Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IX. Анализ рисков реализации и основные меры управления рисками реализации государственной программы
79. Анализ рисков, снижающих вероятность полной реализации государственной программы и достижения поставленной цели и решения задач, позволяет выделить следующие виды рисков: внутренние риски и внешние риски.
80. Риск обеспечения финансирования государственной программы (риск ликвидности) возникает вследствие значительной продолжительности программы. При этом, учитывая сложившуюся сегодня систему бюджетного планирования и наличие значительных финансовых резервов государства, риск сбоев в реализации государственной программы в результате недофинансирования можно считать минимальным.
81. Риск возникновения сбоев при реализации государственной программы (операционный риск) возникает в результате низкой эффективности деятельности, в том числе ошибок исполнителей, совершенных правонарушений. В рамках данного вида риска можно выделить следующие виды рисков:
1) риск исполнителей - вероятность возникновения проблем в реализации государственной программы в результате недостаточной квалификации ответственных исполнителей; также к данному виду риска относится риск злоупотреблений исполнителями своим служебным положением в рамках реализации государственной программы, качественная оценка данного риска - риск средний;
2) риск несовершенства технологической инфраструктуры - неготовность инфраструктуры к решению поставленных перед ней задач может привести к задержкам в реализации государственной программы, качественная оценка данного вида риска - риск средний; снижение данного риска можно обеспечить за счет более активного привлечения к реализации государственной программы органов исполнительной власти Калининградской области, муниципальных образований и организаций.
82. Таким образом, операционный риск реализации государственной программы определяется как средний. Важно учесть, что вес операционного риска не является критическим для реализации государственной программы. При этом государственной программой предусмотрены мероприятия, направленные на снижение данного риска до низкого уровня. К основным направлениям снижения данного вида рисков относятся включенные в государственную программу механизмы государственно-частного партнерства, а также предусмотренное научно-техническое и информационное обеспечение реализации государственной программы.
83. Институциональный риск - риск задержки принятия отдельных мер государственного регулирования и мер правового регулирования в сфере реализации государственной программы, существует вероятность того, что государственная программа не будет выполнена в полном объеме по причине задержек в формировании и развитии ряда основополагающих институтов: структур, реализующих принципы частно-государственного партнерства в развитии Калининградской области, в том числе промышленных зон, системы инструментов по компенсации эксклавности территории Калининградской области, институтов повышения инвестиционной привлекательности Калининградской области, институтов формирования рынка арендного жилья как ключевого фактора обеспечения мобильности трудовых ресурсов.
84. Настоящие риски, в том числе связанные с задержками принятия ключевых федеральных законов, предусматривающих введение мер государственного регулирования и мер правового регулирования в рамках государственной программы, снижают эффективность реализации основных мероприятий государственной программы и могут существенно повлиять на сроки достижения целевых индикаторов и показателей государственной программы.
85. Значимым внешним фактором, влияющим на достижение результатов государственной программы, является риск принятия решений в рамках реализации государственной политики в смежных сферах (ВТО, Таможенный союз).
86. Качественная оценка данного риска - риск средний. При этом данный риск является критическим для реализации государственной программы. Ответственность за минимизацию данного вида рисков путем оптимизации формирования (развития) соответствующих институтов полностью лежит на ответственном исполнителе государственной программы и участниках ее реализации.
87. К внешним рискам относятся экономические риски, которые подразумевают влияние возможной нестабильной экономической ситуации в Российской Федерации, экономического кризиса и т.п. на показатели эффективности реализации государственной программы.
88. Настоящие риски влияют на адекватность прогнозов социально-экономического развития Калининградской области, снижают эффективность системы стратегического управления, ухудшают бюджетную обеспеченность Российской Федерации в целом и Калининградской области в частности, что ставит под угрозу бюджетное финансирование отдельных мероприятий государственной программы и может существенно повлиять на сроки достижения целевых индикаторов и показателей государственной программы, объемы и сроки реализации мероприятий, обеспечивающих создание новых точек экономического роста в Калининградской области. Сопутствующее снижение темпов обновления основных средств предприятий и техники в личном пользовании в этом случае могут приводить к снижению производительности труда, росту текущих затрат предприятий, снижению их конкурентоспособности, росту показателей аварийности.
89. Данные риски могут привести как к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так и к недостатку внебюджетных источников финансирования.
90. Другим важным внешним риском является природный риск, который может проявляться в экстремальных климатических явлениях (аномально жаркое лето, холодная зима и т.п.). Такие явления могут оказывать влияние на показатели развития сельского хозяйства, аквакультуры, приводить к неустойчивому функционированию систем жизнеобеспечения населения и экономики в целом.
91. Минимизация влияния этой группы рисков возможна при условиях:
1) принятия Правительством Российской Федерации превентивных обеспечительных мер по осуществлению контроля за деятельностью финансовых кредитных организаций и оперативного реагирования на негативные проявления в экономике;
2) формирования эффективного и быстро реагирующего на изменяющиеся условия антикризисного управления;
3) повышения степени обеспеченности ресурсами и инфраструктурой процессов инвестиционной и инновационной деятельности в Калининградской области;
4) содействия развитию институтов, обеспечивающих привлечение инвестиций в экономику;
5) обеспечения взаимодействия государственных органов исполнительной власти, представителей бизнеса и общественных организаций по вопросу повышения инвестиционной привлекательности Калининградской области.
92. В рамках государственной программы минимизация данных рисков может быть достигнута за счет скорейшей реализации мероприятий по совершенствованию государственного регулирования, в том числе по повышению инвестиционной привлекательности Калининградской области.
93. В целях управления рисками реализации государственной программы в нее включены мероприятия, направленные на надежность и эффективность реализации государственной программы в целом, подпрограмм государственной программы, на эффективность внутреннего контроля, соответствие федеральным законам и нормативам.
Управление рисками реализации государственной программы будет осуществляться на основе проведения мониторинга угроз развитию Калининградской области, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления социально-экономическим развитием Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.