Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 12. Анализ рисков реализации и основные меры управления рисками реализации подпрограммы 2
102. Среди наиболее существенных рисков в сфере долговой политики можно выделить следующие:
1) риск рефинансирования - риск потерь областного бюджета вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств;
2) риск процентной ставки - риск, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований, рост процентных ставок приводит к удорожанию как уже привлеченных обязательств, так и вновь привлекаемых;
3) риск пролонгации - риск, связанный с тем, что условия пролонгации обязательства окажутся невыгодными или пролонгация будет вообще невозможна;
4) риск цены выкупа - риск того, что цена, по которой возможно выкупить свои обязательства на рынке, окажется существенно выше запланированной;
5) риск платежа - риск, связанный с тем, что уполномоченный агент по осуществлению платежей по обслуживанию и погашению обязательств Калининградской области не произвел расчета по обязательствам;
6) риск соинвестора - риск, связанный с отказом соинвесторов от осуществления финансирования проекта;
7) риск ликвидности - риск, связанный с отсутствием у областного бюджета средств для полного исполнения своих обязательств в срок;
8) кредитный риск - риск неплатежа организации по обязательствам, которые были обеспечены государственными гарантиями Калининградской области;
9) валютный риск - риск потерь в связи с ростом курса валюты заимствования к валюте Российской Федерации;
10) юридические риски - риски, связанные с ошибками в юридических документах, а также с изменениями законодательства Российской Федерации и законодательства Калининградской области.
103. Основным подходом к минимизации риска рефинансирования является исключение из практики управления прямыми и условными обязательствами случаев вынужденного рефинансирования.
104. Для вновь привлекаемых и будущих заимствований это определяется на стадии планирования так, чтобы обслуживание и погашение обязательств в будущие периоды всегда находились в пределах долговой емкости областного бюджета.
105. Если угроза необходимости будущего рефинансирования возникает для уже принятых обязательств, то единственным способом уменьшения риска рефинансирования является изменение структуры имеющегося долгового портфеля. Основными средствами изменения структуры долгового портфеля являются рефинансирование отдельных обязательств и их выкуп на рынке. Вынужденное рефинансирование в будущем заменяется плановым рефинансированием в настоящем, когда риск рефинансирования минимален.
106. Исходя из этого, основным подходом к минимизации риска процентной ставки является отказ от использования заимствований, которым присущ высокий риск процентной ставки. Одним из вариантов этого подхода может быть отказ от привлечения заимствований с плавающей ставкой и привлечение заимствований с фиксированной ставкой и возможностью досрочного погашения. Последний вид заимствований устраняет риск потерь от роста ставок на рынке и оставляет возможность рефинансирования обязательств по более низкой ставке, если рынок предоставит такую возможность.
107. Основным способом минимизации риска пролонгации является полный отказ от практики привлечения заимствований на условиях, не полностью оговоренных в договоре (соглашении). Кроме этого, в случаях, когда в условиях привлечения указан период, в течение которого кредитор может потребовать погашения обязательства, или содержится положение о возможности пролонгации, политику обслуживания и погашения данного конкретного заимствования необходимо основывать на самых ранних сроках погашения.
108. Минимизация риска цены выкупа осуществляется за счет полного отказа от привлечения заимствований, условия размещения которых отличаются от фактических планов и намерений органов исполнительной государственной власти Калининградской области по обслуживанию и погашению этих заимствований.
109. Основные пути снижения риска платежа предусматривают тщательный выбор высоконадежных обслуживающих банков на основе анализа их финансовой устойчивости, а также постоянный мониторинг финансового состояния обслуживающих банков и агентов для принятия превентивных действий при ухудшении их устойчивости.
110. Основными подходами к снижению риска соинвестора являются:
1) анализ финансовой устойчивости соинвесторов на стадии разработки и принятия инвестиционного проекта;
2) увеличение числа соинвесторов как отдельных проектов, так и государственной областной инвестиционной программы Калининградской области в целом;
3) недопущение, по возможности, ситуации, когда имеется единственный соинвестор в рамках всей инвестиционной программы;
4) ужесточение соглашений о совместном финансировании инвестиционных проектов, направленное на увеличение для сторон цены выхода из соглашения.
111. Минимизация риска ликвидности осуществляется путем повышения точности бюджетных прогнозов. Другим подходом может быть построение оценки долговой емкости бюджета на основе консервативных или даже пессимистичных прогнозов экономического развития и финансового состояния Калининградской области. Планируя заимствования в пределах консервативных оценок долговой емкости бюджета, можно существенно снизить риск ликвидности в будущих периодах.
112. Возможные подходы к минимизации кредитного риска включают требование залога при выдаче государственной гарантии или бюджетного кредита, анализ кредитоспособности получателя кредита или гарантии, с тем чтобы кредиты и гарантии выдавались исключительно организациям, которые имеют финансовую возможность исполнить соответствующие обязательства в срок и в установленных размерах, постоянный контроль кредитоспособности каждой организации на протяжении всего срока кредита или гарантии, с тем чтобы при обнаружении ухудшения финансового положения организации можно было предпринять необходимые меры для погашения максимально возможной суммы, недопущение чрезмерной концентрации кредитных ресурсов и предоставления гарантий одной организации или в одной отрасли экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.