Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1, описание основных проблем и прогноз развития МСП
110. Малый бизнес является наиболее динамично развивающимся сектором экономики. Сфера МСП в Калининградской области характеризуется показателями, представленными в таблицах 4 и 5.
Количество субъектов МСП
Таблица 4
N п/п |
Количество субъектов МСП |
На 01.01.2012 |
На 01.01.2013 |
Изменение на 01.01.2013 в единицах |
Изменение на 01.01.2013 в % |
1. |
Микропредприятия |
20279 |
22173 |
1894 |
9,3 |
2. |
Малые предприятия |
2239 |
2167 |
- 72 |
- 3,2 |
3. |
Средние предприятия |
108 |
100 |
- 8 |
- 7,4 |
4. |
ИП |
33992 |
32932 |
- 1060 |
- 3,1 |
5. |
Итого: |
56618 |
57372 |
754 |
1,3 |
Структура
субъектов МСП по видам деятельности за 2012 год
Таблица 5
N п/п |
Наименование секторов экономики |
Доля в %, 2011 год |
Доля в %, 2012 год |
1. |
Добыча полезных ископаемых |
0,2 |
0,2 |
2. |
Обрабатывающие производства |
11,1 |
11,8 |
3. |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
0,4 |
0,5 |
4. |
Строительство |
12,9 |
9,7 |
5. |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
2,3 |
2,1 |
6. |
Инновации |
0,2 |
0,2 |
7. |
Оптовая и розничная торговля |
39,5 |
44,0 |
8. |
Общественное питание |
3,2 |
3,3 |
9. |
Транспортные услуги |
9,1 |
9,5 |
10. |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
16,5 |
14,8 |
11. |
Иное |
3,7 |
3,9 |
111. По итогам 2012 года:
1) малые предприятия составили 47,9% от всех организаций;
2) доля работников малых предприятий в общей численности занятых (без внешних совместителей) в организациях всех видов деятельности составила 26,2%;
3) среднемесячная начисленная заработная плата работающих на малых предприятиях в Калининградской области составила 13922,4 рубля;
4) оборот малых предприятий составил 192195,8 млн рублей;
5) малыми предприятиями в Калининградской области направлено 2384,6 млн рублей инвестиций в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств);
6) общая численность занятых на средних предприятиях составила 9,0 тыс. человек;
7) оборот средних предприятий в Калининградской области составил 15993,4 млн рублей;
8) средними предприятиями в Калининградской области в строительство и реконструкцию зданий (кроме жилых) и сооружений инвестировано 25,8% общего объема инвестиций в основной капитал, в приобретение машин, оборудования и транспортных средств инвестировано 65,4% общего объема инвестиций в основной капитал, доля инвестиций на прочие цели составила 8,8%.
112. Международная финансовая корпорация (далее - МФК) и Всемирный банк составили национальный рейтинг условий ведения бизнеса в России. Обнародованный рейтинг доклада независимых экспертов МФК и Всемирного банка, Doing Business, продемонстрировал общую картину перспектив развития предпринимательской деятельности в разных городах России. Целью исследования рейтинга Doing Business является определение влияния государственных норм на деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. Согласно этому рейтингу, легче всего открывать новый бизнес в г. Ульяновске - этот город оказался на первом месте списка исходя из суммы всех показателей. Город Калининград - на 19 месте. Замыкают рейтинг города Якутск, Новосибирск и Москва.
113. В апреле 2013 года Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства опубликован информационно-аналитический доклад "Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2012 году". Согласно данным института по итогам 2012 года Калининградская область по развитию малого предпринимательства по сравнению с остальными регионами занимает следующие позиции:
1) 2 место по количеству зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения - 2570,8 ед. (126,06% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года) (справочно: по Северо-Западному федеральному округу показатель равен 2369,8 ед.);
2) 9 место по доле среднесписочной численности работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых - 26,8% (3,72 ед. по сравнению с аналогичным периодом 2011 года) (справочно: по Северо-Западному федеральному округу показатель равен 24,6%);
3) 7 место по объему оборота малых предприятий на душу населения - 192195,8 млн руб. (105,0% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года) (справочно: по Северо-Западному федеральному округу показатель равен 185 286,2 млн руб.).
114. Для предпринимательства характерна высокая зависимость от внешней среды: в процессе осуществления своей деятельности бизнес находится под влиянием ряда факторов, сдерживающих его развитие. Эти факторы можно разделить на три группы: общие (общеэкономического характера), территориальные и частные (преимущественно организационного характера).
Проблемы, с которыми сталкивается сегодня малый и средний бизнес:
1) затруднен доступ к финансовым ресурсам на развитие бизнеса (высокие проценты по банковским кредитам, необходимо представить большой пакет документов и т.д.);
2) высокая степень изношенности материальной базы организаций;
3) снижение интереса к осуществлению предпринимательской деятельности;
4) высокий уровень конкуренции на рынке;
5) слабое развитие системы информационно-консалтинговых услуг в сфере малого бизнеса;
6) низкая квалификация персонала.
115. Весьма значимой для бизнеса является проблема недостатка финансовых ресурсов, как собственных, так и заемных, для расширения деятельности.
Основная часть предпринимателей не пользуется кредитными и заемными средствами прежде всего из-за отсутствия у малых предприятий необходимого обеспечения. Другой причиной являются высокие риски, связанные с кредитованием малых предприятий, и накладные расходы кредитных организаций, которые почти одинаковы как для небольших ссуд, так и для крупных.
Вместе с тем, говоря об общих тенденциях развития сектора кредитования малого и среднего бизнеса, можно отметить, что кредитные организации, накапливая опыт работы в этой сфере, оценивая уровень рисков, связанных с предоставлением кредита данному сегменту рынка, идут по пути упрощения процедур кредитования, смягчения условий, включая процентные ставки, сроки погашения кредитов, комиссии.
116. Одним из факторов, вызывающих многочисленные нарекания предпринимателей, является избыточное государственное регулирование деловой активности - так называемые административные барьеры. Следует отметить значительное число проверок организаций со стороны органов контроля и надзора, а также продолжительные по времени процедуры получения необходимых разрешений и согласований в различных инстанциях. Экспертные исследования и практический опыт свидетельствуют о наличии прямой зависимости между состоянием бизнес-среды и созданием новых рабочих мест. В устранении административных барьеров в этих и других областях кроется значительный потенциал расширения малого предпринимательства и создания новых рабочих мест.
117. В числе наиболее значимых проблем бизнеса предприниматели по-прежнему отмечают высокий уровень налогообложения, существующие системы налоговой и бухгалтерской отчетностей. При этом необходимо отметить, что с введением упрощенной системы налогообложения и специального налогового режима уплаты единого налога на вмененный доход (ЕНВД) налоговая нагрузка на малый бизнес значительно сократилась. Так, большинство индивидуальных предпринимателей перешли на указанные специальные режимы налогообложения.
118. Наиболее актуальной для бизнеса является проблема доступа к недвижимому имуществу. Существует значительный дефицит приспособленных для осуществления предпринимательской деятельности нежилых помещений.
Именно этот фактор во многом сдерживает развитие инновационного и производственного предпринимательства. Нехватку нежилых помещений испытывают как начинающие предприниматели, желающие открыть собственное дело, так и успешно функционирующие организации, нуждающиеся в помещениях для расширения своей деятельности.
119. Многие предприниматели обладают ограниченными возможностями организации сбыта продукции, организации рекламы и продвижения продукта на рынке, испытывают трудности в поиске клиентов, установлении связей с поставщиками и потребителями. Организации, как правило, не имеют средств для рекламирования своих товаров и услуг. Выставочно-ярмарочные мероприятия зачастую становятся для малого бизнеса единственной доступной площадкой, которую можно использовать для продвижения своей продукции и расширения ее сбыта. Таким образом, бизнес является самым массовым и одним из самых заинтересованных участников выставочно-ярмарочных мероприятий.
120. Организации нуждаются в своевременном получении полной и достоверной деловой информации о различных аспектах ведения бизнеса для нормального функционирования на рынке, принятия управленческих решений. Постоянно расширяется система информационного обеспечения предпринимательства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Благодаря существующим интернет-порталам деловой информации малые предприятия могут получать интересующие их сведения практически по любому вопросу, находить партнеров в производственной сфере, а также повышать собственную квалификацию благодаря системе дистанционного обучения и дистанционного консалтинга.
121. Организации часто испытывают недостаток квалифицированных специалистов. В условиях конкуренции лучших специалистов получают организации с большими бюджетами, которые могут предложить более высокий уровень оплаты труда и социальный пакет. Организации функционируют в постоянно меняющейся информационной среде, и руководителю необходимо постоянно отслеживать изменения в сфере своей деятельности, быть профессионалом в своей области. Для этого ему необходимо повышать свою квалификацию, а также квалификацию своих специалистов. Поэтому для организаций является актуальной проблема повышения квалификации персонала и получения им необходимых деловых и специальных знаний.
122. В российском обществе не сформирована ориентация на независимость и успех. Поэтому зачастую имидж предпринимателя, добившегося успеха, приобретает негативный оттенок. Считается, что человек не может зарабатывать большие деньги. Сегодня в формировании общественного сознания большую роль играют средства массовой информации, которые делают акцент прежде всего на громких коррупционных скандалах, взаимосвязях предпринимателей с криминальным миром и теневым сектором экономики и тому подобном. А истории успеха, примеры добросовестного ведения бизнеса и социальной ответственности предпринимателей полностью игнорируются. Такая подача информации не может формировать позитивный имидж предпринимательства в глазах общественности. Как следствие, в обществе отсутствует толерантность к успеху и желание создавать собственный бизнес.
123. Подпрограмма 1 направлена на комплексное развитие предпринимательства в Калининградской области, в том числе и на решение указанных проблем. Она позволит:
1) продолжать работу по формированию благоприятных правовых, экономических и организационных условий, стимулирующих развитие предпринимательства в Калининградской области;
2) создавать новые и обеспечивать развитие существующих элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства, предоставляющей комплекс услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса;
3) повышать эффективность системы финансовой, организационной, информационной, консультационной, юридической, образовательной поддержки, соответствующей потребностям предпринимательства;
4) укреплять социальный статус, повышать престиж и этику предпринимательства;
5) вовлекать представителей бизнеса в процессы формирования и реализации государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, повышать общественную активность субъектов МСП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.