Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Прогноз развития сферы реализации государственной программы
57. Прогнозируемый рост экономики Калининградской области неизбежно приведет к соответствующему росту выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов в водоемы Калининградской области, росту водопотребления, а также производства опасных отходов.
58. Без принятия программных решений в части стабилизации экологической обстановки на территории Калининградской области рост загрязнения атмосферного воздуха, особенно в городах, отразится на здоровье населения, увеличится количество заболеваний органов дыхания и болезней сердца и сосудов. Увеличение сбросов загрязняющих веществ в заливах приведет к ухудшению качества питьевой воды, росту числа желудочно-кишечных заболеваний.
59. Допустимый ежегодный объем изъятия лесных ресурсов от всех видов рубок определен на основании данных лесохозяйственных регламентов лесничеств и составляет 470,1 тыс. м куб. Несмотря на развитую дорожную сеть и транспортную доступность лесов Калининградской области, расчетная лесосека в 2011 году освоена только на 62%. Основная причина - выход из строя лесной мелиоративной системы. В результате проведенных работ по реконструкции и ремонту мелиоративной сети к 2018 году планируется увеличить освоение расчетной лесосеки на 30%.
60. К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, также относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.
61. Решение указанной проблемы будет способствовать повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия. Это в значительной степени повысит перспективы лесного комплекса в экономике Калининградской области, роль лесов в улучшении качества жизни граждан, расширит возможности использования лесов для других целей, прежде всего для рекреации, создания объектов нелесной инфраструктуры. В перспективе, доля финансовых поступлений в бюджеты всех уровней от использования лесов в указанных целях должна существенно увеличиться.
62. Актуальной задачей является финансовое обеспечение мероприятий по повышению качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшению экологической ситуации в Калининградской области, созданию устойчивых и эффективных механизмов привлечения частных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, программы Калининградской области "Жилище" на 2011-2015 годы.
63. Для достижения воспроизводства запасов и ресурсов общераспространенных полезных ископаемых на территории Калининградской области и удовлетворения потребностей экономики Калининградской области необходим поиск новых перспективных участков залегания полезных ископаемых. С учетом объема добычи общераспространенных полезных ископаемых ежегодный прирост запасов в количестве 5,2 млн куб. м обеспечит воспроизводство минерально-сырьевой базы Калининградской области.
64. Реализация мероприятий в рамках государственной программы повысит безопасность гидротехнических сооружений, что позволит предотвратить вредное воздействие вод посредством проведения капитального ремонта, реконструкции аварийных гидротехнических сооружений и строительства инженерных защитных сооружений. Необходимым условием стабильного экономического развития Калининградской области и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод является обеспечение высокого уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
65. В целях сохранения и восстановления водных объектов на основе снижения антропогенной нагрузки на них планируется выполнение программных мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, утративших способность к самоочищению. Улучшение экологического состояния водных объектов является важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения и создания комфортных условий будущих поколений жителей Калининградской области.
66. В рамках решения задачи по экологической реабилитации водных объектов особое внимание будет уделено мерам по экологическому оздоровлению, предотвращению истощения, ликвидации засорения и загрязнения водных объектов бассейна рек Преголи, Немана и рек побережья Балтийского моря. Основным результатом проведенной работы будет улучшение качества воды в водных объектах.
67. Проблема несоответствия проводимых берегозащитных мероприятий заключается в стремлении одновременно выполнить работы, которые должны отвечать требованиям к предупреждению чрезвычайных ситуаций и активному развитию туристско-рекреационного комплекса на побережье Калининградской области.
68. К основным причинам возникновения данной проблемы относятся:
1) недостаточный объем финансирования ремонтно-восстановительных работ на берегозащитных сооружениях и работ по ликвидации аварийных ситуаций на побережье;
2) отсутствие необходимого природного (научного) обоснования проектов;
3) недостаточное количество берегозащитных сооружений;
4) несовершенство нормативно-правовой базы в сфере регулирования деятельности государственного казенного учреждения Калининградской области "Балтберегозащита" на побережье Калининградской области и в сфере трансграничного сотрудничества в прибрежной зоне Юго-Восточной Балтики.
69. Эффективное решение вышеуказанных проблем возможно с применением программного метода - системного подхода, обеспечивающего взаимосвязь научного обоснования приоритетных мероприятий с реализацией этих мероприятий, а также мониторинга ситуации и достигнутых результатов.
70. Реализация государственной программы направлена на увеличение эффективности системы защиты побережья Калининградской области от негативного воздействия вод до 48%, ликвидацию аварийных участков берегов (100%), на которых возможно возникновение аварийных ситуаций, снижение скорости среднего отступления берега, увеличение ширины пляжей до 70 м в курортных населенных пунктах общей протяженность более 16 км, разработку комплексного научного обоснования принимаемых мер по защите побережья Балтийского моря в пределах Калининградской области.
71. В Калининградской области растет количество экологических проектов, реализуемых общественными организациями. В рамках данных проектов организуются и проводятся природоохранные акции, экологические сборы по благоустройству, озеленению и ликвидации несанкционированных свалок на территориях городских округов и муниципальных районов, ООПТ.
72. Большое значение имеет сохранение системы проведения традиционных масштабных ежегодных экологических всероссийских акций. Необходимо обеспечение регулярного информирования населения Калининградской области об экологической обстановке и поддержание общественного экологического движения.
73. На основании анализа текущего состояния окружающей среды можно сделать вывод о том, что формирование эффективного управления природными ресурсами и обеспечение экологической безопасности пока не завершено. Не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления природными ресурсами и обеспечение экологической безопасности, задействованы в полной мере. При этом можно отметить ряд ограничивающих факторов, которые оказывают серьезное воздействие на развитие охраны окружающей среды:
1) изменение федерального законодательства в части мер пожаротушения в лесах, проведения аукционов по предоставлению права пользования участком недр местного значения;
2) существующие противоречия в сфере правового регулирования недро- и лесопользования;
3) отраслевое реформирование системы управления лесами (ликвидация лесхозов), которое привело к снижению объемов заготовки древесины от ликвидных рубок ухода;
4) сложность процедуры согласования перечня участков недр местного значения, предоставляемых в пользование (особенно сложно получение согласия некоторых арендаторов лесных участков (заготовителей);
5) удаленность предприятий горнопромышленного комплекса от потребителей порождает прямую зависимость от перевозчиков продукции, произведенной предприятиями, и возросших тарифов естественных монополий (железнодорожный тариф);
6) отсутствие или недостаточное финансирование ряда значимых мероприятий, таких как поощрение недропользователей за открытие новых месторождений полезных ископаемых.
74. Часть указанных ограничивающих факторов предопределена системой законодательного и административного реформирования на федеральном уровне.
75. Одной из главных причин большого количества проблем в области экологической безопасности является недостаточный объем финансирования природоохранных мероприятий. Попытка сократить финансирование мероприятий, направленных на стабилизацию экологической обстановки в Калининградской области, может привести к еще большему объему финансирования в случае наступления негативного сценария (негативного воздействия вод, консервации непролицензированных скважин питьевой воды, значительного ущерба от лесного пожара и т.д.).
76. Наряду с финансовыми рисками имеются риски снижения эффективности планируемых мер правового регулирования, требующих выработки и реализации согласованных межведомственных решений, а также увязки с мерами правового регулирования в рамках других государственных программ Калининградской области, особенно в сфере стратегического планирования и экономического регулирования деятельности предприятий лесопромышленного и горнопромышленного комплекса.
77. Решение обозначенных проблем является объективно необходимым и актуальным для достижения стратегических целей социально-экономического развития Калининградской области на перспективу до 2020 года.
78. Разработка и реализация государственной программы позволит более четко спланировать действия, сконцентрировать ресурсы (человеческие, материальные, финансовые) и достичь более эффективного государственного управления в сфере природопользования и экологии.
79. Прогноз развития сферы реализации государственной программы непосредственно связан с прогнозом (прогнозно-аналитическими документами) социально-экономического развития Российской Федерации и Калининградской области. В прогнозе эффективности реализации государственной программы принимался за основу инновационный сценарий развития Калининградской области. В случае если инновационный сценарий развития Калининградской области не будет реализован, в государственную программу будут вноситься необходимые изменения.
80. Кроме того, прогноз развития сферы реализации государственной программы непосредственно связан с долгосрочной бюджетной стратегией развития Калининградской области. Резкое снижение бюджетного финансирования, особенно в части реализации воспроизводства минерально-сырьевой базы и охраны окружающей среды, создает значительные риски прямого невыполнения норм федерального законодательства на территории Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.