Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Итоги развития и современное состояние сферы реализации государственной программы
1. Функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, охраны окружающей среды, защиты побережья Балтийского моря в границах Калининградской области в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области, осуществляют Министерство развития инфраструктуры Калининградской области, Министерство строительства Калининградской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Калининградской области, Агентство по охране, воспроизводству и использованию животного мира и лесов Калининградской области, Служба по экологическому контролю и надзору Калининградской области.
2. Указанные органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти Калининградской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями.
3. Современное состояние и развитие системы управления природными ресурсами Калининградской области и охраны окружающей среды основывается на проведении экологической политики государственного управления в рамках федерального и регионального законодательства.
4. Основными направлениями экологической политики Калининградской области являются:
1) воспроизводство и использование лесных ресурсов;
2) использование и охрана водных объектов на территории Калининградской области;
3) воспроизводство минерально-сырьевой базы;
4) охрана окружающей среды;
5) охрана и воспроизводство объектов животного мира.
5. Леса являются восполняемым источником для удовлетворения общественных потребностей в ресурсах, выполняют рекреационные и эстетические функции. Кроме того, леса всегда являлись значимым ресурсом для хозяйственной и экономической деятельности населения и коммерческих предприятий.
6. Общая площадь земель лесного фонда Калининградской области составляет 305,6 тыс. га, из них площадь лесных земель, полномочия по которым в области лесных отношений Российской Федерацией переданы Калининградской области, составляет 272,9 тыс. га. Доля земель Калининградской области, покрытых лесами, по данным государственного лесного реестра составляет 18,5%. Средний возраст насаждений составляет 56 лет. Лесной фонд на 28% представлен хвойными насаждениями (сосна, ель), на 22% - твердолиственными (дуб, граб, ясень) и на 50% - мягколиственными (береза, осина, ольха черная, липа). Общий запас насаждений составляет 46 млн. м куб.
7. Леса Калининградской области отнесены к защитным лесам, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и оздоровительных функций. В связи с этим задача сохранения лесных ресурсов, прежде всего защиты от лесных пожаров, является первоочередной.
8. Метеорологические факторы, природная пожарная опасность лесов, социально-экономические условия создают предпосылки для возникновения лесных пожаров в течение всего пожароопасного сезона, продолжительность которого в среднем составляет 6 месяцев.
9. Ущерб от лесных пожаров, воздействия вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. На территории лесного фонда в период с 2006 по 2011 год зарегистрировано 336 лесных пожаров. Ущерб, причиненный лесному фонду, составил 354178 тыс. рублей. Основными причинами возникновения лесных пожаров являются неосторожное обращение местного населения с огнем и несанкционированное сжигание сухой травы на полях и лугах, поэтому большое значение имеет проведение предупредительных противопожарных мероприятий, направленных на предотвращение распространения пожаров в лесных массивах.
10. Имеющиеся пожарно-химические станции не обеспечены в полном объеме противопожарной техникой в соответствии с нормативами и помещениями для хранения технического оснащения. Необходимо приобретение техники и оборудования для осуществления профилактических мероприятий по предотвращению лесных пожаров и их тушению в начальной стадии, что в свою очередь снизит показатель удельной площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров.
11. Требует модернизации существующая система стационарного видеонаблюдения за пожарной обстановкой. Для размещения 12 новых видеокамер с программным обеспечением "Лесной дозор" требуется реконструкция существующих пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт). Применение указанных комплектов позволяет эффективно и своевременно выявлять очаги возгораний и оперативно организовывать их тушение.
12. В лесном фонде Калининградской области в течение почти двух десятилетий наблюдается значительное усыхание твердолиственных насаждений, развитие очагов вредителей и болезней леса и, как следствие, ухудшение санитарного и лесопатологического состояния насаждений. Практически разрушенная мелиоративная сеть ведет к подтоплению, заболачиванию, снижению продуктивности и доступности лесов, к увеличению распространения болезней и вредителей леса, к дальнейшему усыханию и гибели ресурса и является главной причиной ухудшающегося санитарного состояния лесов Калининградской области.
13. Ущерб от повреждения лесов вредными организмами составляет в среднем 2300 руб. на 1 га. Несвоевременное выявление вспышек массового размножения опасных лесных вредителей (непарный шелкопряд, шелкопряд-монашенка, короед-типограф и другие) могут привести к катастрофическим повреждениям лесов на значительных площадях. Проведение лесозащитных мероприятий, в том числе лесопатологических обследований в полном объеме, позволит снизить площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней.
14. Особого внимания требует решение вопроса о восстановлении разрушенной мелиоративной сети и ее содержании. Без осушения лесных площадей Калининградской области невозможно достичь положительного успеха в выращивании ценных, перспективных лесов. В 2011 году, впервые за последние 20 лет, уделено внимание проблеме мелиорации земель лесного фонда Калининградской области. В настоящее время завершено проведение инвентаризации лесной мелиоративной сети, целью которой являлась комплексная оценка состояния мелиоративных систем, земель и лесной транспортной составляющей, оценка экологических показателей целесообразности проведения ремонта и реконструкции мелиоративной сети. По данным проведенной инвентаризации, 88% мелиоративной сети находится в неудовлетворительном состоянии, стоимость восстановительных работ составляет 26 446 462,2 тыс. рублей. Также требуется проведение работ по регистрации прав собственности на вышеуказанную мелиоративную сеть, постановке ее на кадастровый учет.
15. Минерально-сырьевой комплекс полезных ископаемых является минерально-сырьевой базой промышленного потенциала Калининградской области, и его эффективное использование - одно из основных условий успешного социально-экономического развития Калининградской области.
16. Специфика геологического строения Калининградской области обусловила распространение широкого спектра твердых полезных ископаемых, среди которых выделена группа полезных ископаемых, отнесенных к общераспространенным полезным ископаемым.
17. На территории Калининградской области расположены 68 месторождений общераспространенных полезных ископаемых, из них содержащие песчано-гравийные материалы и песчаное сырье, числящиеся на государственном балансе, - 55 месторождений с запасами 360288,5 тыс. куб. м (забалансовые запасы составляют 24035,8 тыс. куб. м), содержащие глинистое сырье, числящиеся на государственном балансе, - 13 месторождений с запасами 52576,85 тыс. куб. м (забалансовые запасы составляют 890,0 тыс. куб. м), содержащие торф, числящиеся на государственном балансе, площадью более 10 га - 95 месторождений с запасами 117552,5 тыс. т (забалансовые запасы составляют 33709 тыс. т).
18. Реализуемые на территории Калининградской области программы, направленные на развитие жилищного строительства, современной и эффективной транспортной инфраструктуры, напрямую связаны с интенсивным вовлечением в эксплуатацию месторождений общераспространенных полезных ископаемых и увеличением уровня их добычи и переработки.
19. Наиболее актуальными проблемами в сфере геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых в Калининградской области являются:
1) воспроизводство запасов и ресурсов общераспространенных полезных ископаемых;
2) развитие минерально-сырьевой базы отдельных видов общераспространенных полезных ископаемых;
3) информационно-аналитическое обеспечение системы недропользования.
20. В связи с расширением жилищного, промышленного и дорожного строительства ежегодно увеличивается потребность в песках (строительных), песчано-гравийных материалах и глинах.
21. В последние годы добыча основных видов общераспространенных полезных ископаемых в Калининградской области заметно увеличилась.
22. Так, добыча песчано-гравийного материала и песка увеличилась более чем в 2 раза. Если в 2006 году было добыто 2481,8 тыс. куб. м данных полезных ископаемых, то в 2010 году - 5671,1 тыс. куб. м.
23. В целях обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых в 2011-2012 годах на территории Калининградской области за счет средств недропользователей выполнены работы по геологическому изучению 10 месторождений песчано-гравийных материалов, песков и глинистого сырья.
24. В результате проведенной работы обеспечен прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых в объеме 18947,2 тыс. куб. м..
25. В Калининградской области насчитывается 339 водотоков общей протяженностью 5180,8 км, помимо этого, 945 осушительных межхозяйственных проводящих каналов общей протяженностью 3384 км, 150 озер и прудов площадью 61,0 кв. км и 315 болот площадью 835 кв. км.
26. Среднегодовые ресурсы поверхностных водных объектов Калининградской области в последние годы резких изменений не претерпевают и оцениваются в 23,0 куб. км, из них:
1) формирующиеся на территории Калининградской области - 2,7 куб. км;
2) поступающие из сопредельных территорий (Литва, Польша) - 20,3 куб. км.
Речной сток водотоков Калининградской области в средний по водности год составляет 22,5 куб. км, в том числе:
р. Неман - 19,7 куб. км;
р. Преголя - 2,6 куб. км;
другие реки бассейнов Куршского, Калининградского (Вислинского) заливов и Балтийского моря - 0,2 куб. км.
27. Серьезный ущерб экономике и населению Калининградской области могут принести подтопления населенных пунктов в результате разрушения плотин водохранилищ и размыва защитных дамб. В связи с этим в некоторых населенных пунктах Калининградской области уже сегодня возникла угроза полного или частичного разрушения жилых и промышленных сооружений, а также других социально или экономически значимых объектов.
28. Для обеспечения безопасности населения, предупреждения и снижения ущерба от наводнений и другого вредного воздействия вод необходимо выполнение капитального ремонта, реконструкции и строительства гидротехнических сооружений.
29. Большинство имеющихся защитных сооружений за более чем 60-летний срок эксплуатации выработали свой ресурс и не выполняют свое назначение. Значительное количество из них - довоенной постройки, возведенные хозяйственным способом без обосновывающих научных исследований и проектов.
30. Реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций представляют находящиеся в аварийном и предаварийном состоянии гидротехнические сооружения прудов и водохранилищ, в границах водосборных площадей которых расположены объекты социальной инфраструктуры.
31. Непринятие мер по предотвращению разрушения берегов, защите населенных пунктов и объектов экономики от вредного воздействия вод, повышению безопасности гидротехнических сооружений может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций (особенно при прорывах напорного фронта плотин) и возможному материальному ущербу, исчисляемому в миллиардах рублей.
32. От технического состояния гидротехнических сооружений во многом зависит безопасность населения, проживающего в зоне их расположения. Ежегодно из областного бюджета выделяются средства на проведение работ по подготовке сооружений к безаварийному пропуску весеннего половодья (порядка 10,0 млн руб.). Выполнение данных работ способствует снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и предотвращению возможного ущерба от аварийного разрушения гидротехнических сооружений, но данные виды работ являются малоэффективными и носят непродолжительный характер.
33. В результате продолжительного антропогенного воздействия на водные объекты Калининградской области фоновая концентрация загрязняющих веществ в природной воде стала превышать значения нормативов предельно-допустимых концентраций и водные объекты постепенно утрачивают естественную способность к самоочищению.
34. Побережье Калининградской области имеет значительный рекреационный потенциал. На нем располагаются курорты федерального значения (Светлогорск - Отрадное и Зеленоградск), приморские курортные населенные пункты, а также особо охраняемые природные территории, в том числе Национальный парк "Куршская коса". Протяженность морской береговой линии Калининградской области составляет 147 км. Из них 39 км - абразионный берег (на Самбийском полуострове) и 108 км - аккумулятивно-размываемый.
35. Материал, теряемый абразионным берегом, в значительной степени идет на формирование Куршской и Балтийской кос. В прибрежной зоне действует сложная система течений, чутко реагирующих на силу ветра, угол его подхода к линии берега и морфологические особенности подводного берегового склона. Берега сложены в основном рыхлыми и легко размываемыми породами и чувствительны к волновому воздействию. Наиболее активный размыв берегов и мощные донные подвижки наносов происходят в период кратковременных (1-2 суток), но интенсивных штормов, а в более длительные периоды между штормами резкие изменения рельефа берега постепенно нивелируются.
36. Интенсивное разрушение берегов обусловлено дефицитом песка в прибрежной зоне, и этим объясняется слабое развитие песчаных пляжей. На дне моря широко распространена валунно-глыбовая отмостка, где рыхлые осадки отсутствуют. Песчаные накопления прослеживаются узкой полосой вдоль берега и выстилают подводный береговой склон в пределах бухт и вогнутостей берега. Интенсивность разрушения усиливается из-за гидрогеологического строения побережья, в частности, чередования песчаных и глинистых прослоек в породах и многочисленных выходов грунтовых вод.
37. Постоянному разрушению подвержено 73,3 км морского берега. Отдельно выделяются восемь аварийных участков берега, где имеется непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций. Всего 12,1 км берега находятся под постоянной защитой существующих берегоукрепительных сооружений (стен, опоясок, променадов, искусственных авандюн). Сооружения, стоящие на балансе государственного казенного учреждения Калининградской области "Балтберегозащита", защищают от разрушения коренные берега городов-курортов и приморских населенных пунктов.
38. Под воздействием негативных природных процессов происходит безвозвратная потеря ценных приморских территорий, исчезновение песчаных пляжей, что препятствует развитию хозяйственной деятельности на побережье и снижает туристическую и рекреационную привлекательность Калининградской области. Увеличение масштабной застройки на побережье и безответственная деятельность человека ведет к возрастанию негативной антропогенной нагрузки на береговую полосу. Штормовое воздействие волн на дно и берег приводит к локальным размывам авандюны (до 5-7 метров) на Балтийской и Куршской косе, а также к полному размыву пляжей в курортных населенных пунктах Приморье, Лесное, Отрадное и городах Светлогорске, Пионерском и Зеленоградске. Состояние морского побережья Калининградской области на отдельных участках, на которых в непосредственной близости к морю располагаются населенные пункты и объекты инфраструктуры (поселок Коса на Балтийской косе, западная часть г. Зеленоградска, корневая часть Куршской косы), охарактеризовано как аварийное.
39. Существующие гидротехнические сооружения, многие из которых находятся в аварийном состоянии, не обеспечивают эффективной защиты соответствующих участков берега. От надежности гидротехнических сооружений зависит безопасность населенных пунктов, хозяйственных структур и окружающей природной среды, находящихся в зоне действия этих сооружений. За многолетний срок эксплуатации без проведения необходимых ремонтных работ большинство берегозащитных сооружений (13 из 17) получили значительные повреждения (до 80%), находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и не соответствуют техническим паспортам, а половина из них находится в предаварийном и аварийном состоянии. При штормовых явлениях в зоне действия берегозащитных гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии, могут возникать чрезвычайные ситуации с разрушением инфраструктуры, природных и хозяйственных комплексов, а также чрезвычайные ситуации с затоплением территорий населенных пунктов (город Зеленоградск, поселок Лесное на Куршской косе).
40. Стратегической целью государственной политики в области экологического развития Калининградской области является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
41. Качество окружающей среды является одним из ключевых факторов конкурентоспособности Калининградской области. Несмотря на то, что на территории Калининградской области есть несколько крупных источников техногенного загрязнения (промышленные узлы), Калининградская область не входит в перечень регионов с неблагоприятной экологической обстановкой. Отмеченные негативные в экологическом плане ситуации и процессы носят локальный и несистематический характер. Сопоставление динамики экономических и экологических показателей за 1998-2012 годы в целом свидетельствует о положительных тенденциях снижения интенсивности загрязнения окружающей среды в Калининградской области.
42. Среднегодовой суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 155 тысяч тонн. Размер предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух превышен в крупных городах Калининградской области (Калининград, Советск, Черняховск). В наибольшей степени причиной загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами на территории Калининградской области являются автотранспорт, самоходные машины и другие виды техники. В области насчитывается около 310 тысяч единиц автотранспорта. Высокое загрязнение воздушного бассейна на 67% происходит за счет выброса диоксида углерода (CO2). Проверки на соответствие эксплуатации автотранспорта экологическим требованиям показали, что около 20% автомобилей эксплуатируется с превышением установленных норм содержания загрязняющих веществ в отработанных газах, что приводит к увеличению концентрации диоксида азота (NO2) и оксида углерода (CO) в атмосфере.
43. Загрязнение атмосферы автотранспортом является причиной почти половины респираторных заболеваний. В структуре заболеваемости всех возрастных групп населения Калининградской области первое место занимают болезни органов дыхания, которые относятся к категории болезней экологического риска.
44. Стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха в Калининградской области являются:
1) предприятия по добыче полезных ископаемых (46,1%);
2) предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (26,2%);
3) обрабатывающие производства (10,2%);
4) транспортные предприятия и предприятия связи (6,3%);
5) предприятия прочих подотраслей (11,2%).
45. Животный мир Калининградской области представлен 338 видами наземных позвоночных, среди них:
1) 11 видов земноводных;
2) 6 видов пресмыкающихся;
3) 259 видов птиц (исключая залетных);
4) 62 вида млекопитающих (исключая случайно и нерегулярно заходящие виды).
46. Редкие и исчезающие виды животных и растений играют чрезвычайно важную роль в различных биосистемах, являясь индикаторами их состояния и характера развития, поэтому задача их сохранения, стабилизации и увеличения их численности является очень важной и требует специально разработанных программных мероприятий на областном уровне.
47. Задачи сохранения объектов растительного и животного мира, их видового разнообразия, целостности природных ландшафтов, уникальных природных комплексов решаются наиболее эффективно на особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ).
48. Согласно данным международных и общероссийских экологических справочников, на территории Калининградской области имеется:
1) один национальный парк "Куршская коса" - 6,6 тысяч га;
2) 61 памятник природы регионального значения, из которых 2 водных;
3) 2 курорта федерального значения.
49. В настоящее время из 8 государственных природных заказников регионального значения, которые создавались распоряжениями исполнительных органов власти Калининградской области в 1963, 1976, 1994 и 1999 годах, по 7 заказникам срок действия документов, определяющих условия функционирования ООПТ, истек в 2004 году.
50. В значительном количестве населенных пунктов Калининградской области для водоснабжения используются одиночные водозаборные скважины, которые эксплуатируются на неутвержденных запасах, не имеют разработанных и согласованных проектов зон санитарной охраны, что может повлечь за собой засорение и загрязнение подземных водных объектов.
51. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды требуют проведения постоянного контроля, анализа ситуации и прогноза. Региональный государственный экологический контроль (надзор) как система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений, обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды, является основным элементом охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования на территории Калининградской области.
52. Рациональное природопользование, как любая сложная форма деятельности, должно основываться на достоверной информации, которая необходима государственным и муниципальным органам, юридическим лицам и гражданам. Экологический мониторинг - комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
53. Основой формирования экологически ориентированного мировоззрения людей является их экологическое образование и воспитание.
54. Несмотря на достигнутые положительные результаты, можно выделить ряд проблем в области охраны окружающей среды:
1) загрязнение окружающей среды;
2) проблема сохранения и восстановления биоразнообразия;
3) низкий уровень экологических знаний и экологической культуры населения.
55. Отмечается низкий уровень восприятия экологических проблем населением и низкий уровень ответственности как следствие недостаточно развитой у населения потребности в практическом участии в природоохранной деятельности.
56. В Калининградской области вопросам охраны окружающей среды также необходимо уделять пристальное внимание в связи с тем, что Калининградская область граничит со странами Европейского союза, которые очень требовательно и внимательно относятся к вопросам экологической безопасности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.