Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Прогноз развития сферы реализации государственной программы
25. Прогноз развития социально-экономической ситуации основан на параметрах долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
26. Основные внешние условия развития Калининградской области в ближайшие годы включают в себя:
1) окончание в 2016 году режима таможенных преференций в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
2) последствия вступления Российской Федерации в августе 2012 года в ВТО и перехода части полномочий в экономической сфере на наднациональный уровень в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства;
3) восстановление с 2014 года экономического роста в Европейском союзе и улучшение основных тенденций развития мировой экономики.
27. Кризисный 2009 год дал возможность оценить предварительные последствия отмены переходного периода для Калининградской области. Учитывая, что от кризиса наиболее пострадали предприятия, нацеленные на российский рынок и активно использующие таможенные льготы, падение экономических показателей по итогам 2009 года может дать представление о степени ухудшения экономической ситуации в Калининградской области в 2016 году.
28. Отмена положений переходного периода может повлиять на прекращение деятельности целого ряда организаций Калининградской области, работающих в пищевой промышленности, производстве табачных изделий, напитков, текстильном и швейном производстве, издательской и полиграфической деятельности, производстве электрооборудования, транспортных средств, мебели. Кроме того, под угрозой окажется часть организаций, работающих в сфере оптовой торговли, логистическом и транспортном комплексах Калининградской области.
29. Развитие Калининградской области невозможно без серьезной перестройки областной экономики. Новая модель экономики Калининградской области строится на постепенном отказе от таможенных преференций, на внедрении новых форм стимулирования и поддержки приоритетных отраслей экономики, закрепленных в "проектном амбициозном сценарии" Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу.
30. Создание условий для реализации "проектного амбициозного сценария" позволит обеспечить темпы экономического роста, достаточные для достижения индикативных показателей, закрепленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
31. Одним из базовых приоритетов должно стать развитие и увеличение объема внутреннего рынка, что особенно важно для Калининградской области, для которой выход за пределы внутреннего рынка связан с преодолением государственных границ, использование объективных конкурентных преимуществ, например, таких как запасы янтаря, географическое положение и климат, включение в мировое разделение труда, которое изначально ориентирует на уровень и объемы производства, достаточные для преодоления входных барьеров.
32. Оценка ежегодного прироста ВРП основана на тенденциях развития отраслей экономики Калининградской области, с учетом ориентиров "проектного амбициозного сценария", а именно:
1) реализация государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года";
2) увеличение объемов производства в секторе обрабатывающих производств в связи с началом функционирования в 2015 году промышленных зон в муниципальных образованиях Калининградской области;
3) увеличение объемов работ по виду деятельности "Строительство" в связи с началом строительных работ на объектах чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года;
4) увеличение оборотов розничной торговли и платных услуг населению с учетом кумулятивного эффекта от развития малого и среднего предпринимательства в секторах торговли и оказания услуг населению в условиях значительного роста количества туристов, посещающих Калининградскую область;
5) реализация крупных инвестиционных проектов в промышленности, строительстве, транспортном, энергетическом комплексах, в том числе реализуемых резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области.
33. Реализация перечисленных мероприятий предполагает осуществление структурной модернизации отраслей экономики Калининградской области. В этой связи необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;
2) снижение административных барьеров в экономике;
3) формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики;
4) развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктур;
5) поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;
6) расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики, в том числе с использованием механизма оценки регулирующего воздействия.
34. Стимулирование сложившейся экономики Калининградской области со стороны органов государственной власти Калининградской области сможет обеспечить рост ВРП до 2016 года до 11% ежегодно. Учитывая, что продление действия особых таможенных режимов невозможно, основным направлением развития Калининградской области является формирование конкурентоспособной экономической базы и соответствующей ей социальной среды, определение новых источников роста, которые будут связаны с развитием потенциала самой Калининградской области.
35. На фоне опережающего развития стран Европейского союза, в частности, в регионе Балтийского моря, развитие Калининградской области должно осуществляться более высокими темпами, чем в окружающих странах, а принимаемые решения и создаваемые механизмы стимулирования такого роста должны обеспечивать глобальную конкурентоспособность экономики Калининградской области.
36. На первый план при обеспечении конкурентоспособности Калининградской области выйдут такие факторы, как наличие в Калининградской области быстрых и эффективных систем транспорта и коммуникации, энергообеспечение Калининградской области с предоставлением долгосрочных федеральных тарифов, стимулирующих к созданию новых производств, наличие квалифицированной рабочей силы, доступ к местным образовательным институтам и научно-техническим центрам, сокращение избыточных административных барьеров и формирование дружелюбной для бизнеса институциональной среды, социальная и культурная среда в Калининградской области.
37. К 2020 году в Калининградской области будет достигнут уровень развития, закрепленный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.