Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Итоги развития и современное состояние сферы реализации подпрограммы 1
55. Калининградская область является многонациональным субъектом Российской Федерации, обладая при этом этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами. На ее территории проживают представители более 130 народов (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Вместе с тем многонациональный состав Калининградской области не является источником серьезных противоречий и конфликтов.
56. С 1995 года с целью развития языка, сохранения национальных традиций и культур в Калининградской области стали организовываться национально-культурные автономии и национальные общественные объединения, которые получают государственную поддержку в виде грантов и субсидий на реализацию социально значимых программ (проектов). Деятельности более чем 70 как зарегистрированных, так и незарегистрированных национальных и национально-культурных общественных объединений (по состоянию на 01 ноября 2013 года, в Калининградской области работают 19 зарегистрированных национально-культурных автономий и 56 национальных общественных объединений) не присущи элементы национализма и политического экстремизма. Государственная национальная политика является важным аспектом жизнедеятельности населения Калининградской области и серьезным фактором общественного развития и общественной безопасности.
57. На территории Калининградской области строятся храмы, часовни и молитвенные дома, организованы воскресные школы, возрождаются религиозные семейные обряды. Представители традиционных конфессий участвуют в светских праздниках, являются организаторами многих духовно-нравственных и гражданско-патриотических мероприятий, ведут благотворительную работу среди социально незащищенных жителей, в том числе среди детей и молодежи.
58. Проблемы веротерпимости, сохранения равноправия и согласия между нациями и народностями, между конфессиями чрезвычайно важны для социально-экономического развития Калининградской области, сохранения человеческих ценностей, поддержания гражданского мира в обществе.
59. Как показал опыт практического воссоздания народных традиций, сохранения равноправия и согласия между нациями и народностями, в новых, кардинально изменившихся условиях они не утрачивают своей способности активно воздействовать и влиять на все сферы общественной жизни, решать насущные проблемы современности. Традиционная народная культура и сохранение человеческих ценностей являются действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской, юношеской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, толерантности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений. С их помощью решаются серьезные проблемы развития социального и экономического потенциала Калининградской области, организации занятости населения, социальной адаптации людей, прибывших в Калининградскую область в постсоветский период.
60. Вместе с тем отдельные социальные противоречия в Калининградской области имеют этноконфессиональную окраску. В сфере межнациональных отношений существуют некоторые элементы скрытой напряженности. Причина - приезд на временную работу мигрантов, в том числе нелегальных, переезд на постоянное место жительства в Калининградскую область вынужденных переселенцев и беженцев, в основном русских и русскоязычных людей из стран бывшего постсоветского пространства. Существуют барьеры во взаимопонимании между калининградцами и бывшими мигрантами, ставшими жителями Калининградской области в течение последнего десятилетия, а также с трудовыми мигрантами, работающими на объектах экономики и социальной сферы. Все эти факторы могут повлиять на дестабилизацию общественно-политической ситуации в Калининградской области и вызывают необходимость разработки дополнительных мер, направленных на противодействие нелегальной миграции.
61. На областном и местном уровнях имеется потребность в подготовке профильных специалистов в области межнациональных, этнокультурных и межконфессиональных отношений, так как не организована их методическая учеба, практически не используется потенциал научных работников и студентов высших учебных заведений в проведении исследовательских работ, направленных на достижение межнационального мира и согласия, утверждение реального равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепление взаимопонимания и сотрудничества между ними.
62. Особого внимания заслуживает формирование у детей и молодежи чувства уважения к истории России и Калининградской области, истории народа и трудовых коллективов на новой возрожденной земле, формирование у каждого нового поколения уважения к труду старших, к национальным ценностям и культуре как своего, так и других народов, стремления к взаимообогащению культур и традиций народов, проживающих не только в Калининградской области, но и в России. Заметная роль в этом процессе принадлежит семье, дошкольным и образовательным организациям всех типов, организациям культуры и спорта.
63. При этом остро встает проблема популяризации межнационального и межконфессионального согласия в обществе. Необходима поддержка издательской и информационно-пропагандистской деятельности, которая должна раскрывать многообразие культур, религий и традиций народов, их достижения в науке и спорте, а также активизация органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций образования, культуры и спорта, институтов гражданского общества и отдельных граждан в части создания условий полноправного социального и национально-культурного развития всех народов Калининградской области.
64. Формирование у отдельных граждан и социальных групп толерантного отношения во многом зависит от средств массовой информации. Необходимо проведение информационной кампании с использованием возможностей современных информационных технологий, печатных и электронных средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и социальной рекламы.
65. В связи с тем, что заявленные в подпрограмме 1 задачи поддаются эффективному решению только с применением комплексного подхода, целесообразным представляется использование программно-целевого метода, который позволяет целостно учитывать и решать весь комплекс проблем, в противном случае меры поддержки этнокультурного многообразия общества ограничиваются отдельными мероприятиями несистемного характера с ростом рисков их осуществления.
66. Важную роль в решении задачи содействия укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений играют поддержка проектов, направленных на усиление гражданского патриотизма, общероссийского гражданского самосознания и ответственности, взаимного уважения традиций и обычаев народов Российской Федерации, обеспечение преемственности исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России, формирование в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России, развитие культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России. Подпрограмма 1 обеспечит координацию государственной национальной политики на территории Калининградской области, выработку областной стратегии этнокультурного развития, поддержку диалога органов государственной власти с общественными национальными и религиозными объединениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.