Калининградской области";
5) принято постановление Правительства Калининградской области от 05 июля 2012 года N 494 "О порядке организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Калининградской области".
184. Обеспеченность населения Калининградской области площадью торговых объектов.
На территории Калининградской области норматив обеспеченности населения площадью торговых объектов установлен в размере 595,2 кв. м на одну тысячу человек населения. Основной задачей в сфере потребительского рынка на 2014-2020 годы будет достижение и превышение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденных для муниципальных образований Калининградской области.
Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Калининградской области на 2011-2015 годы приведены в таблице 10.
Таблица 10
N п/п |
Наименование муниципального образования Калининградской области |
Норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на 1000 чел. (кв. м ) |
||
суммарный |
по продаже продовольственных товаров |
по продаже непродовольственных товаров |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Багратионовский муниципальный район |
381,3 |
116,4 |
264,9 |
2. |
Балтийский муниципальный район |
358,4 |
109,4 |
249,0 |
3. |
Гвардейский район |
390,2 |
119,1 |
271,1 |
4. |
Гурьевский муниципальный район |
350,4 |
106,9 |
243,5 |
5. |
Гусевский муниципальный район |
387,2 |
118,2 |
269,0 |
6. |
Зеленоградский район |
354,7 |
108,2 |
246,5 |
7. |
Городской округ "Город Калининград" |
625,0 |
190,7 |
434,3 |
8. |
Краснознаменский муниципальный район |
351,3 |
107,2 |
244,1 |
9. |
Ладушкинский городской округ |
354,8 |
108,3 |
246,5 |
10. |
Мамоновский городской округ |
389,6 |
118,9 |
270,7 |
11. |
Неманский муниципальный район |
352,0 |
107,4 |
244,6 |
12. |
Нестеровский район |
364,4 |
111,2 |
253,2 |
13. |
Озёрский район |
366,1 |
111,7 |
254,4 |
14. |
Пионерский городской округ |
352,5 |
107,6 |
244,9 |
15. |
Полесский муниципальный район |
358,2 |
109,3 |
248,9 |
16. |
Правдинский район |
385,6 |
109,4 |
249,2 |
17. |
Светловский городской округ |
363,4 |
110,9 |
252,5 |
18. |
Светлогорский район |
347,0 |
105,9 |
241,1 |
19. |
Славский муниципальный район |
346,0 |
105,6 |
240,4 |
20. |
Советский городской округ |
360,4 |
110,0 |
250,4 |
21. |
Черняховский муниципальный район |
363,5 |
110,9 |
252,6 |
22. |
Янтарный городской округ |
383,7 |
117,1 |
266,6 |
В 2016 году будут разработаны и утверждены новые нормативы минимальной обеспеченности площадью торговых объектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года N 754 "Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов".
185. В целях повышения ценовой и территориальной доступности товаров и услуг для населения реализуются меры организационного характера, такие как организация и проведение ярмарок выходного дня, предоставление в первую очередь мест для размещения нестационарных торговых объектов местным производителям.
186. В настоящее время в городе Калининграде работают сельскохозяйственные ярмарки по субботам и воскресеньям на Центральной площади у "Дома советов". За 2012 год на территории Калининградской области проведено 397 ярмарок. На 2013 год в муниципальных образованиях Калининградской области запланировано провести 499 ярмарок, в том числе сельскохозяйственных - 112, ярмарок "выходного дня" - 339 и др.
187. Принятие постановления Правительства Калининградской области от 05 июля 2012 года N 494 "О порядке организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Калининградской области" упорядочило проведение ярмарок и способствовало увеличению числа планируемых на 2013 год ярмарок (сельскохозяйственных, выходного дня и т.д.) на 25,7%. Так, в 2011 году на территории Калининградской области проведено 363 ярмарки, в 2012 году проведено 397 ярмарок (в которых приняли участие 160 крестьянских (фермерских) хозяйств, ИП, личных подсобных хозяйств), в 2013 году - 741 ярмарка, в том числе сельскохозяйственных - 210, ярмарок "выходного дня" - 389.
188. Потребительская кооперация.
В Калининградской области осуществляет деятельность 15 потребительских обществ, входящих в состав КОСПО, которые являются основными операторами, осуществляющими торговую деятельность в сельской местности. Основные показатели деятельности организаций, входящих в состав КОСПО, приведены в таблице 11.
Таблица 11
N п/п |
Количество торговых объектов, входящих в систему потребительской кооперации в Калининградской области |
Ед. изм. |
2011 |
2012 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
в целом по Калининградской области |
ед. |
349 |
285 |
2 |
в малых городах |
ед. |
105 |
101 |
3 |
в сельских населенных пунктах |
ед. |
230 |
170 |
4 |
Удельный вес удаленных (труднодоступных) населенных пунктов, обслуживаемых организациями потребительской кооперации |
% |
39,6 |
26,5 |
5 |
Количество автолавок |
ед. |
4 |
3 |
6 |
Количество населенных пунктов, обслуживаемых автолавками |
ед. |
86 |
60 |
7 |
Удельный вес удаленных (труднодоступных) населенных пунктов, обслуживаемых автолавками |
% |
10,1 |
10,0 |
8 |
Розничный товарооборот, всего |
млн руб. |
1664 |
1800 |
9 |
в том числе оборот торговой сети |
млн руб. |
1493 |
1606 |
10 |
общественного питания |
млн руб. |
171 |
194 |
Основные показатели прогноза деятельности организаций, входящих в состав КОСПО до 2020 года, приведены в таблице 12.
Таблица 12
N п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
Ожид. 2013 г. |
Прогноз |
||||||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
||||
1. |
Оборот розничной торговли |
млн руб. |
1702 |
1808 |
1875 |
1968 |
2000 |
2100 |
2200 |
2300 |
2. |
Оборот общественного питания |
млн руб. |
210,7 |
228 |
233 |
246 |
260 |
270 |
280 |
290 |
3. |
Оптовый оборот |
млн руб. |
68,7 |
70 |
74 |
78 |
82 |
86 |
90 |
94 |
189. В настоящее время в Калининградской области насчитывается 1073 сельских населенных пункта, из них 616 - малонаселенные, с населением менее 100 человек. В системе потребительской кооперации Калининградской области работают 336 торговых организаций, в том числе 210 - в сельской местности. Торговая сеть потребкооперации обслуживает население 870 сельских населенных пунктов Калининградской области, в числе которых 144 населенных пункта с количеством жителей от четырех до двадцати человек. 93 обслуживаемых поселка удалены от районных городов на 20 километров и более. Выполняя социальную функцию, потребительская кооперация содержит в сельской местности 85 убыточных магазинов, в том числе автомагазины.
В организациях потребительской кооперации трех муниципальных образований Калининградской области - Полесского муниципального района, Озёрского района и городского поселения Железнодорожного имеются автомагазины для обеспечения жителей отдаленных и малонаселенных поселков товарами первой необходимости и товарами повседневного спроса.
В 2012 году 144 поселка Калининградской области с общим населением 11311 человек обслуживались посредством автомагазинов. Годовой товарооборот автомагазинов в 2012 году составил 10060 тысяч рублей, доходы - 1903 тысячи рублей, расходы на содержание и обслуживание 2681 тысяча рублей, соответственно убытки - 778 тысяч рублей. Расходы на содержание автомагазинов превышают доходы из-за больших затрат на топливо и ремонт устаревших моделей. Ныне действующие модели автомагазинов на базе ГАЗ-53 приобретены 20-25 лет назад. При этом графики обслуживания часто срываются из-за высокого износа (80%) и длительного срока службы (20-25 лет) специализированного автотранспорта.
В целях оказания государственной поддержки муниципальным образованиям Калининградской области в областном бюджете на 2017-2018 годы планируется предусмотреть расходы на приобретение 5 (пяти) автомагазинов, что позволит значительно расширить зону обслуживания, улучшить обеспечение отдаленных и малонаселенных сельских поселений услугами выездной торговли и качество жизни жителей, в том числе преклонного возраста, в сельской местности. Ориентировочная стоимость одной единицы спецавтотранспорта (автомобиля-фургона-автолавки) отечественного производства - от 865 тыс. руб. и выше. Таким образом, сумма для приобретения 5 (пяти) единиц указанного спецавтотранспорта может составить 4325 тыс. руб.
В приобретении новых автомагазинов нуждаются Нестеровское, Гвардейское, Гусевское, Полесское, Черняховское районные потребительские общества. Показатели обеспечения сельского населения товарами первой необходимости через автомагазины потребительских обществ Калининградской области приведены в таблице 13.
Показатели
обеспечения сельского населения товарами первой необходимости через автомагазины потребительских обществ Калининградской области
Таблица 13
N п/п |
Наименование показателя |
Нестеровское райпо |
Гусевское райпо |
Полесское райпо |
Гвардейское райпо |
Черняховское райпо |
||||||||||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2017 г. |
1018 г. |
2019 г. |
||
1. |
Количество обслуживаемых поселков |
22 |
28 |
30 |
18 |
20 |
24 |
23 |
25 |
28 |
20 |
25 |
30 |
22 |
26 |
28 |
2. |
Расстояние, проходимое автомагазином в год (км) |
32200 |
37200 |
39850 |
21020 |
23400 |
28080 |
27600 |
30000 |
33600 |
28800 |
36000 |
38500 |
21250 |
22300 |
25800 |
3. |
Население поселков (чел.) |
2206 |
2606 |
2790 |
1270 |
1400 |
1680 |
2108 |
2280 |
2550 |
1916 |
2370 |
2760 |
1330 |
1640 |
1820 |
4. |
Годовой объем товарооборота (тыс. руб.) |
2500 |
2700 |
2800 |
2400 |
2600 |
2800 |
3300 |
3500 |
3700 |
3000 |
3600 |
3900 |
2400 |
2600 |
2800 |
5. |
Доходы (тыс. руб.) |
500 |
540 |
560 |
480 |
500 |
550 |
650 |
690 |
740 |
600 |
700 |
750 |
480 |
510 |
550 |
6. |
Расходы (тыс. руб.) |
500 |
530 |
550 |
460 |
480 |
510 |
620 |
650 |
690 |
590 |
660 |
700 |
460 |
480 |
500 |
7. |
Убытки /прибыль (тыс. руб.) |
0 |
10 |
10 |
20 |
20 |
40 |
30 |
40 |
50 |
10 |
40 |
50 |
20 |
30 |
50 |
8. |
График обслуживания поселков |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
190. Защита прав потребителей.
Создание условий для обеспечения и защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей является неотъемлемой частью социальной политики государства.
Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении реальных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в реальной возможности граждан в реализации своих потребительских прав, рациональном использовании полученных доходов на приобретение качественных товаров (работ, услуг), безопасных для здоровья и имущества потребителей и не причиняющих вреда окружающей среде.
В 2012 году Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области было рассмотрено 3928 обращений граждан, число которых по сравнению с уровнем 2011 года увеличилось на 99,8% (в 2011 году - 1966 обращений).
191. Структура обращений следующая: количество обращений потребителей по поводу нарушений их законных прав при продаже технически сложных товаров, в том числе бытового назначения, составила 23,5%, мобильных телефонов - 10,6%, обуви - 8,3%, мебели - 6,6%, при оказании бытовых услуг - 6,7%, услуг сферы жилищно-коммунального хозяйства - 4,7% и др.
192. В 2012 году специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области подготовлены проекты 12 исковых заявлений в суды и 28 претензий (претензии потребителей в основном связаны с приобретением товаров, в которых проявились недостатки, а также с некачественным оказанием услуг).
В рамках информирования и консультирования потребителей Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области было подготовлено 53 публикации по вопросам Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей.
Действующее законодательство позволяет защищать права потребителей как в претензионном, так и в судебном порядке. Однако на практике реализация данных механизмов сдерживается низкой правовой грамотностью населения в вопросах защиты своих прав на получение качественных товаров и услуг.
193. Несмотря на то, что за последние годы заметны позитивные сдвиги в правовом поведении потребителей, важным фактором успеха в защите потребительских прав становится получение квалифицированной информационной и консультационной правовой поддержки.
194. Проведение систематического и целенаправленного государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, должно оставаться одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти.
195. Защиту прав потребителей в соответствии с установленными действующим законодательством полномочиями обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Калининградской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, общественные организации потребителей.
Немаловажную роль в деле защиты прав потребителей играют общественные организации потребителей, оказывающие юридические, экспертные, консультационные услуги по защите прав и законных интересов граждан.
В Калининградской области защиту прав потребителей осуществляют также общественные организации.
196. Основным направлением деятельности в вопросах защиты прав потребителей должно стать создание на территории Калининградской области необходимых условий для реализации потребителями своих законных прав, а также для обеспечения их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей Калининградской области, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика.
197. Работа с потребителями должна быть направлена в первую очередь на их просвещение, ознакомление с предоставленными законодательством правами, гарантиями и способами защиты. Прежде всего, это проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, распространение разъяснительных брошюр, оформление информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг), информирование потребителей через средства массовой информации и т.д.
Другой важной составляющей такой работы является информирование потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах (работах, услугах).
198. Работа с ИП и юридическими лицами (производителями, исполнителями работ, услуг) должна быть направлена, в первую очередь, на информирование индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о нормах действующего федерального и областного законодательства, а также о санкциях за их нарушение, облегчение доступа к нормативным правовым актам, создание условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства при работе на потребительском рынке.
Защита нарушенных прав наряду с мерами по реализации и обеспечению прав потребителей остается одним из основных направлений государственной социальной политики. При этом особое значение имеет защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающая интересы большого числа граждан.
199. Министерством по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области как уполномоченным органом в сфере регулирования торговой деятельности в 2012 году осуществлялось взаимодействие с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области по вопросам торговли и, в частности, по вопросам защиты прав потребителей.
200. Координация деятельности по выработке общей стратегии реализации государственной политики в области защиты прав потребителей на областном уровне осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в рамках Консультативного Совета по защите прав потребителей с участием профильных министерств Калининградской области, надзорных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, общественных организаций потребителей и представителей бизнеса.
В рамках работы указанного совещательного органа вырабатываются общие подходы к осуществлению практической деятельности по обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимаются определенные меры.
201. Указом Губернатора Калининградской области от 05 июня 2012 года N 119 образована Комиссия по вопросам развития торговой деятельности и реализации законодательства Российской Федерации в области торговли на территории Калининградской области.
202. Министерством по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области в 2012 году рассмотрено 86 обращений потребителей и содержащихся в них вопросов по поводу нарушения их прав, из которых 17,4% приходилось на нарушение прав в сфере торговли, 11,6% - на размещение нестационарных торговых объектов, 10,5% - на качество товаров, 4,7% - на бытовые услуги и 4,7% - на работу универсальных рынков и др.
203. Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявления опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке Калининградской области, необходимо осуществлять работу по проведению независимых потребительских экспертиз и сравнительных исследований товаров (работ, услуг). Планируется, что ежегодно Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области будет проводить не менее 5 сравнительных исследований и независимых экспертиз товаров (работ, услуг).
204. Министерством по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области осуществляется:
1) организация оказания консультационных услуг гражданам, подготовка ответов на обращения, связанные с вопросами защиты прав потребителей по торговой деятельности и оказания бытовых услуг, поступившие по телефону, электронной почте;
2) оказание методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области в решении задач по обеспечению защиты прав потребителей по вопросам торговой деятельности и оказания бытовых услуг.
205. Несмотря на динамичное развитие торговой деятельности на территории Калининградской области, сохраняется ряд проблем, которые необходимо решать программными методами. К основным проблемам относятся:
1) наличие значительного количества населенных пунктов с низкой численностью населения, не имеющих стационарных объектов торговли и обслуживаемых дистанционно, посредством автомагазинов и по заказам населения;
2) высокая стоимость специализированных и оснащенных необходимым торговым оборудованием автомобилей для осуществления дистанционной торговли и ремонта действующих автомагазинов из-за низкого качества дорог в сельской местности;
3) недостаток торговых объектов, применяющих социально ориентированные технологии обслуживания, в том числе дисконтные карты, скидки, акции по снижению цен и другие меры;
4) отсутствие крупного оптового звена на территории Калининградской области, баз, складов, цехов по переработке, мойке, упаковке, предпродажной подготовке сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей;
5) сокращение розничных универсальных рынков на территории Калининградской области, предоставляющих торговые места лицам, реализующим собственную продукцию по доступным ценам напрямую, минуя посредников;
6) невысокие объемы закупочной деятельности сельхозпродукции, дикорастущих грибов и ягод, лекарственных растений у населения, в том числе организациями потребительской кооперации;
7) высокая доля сетевых организаций, головные структуры которых находятся в г. Москве, куда направляются значительные объемы денежных средств населения и налоговые поступления от их деятельности;
8) жесткая конкуренция между сетевыми организациями и субъектами малого бизнеса, осуществляющими торговую деятельность в Калининградской области;
9) сокращение количества проверок федеральными контрольно-надзорными органами субъектов МСП в сфере потребительского рынка, что негативно влияет на безопасность и качество товаров и услуг, реализуемых в розничной сети.
206. Перечисленные проблемы могут быть решены с использованием программно-целевого подхода путем определения комплекса мер государственной поддержки, объемов финансирования на их реализацию, разработки показателей экономической, социальной и бюджетной эффективности, которые будут достигнуты в результате реализации поставленной цели подпрограммы 2. Это позволит модернизировать торговую инфраструктуру, увеличить объемы реализуемых потребительских товаров, в том числе в сельской местности, улучшить их качество и, как следствие, уровень жизни населения Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.