Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
14. Здравоохранение призвано внести ощутимый вклад в формирование производственного потенциала Калининградской области, обеспечить необходимые характеристики трудовых ресурсов.
15. Численность населения Калининградской области составляет 946,8 тыс. человек, из них 733,3 тыс. человек - городское население, 213,5 тыс. человек - сельские жители, 165,1 тыс. человек - дети. Численность женщин детородного возраста - 240,2 тыс. человек. В городе Калининграде проживает 431,5 тыс. человек (44,8 процента). Численность населения трудоспособного возраста - 588,0 тыс. человек (64,3 процента), лиц старше трудоспособного возраста - 208,4 тыс. человек (20,9 процента). Динамика и прогноз удельного веса основных возрастных групп населения свидетельствует о возрастании доли лиц старше трудоспособного возраста.
16. Повышение качества системы здравоохранения является одним из главных приоритетов в Калининградской области. Качество системы здравоохранения неразрывно связано с возможностью оказания высокотехнологической медицинской помощи, с обеспечением квалифицированными кадрами, мерами, направленными на профилактику заболеваний.
17. Одной из проблем кадрового обеспечения является оторванность Калининградской области от основной территории Российской Федерации, отсутствие возможности свободной миграции трудовых ресурсов.
18. Проблема кадрового обеспечения медицинских организаций государственной системы здравоохранения Калининградской области (далее - медицинские организации) является на сегодняшний день одной из главных проблем здравоохранения Калининградской области, при этом укомплектованность врачами, средним медицинским персоналом, непосредственно оказывающими медицинскую помощь населению, приобретает масштабы выраженного кадрового неблагополучия.
19. По данным официального статистического наблюдения, на 01 января 2013 года в медицинских организациях работало 16377 работников, в том числе: 2710 врачей, 6156 средних медицинских работников, 3088 человек младшего персонала, 49 фармацевтических работников, 4070 человек прочего персонала.
20. Укомплектованность медицинских организаций составляет: врачами - 87 процентов, средним медицинским персоналом - 90 процентов, младшим персоналом - 93 процентов.
21. Частично вопросы уровня укомплектованности кадрами медицинских организаций решается за счет совместительства.
22. Так, в медицинских организациях на условиях совместительства работает 72 процента врачей и 78,5 процента среднего медицинского персонала.
23. Высокий коэффициент совместительства сохраняется у врачей на скорой медицинской помощи (1,7) и в стационарах (1,5). В амбулаторно-поликлинических учреждениях данный коэффициент ниже и составляет 1,2.
24. Анализ кадрового состава медицинских организаций по возрастному критерию свидетельствует о росте доли врачей-специалистов пенсионного возраста. Выход на пенсию медицинских работников, который не восполняется приходом молодых специалистов, является на сегодняшний день еще одной из причин прогрессирующего снижения уровня укомплектованности медицинских организаций врачебными кадрами.
25. Среди работающего врачебного персонала доля специалистов в возрасте от до 36 лет составляет 16 процентов в возрасте от 36 до 45 лет - 16 процентов, от 46 до 50 лет - 15 процентов, от 51 до 55 лет - 18 процентов, от 56 до 60 лет - 15 процентов, свыше 61 года - 20 процентов. Процент работающих врачей пенсионного возраста - 35 процентов.
26. Недостаточная обеспеченность медицинских организаций кадрами наиболее остро ощущается в первичном звене - это участковые врачи-терапевты, участковые врачи-педиатры, врачи общей практики, врачи скорой медицинской помощи.
27. Показатели обеспеченности медицинских организаций врачами и средним медицинским персоналом приведены в таблице 1.
Показатели
обеспеченности медицинских организаций врачами и средним медицинским персоналом за 2010-2011 годы
Таблица 1
N п/п |
Наименование муниципального образования |
Всего врачей, чел. |
Обеспеченность врачами на 10 тыс. чел. населения |
Всего среднего медицинского персонала, чел. |
Обеспеченность средним медицинским персоналом 10 тыс. чел. населения |
||||
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Городской округ "Город Калининград" |
951 |
966 |
22,7 |
22,4 |
1834 |
1832 |
43,8 |
42,5 |
2 |
Ладушкинский городской округ |
7 |
8 |
10,7 |
12,6 |
14 |
15 |
21,4 |
23,7 |
3 |
Мамоновский городской округ |
11 |
12 |
10,9 |
12,4 |
36 |
34 |
35,7 |
35,1 |
4 |
Пионерский городской округ |
25 |
22 |
20,8 |
19,9 |
56 |
52 |
46,5 |
47,0 |
5 |
Светловский городской округ |
51 |
48 |
17,4 |
17,4 |
126 |
121 |
43,1 |
43,7 |
6 |
Советский городской округ |
90 |
89 |
21,1 |
21,3 |
211 |
223 |
49,5 |
53,4 |
7 |
Янтарный городской округ |
4 |
4 |
7,5 |
6,2 |
19 |
20 |
35,7 |
31,2 |
8 |
Багратионовский муниципальный район |
34 |
37 |
12,0 |
13,1 |
101 |
98 |
35,7 |
34,6 |
9 |
Балтийский муниципальный район |
53 |
56 |
14,3 |
15,5 |
139 |
133 |
37,6 |
36,9 |
10 |
Гвардейский район |
35 |
36 |
12,3 |
12,0 |
116 |
125 |
40,7 |
41,7 |
11 |
Гурьевский муниципальный район |
54 |
59 |
10,3 |
11,1 |
129 |
129 |
24,6 |
24,3 |
12 |
Гусевский муниципальный район |
58 |
62 |
15,6 |
16,7 |
162 |
164 |
43,4 |
44,2 |
13 |
Зеленоградский район |
42 |
43 |
12,9 |
13,3 |
123 |
101 |
37,9 |
31,3 |
14 |
Краснознаменский муниципальный район |
21 |
23 |
17,9 |
17,9 |
61 |
61 |
52,0 |
47,4 |
15 |
Светлогорский район |
24 |
22 |
14,7 |
14,8 |
46 |
47 |
28,1 |
31,5 |
16 |
Неманский муниципальный район |
29 |
25 |
13,3 |
12,4 |
84 |
81 |
386 |
40,3 |
17 |
Нестеровский район |
19 |
19 |
11,2 |
11,7 |
58 |
59 |
34,1 |
36,5 |
18 |
Озёрский район |
22 |
21 |
13,7 |
13,7 |
68 |
67 |
42,2 |
43,8 |
19 |
Полесский муниципальный район |
28 |
26 |
14,4 |
13,5 |
65 |
67 |
33,5 |
34,9 |
20 |
Правдинский район |
16 |
16 |
7,4 |
8,4 |
73 |
75 |
33,6 |
39,2 |
21 |
Славский муниципальный район |
23 |
23 |
10,6 |
11,0 |
98 |
93 |
45,3 |
44,3 |
22 |
Черняховский муниципальный район |
86 |
91 |
16,8 |
17,6 |
276 |
277 |
53,9 |
53,5 |
23 |
Государственные медицинские организации Калининградской области |
2472 |
2520 |
26,3 |
26,7 |
5583 |
5578 |
59,5 |
59,2 |
24 |
Федеральные медицинские организации |
215 |
214 |
|
|
589 |
543 |
|
|
25 |
Итого: |
2687 |
2734 |
28,6 |
29,0 |
6172 |
6121 |
65,8 |
65,0 |
28. В соответствии с методическими рекомендациями "Определение оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и специализированных служб", разработанными Центральным научно-исследовательским институтом информатизации и организации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации, расчетная потребность во врачах-специалистах составляет 1415 человек (таблица 2).
Расчетная потребность во врачах-специалистах
Таблица 2
N п/п |
Профили |
Фактические данные на 01 января 2012 года |
Расчет по методике |
Профицит (+) / дефицит (-) |
|||||||||
штатные должности |
физические лица |
врачебные кадры (физические лица) |
|||||||||||
всего |
поликлиника |
стационар |
всего |
поликлиника |
стационар |
всего |
поликлиника |
стационар |
всего |
поликлиника |
стационар |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
Кардиология и ревматология, в т.ч. |
59,25 |
21,50 |
37,75 |
49 |
18 |
31 |
71 |
49 |
23 |
-22 |
-31 |
8 |
2 |
кардиология |
49,00 |
16,50 |
32,50 |
39 |
13 |
26 |
54 |
36 |
18 |
-15 |
-23 |
8 |
3 |
ревматология |
10,25 |
5,00 |
5,25 |
10 |
5 |
5 |
17 |
12 |
5 |
-7 |
-7 |
0 |
4 |
Педиатрия (общая) |
335,50 |
292,25 |
43,25 |
235 |
214 |
21 |
519 |
497 |
21 |
-284 |
-283 |
0 |
5 |
Патология недоношенных и новорожденных |
39,00 |
|
39,00 |
21 |
|
21 |
5 |
|
5 |
16 |
|
16 |
6 |
Терапия (общая), в т.ч. |
462,50 |
355,00 |
107,50 |
350 |
284 |
66 |
617 |
547 |
70 |
-267 |
-263 |
-4 |
7 |
терапевты |
418,50 |
341,50 |
77,00 |
322 |
278 |
44 |
533 |
488 |
46 |
-211 |
-210 |
-2 |
8 |
пульмонологи |
12,00 |
2,00 |
10,00 |
8 |
1 |
7 |
13 |
3 |
10 |
-5 |
-2 |
-3 |
9 |
гастроэнтерологи |
11,25 |
4,50 |
6,75 |
8 |
3 |
5 |
12 |
5 |
7 |
-4 |
-2 |
-2 |
10 |
нефрологи |
8,75 |
1,00 |
7,75 |
6 |
|
6 |
5 |
1 |
4 |
1 |
-1 |
2 |
11 |
гематологи |
5,75 |
0,25 |
5,50 |
4 |
|
4 |
4 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
12 |
профпатологи |
6,25 |
5,75 |
0,50 |
2 |
2 |
|
4 |
4 |
|
-2 |
-2 |
|
13 |
Эндокринология(т) |
37,25 |
28,75 |
8,50 |
27 |
21 |
6 |
25 |
20 |
5 |
2 |
1 |
1 |
14 |
Аллергология |
2,75 |
2,75 |
|
3 |
3 |
|
4 |
3 |
1 |
-1 |
0 |
-1 |
15 |
Неврология |
99,25 |
61,25 |
38,00 |
80 |
57 |
23 |
119 |
97 |
23 |
-39 |
-40 |
0 |
16 |
Инфекционисты |
41,25 |
19,75 |
21,50 |
29 |
12 |
17 |
51 |
25 |
26 |
-22 |
-13 |
-9 |
17 |
Хирургия (общая), в т.ч. |
361,00 |
104,50 |
256,50 |
255 |
83 |
172 |
318 |
175 |
143 |
-63 |
-92 |
29 |
18 |
хирурги |
190,00 |
63,75 |
126,25 |
142 |
52 |
90 |
170 |
85 |
85 |
-28 |
-33 |
5 |
19 |
сердечно-сосудистые хирурги |
12,25 |
1,50 |
10,75 |
10 |
1 |
9 |
25 |
18 |
7 |
-15 |
-17 |
2 |
20 |
травматологи-ортопеды |
81,25 |
21,00 |
60,25 |
51 |
17 |
34 |
59 |
36 |
23 |
-8 |
-19 |
11 |
21 |
нейрохирурги |
27,75 |
0,50 |
27,25 |
19 |
1 |
18 |
13 |
1 |
12 |
6 |
|
6 |
22 |
онкологи |
30,75 |
16,50 |
14,25 |
18 |
11 |
7 |
32 |
22 |
10 |
-14 |
-11 |
-3 |
23 |
радиологи |
9,00 |
1,00 |
8,00 |
7 |
|
7 |
7 |
7 |
|
|
-7 |
7 |
24 |
челюстно-лицевые хирурги |
4,50 |
|
4,50 |
4 |
|
4 |
3 |
1 |
2 |
1 |
-1 |
2 |
25 |
колопроктологи |
5,50 |
0,25 |
5,25 |
4 |
1 |
3 |
8 |
4 |
4 |
-4 |
-3 |
-1 |
26 |
Торакальной хирургии |
5,00 |
0,25 |
4,75 |
4 |
|
4 |
6 |
|
6 |
-2 |
|
-2 |
27 |
Кардиохирургические |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
Ожоговые |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
7 |
-7 |
|
-7 |
29 |
Урология |
31,50 |
15,50 |
16,00 |
22 |
10 |
12 |
34 |
22 |
12 |
-12 |
-12 |
0 |
30 |
Стоматология |
147,75 |
142,50 |
5,25 |
83 |
78 |
5 |
443 |
443 |
|
-360 |
-365 |
5 |
31 |
Акушерство-гинекология |
260,50 |
132,75 |
127,75 |
206 |
115 |
91 |
211 |
128 |
83 |
-5 |
-13 |
8 |
32 |
Отоларингология |
54,25 |
38,75 |
15,50 |
35 |
30 |
5 |
133 |
122 |
11 |
-98 |
-92 |
-6 |
33 |
отоларингологи |
53,25 |
37,75 |
15,50 |
34 |
29 |
5 |
108 |
97 |
11 |
-74 |
-68 |
-6 |
34 |
сурдологи-отоларингологи |
1,00 |
1,00 |
|
1 |
1 |
|
18 |
18 |
|
-17 |
-17 |
|
35 |
Офтальмология |
68,25 |
48,00 |
20,25 |
52 |
38 |
14 |
103 |
88 |
14 |
-51 |
-50 |
0 |
36 |
Дерматология |
31,25 |
26,00 |
5,25 |
26 |
20 |
6 |
77 |
66 |
11 |
-51- |
-46 |
-5 |
37 |
Психиатрия, в т.ч. |
102,75 |
38,25 |
64,50 |
73 |
26 |
47 |
110 |
64 |
46 |
-37 |
-38 |
1 |
38 |
психиатры |
94,00 |
31,50 |
62,50 |
67 |
22 |
45 |
88 |
42 |
46 |
-21 |
-20 |
-1 |
39 |
психотерапевты |
8,75 |
6,75 |
2,00 |
6 |
4 |
2 |
10 |
10 |
|
-4 |
-6 |
2 |
40 |
Наркология |
33,00 |
21,50 |
11,50 |
26 |
15 |
11 |
46 |
41 |
5 |
-20 |
-26 |
6 |
41 |
Фтизиатрия |
63,25 |
40,25 |
23,00 |
34 |
23 |
11 |
114 |
51 |
62 |
-80 |
-28 |
-51 |
42 |
Венерология |
20,75 |
17,50 |
3,25 |
18 |
14 |
4 |
19 |
16 |
3 |
-1 |
-2 |
1 |
43 |
Прочие* |
|
|
|
16 |
5 |
11 |
29 |
18 |
11 |
-13 |
-13 |
0 |
44 |
Всего |
2256,00 |
1407,00 |
849,00 |
1644 |
1066 |
578 |
3059 |
2472 |
587 |
-1415 |
-1406 |
-9 |
45 |
Реабилитационно-диагностическая группа |
969,25 |
321,25 |
648,00 |
321 |
158 |
163 |
1089 |
399 |
690 |
-768 |
-241 |
-527 |
46 |
Группа управления |
211,50 |
109,00 |
102,50 |
287 |
99 |
188 |
273 |
139 |
134 |
14 |
-40 |
54 |
47 |
Скорая медицинская помощь |
122,00 |
|
|
69 |
|
|
122 |
|
|
-53 |
|
|
48 |
Итого |
3558,75 |
1837,25 |
1599,50 |
2321 |
1323 |
929 |
4544 |
ЗОЮ |
1411 |
-2223 |
-1687 |
-482 |
29. Еще одна проблема, с которой сталкиваются медицинские организации, связана с текучестью кадров (таблица 3).
Текучесть кадров в медицинских организациях за 5 лет
Таблица 3
N п/п |
Наименование показателя (на 10 тыс. человек населения) |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
Обеспеченность врачами |
27,3 |
26,7 |
26,4 |
29,0 |
30,0 |
2 |
Обеспеченность средним медицинским персоналом |
61,8 |
60,3 |
59,4 |
65,0 |
66,0 |
30. Наибольший дефицит на протяжении ряда лет ощущается среди специалистов терапевтического профиля, а также детских эндокринологов, онкологов, трансфузиологов, анестезиологов-реаниматологов и ряда других специалистов (таблица 4).
Обеспеченность населения Калининградской области врачами основных специальностей (на 10 тыс. человек населения)
Таблица 4
N п/п |
Наименование специальности врачей |
2000 год |
2005 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
По России |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Всего врачей, в том числе: |
32,9 |
30,6 |
28,9 |
29,4 |
28,6 |
29,0 |
44,1 |
2 |
врачи терапевтического профиля |
6,7 |
5,7 |
5,9 |
5,6 |
5,4 |
5,6 |
8,9 |
3 |
врачи хирургического профиля |
1,9 |
3,7 |
4,6 |
4,6 |
4,5 |
4,5 |
6,7 |
4 |
в том числе онкологи |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,43 |
5 |
эндокринологи |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
- |
6 |
акушеры-гинекологи |
4,4 |
2,2 |
4,1 |
4,2 |
4,3 |
4,4 |
5,1 |
7 |
педиатры и неонатологи |
21,3 |
17,5 |
18,5 |
17,7 |
16,8 |
17,5 |
23,2 |
8 |
офтальмологи |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
1,0 |
9 |
отоларингологи |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
1,5 |
10 |
неврологи |
1,0 |
1,1 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,6 |
11 |
психиатры и наркологи |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
1,1 |
0,7 |
12 |
фтизиатры |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
1,2 |
13 |
дерматовенерологи |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,71 |
14 |
стоматологи |
2,3 |
1,8 |
1,6 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
3,2 |
15 |
врачи скорой помощи |
0,8 |
0,6 |
0,9 |
0,9 |
0,7 |
0,7 |
1,2 |
31. Низкая укомплектованность районных больниц врачами-специалистами не позволяет на должном уровне организовывать раннее выявление онкологической патологии на этапе первичного звена здравоохранения, проводить своевременную диспансеризацию больных данного профиля и осуществлять их этапное лечение.
32. Повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг невозможно обеспечить без наличия высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования здравоохранения является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых медицинских услуг. Направления деятельности, связанные с оплатой труда медицинских работников, регулируются распоряжением Губернатора Калининградской области от 28 февраля 2013 года N 98-р "О плане мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Калининградской области".
33. Низкая обеспеченность жильем молодых специалистов также является одной из причин низкой укомплектованности медицинских организаций в муниципальных образованиях Калининградской области.
34. Данные об обеспечении в 2012 году жильем врачей-специалистов приведены в таблице 5 (по информации Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области, полученной от глав муниципальных образований Калининградской области в 2012 году).
Обеспечение жильем врачей-специалистов в муниципальных образованиях Калининградской области
Таблица 5
N п/п |
Наименование муниципального образования |
Количество предоставленных квартир (служебное жилье) |
Количество сотрудников (и членов их семей), состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Багратионовский муниципальный район |
8 |
5 |
2 |
Балтийский муниципальных район |
1 |
3 |
3 |
Гвардейский район |
1 |
4 |
4 |
Гурьевский муниципальный район |
1 |
40 |
5 |
Гусевский муниципальный район |
2 |
5 |
6 |
Зеленоградский район |
2 |
6 |
7 |
Городской округ "Город Калининград" |
19 |
11 |
8 |
Краснознаменский муниципальный район |
4 |
2 |
9 |
Ладушкинский городской округ |
2 |
- |
10 |
Мамоновский городской округ |
2 |
3 |
И |
Неманский муниципальный район |
5 |
29 |
12 |
Нестеровский район |
2 |
10 |
13 |
Озёрский район |
1 |
11 |
14 |
Пионерский городской округ |
3 |
7 |
15 |
Полесский муниципальный район |
2 |
5 |
16 |
Правдинский район |
6 |
5 |
17 |
Светловский городской округ |
2 |
- |
18 |
Светлогорский район |
- |
8 |
19 |
Славский муниципальный район |
3 |
- |
20 |
Советский городской округ |
7 |
20 |
21 |
Черняховский муниципальный район |
2 |
10 |
22 |
Янтарный городской округ |
|
4 |
23 |
Итого: |
79 |
1223 |
35. В муниципальном образовании "Городской округ "Город Калининград" Правительством Калининградской области было выделено 19 служебных квартир, из них 11 квартир - для медицинских работников Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская областная больница Калининградской области". На учете нуждающихся по городу Калининграду остается 1035 семей медицинских работников. По состоянию на 01 июля 2012 года количество нуждающихся в предоставлении жилых помещений врачей-специалистов (и членов их семей) составляет 1223 человека.
36. Частично решение проблемы обеспечения жильем работников медицинских организаций можно осуществить в рамках действующего законодательства Калининградской области.
37. Постановлением Правительства Калининградской области от 22 декабря 2010 года N 944 утверждена целевая программа Калининградской области "Жилище" на 2011-2015 годы. В рамках указанной программы реализуется подпрограмма "Формирование жилищного фонда Калининградской области коммерческого использования (арендного жилья) на период до 2015 года". Тактическими задачами указанной подпрограммы в том числе являются: поддержка отдельных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и Калининградской области, в улучшении жилищных условий за счет средств областного бюджета в пределах установленных действующим законодательством социальных стандартов и в соответствии с объемом государственных обязательств; создание социально ориентированной модели обеспечения жильем граждан, занятых в бюджетной сфере.
38. Постановлением Правительства Калининградской области от 08 февраля 2007 года N 51 утверждена целевая программа Калининградской области "Социальное развитие села Калининградской области на 2007-2013 годы". В рамках данной программы граждане, изъявившие желание проживать в сельской местности, в том числе молодые специалисты, могут получить выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности.
39. Законом Калининградской области "О содействии развитию жилищного строительства на территории Калининградской области" также предусмотрены меры поддержки граждан в сфере жилищного строительства.
40. Таким образом, причинами низкого притока, текучести и дефицита медицинских кадров являются:
1) дефицит кадров (врачей-специалистов, среднего медицинского персонала) в медицинских организациях (за исключением стоматологических клиник);
2) уменьшение числа выпускников медицинских образовательных учреждений, приезжающих на работу в Калининградскую область, отсутствие механизма их закрепления;
3) низкая обеспеченность жильем молодых специалистов;
4) снижение престижа медицинской профессии, особенно на уровне среднего медицинского персонала.
41. Через 10 лет укомплектованность врачами в целом может уменьшиться до 30 процентов. Последствием может быть ухудшение показателей здоровья населения Калининградской области. В ближайшие годы потребность в кадрах медицинских и фармацевтических специалистов будет только нарастать в связи с естественным старением населения и миграционными процессами. Калининградской области дополнительно потребуются квалифицированные специалисты, в связи с этим возникла необходимость принятия Программы, которая будет способствовать привлечению специалистов в сферу здравоохранения.
42. В настоящее время вопросы подготовки кадров для здравоохранения Калининградской области являются актуальными.
43. В 2012 году по целевым направлениям Министерства здравоохранения Калининградской области поступили из числа жителей Калининградской области 37 абитуриентов. 39 выпускников медицинских высших учебных заведений по направлениям от Калининградской области обучаются в интернатуре и ординатуре.
44. В 2012 году приступили к работе в медицинских организациях в качестве врачей-специалистов: по окончании интернатуры - 7 человек из 17 направленных в 2011 году, по окончании ординатуры - 3 человека из 9 направленных в 2010 году.
45. Из образовательных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, подготовка специалистов по программам высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования для Калининградской области осуществляется:
1) в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова" Министерства здравоохранения Российской Федерации;
2) в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова" Министерства здравоохранения Российской Федерации;
3) в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации;
4) в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации;
5) в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации;
6) в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Первом Московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации;
7) в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Смоленская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации;
8) в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила КанТа".
46. В 2012 году первый выпуск медицинского факультета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" составил 23 человека, из которых 10 выпускников поступили в это же учебное заведение в интернатуру и 1 - в ординатуру. Остальные выпускники продолжили обучение в клинической интернатуре (ординатуре) на базах федеральных высших учебных заведений, расположенных за пределами Калининградской области.
47. После закрытия в 2008 году Калининградского областного медицинского колледжа на базе медицинского факультета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" ведется подготовка специалистов по программам среднего профессионального образования по следующим специальностям: "лечебное дело", "сестринское дело", "акушерское дело", "стоматология", "стоматология ортопедическая", "фармация". Целевой прием по программам среднего медицинского образования для Калининградской области отсутствует. Выпуск специалистов со средним медицинским образованием составил: в 2009 году - 198 человек, 2010 году - 134 человека, 2011 году - 132 человека, 2012 году - 120 человек.
48. Решение кадровой проблемы требует значительных организационных, правовых и финансовых ресурсов и возможно только программным методом. В связи с этим организационной основой реализации новой кадровой политики в сфере здравоохранения Калининградской области должна стать настоящая Программа.
49. Обоснованием необходимости применения программно-целевого подхода послужила сложившаяся ситуация с кадровым обеспечением в учреждениях здравоохранения Калининградской области. Использование программно-целевого метода направлено на создание условий для привлечения и закрепления в медицинских организациях врачебных кадров и среднего медицинского персонала в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере здравоохранения Калининградской области в условиях бюджетных ограничений.
50. Усилия, направленные на профориентацию школьников, предоставление социальных гарантий студентам, клиническим интернам, обучающимся в государственных образовательных медицинских учреждениях, врачам-специалистам, привлекаемым на работу в учреждения здравоохранения, будут являться основой для привлечения, возвращения и закрепления врачей в системе здравоохранения Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.