О возврате государственной пошлины
Статьей 7 Федерального закона от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенных ст.2 указанного Закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса. Поскольку введенная с 1 января текущего года часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не содержит главы, определяющей порядок уплаты государственной пошлины, в настоящее время применяется Федеральный закон N 2005-1 "О государственной пошлине" (в ред. от 31.12.95 г. N 226-ФЗ) (далее - Закон). В соответствии со ст.1 Закона под государственной пошлиной понимается обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Таким образом, государственная пошлина в соответствии со ст.8 НК РФ является сбором (определение статуса платежа необходимо для правильного применения соответствующих статей Кодекса).
Порядок уплаты и возврата государственной пошлины регулируется cт.6 Закона. В соответствии с этой статьей государственная пошлина уплачивается в рублях в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм государственной пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием банками (их филиалами) государственной пошлины осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы.
Следует обратить внимание на п.3 ст.6 Закона, определяющий порядок зачисления пошлины (поскольку от этого зависит режим возврата в установленных случаях сумм госпошлины):
по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным судом Российской Федерации и Верховным судом Российской Федерации, пошлина зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж;
в остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.
Пунктом 4 ст.6 Закона установлено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:
внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по Закону;
возвращения или отказа в принятии заявления, жалобы и иного обращения судами, а также отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами;
прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;
отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически значимое действие;
отказа в выдаче заграничного (общегражданского) паспорта;
удовлетворения исковых требований арбитражным судом, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.п.5 п.3 ст.5 Закона.
Предусмотрено, что государственная пошлина, внесенная за исправление и изменение акта гражданского состояния, за государственную регистрацию брака или государственную регистрацию расторжения брака по решению суда, за перемену фамилии, имени, отчества, если акт впоследствии не был зарегистрирован, возврату не подлежит.
В зависимости от того, в какой бюджет зачисляются суммы платежа, определяется режим возврата (п.5 ст.6 Закона):
возврат уплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение года со дня принятия соответствующего решения суда;
возврат уплаченной в местный бюджет пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение года со дня поступления ее в указанный бюджет.
Кроме того, определяется, что государственная пошлина, подлежащая возврату, должна быть выдана гражданину или юридическому лицу в течение одного месяца со дня принятия решения о ее возврате соответствующим органом.
В НК РФ вопрос о возврате излишне уплаченной суммы налога (сбора) регулируется главой 12 "Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм", и в частности ст.78 Кодекса. В соответствии с п.11 этой статьи предусмотренные в ней положения применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора (к которым относится и государственная пошлина), в связи с чем Закон в части возврата сумм пошлины следует применять с учетом положений Кодекса.
Как следует из названия и содержания ст.78 НК РФ, речь может идти о возврате только излишне уплаченных сумм сбора. При этом не определяется, что понимается под излишней уплатой платежа: означает ли это только уплату в большем размере, чем предусмотрено законодательством, или же предусматриваются также случаи, когда производится уплата пошлины (в соответствии со ст.6 Закона в ряде случаев пошлина уплачивается до совершения юридически значимых действий или до получения соответствующего документа), но юридически значимые действия (или выдача документа) не осуществляются. Если принимаются оба указанных условия, то положения п.п.2 - 6 п.4 ст.6 Закона могут рассматриваться как излишне уплаченные суммы, и к ним применяются положения ст.78 Кодекса. Положения п.п.2 - 6 п.4 ст.6 Закона включают возвращение или отказ в принятии заявления, жалобы и иного обращения судами, а также отказ в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами; прекращение производства по делу или оставление иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом; отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически значимое действие; отказ в выдаче заграничного (общегражданского) паспорта; удовлетворение исковых требований арбитражным судом, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.п.3 п.3 ст.5 Закона.
Следует обратить также внимание на сроки возврата пошлины. Предусмотренные в Законе (п.5 ст.6) и повторенные в инструкции Госналогслужбы России от 15.05.96 г. N 42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" сроки возврата были предметом судебного рассмотрения. Гражданин обратился в Верховный суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными некоторых абзацев п.16 инструкции N 42, в том числе и абзацев, в которых предусматривается, что возврат пошлины, уплаченной в федеральный бюджет, производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган в течение года со дня принятия соответствующего решения суда о возврате, а уплаченной в местный бюджет - в течение года со дня поступления суммы в бюджет. Однако, учитывая, что в соответствии с п.8 ст.78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, решением Верховного суда Российской Федерации от 31.10.2000 г. N ГКПИ 2000-1087 положения абзаца 1 п.16 инструкции N 42 в части сроков возврата были признаны недействительными и не порождающими правовых последствий с 1 января 1999 г. (т.е. с момента введения в действие НК РФ).
Кроме того, в п.5 ст.6 Закона предусматривается, что государственная пошлина, подлежащая возврату, должна быть выдана гражданину или юридическому лицу в течение одного месяца со дня принятия решения о ее возврате соответствующим финансовым или налоговым органом. Однако, как предусмотрено п.9 ст.78 НК РФ, возврат излишне уплаченного налога (сбора) производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате и при нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Но следует иметь в виду, что в соответствии с п.7 ст.78 НК РФ в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Помимо возврата излишне уплаченных сумм налога (сбора) НК РФ предусматривает также возможность зачета указанных сумм в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки либо уплату пеней в порядке, определяемом ст.78 Кодекса.
Г. Титова,
Минфин России
"Финансовая газета", N 32, август 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71