Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Итоги развития и современное состояние сферы реализации государственной программы
1. Развитие молодежной политики в Калининградской области происходило в несколько этапов, каждый из которых характеризуется различной степенью разработанности нормативно-правового поля, структурными преобразованиями, развитием инфраструктуры. В предыдущий период на развитие молодежной политики Калининградской области повлияли следующие события:
1) приняты основополагающие нормативные документы в области молодежной политики: Закон Калининградской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Калининградской области" и Закон Калининградской области "О государственной молодежной политике в Калининградской области";
2) созданы молодежные консультативные и совещательные органы при органах государственной власти Калининградской области: в 1999 году - Молодежная парламентская Ассамблея при Калининградской областной Думе (в 2013 году работает шестой созыв), в 2006 году - Молодежное правительство Калининградской области (в 2013 году работает четвертый состав);
3) в 2007 году произошел переход к программно-целевому методу в реализации молодежной политики, утверждены целевые программы Калининградской области в области молодежной политики, работа ведется по десяти приоритетным направлениям: содействие временной и сезонной занятости студенческой молодежи, развитие инфраструктуры молодежной сферы, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, развитие молодежной инициативы, поддержка талантливой и творческой молодежи, информационно-методическое и кадровое обеспечение молодежной политики, гражданское и патриотическое воспитание молодежи, пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей, профилактика асоциальных явлений, межрегиональное и международное молодежное сотрудничество;
4) с 2010 года ключевым ежегодным молодежным мероприятием, направленным на развитие молодежной инициативы, становится международный молодежный форум "Балтийский Артек";
5) в 2012 году приказом Агентства по делам молодежи Калининградской области от 19 января 2012 года N 3/1 утвержден перечень государственных услуг в сфере молодежной политики, начали работу Государственное бюджетное учреждение Калининградской области "Центр молодежи" и государственное бюджетное учреждение "Областной центр детского и молодежного отдыха "Жемчужина" (для сравнения в Архангельской области осуществляют деятельность четыре государственных учреждения сферы молодежной политики, в Мурманской области, Республике Коми, Вологодской области - по одному учреждению)1.
Это позволяет в настоящее время сфере молодежной политики качественно развиваться, динамично реагируя на новые потребности молодежи.
На начало 2013 года в Калининградской области проживали 954,77 тыс. человек. Молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет составляют 232,7 тыс. человек, или 24,4% населения Калининградской области. Из них 178 тыс. человек - городское население и 54,7 тыс. человек - сельское население.
Результаты периодических мониторингов в молодежной среде показывают, что за последние годы остаются неизменными такие ценностные установки молодого поколения, как "семейное благополучие, воспитание детей" (58%), "хорошее материальное положение" (50,0%). Далее следуют "интересная, позволяющая реализовать себя работа" (24,0%) и "успешная карьера" (14,0%), "культурное и духовное развитие, образование" (13,0%).
Сегодня инициативная молодежь объединена в основном в организациях студенческой, спортивной, благотворительной направленности и профессиональных союзах. По данным исследований, в работе молодежных организаций хотели бы принять участие 41% опрошенных: 13% собираются самостоятельно искать возможность, 28% примут участие в работе молодежной организации, если им предоставят такую возможность. По данным исследования, 13% участников анкетирования уже являются членами различных молодежных организаций.
По сведениям информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации, в Калининградской области на ноябрь 2013 года зарегистрированы 78 детских и молодежных общественных объединений (общественные организации, движения), для сравнения, в Архангельской области - 50, в Мурманской области - 38, в Республике Коми - 18.
Положение молодежи Калининградской области, социальное самочувствие молодых людей теснейшим образом связаны с уровнем их благосостояния. Свое материальное положение оценивают как "выше среднего" 42% молодежи. Наиболее "обеспеченными" ощущают себя молодые люди в возрасте 14-17 лет. Даже при незначительном увеличении возраста молодых людей видно, как оценки материального положения становятся все более "взвешенными". Половина опрошенных оценивает свое материальное благосостояние как "среднее".
Беспокойство вызывает миграция молодежи из села в город. Сегодня доля сельской молодежи составляет лишь 24% от общего количества молодежи Калининградской области. Это связано с тем, что молодежи в сельской местности трудно найти свое место на рынке труда, ее не устраивает уровень заработной платы. В основном, уезжает молодежь, которая не обременена семьей. Уезжая из села в город, молодые люди как правило не возвращаются обратно.
В силу пассивности, низкой мотивации части молодежи, отсутствия условий для ее оптимальной самореализации молодое поколение пока не стало активным субъектом деятельности в реализации государственной молодежной политики в Калининградской области, особенно это заметно в малых городах.
К сдерживающим дальнейшее развитие отрасли молодежной политики факторам относятся:
1) недостаточное обновление материально-технической базы, слабая финансовая база или отсутствие в малых городах и селах Калининградской области инфраструктуры молодежной сферы: центров молодежи, подростково-молодежных клубов, социальных служб молодежи;
2) низкий кадровый потенциал для реализации молодежной политики, отсутствие профильного высшего образования работников сферы молодежной политики;
3) отсутствие на федеральном уровне фундаментальной теоретической базы и методологических оснований молодежной политики, в том числе для разработки, реализации и контроля эффективности молодежных программ и системы мониторинга состояния молодежной среды, которые в настоящий момент только складываются и находятся в стадии разработки.
1 Здесь и далее для сравнения приводятся данные органов по делам молодежи субъектов Северо-Западного федерального округа Российской Федерации, численность молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет в которых близка к численности молодых людей в Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.