Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Итоги развития и современное состояние сферы реализации мероприятий "Доступная среда"
10. В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция), что является показателем готовности Российской Федерации к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Согласно Конвенции государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа в здания и сооружения, к транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, предоставляемым населению. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности:
1) на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские организации и рабочие места;
2) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы;
3) на социальные программы и услуги, включая реабилитацию, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации ограничений жизнедеятельности и здоровья доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 02 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 04 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
11. Одной из основных проблем для большинства инвалидов, в первую очередь с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, является неприспособленность окружающей среды для доступа данной категории граждан к объектам социальной инфраструктуры.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает серьезные социально-экономические последствия, такие как:
1) высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации;
2) равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании, их социальная разобщенность с лицами, которые не относятся к данной категории ("отношенческие барьеры"), предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний.
12. В последние годы существует тенденция к снижению численности инвалидов. По состоянию на 01 января 2013 года на территории Калининградской области проживало 81425 инвалидов. По состоянию на 01 января 2014 года на территории Калининградской области проживало 80925 инвалидов. Из них: инвалидов из числа ветеранов войны - 2624 человека, инвалидов общего заболевания, с детства и др. - 75453 человека, детей-инвалидов - 2848 человек.
На конец июля 2014 года число инвалидов составляло 80039 человек, то есть количество инвалидов за полтора года сократилось более чем на тысячу триста человек.
13. Важнейшим условием и средством обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями участия в жизни общества является формирование доступной среды жизнедеятельности: беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, пользования транспортом, средствами связи и информации.
Особая значимость решения указанной проблемы для повышения эффективности социально-экономического развития Калининградской области состоит в том, что формирование среды жизнедеятельности с учетом требований доступности для инвалидов повысит социальные гарантии этой категории граждан, снизит бюджетную нагрузку на социальные: службы, позволит инвалидам получать профессиональное образование и трудоустраиваться, что в свою очередь снизит нагрузку на финансовое обеспечение государственных гарантий инвалидам.
14. В Калининградской области в основном создана законодательная база, ориентированная на охрану прав и законных интересов инвалидов и других МГН. Вместе с тем Правительство Калининградской области особое внимание уделяет совершенствованию нормативно-правовой и организационной основы формирования в Калининградской области доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Действующими строительными нормами и правилами учитываются потребности инвалидов и МГН. Однако главной причиной того, что до сих пор в эксплуатацию иногда вводятся объекты, не приспособленные для данных категорий граждан, является недостаток государственного и общественного контроля.
В связи с этим для обеспечения доступности городской среды для инвалидов и других МГН и для обеспечения дополнительного контроля на стадии согласования проектов и сдачи в эксплуатацию готовых объектов капитального строительства, а также при проведении мероприятий по благоустройству территорий во всех муниципальных образованиях Калининградской области созданы общественные комиссии, в состав которых включены представители общественных организаций инвалидов.
15. В целях определения степени соответствия требованиям доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, услуг образования и культуры, здравоохранения, спорта и отдыха ежегодно на территории Калининградской области проводится паспортизация социально значимых объектов на предмет их доступности для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и других МГН.
В ходе паспортизации комиссии, в состав которых: входят представители органов местного самоуправления и общественных организаций инвалидов, руководствуются методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики".
16. Информация о доступности для инвалидов и других МГН объектов социальной инфраструктуры в электронном виде размещаются на общедоступном информационном ресурсе - федеральном интернет-портале http://zhit-vmeste.ru в разделе "Карта доступности". С целью объективной оценки состояния доступности объектов и услуг для указанных категорий граждан и в соответствии с методикой формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 626, сведения о доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры регулярно обновляются.
17. Принимая во внимание, что на территории Калининградской области большинство социально значимых организаций располагается в зданиях довоенной постройки (в том числе относящихся к памятникам архитектуры), не подлежащих реконструкции, в целях обеспечения их доступности наиболее оптимальным является применение мобильных устройств и приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН.
18. Приоритетным направлением в работе Правительства Калининградской области является развитие сферы здравоохранения, в первую очередь снижение цен на лекарства, обеспечение социально незащищенных граждан лекарственными препаратами по льготным ценам, обеспечение стационарных лечебных организаций максимально необходимым количеством лекарств, совершенствование работы фонда обязательного медицинского страхования, борьба с такими заболеваниями, как туберкулез, ВИЧ, наркомания, сахарный диабет, оснащение организаций здравоохранения новейшим оборудованием и многое другое.
Система здравоохранения Калининградской области, являясь важнейшим элементом общественной жизни, нацелена на решение стратегических задач развития Калининградской области, в том числе на укрепление физического и социального благополучия граждан, удовлетворение потребностей в качественной медицинской помощи.
19. Для достижения улучшения демографических характеристик и состояния здоровья населения Калининградской области постановлением Правительства Калининградской области от 30 апреля 2013 года N 273 утверждена государственная программа Калининградской области "Развитие здравоохранения" на 2013-2020 годы".
В рамках данной государственной программы Калининградской области реализуются мероприятия, направленные на оптимизацию сети и структуры медицинских организаций в Калининградской области, дальнейшее повышение доступности и качества медицинской помощи, приведение материально-технической базы лечебных учреждений, их оснащения медицинским оборудованием в соответствие с требованиями стандартов и порядков оказания медицинской помощи, включая проведение текущего и капитального ремонтов.
Указанные мероприятия позволяют повысить доступность и качество оказания медицинской помощи за счет развития первичной медико-санитарной помощи и профилактической направленности здравоохранения, дальнейшего укрепления сети и развития общеврачебных практик, совершенствования специализированной медицинской помощи.
20. В целях предоставления дополнительной поддержки жителям Калининградской области, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в обследовании и лечении в учреждениях здравоохранения федерального подчинения, иных лечебных учреждениях, находящихся за пределами Калининградской области, а также в медицинских организациях Калининградской области, постановлением Правительства Калининградской области от 28 декабря 2007 года N 895 утвержден Порядок предоставления социальной поддержки жителям Калининградской области в виде оплаты обследования и лечения в медицинских организациях, оказывающих высокотехнологичные виды медицинской помощи.
21. Вместе с тем не все организации здравоохранения в полном объеме оборудованы приспособлениями, облегчающими доступ инвалидов и других МГН в здания при посещении данных организаций.
Также остается актуальным решение проблемы с оснащением организаций здравоохранения адаптированным для инвалидов реабилитационным оборудованием. С целью повышения доступности и качества предоставления услуг в сфере здравоохранения дальнейшее оснащение организаций реабилитационным оборудованием, адаптированным для инвалидов, и приспособлениями, облегчающими доступ в здания инвалидов и других МГН, будет осуществляться в рамках текущего финансирования организаций.
22. В целях соблюдения статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая регламентирует право инвалидов на получение образования, с 2007 года реализуется проект дистанционной поддержки образования детей с особыми образовательными потребностями, направленный на создание в Калининградской области условий для полноценного качественного и доступного среднего полного общего и дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями путем интеграции традиционного и дистанционного обучения.
В Калининградской области создана Школа дистанционной поддержки образования детей с особыми потребностями, в которой проходят обучение более 200 детей-инвалидов из 22 муниципальных образований Калининградской области.
23. Специальные (коррекционные) образовательные организации в Калининградской области оборудованы специализированным компьютерным оборудованием - многофункциональными аппаратно-программными комплексами: творческими студиями (изобразительное искусство, музыка, фото- и видеоаппаратура), классами изучения иностранных языков, а также дизайнерскими классами для неслышащих детей. Медицинские кабинеты оснащены необходимым специализированным оборудованием.
В 2013 году в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы в Калининградской области продолжено проведение мероприятий, направленных на формирование сети базовых образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Указанные мероприятия позволили создать в 21 образовательной организации Калининградской области универсальную безбарьерную среду и обеспечить оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности образовательных организаций) для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В 2014 году требуется продолжить работу в этом направлении, адаптировав еще 7 организаций общего образования.
24. В системе профессионального образования на территории Калининградской области осуществляют образовательную деятельность 52 организации, в том числе 16 областных государственных учреждений среднего профессионального образования. Всего в организациях профессионального образования обучается 552 инвалида, в том числе в организациях среднего профессионального образования - 423 человека, в организациях высшего профессионального образования - 129 человек.
В Калининградской области имеется специализированный профессиональный техникум-интернат для инвалидов, расположенный в г. Советске, в котором люди с ограниченными возможностями в возрасте от 16 до 40 лет не только получают профессиональное образование, но и проходят полный курс реабилитации. Здание, в котором располагается техникум, полностью приспособлено для граждан с ограниченными возможностями, в том числе передвигающихся на колясках.
В рамках государственной программы Калининградской области "Развитие образования" на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 31 декабря 2013 года N 1023, реализуются мероприятия, направленные на обеспечение жителям Калининградской области независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья доступности профессионального образования, соответствующего современным образовательным стандартам.
25. Вместе с тем анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить проблемы в этой области, в том числе:
1) отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных организаций;
2) недостаток специального оборудования для обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
3) инфраструктура образовательных организаций не в полной мере адаптирована для инвалидов.
26. Учитывая, что физическая культура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации и интеграции инвалидов в обществе, в Калининградской области значительное внимание уделяется вопросам адаптивного спорта, а также популяризации среди инвалидов регулярных занятий физкультурой и спортом.
Организационная структура развития адаптивного спорта среди жителей с ограниченными физическими возможностями включает в себя:
1) государственное бюджетное учреждение Калининградской области "Спортивный клуб инвалидов";
2) государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Калининградской области "Комплексная специализированная адаптивная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва".
В структуре государственного бюджетного учреждения Калининградской области "Спортивный клуб инвалидов" действуют 13 отделений в городах Калининграде, Полесске, Балтийске, Советске, Гусеве, Нестерове, Черняховске, Краснознаменске, Гурьевске, Славске, Озёрске, Немане и Мамоново.
В спортивных секциях клуба проводятся занятия по 9 видам спорта - легкой атлетике, настольному теннису, дартсу, шашкам, шахматам, армспорту, жиму лежа, стрельбе пулевой, мини-футболу.
На выделенные из областного бюджета средства был приобретен спортивный инвентарь и получили развитие новые виды спорта - академическая гребля, пауэрлифтинг, настольный теннис (для слепых), велосипедный спорт - тандем для инвалидов по зрению, бочче, теннис, керлинг, что позволило дополнительно привлечь к занятиям физической культурой 226 спортсменов-инвалидов.
В структуре государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Калининградской области "Комплексная специализированная адаптивная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" работают отделения в городах Немане, Черняховске, Полесске, Нестерове, Гусеве, Балтийске, Советске, в поселках Сосновка, Большое Исаково, а также на базе школ-интернатов для слабовидящих и слабослышащих детей (г. Калининград), в которых занимаются 306 воспитанников.
В течение двух лет государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Калининградской области "Комплексная специализированная адаптивная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" открыло 6 новых отделений: в г. Багратионовске - по легкой атлетике, в г. Калининграде - по кёрлингу,
шахматам и два по плаванию, в пос. Большое Исаково - по футболу, в связи с чем количество воспитанников учреждения увеличилось на 90 человек.
В течение двух лет на базе спортивного клуба "Альбатрос" функционирует отделение по кёрлингу, в котором занимаются дети- инвалиды по слуху. Помощь тренеру при работе с детьми оказывает сурдопереводчик.
Более двух лет на базе интерната для слабовидящих детей открыто отделение по шахматам, в котором занимаются 24 ребенка.
В 2013 году открыты отделения по футболу и легкой атлетике на базе Багратионовского интерната для детей с нарушением интеллекта.
Ежегодно проводятся фестивали детского адаптивного спорта Калининградской области. В каждом фестивале участвует более 250 детей со всех районов Калининградской области.
В начале реализации мероприятий, предусмотренных в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, за счет средств субсидии из федерального бюджета, а также средств областного бюджета закуплен специализированный пассажирский микроавтобус для государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Калининградской области "Комплексная специализированная адаптивная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва", оснащенный подъемником для перевозки инвалидов, что позволило воспитанникам посещать различные спортивные мероприятия.
В целях материальной поддержки спортсменов-инвалидов учреждены ежегодные гранты Губернатора Калининградской области в номинации "Физическая культура и спорт".
27. В настоящее время на территории Калининградской области функционируют 6 физкультурно-оздоровительных комплексов, доступных для инвалидов и других МГН. Кроме того, для занятий инвалидов физкультурой и спортом на территории Калининградской области доступен 1 001 объект из категории плоскостных спортивных сооружений (спортивные стадионы и площадки).
28. Вместе с тем развитие спорта среди инвалидов имеет ряд проблем:
1) инфраструктура спортивных объектов не в полной мере адаптирована для инвалидов;
2) необходимо специализированное оборудование для занятий с инвалидами, имеющими различные степени и формы ограничений.
29. Общественный транспорт, являющийся важной составляющей активной социальной и трудовой жизни, в основном не приспособлен для пользования инвалидами, что создает серьезную проблему для инвалидов и МГН при передвижении по улицам и пользовании транспортом.
В целях решения вопросов доступности общественного транспорта для инвалидов и МГН при заключении органами местного самоуправления Калининградской области муниципальных контрактов на право пассажирских перевозок устанавливается обязательное требование о наличии у автоперевозчика транспортных средств, оборудованных для инвалидов. Согласно муниципальным контрактам на каждом маршруте должно работать как минимум одно транспортное средство, имеющее технические возможности для посадки и высадки инвалидов и МГН. Предусмотренное муниципальным контрактом обновление транспортного парка также проходит с учетом интересов данной категории граждан.
Для расширения доступности городской среды для людей с ограниченными физическими возможностями ежедневно на городские маршруты г. Калининграда выходит более 30 транспортных средств, оборудованных аппарелью (пандусом) для перевозки людей с ограниченными возможностями. Информацию о маршрутах, обеспеченных оборудованным для инвалидов и МГН общественным транспортом, количестве указанных транспортных средств и порядке их выхода на линию граждане могут получить как непосредственно у самих автоперевозчиков, так и в средствах массовой информации, а также в администрациях муниципальных образований Калининградской области.
При проведении мероприятий, направленных на изменение организации работы общественного транспорта, в том числе железнодорожного, на этапе обсуждения привлекаются представители областных общественных организаций инвалидов. Информация о предстоящих изменениях организации работы общественного транспорта размещается на официальных сайтах Правительства Калининградской области и Министерства развития инфраструктуры Калининградской области, публикуется в средствах массовой информации.
30. В рамках реализации государственной программы Калининградской области "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2014 года N 65, проводятся работы по обустройству дорожной сети Калининградской области для удобства передвижения инвалидов, в том числе по ремонту, строительству внутриквартальных проездов и тротуаров. При этом во всех зонах размещения организаций массового посещения предусматривается система тротуаров, пешеходных дорожек с возможностью проезда механических инвалидных колясок. Работы выполняются с понижением бордюрного камня и установкой пандусов с предельно допустимыми уклонами.
31. В целях обеспечения доступности транспортных услуг для инвалидов в Калининградской области создана и развивается Социальная служба перевозок ("социальное такси"), подразделения которой действуют во всех муниципальных образованиях Калининградской области. Автопарк службы состоит из 35 микроавтобусов, 27 из которых приспособлены для перевозки инвалидов-колясочников. В течение года услугами службы пользуется более 5 тыс. человек.
32. В рамках государственной программы Калининградской области "Социальная поддержка населения", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 18 ноября 2013 года N 848, проведены мероприятия по обеспечению доступности 11 областных организаций социального обслуживания для инвалидов и других МГН.
В целях обеспечения доступности для инвалидов здания областного государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр социальной поддержки населения", расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Геологическая, дом 1, где находятся служба "одного окна" и отдел обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, за счет внебюджетных средств проведены работы по реконструкции, обеспечившие доступность здания для инвалидов и других МГН.
Кроме того, за счет внебюджетных средств в течении трех последних лет были приобретены ступенькоходы для комплексных центров социального обслуживания населения в г. Калининграде и г. Светлом.
В 2013 году такие устройства приобретены для всех комплексных центров во всех муниципальных образованиях Калининградской области, а также для реабилитационных центров и домов-интернатов для престарелых и инвалидов.
33. В Калининградской области целенаправленно проводится работа по развитию реабилитационных организаций. В настоящее время в Калининградской области функционируют три детских реабилитационных центра и один центр для взрослых инвалидов. Единовременно в них могут проходить реабилитацию более 200 человек. В целях увеличения объема услуг и количества обслуживаемых детей-инвалидов в конце 2013 года после завершения капитального ремонта введено в эксплуатацию второе здание реабилитационного центра "Жемчужина" в г. Советске.
С учетом социальной значимости реабилитации инвалидов старше 18 лет с психическими заболеваниями и в целях увеличения охвата инвалидов реабилитационными услугами в 2011 году открыто реабилитационное отделение для данной категории граждан в пос. Олехово Озёрского района и отделение дневного пребывания для молодых инвалидов в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Калининградской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья "Детство", в 2012 году открыты отделения дневного пребывания для молодых инвалидов с умственными и психическими отклонениями при детском реабилитационном центре "Особый ребенок" (г. Калининград) и аналогичное отделение для детей-инвалидов в Центре помощи семье и детям "Доверие" (г. Светлый).
В 2012 году в 10 комплексных центрах социального обслуживания населения открыты отделения дневного пребывания, что позволило дополнительно расширить перечень предоставляемых социальных услуг и увеличить количество обслуживаемых граждан, в том числе инвалидов и детей-инвалидов.
В настоящее время на территории Калининградской области функционируют 13 стационарных организаций социального обслуживания, среди которых 5 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 6 психоневрологических интернатов, 2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей. В стационарных организациях социального обслуживания проживает более 2 тыс. инвалидов.
В целях повышения качества предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственных социальных услуг в соответствии с национальными стандартами социального обслуживания разработаны региональные стандарты качества социального обслуживания населения.
34. Обеспечение доступности учреждений культуры и информационного пространства имеет важное значение для социокультурной реабилитации инвалидов.
Сеть организаций культуры и искусства Калининградской области в настоящее время включает в себя более 500 объектов, в том числе театры, концертные организации, библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха.
Одной из основных проблем формирования доступности для инвалидов и других МГН объектов и услуг в сфере культуры на территории Калининградской области является то, что значительная часть организаций культуры располагается в зданиях на правах аренды, в том числе в зданиях, относящихся к памятникам архитектуры. В таких зданиях невозможно провести реконструкцию с целью обеспечения доступности инвалидов. Так, в реставрированной кирхе Святого Семейства находится Концертный зал областной филармонии, в реконструированной кирхе Королевы Луизы работает театр кукол, в помещении Торговой биржи - Дворец культуры моряков, в здании бывшего городского зала Штадтхалле открыт Областной историко-художественный музей.
Вопросы обеспечения доступности для инвалидов и других МГН на территории Калининградской области культурных ценностей и создание условий для участия жителей в культурной жизни Калининградской области решаются в рамках реализации государственной программы Калининградской области "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 24 января 2014 года N 23. Мероприятия данной государственной программы Калининградской области направлены на повышение доступности предоставляемых населению государственных услуг в сфере культуры, развитие материально-технической базы организаций культуры, оснащение специализированным оборудованием, применение инновационных технологий.
В целях обеспечения доступности для граждан с ограничениями жизнедеятельности государственного бюджетного учреждения культуры "Калининградский областной Музей янтаря" устранены препятствия и барьеры на пути передвижения, приобретены сенсорные инфокиоски, жидкокристаллические экраны, DVD-проигрыватели, позволяющие посетителям с ограниченными возможностями здоровья получать визуальную и текстовую информацию.
Вместе с тем для обеспечения возможности ознакомления граждан с проблемами зрения с экспозицией музея музей необходимо оснастить специальным техническим оборудованием: адаптированными аудиогидами и транспортными экскурсионными системами. Кроме того, здание музея необходимо оборудовать лифтом для инвалидов-колясочников.
Поскольку в Областной детской библиотеке им. А.П. Гайдара обеспечен доступ инвалидам и другим МГН только на первый этаж здания библиотеки, специалистами разработана и применяется методика мобильного обслуживания читателей данной категории непосредственно на первом этаже в помещении отдела искусств (используя фонды всех отделов библиотеки). Библиотека обладает фондом аудиокниг с соответствующим оборудованием для их прослушивания.
Областные организации культуры оказывают методическую и творческую поддержку инвалидам, организационное и финансовое содействие участию представителей Калининградской области в фестивалях и конкурсах творчества инвалидов за пределами области.
35. В целях обеспечения доступности информации для граждан с нарушением слуха на телеканалах в Калининградской области новостные телепрограммы дублируются "бегущей строкой" с качественным, хорошо читаемым текстом.
Принимая во внимание, что ввиду отсутствия специальных технических приспособлений персональный доступ граждан с ограниченными возможностями к объектам культурного наследия не всегда может быть обеспечен, необходимо внедрять в практику работы организаций культуры адаптивные технологии, позволяющие обеспечить свободный доступ инвалидов к информационным ресурсам в целях их социальной интеграции в общество.
36. Социокультурная реабилитация может оказать существенное положительное влияние на инвалидов всех возрастных групп. С целью активизации социокультурной реабилитации граждан с ограниченными возможностями ежегодно совместно с обществами инвалидов проводятся областные фестивали и выставки творчества инвалидов. В 2013 и 2014 годах в таких мероприятиях приняло участие более 5 тыс. инвалидов в возрасте от 7 до 75 лет.
С целью поощрения активной жизненной позиции граждан с ограниченными возможностями им вручаются гранты Губернатора Калининградской области за достижения в области предпринимательства и профессионального мастерства, культуры и искусства, народного творчества, физической культуры и спорта, учрежденные постановлением администрации Калининградской области от 13 октября 2004 года N 463.
Ежегодно граждане с ограниченными возможностями, ставшие победителями, получают гранты в размере 30 тысяч рублей каждый.
Помимо этого на протяжении двух лет премию "Сопричастность", утвержденную Законом Калининградской области "О премиях Калининградской области", получало Калининградское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Ассоциация молодых инвалидов России "Аппарель" за проект, направленный на поддержку подростков-инвалидов и их семей.
В Калининградской области стало традицией в преддверии Международного дня инвалидов совместно с общественными организациями инвалидов проводить акции "Дни белой трости", "В мире безмолвия", месячник "Инвалиды рядом с нами". В течение октября-декабря во всех муниципальных образованиях Калининградской области проводятся круглые столы, концерты, благотворительные обеды. Инвалиды принимают активное участие в спортивных и культурных мероприятиях. Все это способствует реализации внутреннего потенциала, духовного роста инвалидов.
В рамках исполнения государственной программы Калининградской области "Социальная поддержка населения" общественным организациям инвалидов на конкурсной основе предоставляются гранты на реализацию социально-значимых программ. В 2013 году гранты полнили 5 общественных организаций.
37. Вместе с тем для решения проблемы предоставления инвалидам услуг и доступности окружающей среды для МГН необходимо организовать эффективное межведомственное взаимодействие и координацию работ различных ИОГВ, органов местного самоуправления и других участников формирования доступной среды жизнедеятельности, реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий, формирование и финансовое обеспечение которых осуществляются по статьям расходов областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных средств на капитальные вложения, прочие нужды.
38. Целесообразность применения программно-целевого метода для решения данных задач определяется:
1) масштабностью, большой социально-экономической значимостью проблемы, что предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, жилого фонда, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности для инвалидов;
2) инновационным характером проблемы, что предполагает выработку новых нормативных, методических, научно-технических подходов, создание и внедрение новых организационных механизмов формирования доступной среды, повышения эффективности реабилитационных услуг;
3) комплексностью проблемы, что потребует решения различных задач научно-технического, правового, финансового, информационного, организационного характера, затрагивающих интересы различных групп собственников, реализации соответствующего комплекса мероприятий с межведомственным характером проблемы; с учетом перечня задач, требующих решения, необходима консолидация усилий и координация действий ИОГВ всех уровней, органов местного самоуправления:, бизнес- сообщества и общественных объединений.
В целях обеспечения комплексного решения вопросов формирования безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и МГН в государственную программу Калининградской области "Социальная поддержка населения", утвержденную постановлением Правительства Калининградской области от 18 ноября 2013 года N 848 была включена подпрограмма "Доступная среда".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.