Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблемы,
обоснование необходимости программной разработки
Постановлением Правительства Калининградской области от 11 декабря 2013 г. N 915 пункт 14 настоящего приложения изложен в новой редакции
14. Потребность населения Калининградской области в жилье.
Основной задачей жилищной политики в Калининградской области является создание рынка доступного и комфортного жилья, удовлетворяющего жилищные потребности населения Калининградской области.
Ранее в рамках реализации целевой программы Калининградской области "Жилище" на 2006-2010 годы были достигнуты определенные результаты, которые стали основанием для наращивания темпов жилищного строительства, комплексного развития территорий и обеспечения нуждающихся граждан жильем, чему и будет содействовать продолжение реализации мероприятий Программы.
Объем жилищного фонда Калининградской области по состоянию на 1 января 2011 года составил 22,21 млн. кв. м общей площади.
Уровень обеспеченности жильем населения Калининградской области составил 23,58 кв. м на человека, что превысило среднероссийский показатель - 22,6 кв. м на человека, но почти в два раза ниже, чем в соседних государствах Европейского союза.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, на 01 января 2011 года на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состояли 28,974 тыс. семей.
На начало 2011 года на территории Калининградской области на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состояла 2661 семья, члены которых относились к льготным категориям граждан, установленным федеральным законодательством, из них:
- граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц - 718 семей;
- участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф - 221 семья;
- вынужденных переселенцев - 114 семей;
- граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - 81 семья;
- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны - 18 человек;
- ветеранов и инвалидов боевых действий и членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий - 339 человек;
- инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, - 1170 человек.
Число детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, составило 231 человек.
По состоянию на 01 января 2011 года количество участников долевого строительства в приостановленных строительством жилых домах составило 1229 человек.
Постановлением Правительства Калининградской области от 11 декабря 2013 г. N 915 пункт 15 настоящего приложения изложен в новой редакции
15. Ситуация на рынках жилищного строительства и ипотечного кредитования в Калининградской области.
Одним из основных показателей эффективности реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Калининградской области является объем введенного в эксплуатацию жилья.
В 2008 году этот показатель достиг самого высокого уровня - 800 тыс. кв. м жилья, или 0,85 кв. м на одного жителя.
Ввод в действие общей площади жилых домов в Калининградской области в 2006-2010 годах представлен в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Год |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Ввод в действие общей площади жилых помещений |
тыс. кв. м |
501,8 |
751,5 |
800,5 |
606,6 |
525,4 |
2 |
в том числе малоэтажные дома |
тыс. кв. м |
108,7 |
268,8 |
247,3 |
209,4 |
125 |
3 |
Доля ИЖС в общем объеме |
% |
22 |
36 |
31 |
35 |
24 |
4 |
Обеспеченность населения жильем |
кв. м |
20,4 |
21,2 |
22,2 |
23,0 |
23,3 |
5 |
Уровень ввода жилья на одного человека |
кв. м |
0,53 |
0,8 |
0,85 |
0,64 |
0,64 |
6 |
Уровень ввода жилья на одного человека в Российской Федерации |
кв. м |
0,35 |
0,43 |
0,45 |
0,42 |
0,42 |
7 |
Уровень ввода жилья на одного человека в Северо-Западном федеральном округе |
кв. м |
0,34 |
0,42 |
0,48 |
0,42 |
0,32 |
Стоимость 1 кв. м общей площади жилья "эконом-класса" и "эконом-класса плюс" составляет от 35 до 40 тыс. рублей.
В 2010 году введено в эксплуатацию 525,4 тыс. кв. м общей площади жилья, что ниже показателя прошлого года, так как показатели 2009 года были достигнуты за счет достраивания объектов, начатых до кризиса.
Продолжает оставаться острой проблема по приостановленным строительством жилым домам с участием граждан в долевом строительстве. В настоящее время в сводном перечне проблемных объектов на территории Калининградской области содержится 20 многоквартирных жилых домов (количество договоров, по которым привлечены денежные средства - 905 договоров), из них:
город Калининград - 10 многоквартирных жилых домов;
Зеленоградское городское поселение - 2 жилых дома;
Гурьевский муниципальный район - 1 жилой дом;
Светлогорский район - 4 жилых дома;
Пионерский городской округ - 1 жилой дом;
Балтийский муниципальный район - 1 жилой дом;
Янтарный городской округ - 1 жилой дом.
В последнее время в городах и районах Калининградской области растет интерес населения к малоэтажному строительству. Если создать в индивидуальном доме условия комфортабельной городской квартиры, то "малоэтажки" будут пользоваться спросом значительно больше, чем квартиры в многоэтажных домах.
Доля малоэтажного индивидуального строительства в общем объеме введенного в 2006-2010 годах жилья на территории Калининградской области составляет в среднем около 30 % (таблица 1).
Строительство малоэтажного жилья в Калининградской области в настоящее время ведется в основном индивидуальными застройщиками посредством точечной застройки, однако современная градостроительная политика и стоящие перед Калининградской областью задачи по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" требуют комплексного и системного подхода к увеличению объемов массового малоэтажного строительства.
На ближайшие годы жилищная политика будет ориентирована на комплексное развитие территорий.
В целях повышения доступности жилья для населения Калининградской области в рамках подпрограммы "О государственной поддержке ипотечного жилищного кредитования в Калининградской области" целевой программы Калининградской области "Жилище" на 2006-2010 годы за счет средств областного бюджета и местных бюджетов предоставлены 3190 субсидий на общую сумму 1,3 млрд. рублей молодым семьям на приобретение (строительство) жилья с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), в том числе 406 молодых семей получили дополнительную субсидию в связи с рождением ребенка. По количеству предоставленных субсидий молодым семьям на улучшение жилищных условий с использованием механизма ипотечного кредитования Калининградская область в разрезе Северо-Западного федерального округа занимает первое место.
Государственная поддержка Правительства Калининградской области ипотечного кредитования способствовала значительному увеличению объемов ипотечного кредитования. За период 2006-2010 годов всего выдано около 11,5 тысячи ипотечных жилищных кредитов на сумму порядка 12 млрд. рублей.
В качестве института развития рынка ипотечного жилищного кредитования и стимулирования строительства жилья экономкласса выступает областной оператор открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - АИЖК) - некоммерческая организация (далее - НО) "Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области", созданная при участии администрации Калининградской области и администрации города Калининграда, основными направлениями деятельности которой являются:
1) развитие системы ипотечного жилищного кредитования на территории Калининградской области;
2) координация деятельности участников системы ипотечного жилищного кредитования (банков - первичных кредиторов, страховых компаний, оценочных компаний, экспертных организаций, ипотечных брокеров, агентств недвижимости);
3) участие в реализации целевых жилищных программ, в том числе программ поддержки заемщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении;
4) участие в формировании маневренного фонда;
5) разработка специальных программ ипотечного кредитования, в том числе стимулирующих приобретение жилья экономкласса;
6) обучение и развитие участников рынка ипотеки;
7) участие в разработке стандартов качества работы экспертов, оценщиков, брокеров, агентов по взысканию и других участников рынка ипотечного жилищного кредитования.
С момента своего создания НО "Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области" вела работу по внедрению механизмов ипотечного кредитования в Калининградской области. На начальном этапе НО "Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области" реализовывала механизм рассрочки платежа для приобретения (строительства) жилья.
С 2003 года в соответствии с соглашением АИЖК, НО "Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области" и администрации Калининградской области по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования областной оператор начал работу по внедрению в Калининградской области стандартов ипотечного кредитования АИЖК.
Объемы ипотечных займов, предоставленных областным оператором населению, выросли с 35 млн. рублей в 2005 году до 582 млн. рублей в 2007 году. С 2006 по 2010 год НО "Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области" выдала населению более 2 тысяч кредитов (займов) на общую сумму порядка 2 млрд. рублей.
На протяжении 2009 года НО "Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области" осуществляла деятельность по консультированию, приему документов и предоставлению стабилизационных займов по стандартам открытого акционерного общества "Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов" (далее - АРИЖК). С гражданами, попавшими в трудные финансовые условия, заключено 30 договоров стабилизационного займа.
С момента своего образования НО "Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области" зарекомендовала себя как надежная, стабильно развивающаяся организация, что подтверждается неоднократным предоставлением областному оператору бюджетных гарантий Калининградской области.
Постановлением Правительства Калининградской области от 11 декабря 2013 г. N 915 пункт 16 настоящего приложения изложен в новой редакции
16. Градостроительная деятельность и обеспечение документами территориального планирования.
На территории Калининградской области отношения в сфере градостроительной деятельности регулируются Законом Калининградской области "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области".
Согласно требованиям градостроительного законодательства, с января 2014 года наличие документов территориального планирования и правил землепользования и застройки будет являться необходимым условием для управления территорией, в том числе при принятии решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, выдаче разрешений на строительство. Приоритетной задачей в этой сфере становится завершение в 2013 году разработки схем территориального планирования всех муниципальных районов, разработки генеральных планов и правил землепользования и застройки городских и сельских поселений Калининградской области.
На территории Калининградской области располагается 88 муниципальных образований, из них 6 районов, 9 муниципальных районов, 7 городских округов, 19 городских и 47 сельских поселений.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо наличие следующих документов территориального планирования:
- схема территориального планирования Калининградской области;
- 6 схем территориального планирования районов;
- 9 схем территориального планирования муниципальных районов;
- 7 генеральных планов городских округов;
- 19 генеральных планов городских поселений;
- 47 генеральных планов сельских поселений.
Схема территориального планирования Калининградской области утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 02 декабря 2011 года N 907.
Документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Калининградской области в соответствии с планами-графиками по разработке таких документов планируется утвердить до конца 2013 года.
Данные по разработке документов территориального планирования в муниципальных образованиях Калининградской области по состоянию на 01 января 2011 года приведены в таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Наименование документа территориального планирования |
Требуемое количество утвержденных до 01 января 2014 года документов территориально-го планирования |
Информация о разработке документов территориального планирования на 01 января 2011 года |
|||
утверждено |
находится на согласовании |
находится в разработке |
не приступили к разработке |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Схема территориального планирования муниципальных районов, районов |
15 |
0 |
1 |
13 |
1 |
2 |
Генеральный план городского округа |
7 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
Генеральный план городского поселения |
19 |
1 |
2 |
14 |
2 |
4 |
Генеральный план сельского поселения |
47 |
1 |
0 |
41 |
5 |
5 |
Итого: |
88 |
5 |
5 |
69 |
9 |
17. Обеспечение земельными участками для жилищного строительства.
Начиная с 2006 года работа по формированию и реализации земельных участков для жилищного строительства, в том числе и для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется Правительством Калининградской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В целях выполнения приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Калининградской области и обеспечения установленных плановых показателей по вводу в эксплуатацию жилых домов всех форм собственности постановлением Правительства Калининградской области от 10 октября 2007 года N 618 "О вводе жилья в 2008 году", утвержден план-задание на 2008-2012 годы по формированию земельных участков для жилищного строительства исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований Калининградской области для подготовки к аукционам.
За период с марта 2006 года и 9 месяцев 2010 года Конкурсным Агентством Калининградской области проведено 85 аукционов по продаже земельных участков для жилищного строительства или продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства на аукционах, по результатам которых реализовано 333 земельных участка общей площадью 278,8 га, из них:
1) для комплексного освоения в целях жилищного строительства - 25 земельных участков общей площадью 231,7 га;
2) для строительства многоквартирных жилых домов - 42 земельных участка общей площадью 18,9 га;
3) для индивидуального жилищного строительства - 266 земельных участков общей площадью 28,2 га.
Вместе с тем в Калининградской области имеется задел порядка 308 га общей площади земельных участков, сформированных органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, но не реализованных через аукционы по причине отсутствия востребованности данных участков у застройщиков.
Практически все города Калининградской области подходят к той стадии, когда ресурс свободных и готовых для застройки площадок уже исчерпан. Это требует вовлечения в оборот новых земель, расположенных в пригородной зоне, как правило, земель сельскохозяйственного назначения.
Правительством Калининградской области ведется работа по увеличению площадей земельных участков под комплексную жилую застройку, включая малоэтажную застройку, посредством осуществления процедуры перевода земельных участков категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов".
За период с 2007 года по настоящее время Правительством Калининградской области в соответствии со статьями 8, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" принято восемь постановлений о включении в границы поселков земельных участков, общей площадью 1137,746 га, из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для многоэтажного и малоэтажного жилищного строительства.
На данных земельных участках возможно осуществить жилищное строительство, в основном малоэтажное, с предполагаемым выходом жилья порядка 614,4 тыс. кв. м (1137,746 х 30 (СНиП 2.07.01-89*) х 18 кв. м =614382,84 кв. м).
18. Обеспечение земельных участков инфраструктурой.
Основная часть территорий, отведенных для строительства, не обеспечена социальной и инженерной инфраструктурой, что является одной из главных причин, сдерживающих освоение новых территорий.
Уже построенные индивидуальные жилые дома не вводятся в эксплуатацию по причине отсутствия технической возможности существующих инженерных коммуникаций.
С одной стороны, развитие инфраструктуры сдерживается отсутствием в большинстве муниципальных образований Калининградской области разработанных в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. С другой стороны, реализация проектов развития инфраструктуры сдерживается отсутствием достаточных финансовых средств в местных бюджетах.
Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.
19. Разработка технического задания на проведение мероприятий по оценке сейсмической опасности территории для строительства объектов жилищного фонда и социальной сферы.
В сентябре 2004 года на территории Калининградской области произошло землетрясение. Ущерб был оценен в 160 млн. рублей.
Отсутствие карты детального сейсмического районирования (ДСР) влечет за собой строительство объектов в Калининградской области без учета опасности сейсмических воздействий.
Учитывая высокую активность строительства в Калининградской области, направленную на строительство жилых зданий повышенной этажности, а также предстоящее строительство уникальных объектов и спортивных сооружений в рамках подготовки Чемпионата мира по футболу 2018 года, необходимо подготовить техническое задание на проведение мероприятий по оценке сейсмической опасности территории Калининградской области.
20. Ситуация на рынке промышленности строительных материалов.
Реализация Программы, возведение социально значимых объектов в Калининградской области в немалой степени обеспечиваются продукцией организаций стройиндустрии Калининградской области и напрямую связаны с уровнем развития строительной индустрии. Строительная индустрия Калининградской области включает организации, выпускающие строительные материалы, изделия и конструкции, а также организации, обслуживающие процессы строительного производства.
Промышленность строительных материалов Калининградской области обладает высоким потенциалом, позволяющим удовлетворять большинство потребностей областного строительного комплекса.
В области функционируют 7 организаций по выпуску штучных стеновых материалов, 15 организаций по производству товарного бетона, сборных железобетонных изделий и конструкций, 2 организации крупнопанельного домостроения, 4 организации по производству теплоизоляционных материалов, 26 организаций по производству оконных и дверных блоков, 15 организаций по добыче нерудных материалов, 11 организаций по производству сендвич#-панелей, металлочерепицы и других металлоконструкций.
В настоящее время проработаны вопросы по строительству жилых домов с применением пр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.