Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Итоги развития и современное состояние сферы реализации подпрограммы 2
88. В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция), что является показателем готовности Российской Федерации к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности:
1) на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
2) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы;
3) на социальные программы и услуги, включая реабилитацию, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации ограничений жизнедеятельности и здоровья доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 02 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 04 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
89. Одной из основных проблем для большинства инвалидов, в первую очередь, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, является неприспособленность окружающей среды для доступа данной категории граждан к объектам социальной инфраструктуры.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает серьезные социально-экономические последствия, такие как:
1) высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации;
2) равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании, их социальная разобщенность с лицами, которые не относятся к данной категории (отношенческие барьеры), предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний.
90. По состоянию на 01 января 2014 года на территории Калининградской области проживает 80925 инвалидов. Из них: инвалидов из числа ветеранов войны - 2624 человека, инвалидов общего заболевания, с детства и др. - 75453 человека, детей-инвалидов - 2848 человек.
На конец 2011 года число инвалидов составляло 82538 человек, то есть количество инвалидов за два года сократилось более чем на полторы тысячи человек.
За период с 2002 по 2006 год среднегодовой прирост этой категории граждан составлял 7,5 тысячи человек. Пополнение контингента лиц с ограниченными возможностями происходило в основном за счет роста численности инвалидов по общему заболеванию, прежде всего - пожилых людей, что в немалой степени было обусловлено стремлением людей воспользоваться дополнительными льготами, гарантированными государством.
Начиная с 2006 года количество инвалидов в Калининградской области стабилизировалось и в 2006-2011 годах составляло 82-83 тысячи человек. В последние два года численность инвалидов в Калининградской области стала снижаться.
91. Важнейшим условием и средством обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями участия в жизни общества является формирование доступной среды жизнедеятельности: беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, пользования транспортом, средствами связи и информации.
Особая значимость решения указанной проблемы для повышения эффективности социально-экономического развития Калининградской области состоит в том, что формирование среды жизнедеятельности с учетом требований доступности для инвалидов повысит социальные гарантии этой категории граждан, снизит бюджетную нагрузку на социальные службы, позволит инвалидам получать профессиональное образование и трудоустраиваться, что в свою очередь снизит нагрузку на финансовое обеспечение государственных гарантий инвалидам.
92. В Калининградской области в основном создана законодательная база, ориентированная на охрану прав и законных интересов инвалидов и других МГН. Вместе с тем Правительством Калининградской области особое внимание уделяется совершенствованию нормативно-правовой и организационной основы формирования в Калининградской области доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Действующими строительными нормами и правилами учитываются потребности инвалидов и МГН. Однако главной причиной того, что до сих пор в эксплуатацию иногда вводятся объекты, не приспособленные для данных категорий граждан, является недостаток государственного и общественного контроля.
В этой связи для обеспечения доступности городской среды для инвалидов и других МГН и для обеспечения дополнительного контроля на стадии согласования проектов и сдачи в эксплуатацию готовых объектов капитального строительства, а также при проведении мероприятий по благоустройству территорий во всех муниципальных образованиях Калининградской области созданы общественные комиссии, в состав которых включены представители общественных организаций инвалидов.
93. В целях определения степени соответствия требованиям доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, услуг образования и культуры, здравоохранения, спорта и отдыха с 2012 года на территории Калининградской области проводится паспортизация социально значимых объектов на предмет их доступности для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и других МГН.
В ходе паспортизации комиссии, в состав которых входят представители органов местного самоуправления и общественных организаций инвалидов, руководствуются методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики".
94. Информация о доступности для инвалидов и других МГН объектов социальной инфраструктуры в электронном виде размещается на общедоступном информационном ресурсе - федеральном интернет-портале http://zhit-vmeste.ru в разделе "Карта доступности". С целью объективной оценки состояния доступности для указанных категорий граждан и в соответствии с методикой формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 626, сведения о доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры регулярно обновляются.
95. Принимая во внимание, что на территории Калининградской области большинство социально значимых учреждений и организаций располагаются в зданиях довоенной постройки (в том числе относящихся к памятникам архитектуры), не подлежащих реконструкции, в целях обеспечения их доступности наиболее оптимальным является применение мобильных устройств и приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН.
96. Приоритетным направлением в работе Правительства Калининградской области является развитие сферы здравоохранения, в первую очередь, снижение цен на лекарства, обеспечение социально незащищенных граждан лекарственными препаратами по льготным ценам, обеспечение стационарных лечебных учреждений максимально необходимым количеством лекарств, совершенствование работы фонда обязательного медицинского страхования, борьба с такими заболеваниями, как туберкулез, ВИЧ, наркомания, сахарный диабет, оснащение учреждений здравоохранения новейшим оборудованием и многое другое.
Система здравоохранения Калининградской области, являясь важнейшим элементом общественной жизни, нацелена на решение стратегических задач развития Калининградской области, в том числе на укрепление физического и социального благополучия граждан, удовлетворение потребностей в качественной медицинской помощи.
97. Для достижения улучшения демографических характеристик и состояния здоровья населения Калининградской области постановлением Правительства Калининградской области от 10 сентября 2012 года N 726 утверждена целевая программа Калининградской области "Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2013-2017 годов".
В рамках данной программы реализуются мероприятия, направленные на оптимизацию сети и структуры медицинских учреждений Калининградской области, дальнейшее повышение доступности и качества медицинской помощи, приведение материально-технической базы лечебных учреждений, их оснащения медицинским оборудованием в соответствие с требованиями стандартов и порядков оказания медицинской помощи, включая проведение текущего и капитального ремонтов.
Указанные мероприятия позволяют повысить доступность и качество оказания медицинской помощи за счет развития первичной медико-санитарной помощи и профилактической направленности здравоохранения, дальнейшего укрепления сети и развития общеврачебных практик, совершенствования специализированной медицинской помощи.
98. В целях предоставления дополнительной поддержки жителям Калининградской области, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в обследовании и лечении в учреждениях здравоохранения федерального подчинения, иных лечебных учреждениях, находящихся за пределами Калининградской области, а также в медицинских организациях Калининградской области, постановлением Правительства Калининградской области от 28 декабря 2007 года N 895 утвержден Порядок предоставления социальной поддержки жителям Калининградской области в виде оплаты обследования и лечения в медицинских организациях, оказывающих высокотехнологичные виды медицинской помощи.
99. Вместе с тем не все учреждения здравоохранения в полном объеме оборудованы приспособлениями, облегчающими доступ инвалидов и других МГН в здания при посещении данных учреждений.
Также остается актуальным решение проблемы с оснащением учреждений здравоохранения адаптированным для инвалидов реабилитационным оборудованием. С целью повышения доступности и качества предоставления услуг в сфере здравоохранения дальнейшее оснащение учреждений реабилитационным оборудованием, адаптированным для инвалидов, и приспособлениями, облегчающими доступ в здания инвалидов и других МГН, будет осуществляться в рамках текущего финансирования учреждений.
100. В целях соблюдения статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая регламентирует право инвалидов на получение образования, с 2007 года реализуется проект дистанционной поддержки образования детей с особыми образовательными потребностями, направленный на создание в Калининградской области условий для полноценного качественного и доступного среднего полного общего и дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями путем интеграции традиционного и дистанционного обучения.
В Калининградской области создана Школа дистанционной поддержки образования детей с особыми потребностями, в которой на момент разработки подпрограммы 2 проходят обучение более 200 детей-инвалидов из 22 муниципальных образований Калининградской области.
101. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения Калининградской области оборудованы специализированным компьютерным оборудованием - многофункциональными аппаратно-программными комплексами: творческими студиями (изобразительное искусство, музыка, фото- и видеоаппаратура), лингвистическими классами, классами изучения иностранных языков, а также дизайнерскими классами для неслышащих детей. Медицинские кабинеты оснащены необходимым специализированным оборудованием.
В 2011 и 2013 годах в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы в Калининградской области проводились мероприятия, направленные на формирование сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Указанные мероприятия позволили создать в 21 образовательном учреждении Калининградской области универсальную безбарьерную среду и обеспечить оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности образовательных учреждений) для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В 2014 году требуется продолжить работу в этом направлении, адаптировав еще 7 учреждений общего образования.
102. В системе профессионального образования на территории Калининградской области осуществляют образовательную деятельность 52 учреждения, в том числе 16 областных государственных учреждений среднего профессионального образования. Всего в учреждениях профессионального образования обучается 552 инвалида, в том числе в учреждениях среднего профессионального образования - 423 человека, в учреждениях высшего профессионального образования - 129 человек.
В Калининградской области имеется специализированный профессиональный техникум-интернат для инвалидов, расположенный в г. Советске, в котором люди с ограниченными возможностями в возрасте от 16 до 40 лет не только получают профессиональное образование, но и проходят полный курс реабилитации. Здание, в котором располагается техникум, полностью приспособлено для граждан с ограниченными возможностями, в том числе передвигающихся на колясках.
В рамках целевой программы Калининградской области "Развитие профессионального образования на 2012-2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 23 ноября 2011 года N 890, реализуются мероприятия, направленные на обеспечение жителям Калининградской области независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья, доступности профессионального образования, соответствующего современным образовательным стандартам.
103. Вместе с тем анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить проблемы в этой области, в том числе:
1) отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
2) недостаток специального оборудования для обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
3) инфраструктура образовательных учреждений не в полной мере адаптирована для инвалидов.
104. Учитывая, что физическая культура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации и интеграции инвалидов в обществе, в Калининградской области значительное внимание уделяется вопросам адаптивного спорта, а также популяризации среди инвалидов регулярных занятий физкультурой и спортом.
На момент разработки подпрограммы 2 организационная структура развития адаптивного спорта среди жителей с ограниченными физическими возможностями включала в себя:
1) государственное бюджетное учреждение Калининградской области "Спортивный клуб инвалидов";
2) государственная комплексная специализированная "Адаптивная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва".
В структуре Государственного бюджетного учреждения Калининградской области "Спортивный клуб инвалидов" действуют 13 отделений в городах Калининграде, Полесске, Балтийске, Советске, Гусеве, Нестерове, Черняховске, Краснознаменске, Гурьевске, Славске, Озёрске, Немане и Мамоново.
В спортивных секциях клуба проводились занятия по 9 видам спорта - легкой атлетике, настольному теннису, дартсу, шашкам, шахматам, армспорту, жиму лежа, стрельбе пулевой, мини-футболу.
В 2011 году на выделенные из областного бюджета средства был приобретен спортивный инвентарь и получили развитие новые виды спорта - академическая гребля, пауэрлифтинг, настольный теннис (слепых), велосипедный спорт - тандем для инвалидов по зрению, бочче, теннис, керлинг, что позволило дополнительно привлечь к занятиям физической культурой 226 спортсменов-инвалидов.
В структуре государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Калининградской области "Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа" работают отделения в городах Немане, Черняховске, Полесске, Нестерове, Гусеве, Балтийске, Советске, в поселках Сосновка, Большое Исаково, а также на базе школ-интернатов для слабовидящих и слабослышащих детей (г. Калининград), в которых занимаются 306 воспитанников.
С начала 2012 года государственное бюджетное учреждение дополнительного образование детей Калининградской области "Комплексная специализированная адаптивная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" открыло 6 новых отделений: в г. Багратионовске - по легкой атлетике, в г. Калининграде - по керлингу, шахматам и два по плаванию, в п. Большое Исаково - по футболу, в связи с чем количество воспитанников учреждения увеличилось на 90 человек.
С апреля 2012 года на базе спортивного клуба "Альбатрос" функционирует отделение по керлингу, в котором занимаются дети-инвалиды по слуху. Помощь тренеру при работе с детьми оказывает сурдопереводчик.
В марте 2012 года на базе интерната для слабовидящих детей открыто отделение по шахматам, в котором занимаются 24 ребенка.
В 2013 году открыты отделения по футболу и легкой атлетике на базе Багратионовского интерната для детей с нарушением интеллекта.
Ежегодно проводятся фестивали детского адаптивного спорта Калининградской области. В каждом фестивале участвует более 250 детей со всех районов Калининградской области.
В начале 2012 года в целях реализации мероприятий, предусмотренных в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, за счет средств субсидии из федерального бюджета, а также средств областного бюджета закуплен специализированный пассажирский микроавтобус для государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Калининградской области "Комплексная специализированная адаптивная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва", оснащенный подъемником для перевозки инвалидов, что позволило воспитанникам посещать различные спортивные мероприятия.
В целях материальной поддержки спортсменов-инвалидов учреждены ежегодные гранты Губернатора Калининградской области в номинации "Физическая культура и спорт".
105. Что касается вопроса доступности спортивных объектов для проведения занятий с инвалидами, то в настоящее время на территории Калининградской области функционируют 6 физкультурно-оздоровительных комплексов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения. Кроме того, для занятий инвалидов физкультурой и спортом на территории Калининградской области доступен 1 001 объект из категории плоскостных спортивных сооружений (спортивные стадионы и площадки).
106. Вместе с тем развитие спорта среди инвалидов имеет ряд проблем:
1) инфраструктура спортивных объектов не в полной мере адаптирована для инвалидов;
2) необходимо специализированное оборудование для занятий с инвалидами, имеющими различные степени и формы ограничений.
107. Общественный транспорт, являющийся важной составляющей активной социальной и трудовой жизни, в основном не приспособлен для пользования инвалидами, что создает серьезную проблему для инвалидов и МГН при передвижении по улицам и пользовании транспортом.
В целях решения вопросов доступности общественного транспорта для инвалидов и МГН при заключении органами местного самоуправления Калининградской области муниципальных контрактов на право пассажирских перевозок устанавливается обязательное требование о наличии у автоперевозчика транспортных средств, оборудованных для инвалидов. Согласно данным договорам на каждом маршруте должно работать как минимум одно транспортное средство, имеющее технические возможности для посадки и высадки инвалидов и МГН. Предусмотренное договорами обновление транспортного парка также проходит с учетом интересов данной категории граждан.
Для расширения доступности городской среды для людей с ограниченными физическими возможностями ежедневно на городские маршруты г. Калининграда выходит более 30 транспортных средств, оборудованных аппарелью (пандусом) для перевозки людей с ограниченными возможностями. Информацию о маршрутах, обеспеченных оборудованным для инвалидов и МГН общественным транспортом, количестве указанных транспортных средств и порядке их выхода на линию граждане могут получить как непосредственно у самих автоперевозчиков, так и в средствах массовой информации, а также в администрациях муниципальных образований Калининградской области.
При проведении мероприятий, направленных на изменение организации работы общественного транспорта, в том числе железнодорожного, на этапе обсуждения привлекаются представители региональных общественных организаций инвалидов. Информация о предстоящих изменениях организации работы общественного транспорта размещается на сайтах Правительства Калининградской области и Министерства развития инфраструктуры Калининградской области, публикуется в средствах массовой информации.
108. В рамках реализации целевых программ Калининградской области "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Калининградской области на 2013-2018 годы" (постановление Правительства Калининградской области от 24 декабря 2012 года N 1046) и "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог центральной части городских поселений Калининградской области на 2012-2021 годы" (постановление Правительства Калининградской области от 30 ноября 2012 года N 921) проводятся работы по обустройству дорожной сети Калининградской области для удобства передвижения инвалидов, в том числе по ремонту, строительству внутриквартальных проездов и тротуаров. При этом во всех зонах размещения учреждений массового посещения предусматривается система тротуаров, пешеходных дорожек с возможностью проезда механических инвалидных колясок. Работы выполняются с понижением бордюрного камня и установкой пандусов с предельно допустимыми уклонами.
109. В целях обеспечения доступности транспортных услуг для инвалидов в Калининградской области создана и развивается Социальная служба перевозок ("социальное такси"), подразделения которой действуют во всех муниципальных образованиях области. Автопарк службы состоит из 35 микроавтобусов, 27 из которых приспособлены для перевозки инвалидов-колясочников. В течение года услугами службы пользуется более 5 тыс. человек.
110. В рамках целевой программы Калининградской области "Развитие системы социальной защиты населения и совершенствование трудовых отношений на 2007-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 08 декабря 2006 года N 923, проведены мероприятия по обеспечению доступности 11 областных учреждений социального обслуживания для инвалидов и других МГН.
В целях обеспечения доступности для инвалидов здания областного государственного казённого учреждения Калининградской области "Центр социальной поддержки населения", расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Геологическая, дом 1, где находятся служба "одного окна" и отдел обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в 2011 году за счет внебюджетных средств проведены работы по реконструкции, обеспечившие доступность здания для инвалидов и других МГН.
Кроме того, за счет внебюджетных средств в 2011-2012 годах были приобретены ступенькоходы для комплексных центров социального обслуживания населения в г. Калининграде и г. Светлом.
В 2013 году такие устройства приобретены для всех комплексных центров во всех муниципальных образованиях Калининградской области, а также для реабилитационных центров и домов-интернатов для престарелых и инвалидов.
111. Для организации предоставления инвалидам реабилитационных услуг в Калининградской области целенаправленно проводится работа по развитию реабилитационных учреждений. В настоящее время в Калининградской области функционируют три детских реабилитационных центра и один центр для взрослых инвалидов. Единовременно в них могут проходить реабилитацию более 200 человек. В целях увеличения объема услуг и количества обслуживаемых детей-инвалидов в конце 2013 года после завершения капитального ремонта введено в эксплуатацию второе здание реабилитационного центра "Жемчужина" в г. Советске.
С учетом социальной значимости реабилитации инвалидов старше 18 лет с психическими заболеваниями и в целях увеличения охвата инвалидов реабилитационными услугами в 2011 году открыто реабилитационное отделение для данной категории граждан в пос. Олехово Озёрского района и отделение дневного пребывания для молодых инвалидов в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Калининградской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья "Детство", в 2012 году открыты отделения дневного пребывания для молодых инвалидов с умственными и психическими отклонениями при детском реабилитационном центре "Особый ребенок" (г. Калининград) и аналогичное отделение для детей-инвалидов в Центре помощи семье и детям "Доверие" (г. Светлый).
В 2012 году в 10 комплексных центрах соци
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.