Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел XIV.I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 4, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
305. Вопросы охраны здоровья матери и ребенка, снижения материнской, младенческой и детской смертности являются приоритетными для основных направлений развития здравоохранения Калининградской области.
306. На показатели материнской, младенческой и детской смертности в Калининградской области в значительной степени влияют географические особенности территории Калининградской области, ее эксклавное положение по отношению к основной части России. Это создает дополнительные трудности в кадровом обеспечении здравоохранения, последипломном обучении специалистов, направлении детей на консультации и лечение в федеральные медицинские центры, что всегда связано с дополнительными расходами для семьи, для больных, находящихся в тяжелом состоянии, с необходимостью эвакуации для высокотехнологичного лечения по многим профилям детской патологии специальными дорогостоящими авиарейсами с полным реанимационным сопровождением.
307. В Калининградской области уровень материнской смертности в течение последних десяти лет ниже, чем по России. В 2009 и 2010 годах случаев материнской смертности не зарегистрировано. В 2011 году произошло 2 случая смерти женщин, связанных с течением беременности и родов, один из которых отнесен к непредотвратимым (показатель 18 на 100 тысяч родившихся). В 2012 году случаев материнской смертности не было.
308. Снижению показателя материнской смертности способствовало укрепление системы трехуровневой перинатальной помощи с централизацией родовспомогательной помощи на втором и третьем перинатальных уровнях, при этом роды группы высокого перинатального риска концентрируются на третьем перинатальном уровне. В сентябре 2009 года введено в строй и приступило к работе государственное автономное учреждение здравоохранения "Региональный перинатальный центр", что имеет большое значение для совершенствования медицинской помощи в этой сфере.
309. Младенческая смертность в Калининградской области с 2000 года имеет устойчивую тенденцию к снижению, т.к. показатель до 2000 года значительно превышал уровень Российской Федерации. В настоящее время Калининградская область стремится к поддержанию уровня данных по младенческой смертности г. Санкт-Петербурга (4,2 случая в 2011 году) и среднеевропейских показателей (в Германии в 2010 году показатель младенческой смертности составил 3,5 случая на 1000 родившихся живыми, в Польше - 6,42 случая, в Литве - 6,27 случая в 2011 году).
310. В 2011-2013 годах в рамках целевой программы Калининградской области "Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011-2013 годы" улучшены условия пребывания пациентов во всех детских и родовспомогательных медицинских организациях (их подразделениях), приобретено медицинское оборудование, в том числе магнитно-резонансный томограф для государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская областная больница Калининградской области", ультразвуковое оборудование экспертного класса и реанимационное оборудование для новорожденных детей для родовспомогательных и детских учреждений, внедрены более 20 стандартов оказания медицинской помощи в неонатологии педиатрии, внедряются информационные технологии.
311. В целом в Калининградской области сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам и новорожденным детям. Функционирует государственное автономное учреждение Калининградской области "Региональный перинатальный центр", в котором оказывается медицинская помощь наиболее тяжелому контингенту пациентов. В то же время медицинские организации родовспоможения и детства еще не в полной мере соответствуют утвержденным отраслевым порядкам оказания медицинской помощи, не полностью обеспечены койками реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, располагающими современным высокотехнологичным оборудованием (в настоящее время функционируют 2,7 койки реанимации новорожденных на 1000 родов при рекомендуемом показателе 4,0 койки на 1000 родов).
312. В Калининградской области имеется кадровый дефицит неонатологов и медицинских сестер. При удовлетворительной укомплектованности государственного автономного учреждения Калининградской области "Региональный перинатальный центр" в межрайонных перинатальных центрах второго уровня в городах Советске, Гусеве, Черняховске имеется по одному неонатологу, что не позволяет обеспечить круглосуточную неонатологическую помощь. Реанимационная помощь новорожденным детям в ночное время, выходные дни оказывается анестезиологами-реаниматологами общей сети.
313. Важнейшей проблемой службы охраны здоровья матери и ребенка в Калининградской области является размещение родильных домов и детских больниц в зданиях постройки 1903-1920 годов. Проводимый капитальный ремонт зданий, при постройке которых использовались технологии камышовых перекрытий, неэффективен, улучшает состояние медицинских организаций на короткий срок и требует постоянных повторных вложений денежных средств. В родовспомогательных медицинских организациях повышен риск развития групповых гнойно-септических заболеваний, реализовавшийся в 2012 году в одном из родильных домов с заболеванием 13 новорожденных детей.
314. Актуальной проблемой является выхаживание детей, родившихся с малой или экстремально малой массой тела (с 22-й недели рождения, 500 граммов).
315. На 2013 год в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 27 декабря 2012 года N 1078, запланировано осуществление процедур экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) на базе общества с ограниченной ответственностью "Центр - Доктор". Планируется дальнейшее развитие службы ЭКО на базе государственного автономного учреждения Калининградской области "Региональный перинатальный центр".
316. В связи с вышеизложенным имеется острая необходимость в строительстве и реконструкции родовспомогательных и детских медицинских организаций.
317. Необходимо строительство корпуса государственного автономного учреждения Калининградской области "Региональный перинатальный центр" на 100 коек для размещения родильного отделения на 50 коек, отделения патологии новорожденных детей на 20 коек, отделения ранних сроков патологии беременности на 30 коек. Цель включения объекта в настоящую подпрограмму 4 - переезд больницы отделения по оказанию родовспомогательной помощи из старых зданий постройки 1906 и 1920 годов (государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Родильный дом Калининградской области N 3", государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Родильный дом Калининградской области N 4") в помещения, соответствующие нормативным требованиям.
318. Необходимо также строительство объекта "Родильный дом на 60 коек на ул. Цветочной, 4, в г. Черняховске Калининградской области". Цель - создание в восточной части Калининградской области современного межрайонного перинатального центра второго уровня, оказывающего медицинскую помощь жителям следующих муниципальных образований Калининградской области: Черняховского муниципального района, Озёрского, Нестеровского районов, Гусевского муниципального района.
319. В целях улучшения условий оказания медицинской помощи детям большое значение имеет строительство корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская областная больница Калининградской области" на 70 коек в целях создания условий, соответствующих нормативным требованиям, для организации педиатрического отделения на 60 коек и 10 коек паллиативной помощи детям для жителей города Калининграда и Калининградской области.
320. В целях обеспечения полноценной специализированной помощи детям по всем профилям необходима реконструкция зданий бывшего государственного учреждения здравоохранения Калининградской области "Медико-санитарная часть", переданных государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Детская областная больница Калининградской области" - лечебного корпуса для создания хирургического центра на 200 хирургических коек с отделениями неонатальной хирургии (обеспечение более широкого объема оперативного лечения новорожденных детей с нарушениями развития желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной и центральной нервной систем), травматологии, нейрохирургии, челюстно-лицевой хирургии, гнойной хирургии, урологии, патологоанатомического отделения, строительство надземного перехода между лечебными корпусами. Не менее важно проведение реконструкции одного из зданий государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская областная больница Калининградской области" для онкогематологического отделения, поликлиники и операционного блока с организацией отделения детской онкологии на 40 коек с 2 койками реанимации и интенсивной терапии.
321. В Калининградской области при ее небольшой площади территории, достаточно развитом дорожном сообщении, доступности автомобильного транспорта целесообразна максимальная централизация как родовспомогательной помощи, так и специализированной помощи детям.
322. Снижение младенческой и детской смертности от травм, насильственных действий, пренебрежения родителями из социально неблагополучных семей здоровьем и благополучием своих детей планируется в тесном взаимодействии с органами социальной защиты населения, опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калининградской области, МВД России, МЧС России. В настоящее время это осуществляется посредством решения вопросов медико-социально-психологической поддержки беременных женщин и женщин, имеющих детей раннего возраста, при трудной жизненной ситуации в семье - посредством совместной работы женских консультаций с центрами социальной помощи семье и детям в муниципальных образованиях Калининградской области. Приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 20 июля 2012 года N 231 "О порядке временного помещений детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в дома ребенка Калининградской области и выписки из них" создана комиссия, которая решает вопросы временного помещения детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в дома ребенка Калининградской области (ежеквартально в дома ребенка помещаются до 20 таких детей).
323. В результате межведомственной работы по оказанию медико-социально-психологической помощи женщинам и детям в Калининградской области число абортов снижается с 59,1 случая на 1000 женщин фертильного возраста в 1997 году(максимальное значение за последние 15 лет) до 28,4 случая в 2012 году. Абсолютное число абортов также снижается от 8400 случаев в 2008 году до 6833 случаев в 2012 году (статистика ведется с учетом прерываний беременности, произведенных в частных медицинских центрах). Целесообразно продолжение работы по расширению сети и сохранению функционирующих центров охраны репродуктивного здоровья подростков, по проведению ежегодных семинаров на тему охраны репродуктивного здоровья подростков с участием представителей молодежных центров.
324. Смертность новорожденных в Калининградской области составляет 70% от смертности детей первого года жизни, поэтому важным направлением снижения смертности детского населения является улучшение помощи новорожденным, развитие инновационных методов лечения, неонатальной хирургии в ведущих медицинских организациях, реанимационно-интенсивная помощь матерям и детям при критических состояниях. Для повышения квалификации медицинских кадров и качества оказания медицинской помощи в родовспомогательных медицинских организациях Калининградской области планируется постоянная работа по координации и мониторингу системы взаимодействия медицинских организаций, контроль маршрутизации пациентов, обучение кадров с использованием симуляционных центров. Предусматривается создание абсолютно новой системы взаимоотношений медицинских организаций акушерского и педиатрического профилей на территории Калининградской области, ужесточение требований к качеству оказания медицинской помощи, изменение форм отчетности, создание новых подходов к мотивации персонала.
325. Для снижения смертности детей всех возрастных групп чрезвычайно важна отлаженная система раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка.
326. Снижению младенческой и материнской смертности в Калининградской области способствовали меры по повышению эффективности пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка, что являлось одним из основных направлений деятельности здравоохранения в 2012 году. Внедрен централизованный алгоритм выявления беременных женщин группы высокого риска нарушений развития плода на основании массового охвата биохимическим скринингом и ультразвуковым исследованием всех женщин на сроке 11-14 недель беременности с последующим углубленным обследованием, медико-генетическим консультированием пациенток, у которых выявляются отклонения. Обследование осуществляется на базе центра планирования семьи и репродукции государственного автономного учреждения Калининградской области "Региональный перинатальный центр", проведена работа по установке медицинского оборудования, приобретенного за счет средств федерального и областного бюджетов, по подготовке кадров врачей ультразвуковой диагностики (3 врача в 2011-2012 годах получили международный сертификат по пренатальной диагностике), медицинской генетики и лабораторной диагностики. Охват обследованием беременных женщин от числа поставленных на диспансерный учет - более 95%. В 2012 году в пренатальном периоде выявлен 121 случай нарушений развития плода, в том числе - 92 врожденных порока развития (прервана беременность в 39 случаях) и 29 хромосомных аберраций (18 прерываний беременности). Все женщины с пролонгированной беременностью в целях оказания максимально возможной помощи новорожденному ребенку, ранней коррекции выявленных при неонатальном скрининге изменений, направлены на роды в государственное автономное учреждение Калининградской области "Региональный перинатальный центр",5 женщин - в федеральные перинатальные центры.
327. В целях оказания своевременной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, с первых дней жизни ребенка, осуществляется массовое обследование новорожденных детей для выявления наследственных заболеваний, врожденной тугоухости. В рамках медицинской помощи детям с врожденной тугоухостью в Калининградской области организована работа по аудиологическому скрининговому обследованию новорожденных и детей первого года жизни, данным видом обследования охвачено 95% родившихся детей. В консультативно-диагностическом центре детской областной больницы функционирует амбулаторное сурдологическое отделение, оснащенное оборудованием, подготовлен врач - детский сурдолог. В 2012 году выявлены и направлены на оперативное лечение в виде кохлеарной имплантации в федеральные специализированные центры 10 детей. Планируется развитие службы реабилитации по данному направлению.
328. В Калининградской области экстренную и плановую хирургическую, травматологическую и нейрохирургическую помощь детям оказывает единственная медицинская организация - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская областная больница Калининградской области", при этом в настоящее время в структуре больницы имеется возможность функционирования только двух хирургических отделений - общей хирургии (40 коек), с койками нейрохирургии, урологии, гнойной хирургии (45 коек), и одно травматолого-ортопедическое отделение, мощность которого недостаточна, травматологические койки работают с нагрузкой более 350 дней в году, в связи с чем недостаточно доступна ортопедическая стационарная помощь, особенно детям младшего возраста, перенесшим перинатальные заболевания и нуждающимся в ортопедическом лечении. В целях улучшения условий оказания хирургической и травматологической помощи детям больнице в 2009 году передано освободившееся здание бывшего государственного учреждения здравоохранения Калининградской области "Медико-санитарная часть", которое требует капитального ремонта и реконструкции.
329. Необходима государственная поддержка осуществления программы строительства и реконструкции родовспомогательных учреждений, реконструкции многопрофильного детского стационара в Калининградской области с выделением средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.