Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел XVI.I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 6, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
389. Развитие данного направления характеризует в целом уровень гуманитарного развития общества, обеспечивает соответствие Российской Федерации высоким стандартам гарантии прав человека.
390. Развитие системы паллиативной помощи населению организационно затруднено в рамках других направлений развития здравоохранения и требует специализированного подхода. В Калининградской области целесообразно создание системы паллиативной помощи в сельской и городской местностях с учетом трехуровневой организации системы здравоохранения, имеющихся особенностей Калининградской области.
391. В сельской местности оптимальным вариантом является создание отделений паллиативной помощи для организации паллиативной медицинской помощи больным с онкологическими и другими социально значимыми заболеваниями, в том числе с тяжелыми хроническими психическими заболеваниями. Планируется создание отделений на базе межтерриториальных центров (г. Советск, Черняховск).
392. В городе Калининграде оптимальным вариантом является создание центра паллиативной помощи для организации паллиативной медицинской помощи больным с онкологическими и другими социально значимыми заболеваниями, в том числе с тяжелыми хроническими психическими заболеваниями.
393. В Калининградской области паллиативная помощь оказывается в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калининградской области "Городская больница N 2" (хосписное отделение на 25 коек) и в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Областная клиническая больница Калининградской области" (отделение на 10 коек для оказания медицинской паллиативной помощи пациентам после курса химиотерапии, при осложнениях основного заболевания).
394. Сестринский уход оказывается пациентам на 148 койках. Всего койки сестринского ухода развернуты в 16 медицинских организациях.
395. В рамках данной подпрограммы 6 планируется открытие отделения в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калининградской области "Ладушкинская городская больница" на 10 хосписных коек после капитального ремонта здания, на 10 коек - в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калининградской области "Советская центральная городская больница", на 10 коек - в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калининградской области "Черняховская центральная районная больница" и дополнительно 25 коек - в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калининградской области "Городская больница N 2".
396. В результате будет сформирована трехуровневая система оказания паллиативной помощи:
1) уровень 1-й- кабинеты паллиативной помощи при центральных районных больницах, выездная хосписная служба;
2) уровень 2-й - отделения хосписной помощи в областных межрайонных центрах;
3) уровень 3-й - центр паллиативной медицинской помощи на 50 коек в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калининградской области "Городская больница N 2".
397. Основная сложность при оказании подобной медицинской услуги - это необходимость получения лицензии на оборот наркотических и психотропных средств, а также обеспечение их хранения и контроля отпуска, что является в некоторой степени сдерживающим фактором.
398. По целому ряду требований текущее состояние дел в Калининградской области не соответствует как современной нормативной базе (в частности, требованиям противопожарной безопасности, СанПиН, строительным нормам), так и ожиданиям населения и медицинского сообщества. Пока еще сложно решается вопрос с обучением врачебного и среднего медицинского персонала основам паллиативной помощи. Нет четкой схемы маршрутизации паллиативных пациентов. Патронажная выездная служба не оснащена и не укомплектована. Отсутствуют условия и методики, во-первых, для исследования качества жизни таких пациентов и, во-вторых, для его улучшения.
399. Основными направлениями настоящей подпрограммы 6 являются:
1) организация паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях;
2) создание и развитие выездной службы паллиативной помощи больным;
3) отработка моделей оптимальной организации поддерживающей помощи на всех этапах ее оказания.
400. С 2013 года запланировано создание и постепенное наращивание количества бригад выездной службы при государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калининградской области "Городская больница N 2". Штатным расписанием государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Городская больница N 2" на 2013 год предусмотрена одна выездная бригада патронажной службы паллиативной помощи.
401. С целью создания оптимальных условий для детей, страдающих неизлечимыми, ограничивающими продолжительность жизни заболеваниями, а также оказания помощи членам их семей, созданы 5 коек паллиативной помощи в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Детская областная больница Калининградской области" и планируется увеличение их количества до 10.
402. Создание реальной модели организации паллиативной медицинской помощи в Калининградской области планируется по двум направлениям:
1) создание трехуровневой модели для районов Калининградской области;
2) создание двухуровневой модели для областного центра.
403. Разделение по данному признаку обусловлено распределением населения по месту проживания, территориальным принципом формирования государственного заказа на оказание медицинской помощи, существующей системой здравоохранения Калининградской области.
404. В основу разработки настоящей подпрограммы 6 были положены следующие принципы:
1) интегрирование в существующую систему здравоохранения (паллиативная помощь должна являться составной частью общей системы лечебно-профилактических мероприятий);
2) критериальность, то есть предварительная корректная оценка пациента в контексте его потребности в паллиативной помощи;
3) создание единого областного регистра больных, нуждающихся в паллиативной помощи;
4) доступность (медицинская помощь должна быть максимально приближена к населению, что может быть достигнуто путем совершенствования и развития амбулаторно-поликлинического варианта обслуживания и организации консультативных центров паллиативной помощи и медико-социальных центров);
5) мультидисциплинарность и комплексность, так как для больных пожилого и старческого возраста характерны полиморбидность, а также множественность симптомов, обусловленных не только основной нозологией, но связанных с сопутствующими заболеваниями; кумулятивное действие множественных проблем может быть намного сильнее, чем воздействие любой отдельно взятой болезни, кроме того, в некоторых случаях нерешенные социальные проблемы могут иметь более тяжелые последствия, нежели медицинские;
6) преемственность и межведомственное взаимодействие в области паллиативной помощи и повышения качества жизни больных, в ней нуждающихся, в том числе подготовка и профессиональная переподготовка кадров, работающих в паллиативной медицине;
7) признание роли семьи и непосредственного окружения как ключевых элементов системы паллиативной помощи и обслуживания больных;
8) координация деятельности всех служб и ведомств, занятых в сфере оказания паллиативной помощи.
405. Каждое звено данной модели имеет свои задачи, объединенные единой целью - качественное паллиативное сопровождение пациента и его окружения на протяжении всей траектории заболевания, а не только в его терминальной стадии.
406. В программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов определен конкретный источник финансирования паллиативной помощи в Калининградской области: предусмотрено финансовое обеспечение сверх базовой программы обязательного медицинского страхования. Средние нормативы объемов медицинской помощи, используемые для расчета необходимого обеспечения, для стационарной паллиативной помощи на 2013 год составляют 0,077 койко-дня на 1 жителя в год, на 2014 год - 0,092 койко-дня на 1 жителя, на 2015 год - 0,112 койко-дня на 1 жителя, 2016 год - 0,115 койко-дня на 1 жителя. Средняя стоимость 1 койко-дня в стационарах, оказывающих паллиативную помощь, составит 1537,1 рубля в 2013 году. В 2014 году стоимость возрастет до 1654,3 рубля, на 2015 год запланировано 2137 рублей, на 2016 год - 2228,9 рублей. Таким образом, стоимость по оказанию стационарной паллиативной помощи составит в 2013 году 112,7 млн рублей, в 2014 году - 145,5 млн рублей, в 2015 году - 229,9 млн рублей, в2016 году - 249,7 млн рублей.
407. Реализация настоящей подпрограммы 6 будет способствовать внедрению единой государственной политики в создание системы оказания паллиативной помощи, которая обеспечит:
1) создание доступной и эффективной системы оказания паллиативной помощи на основе применения лучших мировых практик, международных стандартов и подходов, научных разработок отечественных и зарубежных специалистов с целью обеспечения соответствующего качества жизни больных и членов их семей;
2) создание оптимальной сети учреждений и заведений, оказывающих паллиативную помощь, различных форм собственности, ведомственного подчинения и организационных форм;
3) помощь и поддержку семьям, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах;
4) координацию оказания паллиативной помощи со стороны организаций здравоохранения различного уровня и различных ведомств;
5) создание системы взаимодействия организаций здравоохранения и социальной защиты населения;
6) создание системы до- и последипломной подготовки специалистов, вовлеченных в предоставление паллиативной помощи;
7)широкое участие благотворительных, общественных, религиозных и других негосударственных организаций в вопросах обеспечения и развития паллиативной помощи;
8) повышение эффективности, рационального и целевого использования бюджетных средств.
408. Создание кабинетов, дневных стационаров, отделений, выездных патронажных бригад паллиативной медицинской помощи повлечет необходимые затраты.
409. По Калининградской области необходимо открыть 21 кабинет, затраты на организацию их работы составят 11075400 рублей.
410. Затраты на организацию работы дневного стационара паллиативной медицинской помощи (на 3 пациенто-места) составят 475300 рублей в год. Так как дневные стационары, как и кабинеты паллиативной медицинской помощи, будут размещены в поликлинических учреждениях, необходимо открыть 21 дневной стационар, что повлечет затраты в сумме 9981300 рублей.
411. Итого затраты амбулаторного звена при организации оказания паллиативной медицинской помощи в Калининградской области составят 21056700 рублей.
412. Затраты на организацию работы отделения паллиативной медицинской помощи в межрайонных центрах (на 10 коек) составят 5745800 рублей в год. Планируется открыть 2 отделения (г. Советск, г. Черняховск), что повлечет затраты в сумме 11491600 рублей. Также в межрайонных центрах будут организованы отделения выездной патронажной службы. Затраты на их организацию составят 4637600 рублей.
413. Итого затраты на организацию стационарной помощи и работы выездных патронажных служб в Калининградской области составят 16129200 рублей.
414. Вывод: на организацию паллиативной медицинской помощи в Калининградской области на основании вышеуказанных расчетов необходимо 37185900 рублей из расчета 1 календарный год.
415. Данные затраты можно максимально минимизировать за счет:
1) организации оказания паллиативной медицинской помощи в имеющихся кабинетах врачей-терапевтов, врачей общей практики;
2) использования имеющегося кадрового ресурса: расширения функциональных обязанностей врачей-терапевтов, врачей общей практики с доплатой в виде стимулирующих надбавок;
3) использования машин скорой медицинской помощи для выезда патронажной службы;
4) перепрофилирования имеющегося коечного фонда и выделения 10 коек для оказания паллиативной медицинской помощи в межрайонных центрах;
5) привлечения общественных организаций, волонтеров, Красного креста для оказания паллиативной и психологической помощи на дому и в центрах оказания стационарной паллиативной помощи.
416. С применением вышеуказанных мероприятий затраты на организацию паллиативной медицинской помощи будут необходимы лишь на обучение и стимулирование медицинского персонала, что приведет к снижению затрат до 4500000-5000000 рублей по Калининградской области в год.
417. Центр по паллиативной медицинской помощи в городе Калининграде организуется за счет перепрофилирования имеющегося коечного фонда в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калининградской области "Городская больница N 2", мощность которой в настоящее время составляет 50 стационарных коек, имеется поликлиника, патронажная бригада. Штат укомплектован, имеются все необходимые лицензии. Необходимо приобрести автомобиль для выездной патронажной службы.
418. Доступ к службам паллиативной помощи должен быть основан на клинических показаниях, но не на нозологической форме заболевания, местонахождении больного, его экономическом статусе или других подобных факторах (рисунок 5).
Рисунок 5
Структура оказания паллиативной помощи
Предлагаемая схема организации оказания паллиативной помощи в Калининградской области
419. Исходя из принципов, положенных в основу разработки модели, реализация проекта предполагает комплекс мероприятий:
1) разработка и утверждение на уровне Калининградской области порядка оказания паллиативной медицинской помощи;
2) открытие на базе амбулаторно-поликлинических отделений центральных районных больниц Калининградской области кабинетов паллиативной помощи;
3) организация на базе существующих стационарных отделений медицинских организаций в городе Советске и городе Черняховске госпитальных отделений паллиативной медицинской помощи мощностью по 10 коек каждое для обслуживания населения, проживающего в зоне ответственности каждого из указанных межрайонных центров; также в этих центрах организуются выездные комплексные бригады, осуществляющие патронаж и оказывающие круглосуточную медико-психологическую, а при необходимости и социальную поддержку пациентам и членам их семей;
4) организация на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Городская больница N 2" областного центра паллиативной медицинской помощи, имеющего в своем составе поликлиническое отделение с кабинетами консультативного приема (не менее 4), дневной стационар, круглосуточный стационар мощностью на 50 коек, патронажную службу, комплексную выездную бригаду;
5) создание на базе областного центра постояннодействующей школы паллиативной помощи для проведения обучения пациентов, членов их семей, волонтеров;
6) разработка и включение образовательных модулей в программы подготовки врачей, средних медицинских работников, психологов, работников социальной сферы с целью более квалифицированной подготовленности по вопросам организации паллиативной помощи больным с хроническими прогрессирующими заболеваниями на амбулаторно-поликлиническом и стационарном этапах, формирование "паллиативного подхода" на всех этапах лечебного процесса;
7) с учетом недостаточной информированности населения о проблемах оказания паллиативной помощи - широкая пропаганда в средствах массовой информации реальных возможностей оказания паллиативной помощи пациентам с тяжелыми прогрессирующими заболеваниями, создание специальных брошюр, посвященных обозначенной проблеме, для посетителей амбулаторно-поликлинических учреждений, использование возможностей средств массовой информации;
8) формирование общественного мнения на общественном уровне, предусматривающее расширение участия как отдельных граждан, так и организаций (общественных, благотворительных, религиозных) в оказании паллиативной помощи больным и членам их семей;
9)определение потребности в формировании сети организаций, оказывающих паллиативную и медико-социальную помощь инкурабельным больным, разработка критериев отбора нуждающихся в оказании паллиативной помощи, введение единой системы статистического учета для регистрации инкурабельных больных с различными формами хронических прогрессирующих заболеваний;
10) активное привлечение органов государственной власти, органов местного самоуправления к решению вопросов по созданию условий для реализации паллиативной помощи на местах (выделение помещений, решение транспортных проблем, определение наборов возможных социальных услуг и т.д.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.