Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года
48. Определение целей и задач государственной программы на среднесрочный период (2014-2020 годы) исходит как из внутренних факторов системы, так и из перспектив развития региона, в т.ч. образования и развития кластеров, соответствующих потребностям экономики Калининградской области.
49. Экономическое положение и геополитическое значение Калининградской области обусловливаются особенностями ее создания и географическим расположением.
Калининградская область расположена на юго-восточном побережье Балтийского моря и является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной части страны сухопутными территориями иностранных государств (Литовская Республика, Республика Польша) и международными морскими водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает ряд связанных с этим проблем.
50. Уровень жизни населения Калининградской области, как и уровень экономического развития, несколько ниже среднероссийских показателей, несмотря на то, что темпы роста экономики Калининградской области превышают средние по стране. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2011 году составила 20448 рублей, или 108,6 процента к 2010 году, что составляет 87,5 процента от средней заработной платы в Российской Федерации. В 2011 году численность живущих за чертой бедности составила 13 процентов от общей численности жителей Калининградской области в связи с тем, что темпы роста доходов населения в 2011 году оказались ниже темпов роста прожиточного минимума.
51. В последние годы в Калининградской области наблюдаются положительные тенденции в области демографии. Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, предусматривает обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития негосударственного сектора дошкольного образования.
52. Обеспечение качества услуг дошкольного образования предусматривает:
1) обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования;
2) введение оценки деятельности организаций дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности.
53. С целью обеспечения обновления кадрового состава и привлечения молодых талантливых педагогов для работы в дошкольном образовании планируется введение эффективного контракта - трудового договора с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.
54. Изменения в общем образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, обеспечение достижения новых образовательных результатов предусматривают:
1) обеспечение обучения всех школьников по федеральным государственным образовательным стандартам;
2) повышение качества подготовки школьников Калининградской области.
55. Обеспечение равного доступа к качественному образованию предусматривает:
1) введение оценки деятельности организаций общего образования на основе показателей эффективности их деятельности;
2) введение эффективного контракта в общем образовании предусматривает обновление кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в школе.
56. Изменения в дополнительном образовании детей, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, предусматривают, что не менее 70 процентов детей от 5 до 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе не менее 50 процентов из них за счет бюджетных средств.
Не менее 4500 детей и подростков будут охвачены общественными проектами с использованием медиатехнологий, направленными на просвещение и воспитание.
57. С учетом неблагоприятного прогноза перехода существенной доли трудоспособного населения (до 9 процентов) в население пенсионного возраста, необходимость обеспечения Калининградской области качественной социальной инфраструктурой становится особенно актуальной для повышения качества человеческого потенциала населения Калининградской области.
58. Прогнозируемое сокращение численности трудоспособного населения ведет к нарастающему дефициту квалифицированных кадров, а несоответствие имеющейся системы высшего и среднего профессионального образования современным квалификационным требованиям и стандартам рынка труда также может негативно влиять на конкурентоспособность экономики Калининградской области. В связи с чем для экономического роста требуется увеличение численности граждан, занятых в экономике. Увеличение численности населения, занятого в экономике, должно обеспечиваться путем регулирования государственного заказа на подготовку кадров для отраслей, обеспечивающих рост валового внутреннего продукта. Также численность населения, занятого в экономике, может быть увеличена за счет профессиональной переподготовки безработных граждан и граждан трудоспособного возраста, не вовлеченных в экономику.
59. Таким образом, инновационный сценарий развития основных отраслей Калининградской области может быть обеспечен только при наличии достаточного числа высококвалифицированных кадров.
60. Особую роль в подготовке достаточного числа высококвалифицированных кадров должны сыграть профессиональные образовательные организации, особенно среднего профессионального, как основные поставщики квалифицированной рабочей силы, востребованной на рынке труда Калининградской области.
61. Промышленность, экономика Калининградской области как никогда нуждаются в кадрах, способных быстро реагировать на постоянное обновление оборудования, внедрение современных производственных технологий, инновационное развитие предприятий. Модернизировать сеть учреждений профессионального образования, настроить ее на потребности региональной экономики с прямым участием работодателей - приоритетная задача, стоящая перед министерством и учреждениями профессионального образования. Перспективой развития системы профессионального образования является создание территориально-отраслевых образовательных кластеров, многофункциональных центров прикладных квалификаций путем организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений всех уровней при активном участии работодателей на основе государственно-частного партнерства.
62. Система профессионального образования Калининградской области должна стать многоуровневой, непрерывной, открытой и доступной для разных групп населения области.
63. Прогноз развития сложившейся ситуации в сфере образования в условиях реализации программы предусматривает обеспечение следующих процессов, направленных на обеспечение кадровых ресурсов системы образования:
1) снижение социальной напряженности в педагогической среде;
2) повышение качества предоставления образовательных услуг;
3) обновление системы переподготовки и повышения квалификации кадров, что повлияет на повышение профессиональной компетентности, качественную структуру кадровых ресурсов образования области и обеспечит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность;
4) совершенствование подготовки резерва управленческих кадров;
5) увеличение притока молодых перспективных и опытных высококвалифицированных специалистов в образовательные учреждения путем повышения престижности профессии;
6) снижение тенденции "старения" кадров, их дефицита, в том числе и управленцев нового поколения;
7) усиление профориентационной работы среди молодежи;
8) неуклонный рост заработной платы в сфере образования.
64. К 2020 году в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя на рынке труда приведет к притоку в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников.
65. Повышение заработной платы приведет к обновлению состава и росту компетенции педагогических кадров.
66. Важнейшее место в системе непрерывного образования будет занимать аттестация педагогических работников государственных, муниципальных и частных организаций.
67. Будет продолжена реализация мероприятий, направленных на поддержку лучших педагогов, обобщение и распространение их опыта.
68. Одним из механизмов обновления содержания и технологий образования остается поддержка, в первую очередь, тех педагогов и образовательных организаций, которые осуществляют свою деятельность в инновационном режиме.
69. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", учитывая необходимость обеспечения к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, в 2013-2020 годах планируется строительство 41 учреждения дошкольного образования в г. Калининграде и Калининградской области (общее количество мест - 9961).
70. В связи с тем, что федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предусматривает организацию образовательного процесса только в 1 смену, в период с 2013-го по 2020 год планируется строительство 17 школ (общее количество ученических мест - 16025).
71. Для обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями экономики Калининградской области планируется строительство и реконструкция 2 учреждений среднего профессионального образования по направлениям: автомобилестроение и обработка янтаря. Предполагается формирование условий для создания в рамках частно-государственного партнерства многопрофильных центров прикладных квалификаций с возможностью заключения концессионных соглашений.
72. Запланирована реконструкция детского оздоровительного лагеря "Алые паруса" в пос. Лесном Зеленоградского района общей вместимостью ориентировочно - 350 детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.