Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
программной разработки
14. Выбор инновационной стратегии развития Российской Федерации, направленность на модернизацию и технологическое развитие экономики Калининградской области на инновационной основе обуславливают необходимость выработки и реализации политики в области профессионального образования, решающего важнейшую задачу кадрового обеспечения проводимых преобразований.
15. Экономика Калининградской области, несмотря на определенные потери в период глобального финансового кризиса, имеет значительный стартовый социально-экономический потенциал, позволяющий при эффективном использовании рассчитывать на успешную модернизацию промышленности Калининградской области, стабилизацию, подъем экономики и ее расширенное воспроизводство, относительно быстрое формирование кластерных структур, всестороннюю адаптацию Калининградской области к новым экономическим и социальным вызовам, формирующимся под воздействием глобальных и локальных экономико-политических тенденций. Все это в конечном итоге приведет к росту качества жизни населения.
16. По данным Росстата (январь 2010 года) в Калининградской области постоянно проживает 937,9 тыс. граждан, численность экономически активного населения составляет 523,9 тыс. человек, из которых в экономике занято 475,0 тыс. человек. Численность населения трудоспособного возраста - 602,3 тыс. человек (64,3%), лиц старше трудоспособного возраста - 196,2 тыс. человек (20,9 %), лиц пенсионного возраста - 458,6 тыс. человек (49 %). Динамика и прогноз удельного веса основных возрастных групп населения свидетельствует о возрастании доли лиц старше трудоспособного возраста.
17. Экономика Калининградской области характеризуется достаточно высокой степенью диверсификации - в Калининградской области не существует отраслей и кластеров, которые могли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития.
18. Развитие инновационной сферы, энергетики, траспортно# -логистического комплекса, туризма, сельского хозяйства, пищевой промышленности, деревообработки, судостроения, машиностроения, строительной индустрии определено в качестве приоритета экономической политики Правительства Калининградской области на ближайшие годы.
19. По данным Министерства экономики Калининградской области (июнь 2011 года) в последние годы структура валового регионального продукта Калининградской области сложилась и не претерпевает существенных изменений, наибольший удельный вес в ней занимают оптовая, розничная торговля и обрабатывающие производства. Из-за быстрого восстановления экономики доля обрабатывающих производств в валовом региональном продукте в 2010 году вышла на первое место, опередив торговую деятельность. По отношению к 2010 году в 2011 году индекс промышленного производства по оценкам составит 126,7%, индекс обрабатывающих производств прогнозируется на уровне 125,3%.
20. Наибольшее влияние на изменение сводного индекса обрабатывающих производств оказывают производство транспортных средств и оборудования, производство пищевых продуктов, электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
21. Продолжают расти объемы производств, специализирующихся на обработке древесины и производстве изделий из дерева. Рост в 1 квартале 2011 года составил 98,8% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Также на 2,8% выросло производство пищевых продуктов. Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", по итогам первых пяти месяцев 2011 года составил 4,46 млрд руб., что на 38,1% больше, чем в аналогичном периоде 2010 года.
22. По прогнозам, в последующие годы индекс промышленного производства вырастет на 7%. Высокий темп роста индекса промышленного производства будет достигнут, прежде всего, за счет увеличения выпуска промышленной продукции обрабатывающих производств, а также запуска второго энергоблока Калининградской ТЭЦ-2.
23. Возможность достижения прогнозных значений показателей развития обрабатывающих производств во многом будет определяться по результатам реализации в период с 2010 по 2013 год инвестиционных проектов (своевременного ввода в эксплуатацию и выхода на полную мощность промышленных объектов), реализуемых резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области, а также по результатам создания на территории Калининградской области в среднесрочной перспективе четырех промышленных зон.
24. В ближайшие годы планируется значительный прирост инвестиций, прежде всего, за счет реализации таких проектов, как:
1) проведение строительных работ на Балтийской атомной электростанции;
2) развитие транспортного комплекса;
3) деятельность резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области;
4) реализация мероприятий Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2001 года N 866;
5) реализация инфраструктурных проектов в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года.
25. Для экономического роста требуется увеличение численности граждан, занятых в экономике. Увеличение доли населения, занятой в экономике, должно обеспечиваться путем регулирования государственного заказа на подготовку кадров для отраслей, обеспечивающих рост валового внутреннего продукта. Также резерв повышения численности занятых в экономике может быть увеличен за счет профессиональной переподготовки безработных граждан и граждан трудоспособного возраста, не вовлеченных в экономику (по данным Росстата на 01 апреля 2011 года в Калининградской области 74,5 тыс. человек трудоспособного возраста не вовлечены в экономику).
26. Таким образом, инновационный сценарий развития основных отраслей Калининградской области может быть обеспечен только при наличии достаточного числа высококвалифицированных кадров.
27. Особую роль в подготовке достаточного числа высококвалифицированных кадров должны сыграть профессиональные образовательные организации как основные поставщики квалифицированной рабочей силы, востребованной на рынке труда Калининградской области.
28. В Калининградской области сложилась разветвленная и многоуровневая система оказания образовательных услуг населению. Она охватывает более 56 тысяч человек, получающих различные виды профессионального образования.
29. В силу геополитического положения Калининградской области рынок образовательных услуг сосредоточен исключительно на обслуживании потребностей населения Калининградской области, изолирован от общероссийской образовательной системы. Однако модель профессионального образования Калининградской области полностью соответствует общероссийской.
30. По состоянию на сентябрь 2011 года в Калининградской области по профессиям начального профессионального образования обучалось 5750 человек, из них:
1) 1255 человек в 4 областных государственных организациях начального профессионального образования;
2) 4195 человек в 10 областных государственных организациях среднего профессионального образования;
3) 300 человек в 2 федеральных организациях начального профессионального образования.
31. По специальностям среднего профессионального образования обучалось 13 143 человека, из них:
1) 5 272 человек в 14 областных государственных организациях среднего профессионального образования;
2) 3 081 человек в 3 федеральных государственных организациях среднего профессионального образования;
3) 882 человека в 5 негосударственных организациях среднего профессионального образования;
4) 2 187 человек в 2 федеральных государственных организациях высшего профессионального образования;
5) 167 человек в 1 негосударственной организации высшего профессионального образования;
6) 1372 человека в 1 филиале федеральной государственной организации высшего профессионального образования;
7) 182 человека в 2 филиалах негосударственных организаций высшего профессионального образования.
32. По специальностям высшего профессионального образования обучалось 37 278 человек (данные приведены без учета обучающихся в вузах МВД России, ФСБ России, Минобороны России):
1) 22 338 человек в 3 федеральных государственных организациях высшего профессионального образования;
2) 2 069 человек в 3 негосударственных организациях высшего профессионального образования;
3) 4 445 человек в 10 филиалах федеральных государственных организаций высшего профессионального образования;
4) 8 426 человек в 11 филиалах негосударственных организаций высшего профессионального образования.
33. Подготовка кадров в Калининградской области осуществляется по 68 профессиям начального профессионального образования, 83 специальностям среднего профессионального образования, 114 специальностям высшего профессионального образования.
34. Однако перечень направлений подготовки рабочих кадров и специалистов в неполном объеме соответствует требованиям рынка труда.
35. Наибольшая диспропорция в подготовке кадров для рынка труда Калининградской области наблюдается в системе высшего профессионального образования.
36. Из общего числа студентов вузов 60,0% обучаются по двум основным группам специальностей: 42,0% обучаются по группе специальностей "Экономика и управление", 18,0% - по группе специальностей "Гуманитарные науки". Переизбыток специалистов также наблюдается по следующим группам специальностей: "Сфера обслуживания" - 4,5%, "Транспортные средства" - 4,0% и "Строительство и архитектура" - 4,0% .
37. В системе среднего профессионального образования прослеживается почти та же тенденция. По группе специальностей "Экономика и управление" обучается 15,9% от общего числа студентов, по группе специальностей "Архитектура и строительство" - 12,8% обучающихся, по группе специальностей "Сфера обслуживания" - 7,5% обучающихся, по группе специальностей "Гуманитарные науки" - 7,0% обучающихся.
38. Данные по структуре подготовки в системе начального профессионального образования также не соответствуют потребностям развития экономики Калининградской области. Из общего числа учащихся 17,7% обучается по группе профессий "Транспортные средства" (основная профессия "Автомеханик"), 16,3% - по группе профессий "Технология продуктов и товаров", 13,7% - по группе профессий "Сфера обслуживания".
39. Количество выпускников организаций профессионального образования в 2011 году всех форм обучения составило 15 136 человек, из них:
1) начального профессионального образования - 2037 человек;
2) среднего профессионального образования - 3225 человек;
3) высшего профессионального образования - 9873 человека.
40. Количество выпускников организаций профессионального образования в 2011 году дневной формы обучения составило 7 469 человек, из них:
1) начального профессионального образования - 2037 человек;
2) среднего профессионального образования - 2408 человек;
3) высшего профессионального образования - 3024 человека.
41. В 2011 году по укрупненным группам специальностей наибольший выпуск специалистов, обучающихся только по дневной форме, составил:
1) по группе специальностей высшего профессионального образования "Экономика и управление" - 32,1%, "Гуманитарные науки" -16,2%;
2) по группе специальностей среднего профессионального образования "Экономика и управление" - 18,4%, "Сфера обслуживания" -13,6%;
3) по группе профессий начального профессионального образования "Транспортные средства" - 22,6%, "Сфера обслуживания" - 20,1%.
42. Данные выпуска специалистов и рабочих кадров по укрупненным группам специальностей в 2011 году приведены на рисунке 2:
Рисунок 1. Выпуск специалистов и рабочих кадров по укрупненным группам специальностей в 2011 году
43. За последние три года распределение занятости выпускников по видам экономической деятельности организаций, в которых они работают, показывает, что существенную часть рабочих мест выпускникам предлагают организации оптовой и розничной торговли, организации, сферой деятельности которых является ремонт автотранспортных средств, где занято 17,3% выпускников. На втором месте сектор социальной сферы -14% выпускников. Доля выпускников с финансово-экономическим образованием в 2,5 раза превышает потребность организаций финансовой сферы. Наибольший кадровый дефицит испытывают обрабатывающие производства. Дефицит специалистов для этой сферы составляет 58,5%.
44. Проведенный Министерством образования Калининградской области в 2010 году мониторинг трудоустройства выпускников 2008-2009 годов выявил, что из общего количества работающих выпускников только 69,2% работают по полученной после окончания учебного заведения профессии или специальности.
45. Одна из причин трудоустройства выпускников не по специальности - сложившийся в Калининградской области дисбаланс в подготовке кадров с экономическим, гуманитарным профилем и профилем сферы обслуживания.
46. Из общего числа выпускников, работающих не по специальности, 28,0% - это выпускники вузов и организаций среднего профессионального образования по группе специальностей "Экономика и управление", 16,0% - выпускники вузов и организаций среднего профессионального образования по группе специальностей "Архитектура и строительство", 10,0% - выпускники вузов и организаций среднего профессионального образования по группе специальностей "Гуманитарные науки".
47. Еще одной причиной трудоустройства выпускников не по специальности является требование работодателей к опыту работы. Число выпускников, получивших отказы работодателей из-за отсутствия опыта работы, вызванные недоверием работодателей к качеству подготовки специалистов, составляет 21,3%.
48. Данные факты свидетельствуют, что в Калининградской области (также как и в Российской Федерации) наблюдается несоответствие номенклатуры и качества предоставляемых образовательных услуг в сфере профессионального образования требованиям работодателей и рынка труда. Вследствие этого происходит снижение уровня влияния профессионального образования на социально-экономическое развитие Калининградской области. Главной причиной такой ситуации является инерционность рынка образовательных услуг по отношению к быстроменяющейся ситуации на рынке труда.
49. Отсутствие централизованного государственного регулирования рынка труда, наличие большого количества субъектов хозяйственной деятельности частной формы собственности, динамичное развитие которых чрезвычайно быстро формирует и изменяет потребности в кадрах, требует проведения регулярных оценок всего комплекса трудовых отношений.
50. В Калининградской области, где сформировался практически замкнутый рынок труда, опирающийся по большей мере на собственный образовательный потенциал, специалистов определенных профессий и квалификаций, подготовленных в учебных заведениях Калининградской области, требуется более тесное взаимоотношение между всеми заинтересованными субъектами по вопросу кадровой политики, особенно между образовательными организациями и работодателями.
51. В связи с этим необходимо создание условий и механизмов модернизации системы профессионального образования Калининградской области, которая должна эффективно реагировать на новые экономические требования и возрастающие запросы населения.
52. В настоящее время в профессиональном образовании имеются характерные проблемы, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено его инновационное развитие.
53. Требует решения проблема неудовлетворенной потребности организаций профессионального образования в современном учебно-лабораторном, учебно-производственном оборудовании, программном и кадровом обеспечении.
54. Необходимы меры по проведению прогнозных оценок развития рынка труда, оптимизации структуры подготовки кадров в организациях профессионального образования, развитию кооперации с работодателями, повышению академической мобильности студентов и преподавателей.
55. Процесс модернизации профессионального образования в Калининградской области проводился в рамках развития профессионального образования как части целевой программы Калининградской области "Развитие образования на 2007-2011 гг.", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2006 года N 979, и реализации приоритетного национального проекта "Образование". С 2012 года поддержка и развитие системы профессионального образования будет осуществляться в рамках целевой программы Калининградской области "Развитие профессионального образования на 2012-2016 годы".
56. К 2011 году в Калининградской области сложилась положительная тенденция к созданию условий по обновлению структуры и содержания профессионального образования: укреплению материально-технической базы организаций, введению в образовательный процесс информационных технологий, формированию сети инновационных образовательных организаций, системы непрерывного образования путем расширения услуг и качества программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации граждан. Наиболее важно то, что в процесс модернизации профессионального образования были вовлечены работодатели.
57. Однако "точка возврата" с позиции необратимости качественных преобразований в системе профессионального образования еще не пройдена.
58. Решение указанных проблем в ближайшие годы возможно только программными методами, направленными на обеспечение модернизации системы профессионального образования Калининградской области.
59. Реализация Программы позволит создать механизм устойчивых поступательных позитивных системных изменений в системе профессионального образования Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.