Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел XVIII.I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 8, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
504. Численность населения Калининградской области, по состоянию на 01 января 2013, составляет 954,77 тыс. человек, из них:
1) городское население - 739,913 тыс. человек;
2) сельское население - 214,86 тыс. человек.
505. Калининградская область- это высоко урбанизированный субъект Российской Федерации, доля городского населения составляет 77,5% от общей численности.
506. По обеспечению пациентов в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" было обслужено 374202 рецепта на сумму 366575,82 тыс. рублей, в том числе 343 рецепта на сумму 39037,56 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.
507. По обеспечению пациентов в соответствии с подпрограммой "Льготные лекарства" целевой программы Калининградской области "Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008-2012 годов", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 18 января 2007 года N 18, был обслужен 118001 рецепт на сумму 128358,62 тыс. рублей.
508. В целях полноценного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, проживающих на территории Калининградской области, устранения ограничений доступности в получении необходимых лекарственных препаратов и медицинских изделий, эффективности использования финансовых средств федерального и областного бюджетов в 2013 году на территории Калининградской области реализована новая модель взаимодействия участников фармацевтического рынка.
509. Создана фармацевтическая организация в форме государственного казенного учреждения "Калининградская областная фармацевтическая компания".
510. В функции созданной организации входят получение, хранение, распределение, контроль за соответствием количества заявленных медицинской организацией лекарственных препаратов в рамках централизованного закупа и фактического использования (назначения) лекарственных препаратов, закупленных за счет средств федерального и областного бюджетов.
511. Для реализации данной модели создана сеть аптек и аптечных пунктов при медицинских организациях в городе Калининграде и Калининградской области в количестве 29 пунктов отпуска, из них 21 пункт расположен в Калининградской области, 8 - в городе Калининграде.
512. Из 29 пунктов отпуска льготных препаратов 17 имеют лицензии на право осуществления деятельности по отпуску наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
513. В целях реализации прав граждан на обеспечение лекарственными препаратами на безвозмездной основе на 2013 год было предусмотрено финансирование, направленное:
1) на обеспечение пациентов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 404 "Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантаии# органов и (или) тканей" - 8432,8 тыс. рублей, софинансирование из средств областного бюджета - 443,832 тыс. рублей;
2) на обеспечение пациентов в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" - 274975,8 тыс. рублей;
3) на обеспечение пациентов в рамках реализации целевой программы Калининградской области "Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2013-2017 годов", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 10 сентября 2012 года N 726, - 123,5 тыс. рублей.
514. В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" для обеспечения определенных категорий граждан Калининградской области лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания была создана система льготного лекарственного обеспечения.
515. Для обеспечения систематического контроля за наличием лекарственных препаратов, а также анализа и прогноза ситуации лекарственного обеспечения льготной категории граждан прошли торги по приобретению программного продукта, который позволяет объединить аптечный склад, аптеки, аптечные пункты, задействованные в льготном лекарственном обеспечении, в единое информационное пространство, позволяющее вести учет назначенных, выписанных и отпущенных лекарственных препаратов в соответствии с поданной ранее заявкой медицинских организаций.
516. Ежемесячно проводятся совещания с руководителями медицинских организаций по обсуждению вопросов о ходе реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами.
517. Во исполнение Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"завершена работа по осуществлению деятельности по розничной торговле лекарственными препаратами в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
518. Перечень лекарственных средств, разрешенных к отпуску в структурных подразделениях медицинских организаций, расположенных в сельской местности, в которых отсутствуют аптечные пункты, утвержден приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 01 ноября 2010 года N 295 "О мерах реализации Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" в части организации лекарственного обеспечения жителей сельских поселений, в которых отсутствуют аптечные организации".
519. При этом в перечень включены препараты всех необходимых фармакотерапевтических групп. При определении ассортимента лекарственных препаратов учтены: существующая потребность, стандарты оказания медицинской помощи, перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, покупательский спрос, то есть предпочтения населения при выборе лекарственных средств безрецептурного отпуска, численность и плотность населения, сезонность заболевания, удаленность населенных пунктов друг от друга и другие факторы.
520. Для осуществления доступности лекарственной помощи сельскому населению в Калининградской области организована розничная реализация лекарственных препаратов в фельдшерско-акушерских пунктах.
521. В настоящее время 179 фельдшерско-акушерских пунктов, 11 амбулаторий, 1 центр общей врачебной практики получили лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, 179 специалистов со средним медицинским образованием получили дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения. Фельдшерско-акушерские пункты обслуживают 919 сельских населенных пунктов. Среднее количество жителей, обслуживаемых одним пунктом отпуска лекарственных препаратов в сельской местности, составляет 962 человека.
522. Для обеспечения качественной и доступной медицинской помощи населению сельской местности начата реализация целевой программы Калининградской области "Развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий и общих врачебных практик в Калининградской области на 2012-2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 23 апреля 2012 года N 278, введены в строй и оснащены оргтехникой, мебелью и медицинским оборудованием 12 новых модульных фельдшерских пунктов.
523. Основные показатели обеспечения необходимыми лекарственными средствами представлены в таблице 12.
Основные показатели
Таблица 12
N п/п |
Год |
Объем финансирования, млн руб. |
Общее количество пациентов |
Количество пациентов, сохранивших право на получение социальной помощи |
Процент отказавшихся от получения социальной помощи |
Подушевой норматив, руб./чел. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2009 |
289,4 |
90136 |
38096 |
57,7 |
480 |
2 |
2010 |
284,8 |
92319 |
33316 |
63,9 |
531 |
3 |
2011 |
292,7 |
94763 |
30618 |
67,7 |
570 |
4 |
2012 |
289,0 |
95735 |
28432 |
70,3 |
604 |
5 |
2013 |
274,9 |
95860 |
26128 |
72,7 |
638 |
524. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета. На федеральном уровне расчет объема финансирования социальной услуги обеспечения необходимыми лекарственными средствами для субъектов Российской Федерации исчисляется исходя из количества граждан, не отказавшихся от социальной слуги и подушевого норматива финансовых затрат на одного льготника, а также дополнительного выделения межбюджетных трансфертов на реализацию отдельных полномочий в области обеспечения лекарственными препаратами.
525. На 2013 год из федерального бюджета выделено 274,9 млн. рублей. Оценка расходов до 2020 года рассчитана с учетом индекса-дефлятора. Потребность рассчитана с учетом сложившегося процента отказавшихся от получения социальной помощи, без учета его увеличения (таблица 13).
Потребность
в средствах федерального бюджета
Таблица 13
N п/п |
Год |
Индекс-дефлятор, % |
Объем финансирования, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2013 |
5,0 |
274975800,0 |
2 |
2014 |
4,9 |
288724590,0 |
3 |
2015 |
4,9 |
302872094,9 |
4 |
2016 |
4,9 |
317712827,6 |
5 |
2017 |
4,9 |
333280756,1 |
6 |
2018 |
4,9 |
349611513,2 |
7 |
2019 |
4,9 |
366742477,3 |
8 |
2020 |
4,9 |
384712858,7 |
9 |
Всего: |
- |
2618632917,7 |
526. По расчетам, полученным по факту обслуживания выписанных рецептов за 2012 год, при финансировании из федерального бюджета отдельных категорий граждан возникает дефицит финансовых средств на обеспечение федеральных льготников лекарственными препаратами, который не компенсируется выделяемыми для Калининградской области трансфертами. На 2013 год этот дефицит выражается в сумме 117,5 млн рублей. Поэтому необходимая сумма для восполнения объема финансирования из федерального бюджета рассчитана с учетом индекса-дефлятора (таблица 14).
Дополнительная потребность
в федеральных средствах
Таблица 14
N п/п |
Годы |
Индекс-дефлятор, % |
Объем финансирования, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2013 |
5,0 |
117700000,0 |
2 |
2014 |
4,9 |
123585000,0 |
3 |
2015 |
4,9 |
129640665,0 |
4 |
2016 |
4,9 |
135993057,59 |
5 |
2017 |
4,9 |
142656717,41 |
6 |
2018 |
4,9 |
149646896,56 |
7 |
2019 |
4,9 |
156979594,49 |
8 |
2020 |
4,9 |
164671594,62 |
9 |
Всего: |
- |
1120873525,66 |
527. Общее количество необходимых финансовых средств из федерального бюджета, рассчитанное с учетом индекса-дефлятора и дополнительного финансирования, представлено ниже (таблица 15).
Общая потребность
в средствах федерального бюджета
Таблица 15
N п/п |
Год |
Индекс-дефлятор, % |
Объем финансирования, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2013 |
5,0 |
392675800,00 |
2 |
2014 |
4,9 |
412309590,00 |
3 |
2015 |
4,9 |
432512759,91 |
4 |
2016 |
4,9 |
453705885,15 |
5 |
2017 |
4,9 |
475937473,52 |
6 |
2018 |
4,9 |
499258409,72 |
7 |
2019 |
4,9 |
523722071,80 |
8 |
2020 |
4,9 |
549384453,31 |
9 |
Всего: |
- |
3739506443,40 |
528. С 2018 года при расчете потребности в средствах областного бюджета применен индекс-дефлятор (таблица 16).
Потребность
в средствах областного бюджета
Таблица 16
N п/п |
Год |
Индекс-дефлятор, % |
Объем финансирования, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2013 |
- |
133500,0 |
2 |
2014 |
- |
119175,0 |
3 |
2015 |
- |
125014,6 |
4 |
2016 |
- |
131140,3 |
5 |
2017 |
- |
137566,2 |
6 |
2018 |
4,9 |
144306,9 |
7 |
2019 |
4,9 |
151378,0 |
8 |
2020 |
4,9 |
158795,5 |
529. По состоянию на 01 января 2013 года, в региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящим к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, включено 48 пациентов по 12 нозологиям орфанных заболеваний. На момент осмотра 9 пациентам требовалась медикаментозная терапия лекарственными препаратами, не входящими в льготные перечни. Минимальная потребность в финансовых средствах на момент осмотра указанных пациентов составляла 48099340,0 руб. Оценка расходов до 2020 года рассчитана и с учетом уровня инфляции на 2014 год - 5,0%, последующие годы, вплоть до 2020 года - 4,9%.
530. Учитывая отсутствие статистического наблюдения в продолжительный период (5-10 лет) за пациентами, страдающими орфанными заболеваниями, отсутствие стандартов лечения по данным заболеваниям и отсутствие практики применения лекарственных препаратов, объем финансирования потребности для лекарственного обеспечения граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, рассчитан следующим образом (таблица 17).
Объемы
финансирования потребности для лекарственного обеспечения граждан, страдающих редкими орфанными заболеваниями
Таблица 17
N п/п |
Наименование заболевания |
Количество пациентов, выявленных в 2012 году, которым требуется лечение |
Прогнозируемое количество пациентов в 2020 году |
Объем финансирования с учетом дефлятора (5,0%) на 2014 год, тыс. рублей |
Объем финансирования с учетом дефлятора (4,9%) на 2020 год, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Мукополисахаридоз, тип II |
1 |
1,4 |
23963,90 |
44703,2 |
2 |
Юношеский артрит с системным началом |
2 |
1,6 |
1413,7 |
3013,9 |
3 |
Легочная (артериальная) гипертензия (идиопатическая) (первичная) |
1 |
1,2 |
2740,7 |
4382,3 |
4 |
Идиопатическая тромбоцитарная пурпура (синдром Эванса) |
5 |
1,1 |
22386,0 |
32811,2 |
531. В 2012 году по данной программе было обслужено 2878 рецептов на сумму 218621,62 тыс. рублей.
532. На 01 января 2013 года в областной сегмент Федерального регистра больных 7 высоко затратными нозологиями включено 987 больных, в том числе: больных болезнью Гоше - 36 чел., гемофилией - 36 чел., гипофизарным нанизмом - 22 чел., злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей - 503 чел., муковисцидозом - 20 чел., рассеянным склерозом - 370 чел.,после трансплантации органов и (или) тканей - 36 чел.
533. За 5 лет рост больных, включенных в Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, составил 71% (2008 год - 282 чел., 2009 год - 527 чел., 2010 год - 703 чел., 2011 год - 841 чел., 2012 год - 987 чел.) (таблица 18).
Количество
больных в Федеральном регистре по программе 7 высокозатратных нозологий (за 2008-2012 годы)
Таблица 18
N п/п |
Год |
Болезнь Гоше |
Гемофилия |
Гипофизарный нанизм |
Онкогематология |
Муковисцидоз |
Рассеянный склероз |
Трансплантация |
Всего |
||||||||
чело-век |
% |
чело-век |
% |
чело-век |
% |
чело-век |
% |
чело-век |
% |
чело-век |
% |
чело-век |
% |
чело-век |
% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
1 |
2008 |
0 |
|
20 |
|
10 |
|
110 |
|
9 |
|
117 |
|
16 |
|
282 |
|
2 |
2009 |
0 |
0 |
32 |
40 |
13 |
30 |
201 |
18 |
17 |
12 |
243 |
48 |
21 |
31 |
527 |
87 |
3 |
2010 |
0 |
0 |
33 |
3 |
14 |
8 |
311 |
54 |
18 |
6 |
302 |
24 |
25 |
19 |
703 |
33 |
4 |
2011 |
0 |
0 |
33 |
0 |
19 |
35 |
408 |
31 |
18 |
0 |
334 |
11 |
29 |
16 |
841 |
19 |
5 |
2012 |
0 |
0 |
34 |
3 |
22 |
15 |
503 |
23 |
20 |
11 |
370 |
11 |
36 |
24 |
987 |
17 |
534. Потребность в финансовых средствах может измениться в случае изменения перечня заболеваний, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2013 года N 69н "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 404 "Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей".
535. Часть пациентов в Калининградской области нуждается в лекарственных препаратах сверх перечня (дезатиниб, нилотиниб) централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2053-р.
536. Дазатиниб и нилотиниб используются при неэффективности ранее проводимой терапии иматинибом. В Калининградской области в 2011 году данными препаратами было обеспечено 4 пациента, страдающих хроническим Ph-позитивным миелолейкозом, за счет средств областного бюджета на сумму 6746535,98 рублей. В 2012 году было обеспечено 8 пациентов, страдающих хроническим Ph-позитивным миелолейкозом, вышеуказанными препаратами за счет средств областного бюджета на сумму 7300071,63 рублей.
За счет средств областного бюджета в 2013 году обеспечено вышеуказанными препаратами 7 пациентов, страдающих хроническим Ph-позитивным миелолейкозом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.