Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Итоги развития и современное состояние сферы реализации государственной программы
Постановлением Правительства Калининградской области от 16 июля 2014 г. N 450 пункт 1 настоящего приложения изложен в новой редакции
1. Государственная программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 311.
2. Калининградская область является эксклавным субъектом Российской Федерации и имеет стратегическое положение при реализации программ, направленных на повышение государственной безопасности Российской Федерации. Регион расположен на юго-восточном побережье Балтийского моря и является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Литва, Польша) и международными морскими водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим особенностей.
3. Проведенные в период 1991-2006 годов реформы по обеспечению благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области не принесли существенных результатов в связи с непоследовательностью мер поддержки Калининградской области. Одной из подобных мер является создание свободных экономических зон на территории Калининградской области в 1996 году. Однако подобная мера поддержки с 2005 года стала применяться на территориях других субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Липецкая, Самарская, Псковская, Калужская, Ленинградская и Московская области), имеющих преимущество по сравнению с Калининградской областью, связанное с более высоким уровнем развития инфраструктуры, большей численностью трудовых ресурсов и большим объемом рынка сбыта.
4. Калининградская область в значительной степени представляет собой субъект межстрановой конкуренции, что требует специфических мер поддержки и администрирования экономики в условиях обострившейся "конкуренции юрисдикций". Отрицательные аспекты данного обстоятельства существенно обостряются после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и углубления интеграционных процессов в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.
5. С учетом неблагоприятного прогноза существенного перехода трудоспособного населения (до 9%) в категорию населения пенсионного возраста необходимость обеспечения привлекательности Калининградской области посредством наличия качественной социальной инфраструктуры становится особенно актуальной. Географическое положение Калининградской области затрудняет естественную миграцию населения, свойственную центральным регионам России.
6. В связи с отменой в 2016 году большей части действующих таможенных преференций ожидается снижение экономической активности, что может привести к росту безработицы и снижению качества жизни населения Калининградской области. В создавшихся условиях требуется принятие мер по развитию опорной инфраструктуры Калининградской области до уровня европейских требований как необходимое стартовое условие для успешной межстрановой конкуренции.
7. С другой стороны, географическое положение Калининградской области отличается близостью к промышленно развитым странам Европы, что при наличии развитой инфраструктуры Калининградской области может привести к привлечению существенных инвестиций в высокотехнологичные секторы экономики.
8. Развитие Калининградской области на протяжении двух последних десятилетий было неравномерным. Так же, как и основной части России, Калининградской области не удалось избежать кризиса 1990-х годов, Калининградская область пережила еще более глубокий социально-экономический спад, чем другие субъекты Российской Федерации.
9. Финансово-экономический кризис 2008-2009 годов также стал серьезным рубежом в развитии областной экономики. На сегодняшний день экономика Калининградской области восстановилась после спада, связанного с финансово-экономическим кризисом. Прирост ВРП в 2010 году составил 7,6%, в 2011 году - 4,6%.
10. Несмотря на то, что сравнение темпов роста Калининградской области и в целом Российской Федерации по основным экономическим показателям демонстрирует в общих чертах стабильное развитие Калининградской области и свидетельствует о постепенном сокращении разрыва по основным показателям между Калининградской областью и Российской Федерацией, основа экономического роста и социальной стабильности Калининградской области строится на специальных экономических режимах, действие которых будет завершено в 2016 году, что станет серьезным препятствием для дальнейшего поступательного социально-экономического развития Калининградской области.
11. В связи с фактической изоляцией Калининградской области в начале 1990-х годов был осуществлен ряд мер, направленных на выход из сложившейся ситуации путем предоставления Калининградской области различных ограниченных по сроку действия преференций для скорейшей стабилизации экономического развития и предотвращения социальных волнений. Инструментами такого решения стали налоговые и таможенные льготы.
12. В сентябре 1991 года было подписано постановление Правительства России о создании свободной экономической зоны "Янтарь" в Калининградской области, был принят Указ Президента Российской Федерации от 07 декабря 1993 года N 2117 "О Калининградской области". Эти документы заложили основы федеральной политики по отношению к Калининградской области, основывающейся на предоставлении области условий, позволяющих на время снять остроту вопроса о необходимости создания новой основы для социально-экономического развития Калининградской области. В дальнейшем это решение воспроизвелось в Федеральном законе от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области".
13. Указанное решение позволило создать условия, которые стали основой для появления специфичной экономики дешевых импортных товаров и крупных импортозамещающих производств с низкой добавленной стоимостью.
14. Экономическая политика, ориентированная на поддержку развития импортозамещающих производств путем предоставления таможенных льгот экономике Калининградской области, привела к тому, что развились производства с крайне низкой долей добавленной стоимости. Так, по итогам 2011 года доля добавленной стоимости в выпуске продукции автомобилестроения составила лишь 10%, продукции электронной отрасли - 16%, пищевой промышленности в ее части, рассчитанной на вывоз за пределы Калининградской области, - 24%.
15. С целью стимулирования развития импортозамещения в Калининградской области, а также с целью повышения притока прямых инвестиций в экономику Калининградской области был введен режим Особой экономической зоны, который соответствовал реалиям и изменениям экономической ситуации.
16. Федеральный закон от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предполагал постепенный отказ от таможенных льгот и их замену налоговыми преференциями и развитие Калининградской области на основе проектов крупных инвесторов с объемом инвестиций свыше 150 миллионов рублей. Однако этот механизм не обеспечил ускоренную модернизацию экономики Калининградской области в необходимом масштабе.
17. В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и созданием Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси принятые на себя Российской Федерацией обязательства по приведению регулирования внешнеторговой деятельности в соответствие с принципами ВТО фактически отменяют возможность для дальнейшего существования режима таможенных льгот. Тем самым Калининградская область фактически переходит к конкуренции с соседними территориями на общих правилах.
18. Вместе с тем ВРП, промышленное производство росли в Калининградской области темпами, существенно превышавшими среднероссийские. Кроме того, до 2009 года отмечены высокие темпы роста инвестиций в основной капитал.
19. Несмотря на восстановление объемов и темпов роста в 2010-2011 годах ВРП Калининградской области на душу населения существенно уступает среднероссийскому. В 2011 году ВРП на душу населения в Калининградской области был 153,3 тысячи рублей, что на 35,5% ниже среднероссийского уровня.
20. Приток прямых иностранных инвестиций в Калининградскую область за 2012 год составил 101,2 миллиона долларов США, при этом среднедушевой объем прямых иностранных инвестиций составляет 106 долларов США и уступает среднероссийскому показателю, составляющему 130,2 доллара США.
21. Численность трудовых ресурсов Калининградской области с 2006 года стабильно увеличивалась и в 2008 году достигла своего максимального значения за последнее десятилетие - 651,5 тысячи человек, или 69,5% от общей численности населения. Однако за период 2008-2012 годов она сократилась на 11,6 тысячи человек и составила 639,95 тысячи человек (67 процентов от общей численности населения Калининградской области).
22. Уровень безработицы по методике Международной организации труда по итогам 2012 года составил 7,4% от экономически активного населения при среднероссийском значении 5,5%.
23. Существующий дисбаланс спроса и предложения на рынке труда регулируется за счет привлечения в Калининградскую область иностранной рабочей силы (в 2008 году выдано 18,8 тыс. разрешений на работу, в 2009 - 5,7, в 2010 - 7,8, в 2011 - 6, в 2012 году - 16,7). При этом реализация принципа приоритетного использования местных трудовых ресурсов позволила сдержать приток низкоквалифицированных иностранных кадров и максимально заполнить имеющиеся вакансии жителями Калининградской области.
24. Основные проблемы социально-экономического развития Калининградской области:
1) Ориентация на низкотехнологичные производства.
Преимущественная ставка на низкотехнологичные производства провоцирует эксплуатацию ограниченного ресурса таможенных льгот и дешевой рабочей силы, что резко снижает конкурентоспособность территории и препятствует развитию инновационных секторов, где высокая стоимость труда компенсируется опережающим ростом производительности.
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП составляет 23,3%.
2) Отсутствие конкурентоспособной специализации в экономике Калининградской области.
Традиционные отрасли экономики Калининградской области, обеспечивая устойчивый рост ВРП, не смогут обеспечить рост экономики в ближайшие десятилетия.
Можно утверждать, что в Калининградской области не сложились конкурентоспособные кластеры, представляющие интерес в масштабе Балтийского региона и Европейского союза. Продукция товаропроизводителей Калининградской области преимущественно ориентирована на российские рынки. Развитие ключевых отраслей Калининградской области, таких как автомобилестроение, рыбная и пищевая промышленность, мебельное производство, сборка бытовой техники и т.д., в значительной степени зависит от имеющихся таможенных и налоговых преференций, что делает производимую в Калининградской области продукцию условно конкурентоспособной.
В данном случае достаточно высокая диверсификация промышленного производства и отсутствие очевидных предприятий-лидеров (что считается обычно позитивным моментом и показателем устойчивости системы) с точки зрения перспектив региональной интеграции на Балтике становятся недостатками.
К этому добавляются объективные слабости экономической системы, которые были унаследованы от предыдущего периода (восстановительного роста) и объективно снижают перспективы эффективной макрорегиональной интеграции.
3) Инфраструктура.
38% коммунальных сетей, берегозащитных сооружений, мелиорации и других объектов построены до 1945 года, 58% учреждений бюджетной сферы находятся в приспособленных зданиях того же периода. Опережающие темпы развития инфраструктуры в сопредельных странах, особенно после их вступления в Европейский союз, приводят к тому, что несмотря на усиленное развитие инфраструктуры в Калининградской области ее стандарты отстают от соседних стран и тем самым на границе создается своего рода "инфраструктурный барьер". Кроме того, практически вся инфраструктура, связанная с коммуникациями (транспорт, связь, энергетика), проходит по территории иностранных государств, что создает потенциальные риски безопасности Калининградской области как части Российской Федерации.
4) Границы.
Оторванность от основной территории Российской Федерации и необходимость погранично-таможенных процедур приводят к удорожанию любой грузовой и пассажирский транзит, связывающий Калининградскую область с основной территорией Российской Федерации, а также с близлежащими регионами иностранных государств, которые могут представлять собой наиболее доступные рынки сбыта для товаров и услуг, произведенных в Калининградской области.
Вопросы налаживания международного и межрегионального сотрудничества для Калининградской области в силу ее особенного географического положения рассматриваются как одно из важнейших направлений деятельности органов исполнительной власти Калининградской области. С целью обеспечения национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе в целом Калининградская область использует различные форматы участия в международных процессах.
Калининградская область заключила соглашения и другие регулирующие межрегиональное взаимодействие документы с 19 регионами-партнерами таких стран, как Литва, Польша, Германия, Беларусь, Италия, Швеция, Дания, Нидерланды, Китай. Правительство Калининградской области работает по направлению укрепления имеющихся отношений, договорно-правовой базы сотрудничества, а также повышает качество сотрудничества. Примерами могут служить среднесрочные планы межрегионального сотрудничества по таким направлениям, как экономика, культура, спорт, туризм, охрана окружающей среды, которые заключаются с регионами-партнерами.
Одна из ключевых форм сотрудничества - участие в международных программах. Калининградская область является участником европейских программ и проектов на протяжении значительного периода времени. Программы рассматриваются руководством Калининградской области как дополнительный инструмент для реализации целей, поставленных Правительством Российской Федерации в отношении политики социально-экономического развития Калининградской области в соответствии с существующими национальными и региональными приоритетами.
Калининградская область участвует в реализации Программы приграничного сотрудничества "Литва - Польша - Российская Федерация" на 2007-2013 годы. Целями данной программы являются стимулирование экономического и социального развития входящих в программу стран, совместная деятельность по реагированию на общие вызовы и решению общих проблем, стимулирование сотрудничества на уровне населения.
К реализации одобрено 53 проекта в сфере поддержки малого и среднего бизнеса, туризма, культуры, экологии и энергосбережения. В рамках программы будут реализованы 7 масштабных проектов на общую сумму 56,7 млн. евро, в том числе 4 проекта с инфраструктурными вложениями в объекты Калининградской области.
С учетом приоритетов развития Калининградская область заинтересована в реализации совместных проектов в сфере туризма, модернизации экономики, представляется актуальным реализация транспортных и инфраструктурных проектов, использование альтернативных источников энергии.
5) Влияние географического положения Калининградской области на обороноспособность Российской Федерации.
Использование Калининградской области в планах Министерства обороны Российской Федерации приводит к тому, что общая площадь земель Калининградской области, на которых запрещен или ограничен режим хозяйственной деятельности, а также регламентировано посещение иностранных граждан, составляет 4 403,1 квадратных километра (440,3 тыс. гектара), или 28,27% территории Калининградской области. В настоящее время 110 населенных пунктов Калининградской области, в том числе и административные центры муниципальных образований (Гусев, Янтарный, Светлый, Балтийск, Калининград, Советск, Черняховск, Долгоруково, Ладушкин, Гвардейск, Ново-Московское), полностью или частично находятся в запретной зоне или в запретном районе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.