Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Итоги развития и современное состояние сферы реализации государственной программы
1. Эффективность государственных и муниципальных финансов, стабильность бюджетной сферы, грамотное управление личными финансами являются значимыми факторами социально-экономического развития Калининградской области.
2. Развитие системы государственных и муниципальных финансов в Калининградской области осуществлялось в контексте реализованных в последнее десятилетие бюджетных реформ, в результате которых достигнуты следующие результаты:
1) создание целостной системы регулирования бюджетных правоотношений;
2) организация бюджетного процесса на основе принятия и исполнения расходных обязательств публично-правовых образований;
3) разграничение расходных обязательств и доходных источников бюджетов публично-правовых образований;
4) введение формализованных методик распределения межбюджетных трансфертов;
5) переход на казначейское исполнение бюджетов;
6) реализация принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
7) нормативное финансирование бюджетных услуг и переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений;
8) переход к среднесрочному бюджетному планированию;
9) создание механизмов эффективного использования бюджетных средств за счет совершенствования системы закупок для государственных (муниципальных) нужд;
10) создание системы мониторинга качества финансового менеджмента;
11) переход к программным бюджетам.
3. По итогам реализации ответственной бюджетной политики в Калининградской области были получены следующие результаты:
1) реализованы инструменты мобилизации налогового потенциала и расширены доходные базы бюджетов;
2) осуществлен перевод всех видов медицинских услуг, оказываемых гражданам Калининградской области, в систему одноканального финансирования;
3) внедрены основные инструменты бюджетирования, ориентированного на результат, и осуществлен переход от годового к среднесрочному бюджетному планированию;
4) сформирована необходимая база для утверждения бюджетных ассигнований в разрезе государственных программ;
5) реализованы меры, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов, а также на обеспечение открытости и публичности бюджетного процесса;
6) существенно снижен уровень долговой нагрузки на местные бюджеты за счет проведения реструктуризации обязательств муниципальных образований перед областным бюджетом;
7) закреплены за местными бюджетами дополнительные налоговые доходы, формализованы механизмы распределения дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
4. В целом, за период с 2006 по 2012 год доходы консолидированного бюджета Калининградской области выросли почти в 2,4 раза, составив по итогам 2012 года 49,4 млрд рублей. Высокая динамика доходов была обеспечена несмотря на временные потери, связанные с последствиями экономического кризиса 2008-2009 годов.
5. Основные показатели (индикаторы) уровня развития бюджетной сферы Калининградской области представлены в таблице.
Основные параметры
консолидированного бюджета Калининградской области
Таблица
(млн рублей)
N п/п |
Наименование |
Годы |
||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Доходы |
20 746 |
27 635 |
37 177 |
42 059 |
38 551 |
48 582 |
49 435 |
2 |
в % к предыдущему году |
137 |
133 |
135 |
113 |
92 |
126 |
102 |
3 |
Расходы |
20 907 |
26 890 |
36 334 |
39 391 |
41 507 |
48 615 |
50 077 |
4 |
в % к предыдущему году |
138 |
129 |
135 |
108 |
105 |
117 |
103 |
5 |
Профицит (+), дефицит (-) |
-161 |
745 |
843 |
2 668 |
-2 956 |
-33 |
-642 |
6 |
Уровень государственного долга |
1 239 |
6 297 |
7 461 |
8 163 |
11 356 |
12 056 |
13 930 |
7 |
в % к предыдущему году |
- |
в 5,1 р. |
118% |
109% |
139% |
106% |
116% |
8 |
Уровень муниципального долга |
1 869 |
2 520 |
3 372 |
3 851 |
6 530 |
9 514 |
7 572 |
9 |
в % к предыдущему году |
- |
135% |
134% |
114% |
170% |
146% |
80% |
6. В настоящее время продолжается совершенствование федерального и регионального бюджетного законодательства, в том числе в части формирования бюджетов в структуре государственных (муниципальных) программ, совершенствования государственного и муниципального финансового контроля. В целях обеспечения устойчивости бюджетов в долгосрочном периоде предусматривается развитие правовой основы долгосрочного бюджетного планирования.
7. В сфере государственных и муниципальных финансов особую актуальность в среднесрочной перспективе приобретают следующие вопросы:
1) развитие практики долгосрочного бюджетного планирования;
2) использование государственных (муниципальных) программ в качестве основы для бюджетного планирования и достижения целей государственной (муниципальной) социально-экономической политики;
3) совершенствование процедур распределения ресурсов в условиях бюджетных ограничений;
4) повышение гибкости расходных обязательств;
5) развитие стимулов к повышению эффективности деятельности государственных учреждений и к качеству предоставления услуг;
6) совершенствование системы управления дефицитом бюджета и государственным долгом.
8. В настоящее время на фоне роста потребительского сектора финансового рынка, разнообразия финансовых услуг и продуктов значительное внимание в мире уделяется вопросам финансовой грамотности населения. Стабильность финансовой системы во многом зависит от уровня финансовой грамотности населения, в том числе в вопросах использования возможностей финансового рынка и потребительских финансовых услуг, соотношения рисков при выборе финансовых продуктов и рационального использования личных финансов, сбережений, кредитов. Финансовая грамотность населения Российской Федерации, в том числе жителей Калининградской области, находится на недостаточном уровне, что является одной из причин отсутствия класса долгосрочных инвесторов, влечет за собой проблемы финансовой безопасности граждан, угрозы стабильности финансовой системы.
9. Институциональная насыщенность Калининградской области банковскими учреждениями составила 2,8 кредитной организации на 100 тыс. человек. Объем привлеченных кредитными организациями ресурсов за анализируемый период увеличился на 2,5%, что обусловлено притоком вкладов населения (67,7% общей суммы привлеченных средств). При этом ресурсная база действующих в Калининградской области кредитных организаций по-прежнему сформирована главным образом за счет "коротких" ресурсов.
10. Наблюдается снижение задолженности по кредитам, предоставленным нефинансовым организациям, которая являлась основой совокупного кредитного портфеля (73,5%), при одновременном приросте задолженности населения. Вместе с тем наблюдается некоторое замедление темпов роста кредитования при одновременном снижении просроченных платежей, уровень которых остается высоким относительно среднероссийского.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.