Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
76. В современных условиях жизнедеятельности одним из главных направлений обеспечения безопасности населения является выполнение задач по обеспечению общественного порядка и противодействию проявлению преступности на территории Калининградской области.
Наиболее эффективным методом предотвращения и (или) исключения нарушений правопорядка является профилактика: выявление причин и условий правонарушений, устранение указанных причин и условий, ликвидация негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к совершению правонарушений. К числу таких факторов можно отнести экономическую и политическую нестабильность, низкую правовую культуру населения и т.д.
Значимость профилактики правонарушений определяется прежде всего тем, что она позволяет предупредить угрозу общественно опасного противоправного посягательства на стадии ее формирования и не дать реализовать ее деструктивный потенциал.
Основным составляющим компонентом в структуре обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности являются правоохранительные органы.
Достижение положительных результатов профилактической работы позволяет существенно снизить нагрузку на правоохранительные органы по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений и иных правонарушений, способствует более качественному решению правоохранительными органами данных задач и в конечном итоге снижению уровня преступности.
В период с 2007 года по настоящее время число преступлений сократилось на 30,6%.
Динамика снижения значений показателей в отношении некоторых категорий и видов преступлений также свидетельствует о положительных изменениях криминогенной ситуации, в частности, о сокращении преступности среди несовершеннолетних, уменьшении количества совершенных краж, грабежей, разбоев.
77. В 2012 году, по сравнению с предыдущим периодом 2011 года, на территории Калининградской области зарегистрировано увеличение тяжких и особо тяжких преступлений на 0,1%, краж автомобилей - на 10,5%, разбоев - на 3%, хулиганств - на 43%. На 18,3% возросло число преступлений, совершенных в общественных местах.
Увеличилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними (на 11,3%), а также лицами, ранее совершавшими преступления (на 8%).
При этом преступления, совершаемые на улицах и в других общественных местах, наиболее негативно формируют общественное мнение об уровне защищенности от преступных посягательств.
78. В рамках профилактики правонарушений необходимо рассматривать еще один подход - ресоциализацию лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы.
Личность человека, осужденного к лишению свободы, претерпевает значительные изменения, в результате которых наибольшую значимость для него приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное, внесоциальное существование.
Осужденный по окончании срока наказания снова попадает в общество, законы которого он должен соблюдать, но в силу ряда причин он не всегда в состоянии им следовать, так как у него затруднена социальная адаптация. Именно поэтому на первый план в работе учреждений, исполняющих уголовные наказания, выдвигается проблема ресоциализации осужденных.
Основной базой для социальной адаптации является возможность сохранить умения и навыки, практикуемые в обычных условиях жизни, либо приобрести новые.
Одним из основных направлений работы в области профилактики рецидивной преступности является трудоустройство, профессиональное обучение либо повышение производственной квалификации.
79. По состоянию на 01 декабря 2013 года, в Калининградской области количество осужденных, отбывающих наказание, составляет 3365 человек, из них трудоустроено 21,5%.
Осужденные к различным срокам лишения свободы, работая по месту лишения свободы на возмездной основе, могут обеспечить уплату алиментов, погашение исков, оплату ущерба, причиненного потерпевшей стороне, и т.д.
80. Как отдельный вид профилактической работы можно выделить целенаправленную работу по пресечению незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов (далее - предметы вооружения).
В рамках данного направления на территории Калининградской области ведется работа по приему предметов вооружения у граждан, не имеющих законного основания к их хранению.
81. Сдача предметов вооружения проходит на добровольной основе. Кроме того, постановлением Правительства Калининградской области от 21 февраля 2013 года N 73 "О выплате денежного вознаграждения гражданам в связи с добровольной сдачей незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств" в целях предупреждения незаконного оборота предметов вооружения, повышения эффективности профилактических мероприятий, совершенствования работы по выявлению и изъятию нелегально хранящихся предметов вооружения предусмотрено денежное вознаграждение.
В течение 2013 года такой возможностью воспользовались 25 человек. В уполномоченные органы поступило 8 единиц оружия, 6256 единиц боеприпасов, 12298 граммов взрывчатых веществ, в числе которых преобладают порох и тротил, 7 артиллерийских снарядов, которые хранились в земле со времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и были обнаружены жителями Калининградской области по месту проживания. Большая часть из найденных предметов вооружения находится в боеспособном состоянии.
82. Реализация программных мероприятий позволит создать условия для формирования в сознании граждан уверенности в способности правоохранительных органов обеспечить безопасность населения, сохранения контроля над криминогенной обстановкой, содействия правовому воспитанию граждан, устранения негативных факторов преступности, влияющих на социально-экономическое развитие Калининградской области.
Особую актуальность реализация подпрограммы приобретает ввиду принятия решения о включении города Калининграда в число городов, в которых будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу 2018 года, что потребует от органов исполнительной власти Калининградской области принятия дополнительных мер для обеспечения безопасности жителей и гостей Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.