Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблемы, обоснование необходимости
программной разработки
14. Реализация целевой программы Калининградской области "Дети-сироты" на 2007-2011 гг.", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 08 февраля 2007 года N 50, позволила качественно изменить ситуацию в Калининградской области с обеспечением прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 2007 по 2011 год в Калининградской области на 10,5% снизилось общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом в среднем по Российской Федерации снижение составило 4,4%.
За указанный период в Калининградской области на 47,8% снизилось число воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 62,1% сократилась численность самих учреждений (с 29 до 11).
Количество ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снизилось на 46,5% по отношению к 2007 году (по Российской Федерации - снижение на 21,4%).
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, от общей численности детей данной категории в Калининградской области на начало 2011 года составляла 78,7 %.
Благодаря гранту Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2010-2011 годах в Калининградской области была организована работа шести школ по подготовке приемных родителей и трех служб сопровождения замещающих семей, услугами которых за 2 года воспользовались более 1500 граждан.
В последние годы системно решается вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За период реализации программы более 470 человек получили жилые помещения.
Для обеспечения постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов в Калининградской области организовано 3 отделения постинтернатной адаптации при Зеленоградском детском доме, детском доме города Черняховска и детском доме "Надежда" города Калининграда, также действует проект Калининградского регионального общественного фонда "Открытый мир" "Центр постинтернатной адаптации "Шанс".
Несмотря на коренные изменения, произошедшие в областной системе государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему стоит целый ряд острых проблем, решение которых требует программно-целевого подхода.
По-прежнему высокой остается доля детей, оставшихся без попечения родителей, от общего числа детского населения Калининградской области (4,0%), данный показатель выше, чем в целом по Российской Федерации (2,7%) и Северо-Западному федеральному округу (3,3%).
Значительная часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей и патронатных воспитателей, однако эффективная система сопровождения замещающих семей в Калининградской области только создается.
Несмотря на активное развитие в Калининградской области форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, серьезной проблемой остается отсутствие комплексной подготовки граждан, желающих взять на воспитание ребенка.
Внедрение нового программного обеспечения "АИСТ" в систему работы региональных операторов банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, требует существенной модернизации компьютерной техники и программного обеспечения органов опеки и попечительства, а также обучения специалистов.
За последние годы существенно модернизирована сеть организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем интернатная система воспитания и содержания детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечивает в полной мере их социальную адаптацию, профессиональную ориентацию, подготовку к самостоятельной жизни, привитие семейных ценностей.
В связи с этим необходимо изменить подходы к организации воспитательного процесса в сиротских учреждениях, обеспечить создание условий, максимально приближенных к семейным, сконцентрировать усилия на психолого-педагогическом сопровождении воспитанников, обеспечении их социализации, личностного и профессионального становления, привития навыков самостоятельного проживания.
Одной из ключевых проблем продолжает оставаться обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За последние пять лет более 470 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечены жилыми помещениями. Вместе с тем по-прежнему высоким остается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения (251 человек в 2011 году). Для комплексного решения данной проблемы необходимо выработать механизмы межведомственного взаимодействия с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, до его выпуска из организации и предоставления гарантированного законом жилого помещения.
Отдельно стоит проблема ремонта жилья, сохраненного (закрепленного) за детьми, оставшимися без попечения родителей, которое пришло в непригодное для проживания состояние.
Программой предусматривается решение жилищных проблем не только детей, не имевших закрепленного (сохраняемого) жилого помещения, но и детей, имевших жилое помещение, которое за период их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пришло в непригодное для проживания состояние.
В целях временного решения жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, экстренной социально-правовой помощи требуется создание отделений (центров) постинтернатной адаптации при организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для комплексного решения проблемы сиротства требуются также модернизация системы органов опеки и попечительства, принятие необходимых нормативных правовых актов, создание служб по сопровождению замещающих семей, проведение системной информационной кампании по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, преодоление межведомственной разобщенности, создание эффективной системы защиты прав детей, поддержка семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На решение данных проблем и направлены мероприятия Программы.
15. Принципы реализации Программы:
1) признание приоритетности воспитания каждого ребенка в семье;
2) сочетание прав личности, общественных и государственных интересов при реализации Программы;
3) стимулирование участия граждан, средств массовой информации, заинтересованных организаций в реализации Программы.
16. Факторы, определяющие потребность разработки Программы:
1) необходимость концентрации мер и ресурсов, направленных на решение проблем сиротства и детского неблагополучия;
2) актуальность разработки и реализации новых подходов в деятельности органов опеки и попечительства, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служб, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
3) потребность в организации межведомственного и межсекторного взаимодействия, направленного на решение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.