Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Повышение точности учета лесных ресурсов,
обеспечение федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)
318. Управленческие решения в области использования лесов во многом опираются на информацию о количестве и качестве лесных ресурсов. Качество управленческих решений, в свою очередь, напрямую связано с качеством учета лесов. Учет лесов обеспечивается системой государственной инвентаризации лесов на федеральном уровне, а также лесоустройством и ведением государственного реестра. Важнейшим условием для организации устойчивого лесоуправления является обеспечение высокого качества лесоустройства и ведения государственного лесного реестра.
319. Порядок проведения лесоустройства определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 года N 377 "О правилах проведения лесоустройства" (далее - Правила проведения лесоустройства) и приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06 февраля 2008 года N 31 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (далее - Лесоустроительная инструкция).
320. В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств и лесопарков;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) проектирование лесных участков;
4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
5) таксацию лесов;
6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
321. Для практической организации работ по использованию лесов наиболее важным элементом лесоустройства является таксация лесов.
Таксация лесов проводится методом определения классов возраста. При этом она осуществляется по первому, второму и третьему таксационным разрядам, устанавливаемым в зависимости от размера лесного квартала. В зависимости от необходимой точности допускаются четыре основных способа таксации леса: глазомерный, глазомерно-измерительный, дешифровочный и актуализация.
322. В соответствии с главой 9 Лесоустроительной инструкции, на основании результатов натурных лесоустроительных работ изготавливается необходимая лесоустроительная документация.
323. Согласно Правилам проведения лесоустройства материалы лесоустройства используются при разработке лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов как базы для разработки приводимых в них проектных решений.
324. Согласно статье 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет и является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
325. В соответствии с пунктом 139 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов. Таким образом, потребуется обновление необходимой проектной базы - проведение следующего цикла лесоустройства (повторная таксация лесов). В таблице 101 представлены объемы и финансирование проектируемого лесоустройства по годам.
Таблица 101
N п/п |
Единицы измерений |
Год |
||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||
1 |
Прогнозируемые затраты на проведение лесоустройства: |
|||||||
2 |
га |
34400,0 |
34400,0 |
34400,0 |
34400,0 |
34400,0 |
34400,0 |
34400,0 |
3 |
тыс. руб. |
9930,6 |
9930,6 |
9930,6 |
10327,8 |
10741,0 |
11170,6 |
11617,4 |
4 |
в том числе осуществляемые за счет средств арендаторов: |
|||||||
5 |
га |
11400,0 |
11400,0 |
11400,0 |
11400,0 |
11400,0 |
11400,0 |
11400,0 |
6 |
тыс. руб. |
2850,0 |
2850,0 |
2850,0 |
2964,0 |
3082,6 |
3205,9 |
3334,1 |
326. Целью федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) является обеспечение соблюдения лесного законодательства. К основным документам по обеспечению надзора за соблюдением лесного законодательства на территории Калининградской области относятся:
1) Лесной кодекс Российской Федерации;
2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
327. Полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) закреплены за Агентством в соответствии с подпунктом 8 пункта 10 Положения об Агентстве по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2006 года N 993.
328. Управление лесными ресурсами на территории Калининградской области осуществляется Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области (далее - Агентство).
329. В границах вновь образованных лесничеств осуществление управленческих и административных функций возложено на лесничества.
330. В целях комплексного и рационального использования лесов Агентство обеспечивает государственное управление и федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), направленный на обеспечение функционирования деятельности лесничеств, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
331. В Калининградской области федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется в соответствии с действующим законодательством. За период с 2005 по 2008 год выявлено 367 случаев лесонарушений.
1) в 2005 - 97 случаев (оцененный ущерб 55,5 млн руб.ей);
2) в 2007 - 41 случай (оцененный ущерб 20,9 млн руб.ей);
3) в 2008 - 144 случая (оцененный ущерб 27,0 млн руб.ей);
4) в 2009 - 136 случаев (оцененный ущерб 45,1 млн руб.ей);
5) в 2010 - 215 случаев (оцененный ущерб 95,5 млн руб.ей).
332. С 01 января 2007 года вступил в силу Лесной кодекс Российской Федерации. Согласно статьям 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере использования охраны, защиты и воспроизводства лесов.
333. Основным видом нарушений на территории государственного лесного фонда является незаконная рубка леса. Сведения о нарушениях лесного законодательства с 2008 по 2010 год представлены в таблице 102.
Таблица 102
N п/п |
Наименование показателя |
ед. изм. |
По годам |
|||||||
2008 |
2009 |
2010 |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||
1 |
Всего нарушений лесного законодательства |
число случаев |
ед. |
169 |
136 |
215 |
||||
объем лесонарушения |
м3 |
- |
- |
- |
||||||
ущерб |
тыс. руб. |
28270,0 |
45054,2 |
95528,0 |
||||||
2 |
в том числе: незаконная рубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан |
число случаев |
ед. |
94 |
76 |
211 |
||||
объем лесонарушения |
м3 |
1115 |
1313 |
3055 |
||||||
ущерб |
тыс. руб. |
27495,0 |
43890,7 |
95342,9 |
||||||
3 |
незаконная рубка сухостойных деревьев, присвоение (хищение) древесины буреломных, ветровальных деревьев |
число случаев |
ед. |
50 |
60 |
- |
||||
объем лесонарушения |
м3 |
368 |
584 |
- |
||||||
ущерб |
тыс. руб. |
342,0 |
1163,4 |
- |
||||||
4 |
самовольное снятие, уничтожение или порча почв, нахождение транспортных средств и механизмов, кроме специального назначения, в защитных лесах вне отведенных мест, их движение вне существующих лесных дорог |
число случаев |
ед. |
2 |
- |
- |
||||
объем лесонарушения |
м3 |
- |
- |
- |
||||||
ущерб |
тыс. руб. |
411,0 |
- |
|
||||||
5 |
повреждение лесной дороги или дороги противопожарного назначения |
число случаев |
ед. |
6 |
- |
- |
||||
объем лесонарушения |
м3 |
- |
- |
|
||||||
ущерб |
тыс. руб. |
22,0 |
- |
|
||||||
6 |
загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором |
число случаев |
ед. |
7 |
- |
4 |
||||
объем лесонарушения |
м3 |
|
|
- |
||||||
ущерб |
тыс. руб. |
|
|
185,1 |
||||||
7 |
уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков |
число случаев |
ед. |
1 |
- |
- |
||||
8 |
нарушение правил пожарной безопасности в лесах |
число случаев |
ед. |
9 |
- |
- |
334. Осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) органами государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрено пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
335. В настоящее время федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется Агентством.
336. В рамках исполнения полномочий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охраны) Агентством проводятся мероприятия, предусмотренные законодательством.
337. В целях обеспечения взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере надзора за соблюдением лесного законодательства Российской Федерации, приказом Агентства от 28 декабря 2010 года N 348 создана межведомственная комиссия при Агентстве по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области по борьбе с незаконной заготовкой, транспортировкой, переработкой, реализацией и экспортом древесины на территории Калининградской области. В состав межведомственной комиссии вошли представители Северо-Западного таможенного управления по Калининградской области, УМВД России по Калининградской области, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области, Агентства.
338. Агентством совместно с УМВД России по Калининградской области разработан и утвержден план мероприятий по предупреждению, выявлению и раскрытию правонарушений и преступлений в сфере лесопромышленного комплекса на территории Калининградской области. Совместный план позволяет координировать действия Агентства и УМВД России по Калининградской области, направленные против незаконного оборота древесины на территории Калининградской области. В план мероприятий по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Калининградской области на 2011-2014 годы вошли следующие мероприятия:
Таблица 103
N п/п |
Содержание мероприятия |
Объемы проведенных мероприятий в период с 2009 - 2011 годы |
1 |
2 |
3 |
1 |
Проведение комплексного анализа ситуации с незаконными рубками и оборотом древесины, результатов работы по обеспечению охраны лесов от незаконных рубок и повышению эффективности лесного контроля |
анализ проводится еженедельно |
2 |
Организация межведомственного взаимодействия Агентства, областного государственного учреждения "Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области", УВД Калининградской области; Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Калининградской области, Пограничного Управления ФСБ России по Калининградской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области, Управления Федеральной налоговой службы, Калининградской областной таможни в пределах своей компетенции в части: - деятельности в Калининградской области межведомственной комиссии по противодействию незаконным заготовкам и обороту древесины из числа представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Калининградской области, уполномоченных в области предотвращения незаконных заготовок и оборота древесины; - организации совместных дежурств на существующих в Калининградской области стационарных постах ДПС Госавтоинспекции из представителей органов, уполномоченных в области предотвращения незаконных заготовок, в т.ч. по охране от незаконных рубок деревьев хвойных пород в предновогодний период, и оборота древесины; - проведения совместных совещаний, семинаров, конференций по обмену опытом, выработки совместных действий по предотвращению незаконных заготовок и оборота древесины; - осуществления обмена информацией в пределах компетенции по вопросам незаконных заготовок и оборота древесины; - проведения совместных проверок юридических и физических лиц, занимающихся заготовкой древесины, ее переработкой, оборотом лесопродукции, с целью предотвращения и выявления правонарушений и преступлений в сфере незаконной заготовки и оборота древесины |
проведено 12 заседаний межведомственной комиссии
проведено 545 дежурств
проведено 23 совещания
обмен информацией - ежемесячно проведено |
3 |
Обеспечение публикации в средствах массовой информации сообщений (информации) о телефонах "горячей линии", по которым можно получить консультацию специалистов лесного хозяйства или передать сообщение о нарушениях в лесном фонде |
опубликовано |
4 |
Проведение мероприятий, направленных на выявление, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с незаконными рубками |
проведено 1620 мероприятий |
5 |
Создание пунктов (площадок) временного хранения незаконно заготовленной древесины |
создано 2 пункта хранения |
6 |
Обеспечение мер ответственности за нецелевое использование древесины, полученной гражданами для собственных нужд по договорам купли-продажи лесных насаждений |
разрабатывается проект по выполнению мероприятий |
7 |
Проведение проверок работы органов государственной власти по возмещению ущерба, причиненного государству незаконными рубками, в том числе проверок исполнительных документов по возмещению ущерба за нарушения лесного законодательства |
ежеквартально проводятся сверки |
8 |
Разработка предложений по систематизации первичного учета древесины, форм и документов, подтверждающих законность происхождения древесины, сопроводительных документов на перемещение заготовленной древесины, по обеспечению своевременного доступа и получения необходимых сведений органами исполнительной власти |
разрабатываются предложения |
9 |
Обеспечение участия Российской Федерации в международном переговорном процессе по вопросам совершенствования правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии (ЕСА ФЛЕГ) |
с Польшей и Швецией налажены переговорные процессы по вопросу управления в лесном секторе |
10 |
Проведение совместных международных совещаний для организации сотрудничества в области предотвращения незаконных заготовок и оборота древесины |
в 2011 году проведено 4 международных совещания с участием представителей Агентства |
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
340. Проведение федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) осуществляется в форме проверок в соответствии с планами, утверждаемыми Агентством, а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и граждан.
341. Внеплановые проверки проводятся:
1) для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений лесного законодательства;
2) в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений лесного законодательства.
342. Плановые и внеплановые проверки при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на территориях лесничеств и лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, проводятся по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности.
343. Мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охраны) проводятся с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.