Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы "Развитие образования"
Итоги развития и современное состояние сферы реализации государственной программы
1. Доступность образовательных услуг и сеть образовательных учреждений. Всего на территории Калининградской области действуют более 525 образовательных организаций различных уровней образования и подведомственности.
2. Система дошкольного образования Калининградской области включает в себя 257 государственных и муниципальных детских садов, 5 образовательных учреждений "начальная школа - детский сад", 5 негосударственных детских садов, 4 частных детских сада, 70 общеобразовательных учреждений, в которых открыто 87 классов предшкольной подготовки, а также 6 учреждений, не относящихся к системе образования, в которых функционируют дошкольные группы (Дома творчества, клубы и т.д.).
3. В 2013-2014 учебном году в Калининградской области дошкольным образованием охвачено 38338 детей, что составляет 58,6% от общей численности детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Из них посещают дошкольные образовательные учреждения - 35564 чел., посещают классы предшкольной подготовки в общеобразовательных учреждениях - 1563 чел., дошкольные группы в учреждениях "начальная школа - детский сад" - 317 чел., группы при других учреждениях - 135 чел.
4. Кроме того, в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях имеется 883 места, которые посещают 759 детей.
5. Система общего образования представлена 186 организациями, в которых обучаются 92,9 тыс. чел. Наполняемость классов составляет 25,6 чел. в городской местности и 16,2 чел. в сельской местности.
6. В системе общего образования 168 муниципальных общеобразовательных учреждений, 5 вечерних школ, 2 областные общеобразовательные школы-интернаты, 6 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования Калининградской области, 5 негосударственных общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования.
7. 19 муниципальных общеобразовательных учреждений имеют статус лицеев и гимназий, 4 школы - с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме того, 2 негосударственные образовательные организации имеют статус гимназий и одна - лицея. Имеющееся количество мест в общеобразовательных учреждениях в целом обеспечивает потребности населения в предоставлении услуг общего образования.
8. Современные требования к условиям предоставления общего образования предусматривают, с одной стороны, обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья. С другой стороны - оснащение образовательного процесса современным учебным и учебно-наглядным оборудованием.
9. Изменение школьной инфраструктуры направлено на создание условий во всех общеобразовательных учреждениях для реализации основной образовательной программы федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) на начальной ступени, в том числе за счет нормативного подушевого финансирования на основе разработки механизма определения регионального норматива финансирования с учетом соблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы ФГОС. Утверждение регионального коэффициента в размере 1,2 для общеобразовательных учреждений, перешедших на обучение учащихся по новым ФГОС начального общего образования, позволило общеобразовательным учреждениям дополнительно направить средства на приобретение современного оборудования и улучшение условий организации образовательного процесса.
10. Система образования Калининградской области в течение последних лет нацелена на обеспечение модернизации и развития инновационной структуры, совершенствование учебно-методического, организационного, кадрового, материально-технического обеспечения образовательной среды, создание среды опережающего развития для учащихся, апробацию и внедрение федерального государственного образовательного стандарта.
11. В 2012 году введены в действие 2 новые школы на 1000 мест: в г. Калининграде (ул. Н. Карамзина) и в г. Советске. Начато строительство школ на 1000 мест в г. Полесске и в г. Краснознаменске.
В 2013 году также закончено строительство 2 школ: в г. Гусеве на 1000 мест и в г. Калининграде на 1500 мест и продолжено строительство школ в г. Полесске и г. Краснознаменске.
В 91 школе проведен капитальный ремонт зданий. В 171 общеобразовательном учреждении приняты меры, направленные на энергосбережение.
12. Одним из основных показателей обеспечения качества общего образования является удельный вес школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса. Данный показатель становится особенно актуальным в условиях введения федеральных государственных стандартов общего образования. В 2013 году этот показатель равен 96%, к 2020 году планируется данный показатель довести до 100%.
13. Так, в системе общего образования Калининградской области в 2011-2013 годах реализуется крупномасштабный проект по модернизации общего образования. Основная цель проекта - повышение качества образования путем модернизации системы общего образования Калининградской области.
14. Основные задачи проекта модернизации общего образования: повышение заработной платы педагогических работников и учителей; обеспечение качественных условий обучения; приобретение школьных автобусов для организации подвоза учащихся к месту учебы и обратно; пополнение фондов школьных библиотек; развитие материально-технической базы школ; модернизация базовых школ и создание центров дистанционного образования; подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников, учителей и руководителей школ; комплектование школьных библиотек, дистанционное обучение, приобретение электронных образовательных ресурсов, осуществление мер, направленных на энергосбережение; привлечение молодых учителей для работы в общеобразовательных учреждениях; развитие инфраструктуры: проведение текущих и капитальных ремонтов общеобразовательных учреждений.
15. Важной целью проекта по модернизации общего образования в 2011-2013 годах является доведение заработной платы педагогических работников образовательных учреждений до средней заработной платы в Калининградской области. Благодаря реализации проекта по модернизации системы общего образования наши школы приобрели новое современное учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное, компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых, позволяющее реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта, организовывать проектную деятельность, моделирование и техническое творчество обучающихся, а также обеспечить здоровое питание наших учеников.
16. Опыт Калининградской области в направлении отработки новых механизмов финансирования общеобразовательных учреждений (существующие в регионе системы нормативно-подушевого финансирования и оплаты труда педагогических работников, а также решения по планированию и использованию образовательной среды учреждений) был предложен для практического использования в других субъектах Российской Федерации.
17. Комплекс мер по модернизации образования позволил также произвести содержательные изменения в реализации образовательных программ, развить в Калининградской области важное направление в дистанционном обучении - синхронное обучение, позволив охватить новые категории учащихся, внедрить технологии в процессы повышения квалификации специалистов, оптимизировать систему управления образованием.
Благодаря реализации направления "дистанционное обучение" школьники из отдаленных поселков Калининградской области получили новые возможности для доступного современного и качественного образования.
18. Главной задачей Калининградской области в настоящее время является стимулирование образовательных учреждений к использованию дистанционных технологий при организации обучения по индивидуальному плану для каждого ученика (группы).
19. Важными направлениями, связанными с реализацией комплекса мер по модернизации общего образования в Калининградской области, осуществляемыми в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к педагогическим работникам, являются повышение квалификации педагогических кадров и отработка механизмов аттестации.
20. В системе образования Калининградской области трудятся 11590 педагогических работников. Уровень обеспеченности педагогическими кадрами составляет 86%.
21. К особенностям повышения квалификации по вопросам ФГОС можно отнести следующее:
1) обучение руководителей и учителей начальных классов осуществлялось с использованием дистанционных технологий (у директоров 70% программы, у учителей 50% реализовано на ресурсе study.baltinform.ru);
2) обучение учителей основной школы происходит командным способом, когда обучение, включающее работу с облачными технологиями, проходит весь коллектив учителей школы данной ступени.
3) повышение квалификации 120 специалистов базовых школ по вопросам использования нового специализированного оборудования и методики применения дистанционных образовательных технологий в процессе обучения и во внеурочной деятельности, включающее образовательные стажировки в регионы Российской Федерации, Литовскую Республику, а также дистанционное обучение.
22. В 2012/2013 учебном году начата работа по целевому повышению квалификации учителей математики, обучение прошли 125 учителей (30%) от общего количества учителей.
23. Кроме этого, повышение квалификации осуществили 290 учителей английского языка (55%) от общего количества учителей по программе подготовки к Кембриджскому экзамену "ТКТ" (Teaching Knowledge Test). Целью данного курса является обучение основам теории и практики преподавания английского языка с использованием коммуникативного подхода. Обучение завершилось сдачей международного экзамена ТКТ с выдачей сертификата Cambridge ESOL, подтверждающего знание основных понятий и концепций современной методики преподавания английского языка. Получение подобных сертификатов является процедурой независимой оценки профессионального уровня педагогов.
24. К внешней оценке развития системы образования Калининградской области можно отнести и рост образовательных стажировок специалистами из других регионов Российской Федерации, так в 2012 году Калининградский областной институт развития образования принял на стажировку более 20 делегаций, что в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году.
25. В течение 2012/2013 учебного года в рамках организации процедуры аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Калининградской области были усовершенствованы (разработаны, изменены и дополнены) бланки форм документов, учитывающие требования нормативных актов в сфере образования, в частности, обязательным условием для учителя стало предоставление сведений о результатах итоговой аттестации по окончании прохождения курсов повышения квалификации.
26. Ведется активная работа по дополнению процедуры аттестации педагогических работников сертификацией в части владения ими информационными технологиями.
27. Система оценки качества образования в Калининградской области изменяется в соответствии с преобразованиями, происходящими в сфере образования: усиление ответственности всех участников образовательного процесса за результат, переход на новые федеральные образовательные стандарты, принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и др. Формирование системы оценки качества образования в Калининградской области предусматривает: проведение процедур независимой оценки качества дошкольного и общего образования; создание экспериментальных площадок, разработку и апробацию методик, технологий и инструментария для оценки сформированности планируемых (предметных, метапредметных, личностных) результатов обучающихся; совершенствование нормативных документов, регламентирующих процедуры независимой оценки качества образования.
28. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" мониторинг системы образования и независимая оценка качества включены в механизм управления системой образования.
29. В настоящее время на территории Калининградской области в системе образования ежегодно проводятся мониторинговые исследования в 1-х, 5-х, 8-х классах. В сравнительных исследованиях участвуют все учащиеся указанных классов.
30. С 2011 года проводятся доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
31. С 2012 года в 11 муниципальных образованиях Калининградской области осуществляется разработка и апробация моделей проведения процедур оценки качества дошкольного образования.
32. Задачи исследований в области оценки качества дошкольного образования: получение педагогами, родителями, обучающимися и руководством общеобразовательных учреждений информации об индивидуальных достижениях обучающихся с целью корректировки образовательного процесса и принятия управленческих решений разного уровня; получение достоверной информации о состоянии системы образования в регионе, факторах, влияющих на качество образования.
33. Информация о состоянии системы образования также используется для аккредитации общеобразовательного учреждения, аттестации педагогических кадров, позволяет делать выводы об обеспечении гарантий граждан по обеспечению равного доступа всех учащихся к качественному образованию.
34. Очевидно, что выстраивание системы оценки качества образования в Калининградской области, являясь одним из приоритетных направлений развития системы образования, оказывает влияние на создание более качественных услов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.