Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика сферы реализации подпрограммы 4, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
181. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены задачи по переходу экономики на инновационный путь развития, по выведению Российской Федерации в число стран с ведущими мировыми экономиками, высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, долей высокотехнологичного сектора в ВВП страны не менее 17-20%.
182. Необходимым условием реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производства, новые технологии, обучение. Однако инвестиционные процессы в российской экономике остаются недостаточно активными для ее структурной модернизации. Текущий уровень инвестиций к ВРП Калининградской области составляет около 30% против необходимых 35-40% от ВРП. Недостаток собственных долгосрочных денежных ресурсов, необходимых для запуска долгосрочных инвестиционных проектов, сдерживает модернизацию и диверсификацию российской экономики.
183. В этой связи привлечение иностранных инвесторов к реализации проектов на территории Калининградской области является определяющим условием успешной модернизации экономики.
184. В условиях ограничения бюджетных средств инвестиции в основной капитал - один из главных финансовых источников модернизации.
185. Ключевыми направлениями сотрудничества с инвесторами являются: создание производств полного цикла, размещение на территории Калининградской области наукоемких производств, обеспечение возможности передачи новейших технологий и разработок, размещение на территории Калининградской области конструкторских и исследовательских подразделений иностранных компаний. Активное участие иностранных инвесторов в модернизации калининградской экономики имеет двусторонний взаимовыгодный эффект: Калининградская область получает доступ к передовым технологиям и разработкам, иностранные компании получают доступ к высокорентабельному объемному рынку Российской Федерации.
186. На федеральном уровне утверждены "дорожные карты" по направлениям, имеющим наиболее важное значение для бизнеса: упрощение процедур получения разрешения на строительство, повышение доступности энергетической инфраструктуры, упрощение таможенного администрирования и поддержка доступа на рынки зарубежных стран, развитие конкуренции и упрощение регистрации прав собственности, развитие корпоративного управления, устранение излишних административных барьеров, обеспечение защиты прав собственности.
187. Приняты поправки в Федеральный закон от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", устанавливающие дополнительные гарантии для резидентов Особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) в Калининградской области. Необходимость изменений была вызвана принятием ряда изменений в федеральное законодательство в связи с формированием Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и переходом к регулированию механизмов функционирования особых экономических зон посредством международных соглашений.
188. В настоящее время Правительством Калининградской области разработана "дорожная карта" внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее - Стандарт) с определением сроков и ответственных лиц за реализацию соответствующего этапа внедрения Стандарта. Вместе с тем к настоящему времени частично или полностью выполнены следующие мероприятия:
1) составляющая Стандарта N 1: наличие инвестиционной стратегии; постановлением Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года N 583 утверждена Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, в которой определены ключевые источники и направления экономического роста Калининградской области;
2) составляющая Стандарта N 2: формирование и ежегодное обновление Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры; постановлением Правительства Калининградской области от 20 января 2009 года N 15 утверждена целевая программа Калининградской области "Областная инвестиционная программа на 2009-2014 годы", которая представляет собой план ключевых объектов инфраструктуры, строительство и реконструкция которых зафиксированы в действующих планах и программах Российской Федерации на территории Калининградской области и муниципальных образований;
3) составляющая Стандарта N 3: ежегодное послание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации "Инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта Российской Федерации"; ежегодно осуществляется послание Губернатора Калининградской области Калининградской областной Думе и отчет Правительства Калининградской области о результатах деятельности по итогам года. Сведения о достижениях и планах по привлечению инвестиций отражены в послании Губернатора Калининградской области Калининградской областной Думе и отчете Правительства Калининградской области о результатах деятельности по итогам года;
4) составляющая Стандарта N 4: принятие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности; на территории Калининградской области действует Федеральный закон от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которым предусмотрены гарантии инвесторам в части фиксации величины совокупной налоговой нагрузки на срок реализации проекта, фиксации ставки арендной платы на земельный участок на срок реализации проекта, упрощенного порядка оформления виз для въезда на территорию Калининградской области Российской Федерации для инвесторов иностранных государств, предусмотрен особый порядок уплаты налога на прибыль и налога на имущество организаций в соответствии со статьями 288.1 и 385.1 Налогового кодекса Российской Федерации;
5) составляющая Стандарта N 5: наличие совета по улучшению инвестиционного климата; образован Совет по размещению инвестиций на территории Калининградской области, в полномочия которого в том числе входит рассмотрение предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность, финансово-кредитную и налоговую политику органов государственной власти Калининградской области в отношении инвесторов, а также политику в области имущественных отношений, рассмотрение механизмов стимулирования роста инвестиционной активности и привлечения средств инвесторов для развития экономики Калининградской области, анализ факторов, влияющих на развитие инвестиционной деятельности, рассмотрение рекомендаций органам государственной власти Калининградской области и органам местного самоуправления, взаимодействующим с субъектами инвестиционной деятельности, предложений по устранению административных барьеров, препятствующих реализации инвестиционных проектов на территории Калининградской области и совершенствованию административных процедур при реализации инвестиционных проектов;
6) составляющая Стандарта N 6: наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами; создано открытое акционерное общество "Корпорация развития Калининградской области" - институт регионального развития, деятельность которого направлена на снижение инфраструктурной и административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в Калининградской области; к основным задачам данной корпорации относятся строительство объектов предпринимательской инфраструктуры (индустриальные парки, ИТ-парк, бизнес-инкубатор, типовые модульные здания административно-производственного типа для субъектов малого и среднего предпринимательства), индивидуальное сопровождение крупных инвестиционных проектов путем закрепления за каждым инвестором персонального менеджера, инвестиционный маркетинг Калининградской области;
7) составляющая Стандарта N 7: наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов; в 2011 году утверждена Концепция развития промышленности Калининградской области на период до 2015 года, которая предусматривает создание и развитие перспективных промышленных зон: "Балтийская", "Гурьевская", "Константиновка", "Правдинская", "Советская", "Технополис GS", "Черняховская", из перечисленных промышленных зон введены в эксплуатацию: "Балтийская", "Технополис GS";
8) составляющая Стандарта N 8: наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии Калининградской области и потребностям инвесторов; на территории Калининградской области действует целевая программа Калининградской области "Развитие профессионального образования на 2012-2016 годы", стратегической целью которой определено кадровое обеспечение инновационного характера социально-экономического развития Калининградской области, предусматривающее в том числе внедрение механизмов оценки качества профессионального образования, новых технологий переподготовки и повышения квалификации кадров, совершенствование профориентационной работы в образовательных учреждениях;
9) составляющая Стандарта N 9: создание специализированного двуязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации; функционирует инвестиционный интернет-портал, на котором размещены материалы, касающиеся инвестиционного климата Калининградской области, условий и преимуществ инвестирования на территории Калининградской области, механизмы поддержки инвесторов, а также необходимые аналитические, справочные материалы и формы документов, представление которых требуется для получения мер государственной поддержки;
10) составляющая Стандарта N 10: наличие в субъекте Российской Федерации единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна"; действует порядок представления документов инвестором для рассмотрения инвестиционного проекта на заседании совета по размещению инвестиций на территории Калининградской области с последующим принятием решения об оказании мер государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством, а также порядок сопровождения приоритетных инвестиционных проектов - регламент сопровождения всех категорий инвестиционных проектов, в рамках которого предоставляется полный спектр инструментов поддержки на всех стадиях развития бизнеса по принципу "одного окна", включая участие в региональных, федеральных и международных программах развития предпринимательства, содействие в привлечении средств инвестиционных и венчурных фондов, институтов развития, частных инвесторов, кредитно-финансовых учреждений;
11) составляющая Стандарта N 11: принятие высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации инвестиционной декларации Калининградской области; разработан проект инвестиционной декларации Калининградской области, который в установленном порядке проходит процедуру согласования в органах исполнительной власти Калининградской области;
12) составляющая Стандарта N 12: принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность; в целях повышения уровня правового регулирования нормативных правовых актов, принятых органами исполнительной власти Калининградской области, планируется разработать порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Калининградской области;
13) составляющая Стандарта N 13: наличие системы обучения, повышения и оценки компетентности сотрудников профильных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами; реализация требования Стандарта планируется в рамках сотрудничества Правительства Калининградской области и научных и образовательных организаций, планируется включение в перечень совместных мероприятий по решению задач социально-экономического развития Калининградской области, в том числе:
- разработка системы обучения, повышения и оценки компетентности сотрудников профильных органов государственной власти Калининградской области и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
- организация повышения квалификации руководителей и специалистов профильных исполнительных органов государственной власти Калининградской области, участвующих в инвестиционном процессе, с включением в программу обучения изучения лучшего опыта привлечения инвесторов, совершенствования инвестиционных условий и административных процедур;
- организация процесса обмена опытом с передовыми регионами, со специализированными организациями, ассоциациями и объединениями, а также с муниципальными образованиями Калининградской области;
- организация обучения и изучения лучшего опыта по составлению бизнес-планов и других обосновывающих материалов для инвесторов;
14) составляющая Стандарта N 14: включение представителей потребителей энергоресурсов в состав органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов - региональной энергетической комиссии (далее - РЭК) и создание коллегиального совещательного органа при РЭК, включающего представителей делового сообщества; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 года N 97 "Об утверждении типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" и постановлением Правительства Калининградской области от 29 марта 2011 года N 189 "О Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области" при Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области создан коллегиальный орган - Экспертный совет (приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 04 февраля 2011 года N 07-01/11), который рассматривает проекты решений Службы по установлению тарифов для потребителей Калининградской области. Члены Экспертного совета принимают участие в заседаниях правления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области по утверждению тарифов, в состав Экспертного совета входят представители Торгово-промышленной палаты Калининградской области, некоммерческого партнерства "Балтийский деловой клуб", Ассоциации муниципальных образовании Калининградской области, Общественной палаты Калининградской области, УФАС России по Калининградской области; предложения, замечания, рекомендации членов Экспертного совета учитываются при принятии решений по утверждению тарифов в основных сферах регулируемого ценообразования: в электроснабжении, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении;
15) составляющая Стандарта N 15: наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства субъекта Российской Федерации для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов; функционирует интернет-сайт Губернатора Калининградской области, в том числе интернет-приемная.
189. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" Правительством Калининградской области создан институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей Калининградской области (далее - Уполномоченный).
190. Необходимость создания данного института была обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить проблемы, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц и тому подобное.
191. Основные компетенции Уполномоченного: рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности, внесение предложений в органы государственной власти, участие в рассмотрении дел арбитражными судами, участие в уголовном судопроизводстве. Уполномоченный имеет право запрашивать и получать необходимые документы и сведения, право без специального разрешения посещать учреждения уголовно-исполнительной системы, в случаях, предусмотренных федеральными законами, - право приостанавливать отдельные решения и правоприменительные акты органов государственной власти. Также Уполномоченный осуществляет иные действия, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
192. Уполномоченный вправе создавать экспертные и консультативные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, из числа лиц, обладающих необходимыми знаниями в сфере предпринимательской деятельности. Для участия в их деятельности будут привлекаться представители предпринимательского сообщества, общественных организаций, а также представители органов государственной власти Калининградской области и органов местного самоуправления Калининградской области.
193. Основной целью работы на данном направлении является налаживание работы Уполномоченного, организация взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами власти Калининградской области и внесение необходимых изменений в законодательные акты Российской Федерации, Калининградской области.
194. Не менее важным в процессе повышения инвестиционной активности в Калининградской области является развитие конкуренции, которая представляет собой комплексную задачу, стоящую перед системой органов государственной власти.
195. В рамках создания благоприятной конкурентной среды необходимо повышение эффективности осуществления антимонопольного регулирования. Это предполагает разработку, введение в действие и последовательное совершенствование нормативной и методической базы, удовлетворяющей современным условиям развития экономики и направленной на создание правовой среды для равной, добросовестной конкуренции.
196. Совершенствование и развитие механизмов государственно-частного партнерства. В последние годы в Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция сотрудничества государства и бизнеса в инфраструктурных отраслях, которые ранее находились в государственной собственности и государственном управлении (электроэнергетика, автодорожное, железнодорожное, коммунальное хозяйство, социальная сфера). Правительства передают право временного пользования частному сектору объекты указанных отраслей, закрепляя за собой функции регулирования и контроля за их деятельностью. Такое взаимодействие осуществляется в рамках государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). Это связано с тем, что далеко не всегда предприятия инфраструктурных отраслей могут быть приватизированы ввиду стратегической, экономической и социально-политической значимости объектов инфраструктуры. С другой стороны, в государственном бюджете нет достаточного масштаба финансовых ресурсов, позволяющих обеспечивать в них простое и расширенное воспроизводство для удовлетворения растущего спроса со стороны общества и отдельных его хозяйственных структур.
197. Институциональная и нормативная "определенность" является наиболее значимым фактором успеха развития ГЧП в той или иной стране, так как частные инвесторы стремятся избегать проектов, при реализации которых могут возникнуть непредусмотренные риски.
198. Таким образом, важной задачей для совершенствования ГЧП является развитие институтов, внедрение процедур и процессов по их эффективному формированию, в том числе:
1) разработка методик, программ и иных документов, связанных с развитием механизмов ГЧП;
2) разработка предложений по выработке и реализации основных направлений государственной политики в сфере ГЧП;
3) совершенствование законодательства в сфере ГЧП;
4) анализ эффективности существующих и вновь предлагаемых мер по стимулированию развития ГЧП.
199. В целях расширения инструментария ГЧП ведется работа по созданию новой модели строительства и реконструкции объектов инфраструктуры на определенной ограниченной территории за счет средств инвесторов с последующей компенсацией таких расходов за счет дополнительных доходов бюджетной системы Российской Федерации, полученных вследствие развития такой территории, в рамках Инвестиционного фонда Российской Федерации с использованием механизма "Tax Increment Financing" (TIF).
200. В рамках Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года внедрен и реализуется план мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование таможенного администрирования", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 1125-р.
201. Реализация основных положений плана мероприятий позволит:
1) увеличить на 20% пропускную способность пунктов пропуска;
2) обеспечить сокращение времени на 30% при совершении таможенных операций, сделав акцент на выявлении рисковых ситуаций;
3) уменьшить количество документов, оформляемых участниками внешнеэкономической деятельности;
4) создать благоприятные условия для добросовестных декларантов;
5) повысить привлекательность и конкурентоспособность Калининградской области в целом, включая транзитную составляющую, что немаловажно в условиях сокращения штатной численности должностных лиц таможни на 20% и на фоне постоянного роста объемов товарооборота и динамики перемещения через государственную границу Российской Федерации.
202. В рамках подпрограммы 4 предусматривается содействие в реализации основных мероприятий "дорожной карты" "Совершенствование таможенного администрирования", что позволит существенно оптимизировать работу таможенных служб и, как следствие, создать дополнительные конкурентные преимущества инвестиционной привлекательности Калининградской области.
203. За период с 2010 по 2013 год в рамках Стратегии развития таможенных органов Российской Федерации проведен ряд мероприятий, направленных на сокращение времени при декларировании товаров и таможенном транзите, а также упрощение таможенного контроля физических лиц и транспортных средств в пунктах пропуска.
204. На всех таможенных постах введена технология электронного декларирования товаров с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).
205. С 05 февраля 2012 года создан специализированный таможенный пост - Центр электронного декларирования, компетенция которого ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с использованием информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме, в том числе с использованием сети Интернет.
206. Применение технологии удаленного выпуска товаров, при котором осуществляется декларирование товаров в электронном виде в местах, отличных от места фактического нахождения товара, фактический контроль и выпуск товара осуществляется в таможенном органе, расположенном на таможенно-логистическом терминале в непосредственной близости от места прибытия (убытия) товара.
207. В автомобильных пунктах пропуска внедрена система обязательного предварительного информирования о ввозимых иностранных товарах. Данная мера позволила значительно сократить время совершения таможенных процедур за счет проверки и внесения предварительной информации в транзитную декларацию до прибытия транспортного средства в пункт пропуска.
208. 28 сентября 2012 года на Коллегии ФТС России принята Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2020 года, основной целью которой является смещение таможенного контроля товаров на этап после их выпуска и повышение качества проверок, в том числе проведение совместных проверок с налоговыми и правоохранительными органами.
209. В целях упрощения процедур валютного контроля издан приказ ФТС России от 20 июля 2012 года N 1470 "О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров". Внесены изменения в статью 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании", согласно которой таможенные органы передают в электронном виде информацию о зарегистрированных декларациях на товары в Центральный банк Российской Федерации и в уполномоченные банки не позднее 3 рабочих дней. Тем самым исключена обязанность участника внешнеэкономической деятельности представлять в таможенный орган паспорта сделки, а в уполномоченный банк - копии деклараций на товары.
210. В целях внедрения субъектно-ориентированного подхода в рамках системы управления рисками ФТС России разработаны 4 технологии в отношении лиц:
1) осуществляющих ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке;
2) осуществляющих ввоз рыбной продукции;
3) осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке);
4) осуществляющих производственную деятельность.
211. Таким образом, участники внешнеэкономической деятельности получают своего рода вотум доверия, упрощение и ускорение таможенных процедур, снижение количества и частоты досмотровых мероприятий.
212. В рамках совершенствовании таможенного администрирования, проведены мероприятия в части упрощения таможенного контроля физических лиц и транспортных средств, перемещаемых указанными лицами через государственную границу Российской Федерации.
213. С 01 июня 2012 года в МАПП Мамоново-Гжехотки начата реализация пилотного проекта "Зеленый коридор", предусматривающего выделение отдельной и изолированной полосы движения по "сплошному зеленому коридору", обеспечивающей непрерывное движение от въезда в пункт пропуска, расположенного на одной сопредельной территории, до выезда из пункта пропуска, расположенного на другой сопредельной территории.
214. С ноября 2011 года в соответствии с письмом Комиссии Таможенного союза от 01 ноября 2011 N 11/2 физическим лицам, являющимся собственниками транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, было предоставлено право вывоза указанных транспортных средств на остальную территорию Таможенного союза на срок 2 месяца без уплаты обеспечения при условии, что лицо (доверенное лицо) является собственником транспортного средства более 6 месяцев, не имеет неисполненных требований по уплате таможенных платежей и привлечений к административной ответственности.
215. В целях упрощения пересечения государственной границы, сокращения времени на совершение таможенных операций в пунктах пропуска с 01 мая 2012 года внедрено использование многократной учетной карточки транспортного средства при ввозе в Российскую Федерацию иностранных транспортных средств вместо заполнения и подачи пассажирской таможенной декларации при каждом перемещении транспортного средства, что позволило сократить время совершения операций с 5-7 минут до 30 секунд.
216. С 15 апреля 2013 года в автомобильных пунктах пропуска внедрена технология "одной остановки" для осуществления совместного государственного контроля в отношении физических лиц, товаров и транспортных средств, что позволило сократить время совершения операций в среднем на 35 секунд.
217. Основные направления таможенного администрирования:
1) 2013-2014 годы - создание необходимых институциональных основ и технологических условий системного перевода таможенной службы Российской Федерации на качественно новый уровень развития:
- повсеместное использование системы электронного декларирования и предварительного информирования;
- совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров;
- внедрение новых методик идентификации товаров, определение их рыночной стоимости и происхождения;
- создание центров по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза;
- создание единой системы электронной подачи и обработки заявлений, связанных с приостановлением выпуска товаров;
- эффективное использование системы управления рисками и целевых методик минимизации рисков для предотвращения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации;
- реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации;
- наращивание транзитного потенциала Российской Федерации путем упрощения порядка совершения таможенных операций при перемещении товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
2) 2015-2020 годы - дальнейшее развитие и совершенствование институциональной и таможенной инфраструктуры, создание новой технологической базы, а также развитие социальной сферы таможенных органов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.