Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы "Развитие образования"
Итоги развития и современное состояние сферы реализации государственной программы
1. Доступность образовательных услуг и сеть образовательных учреждений. Всего на территории Калининградской области действуют более 525 образовательных организаций различных уровней образования и подведомственности.
2. Система дошкольного образования Калининградской области включает в себя 257 государственных и муниципальных детских садов, 5 образовательных учреждений "начальная школа - детский сад", 5 негосударственных детских садов, 4 частных детских сада, 70 общеобразовательных учреждений, в которых открыто 87 классов предшкольной подготовки, а также 6 учреждений, не относящихся к системе образования, в которых функционируют дошкольные группы (Дома творчества, клубы и т.д.).
3. В 2013-2014 учебном году в Калининградской области дошкольным образованием охвачено 38338 детей, что составляет 58,6% от общей численности детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Из них посещают дошкольные образовательные учреждения - 35564 чел., посещают классы предшкольной подготовки в общеобразовательных учреждениях - 1563 чел., дошкольные группы в учреждениях "начальная школа - детский сад" - 317 чел., группы при других учреждениях - 135 чел.
4. Кроме того, в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях имеется 883 места, которые посещают 759 детей.
5. Система общего образования представлена 186 организациями, в которых обучаются 92,9 тыс. чел. Наполняемость классов составляет 25,6 чел. в городской местности и 16,2 чел. в сельской местности.
6. В системе общего образования 168 муниципальных общеобразовательных учреждений, 5 вечерних школ, 2 областные общеобразовательные школы-интернаты, 6 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования Калининградской области, 5 негосударственных общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования.
7. 19 муниципальных общеобразовательных учреждений имеют статус лицеев и гимназий, 4 школы - с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме того, 2 негосударственные образовательные организации имеют статус гимназий и одна - лицея. Имеющееся количество мест в общеобразовательных учреждениях в целом обеспечивает потребности населения в предоставлении услуг общего образования.
8. Современные требования к условиям предоставления общего образования предусматривают, с одной стороны, обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья. С другой стороны - оснащение образовательного процесса современным учебным и учебно-наглядным оборудованием.
9. Изменение школьной инфраструктуры направлено на создание условий во всех общеобразовательных учреждениях для реализации основной образовательной программы федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) на начальной ступени, в том числе за счет нормативного подушевого финансирования на основе разработки механизма определения регионального норматива финансирования с учетом соблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы ФГОС. Утверждение регионального коэффициента в размере 1,2 для общеобразовательных учреждений, перешедших на обучение учащихся по новым ФГОС начального общего образования, позволило общеобразовательным учреждениям дополнительно направить средства на приобретение современного оборудования и улучшение условий организации образовательного процесса.
10. Система образования Калининградской области в течение последних лет нацелена на обеспечение модернизации и развития инновационной структуры, совершенствование учебно-методического, организационного, кадрового, материально-технического обеспечения образовательной среды, создание среды опережающего развития для учащихся, апробацию и внедрение федерального государственного образовательного стандарта.
11. В 2012 году введены в действие 2 новые школы на 1000 мест: в г. Калининграде (ул. Н. Карамзина) и в г. Советске. Начато строительство школ на 1000 мест в г. Полесске и в г. Краснознаменске.
В 2013 году также закончено строительство 2 школ: в г. Гусеве на 1000 мест и в г. Калининграде на 1500 мест и продолжено строительство школ в г. Полесске и г. Краснознаменске.
В 91 школе проведен капитальный ремонт зданий. В 171 общеобразовательном учреждении приняты меры, направленные на энергосбережение.
12. Одним из основных показателей обеспечения качества общего образования является удельный вес школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса. Данный показатель становится особенно актуальным в условиях введения федеральных государственных стандартов общего образования. В 2013 году этот показатель равен 96%, к 2020 году планируется данный показатель довести до 100%.
13. Так, в системе общего образования Калининградской области в 2011-2013 годах реализуется крупномасштабный проект по модернизации общего образования. Основная цель проекта - повышение качества образования путем модернизации системы общего образования Калининградской области.
14. Основные задачи проекта модернизации общего образования: повышение заработной платы педагогических работников и учителей; обеспечение качественных условий обучения; приобретение школьных автобусов для организации подвоза учащихся к месту учебы и обратно; пополнение фондов школьных библиотек; развитие материально-технической базы школ; модернизация базовых школ и создание центров дистанционного образования; подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников, учителей и руководителей школ; комплектование школьных библиотек, дистанционное обучение, приобретение электронных образовательных ресурсов, осуществление мер, направленных на энергосбережение; привлечение молодых учителей для работы в общеобразовательных учреждениях; развитие инфраструктуры: проведение текущих и капитальных ремонтов общеобразовательных учреждений.
15. Важной целью проекта по модернизации общего образования в 2011-2013 годах является доведение заработной платы педагогических работников образовательных учреждений до средней заработной платы в Калининградской области. Благодаря реализации проекта по модернизации системы общего образования наши школы приобрели новое современное учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное, компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых, позволяющее реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта, организовывать проектную деятельность, моделирование и техническое творчество обучающихся, а также обеспечить здоровое питание наших учеников.
16. Опыт Калининградской области в направлении отработки новых механизмов финансирования общеобразовательных учреждений (существующие в регионе системы нормативно-подушевого финансирования и оплаты труда педагогических работников, а также решения по планированию и использованию образовательной среды учреждений) был предложен для практического использования в других субъектах Российской Федерации.
17. Комплекс мер по модернизации образования позволил также произвести содержательные изменения в реализации образовательных программ, развить в Калининградской области важное направление в дистанционном обучении - синхронное обучение, позволив охватить новые категории учащихся, внедрить технологии в процессы повышения квалификации специалистов, оптимизировать систему управления образованием.
Благодаря реализации направления "дистанционное обучение" школьники из отдаленных поселков Калининградской области получили новые возможности для доступного современного и качественного образования.
18. Главной задачей Калининградской области в настоящее время является стимулирование образовательных учреждений к использованию дистанционных технологий при организации обучения по индивидуальному плану для каждого ученика (группы).
19. Важными направлениями, связанными с реализацией комплекса мер по модернизации общего образования в Калининградской области, осуществляемыми в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к педагогическим работникам, являются повышение квалификации педагогических кадров и отработка механизмов аттестации.
20. В системе образования Калининградской области трудятся 11590 педагогических работников. Уровень обеспеченности педагогическими кадрами составляет 86%.
21. К особенностям повышения квалификации по вопросам ФГОС можно отнести следующее:
1) обучение руководителей и учителей начальных классов осуществлялось с использованием дистанционных технологий (у директоров 70% программы, у учителей 50% реализовано на ресурсе study.baltinform.ru);
2) обучение учителей основной школы происходит командным способом, когда обучение, включающее работу с облачными технологиями, проходит весь коллектив учителей школы данной ступени.
3) повышение квалификации 120 специалистов базовых школ по вопросам использования нового специализированного оборудования и методики применения дистанционных образовательных технологий в процессе обучения и во внеурочной деятельности, включающее образовательные стажировки в регионы Российской Федерации, Литовскую Республику, а также дистанционное обучение.
22. В 2012/2013 учебном году начата работа по целевому повышению квалификации учителей математики, обучение прошли 125 учителей (30%) от общего количества учителей.
23. Кроме этого, повышение квалификации осуществили 290 учителей английского языка (55%) от общего количества учителей по программе подготовки к Кембриджскому экзамену "ТКТ" (Teaching Knowledge Test). Целью данного курса является обучение основам теории и практики преподавания английского языка с использованием коммуникативного подхода. Обучение завершилось сдачей международного экзамена ТКТ с выдачей сертификата Cambridge ESOL, подтверждающего знание основных понятий и концепций современной методики преподавания английского языка. Получение подобных сертификатов является процедурой независимой оценки профессионального уровня педагогов.
24. К внешней оценке развития системы образования Калининградской области можно отнести и рост образовательных стажировок специалистами из других регионов Российской Федерации, так в 2012 году Калининградский областной институт развития образования принял на стажировку более 20 делегаций, что в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году.
25. В течение 2012/2013 учебного года в рамках организации процедуры аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Калининградской области были усовершенствованы (разработаны, изменены и дополнены) бланки форм документов, учитывающие требования нормативных актов в сфере образования, в частности, обязательным условием для учителя стало предоставление сведений о результатах итоговой аттестации по окончании прохождения курсов повышения квалификации.
26. Ведется активная работа по дополнению процедуры аттестации педагогических работников сертификацией в части владения ими информационными технологиями.
27. Система оценки качества образования в Калининградской области изменяется в соответствии с преобразованиями, происходящими в сфере образования: усиление ответственности всех участников образовательного процесса за результат, переход на новые федеральные образовательные стандарты, принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и др. Формирование системы оценки качества образования в Калининградской области предусматривает: проведение процедур независимой оценки качества дошкольного и общего образования; создание экспериментальных площадок, разработку и апробацию методик, технологий и инструментария для оценки сформированности планируемых (предметных, метапредметных, личностных) результатов обучающихся; совершенствование нормативных документов, регламентирующих процедуры независимой оценки качества образования.
28. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" мониторинг системы образования и независимая оценка качества включены в механизм управления системой образования.
29. В настоящее время на территории Калининградской области в системе образования ежегодно проводятся мониторинговые исследования в 1-х, 5-х, 8-х классах. В сравнительных исследованиях участвуют все учащиеся указанных классов.
30. С 2011 года проводятся доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
31. С 2012 года в 11 муниципальных образованиях Калининградской области осуществляется разработка и апробация моделей проведения процедур оценки качества дошкольного образования.
32. Задачи исследований в области оценки качества дошкольного образования: получение педагогами, родителями, обучающимися и руководством общеобразовательных учреждений информации об индивидуальных достижениях обучающихся с целью корректировки образовательного процесса и принятия управленческих решений разного уровня; получение достоверной информации о состоянии системы образования в регионе, факторах, влияющих на качество образования.
33. Информация о состоянии системы образования также используется для аккредитации общеобразовательного учреждения, аттестации педагогических кадров, позволяет делать выводы об обеспечении гарантий граждан по обеспечению равного доступа всех учащихся к качественному образованию.
34. Очевидно, что выстраивание системы оценки качества образования в Калининградской области, являясь одним из приоритетных направлений развития системы образования, оказывает влияние на создание более качественных условий обучения каждого ученика, на ориентацию школы по предоставлению возможностей каждому учащемуся для достижения им максимальных учебных достижений.
35. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается 114 организациями, в том числе подведомственными органам управления в сфере образования - 60, культуры - 29, спорта - 23, а также 2 негосударственными образовательными организациями.
36. Услугами дополнительного образования в настоящее время в Калининградской области пользуются 60,0 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет, что в абсолютных цифрах составляет более 74,0 тысячи человек. В разрезе муниципальных образований доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи 5-18 лет варьирует (от 20,0 до 65,0 процента), отражая территориальные диспропорции в обеспечении доступности данных образовательных услуг.
37. В структуре организаций дополнительного образования лидируют объединения спортивной и художественной направленности, которые посещают около 50 процентов обучающихся, однако наблюдается низкая доля участия детей в эколого-биологических (4,0 процента), туристско-краеведческих (2,7 процента), спортивно-технических (2,5 процента), культурологических (2,29 процента) кружках и объединениях, а также недостаточное развитие социально-педагогического, духовно-нравственного, военно-патриотического, журналистского, лингвистического направлений в реализации программ дополнительного образования.
80,0% детей, занимающихся в кружках и секциях организаций дополнительного образования, приходится на возрастной диапазон от 5 до 14 лет.
38. Значительное количество детей Калининградской области получают услуги дополнительного образования в условиях городских поселений (95,3 процента) и лишь 4,7 процента - в учреждениях, которые расположены в сельской местности, поэтому, учитывая имеющиеся сегодня модели и схемы функционирования учреждений дополнительного образования, говорить о его доступности для значительного числа детей и подростков, преждевременно.
39. Начиная с 2012 года после проведения Министерством образования Калининградской области конкурсных отборов муниципальных образований на создание базовых площадок научно-технического творчества и учреждений, создающих кружки технического творчества, присвоения области статуса федеральной стажировочной площадки по данному направлению; благодаря созданию в муниципальных учреждениях дополнительного образования - победителях конкурсного отбора (Гурьевский район, Балтийский городской округ, город Калининград, Советский городской округ) условий для занятий детей научно-техническим творчеством наметилась тенденция к увеличению числа детей, занимающихся в объединениях и кружках технической направленности, с 1358 человек в 2011 году до 2465 в 2012 году, что составило 4,12 процента против 3,0 процента соответственно.
40. Традиционно образовательная политика в незначительной мере затрагивает процессы неформального образования, происходящие вне организаций, и не охватывает сферу информального образования (медиасфера, сеть "Интернет", музеи).
41. Деятельность детских общественных организаций является значительным ресурсом развития неформального образования, так как обладает большими возможностям в социализации подрастающего поколения. Несмотря на то, что общественные объединения имеют разную направленность, они решают одну общую задачу - задачу развития, воспитания и образования школьников, в том числе через реализацию различных проектов.
42. В области насчитывается порядка 250 детских общественных организаций. Участие в подобных объединениях, работа с волонтёрами, реализация проектов совместно со средствами массовой информации, организация и проведение массовых акций и кампаний дает ребятам возможность на практике применить знания, полученные в школе, за рамками традиционного урока, что является мощным воспитательным фактором.
43. В сфере профессионального образования подготовка квалифицированных кадров и развитие человеческих ресурсов имеют ключевое значение для подъема экономики Калининградской области. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, степени ее социальной мобильности, профессионализму. Обеспечение кадрами отраслей экономики в настоящее время становится одной из важнейших социально-трудовых задач региона.
44. Развитие инновационной сферы, энергетики, транспортно-логистического комплекса, туризма, сельского хозяйства, пищевой промышленности, деревообработки, судостроения, машиностроения, строительной индустрии определено в качестве приоритета экономической политики Правительства Калининградской области на ближайшие годы.
45. Дальнейший рост указанных приоритетных направлений региона во многом будет зависеть от того, насколько успешно будут решены в Калининградской области проблемы кадрового обеспечения экономики, обусловленные дефицитом высококвалифицированных кадров, складывающейся демографической ситуацией.
46. На базе учреждений профессионального образования, совместно с ведущими предприятиями на условиях государственно-частного партнерства создано 10 инновационных образовательных (ресурсных) центров профессионального образования коллективного пользования по основным направлениям экономического развития Калининградской области, оснащенных высокотехнологичным учебно-производственным и учебно-лабораторным оборудованием.
В 24 профессиональных образовательных организациях обучаются 8,4 тыс. человек.
47. Существенное влияние на систему образования Калининградской области оказывают организации высшего образования, несмотря на то, что они являются федеральными организациями. Всего на территории Калининградской области находятся 26 образовательных организаций высшего образования, из них 20 являются филиалами. В образовательных организациях высшего образования обучаются 33,4 тыс. человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.