Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Рынок труда Калининградской области
36. В начале 2015 года процессы развития рынка труда в Калининградской области в связи с нестабильностью ситуации в экономике вызывали определенные опасения.
37. Пик безработицы пришелся на начало июня 2015 года, когда численность безработных граждан увеличилась с 5,8 до 7,4 тыс. человек (по методологии Международной организации труда - с 27,0 до 33,3 тыс. человек), уровень регистрируемой безработицы возрос с 1,1 до 1,4% (по методологии Международной организации труда - с 5,1 до 6,2%). Количество свободных рабочих мест сократилось с 9,6 до 6,7 тыс. единиц, коэффициент напряженности на рынке труда увеличился с 0,6 до 1,1.
38. Начиная с середины марта 2015 года темпы роста численности безработных стали замедляться, с июня их число стабильно снижалось и к концу 2015 года составило 6,6 тыс. человек, число вакансий увеличилось до 6,9 тыс. единиц, уровень безработицы уменьшился до среднероссийского показателя - 1,2%.
39. Динамика отдельных показателей областного рынка труда представлена в нижеследующей таблице.
Показатель |
2014 |
2015 |
Численность экономически активного населения области, тыс. чел. |
528,8 |
530,2 |
Численность занятых экономической деятельностью, тыс. чел. |
500,0 |
499,7 |
Численность безработных по методологии Международной организации труда, тыс. чел. |
28,8 |
30,5 |
Уровень безработицы по методологии Международной организации труда, % |
5,4 |
5,8 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, чел. |
5806 |
6783 |
40. По итогам первого квартала 2016 года количество безработных вновь увеличилось (на 5%, или на 333 человека) и достигло 6946 человек (на 01 апреля 2015 года - 6850), уровень безработицы составил 1,3%.
Еженедельная динамика прироста численности безработных граждан с февраля 2016 года составляет более 18%, что на 5% выше, чем в аналогичном периоде 2015 года.
41. Потребность организаций в работниках с начала года снизилась на 3,5% (с 6896 до 6652 единиц), а по рабочим профессиям - на 8,1% (или на 369 человек). Средний коэффициент напряженности составил 1,2.
42. На начало апреля 2016 года 50 организаций известили о предстоящем высвобождении 1439 работников, что на 0,3% ниже, чем в прошлом году (на 01 апреля 2015 года 50 организаций заявили о высвобождении 1444 человек), однако с начала 2016 года численность высвобождаемых граждан возросла почти в 2,2 раза (на 01 января 2016 года о предстоящем высвобождении 746 работников объявили 48 организаций).
43. Информацию о введении режимов неполной занятости подали 24 организации в Калининградской области на 651 человека (рост в 1,4 раза - на 01 января 2016 года было 18 организаций и 463 человека), из которых:
1) работают неполное рабочее время по инициативе работодателя 503 человека (увеличение в 1,5 раза - на 01 января 2016 года было 335 человек);
2) находятся в простое 37 человек (на 01 января 2016 года - 43 человека);
3) находятся в неоплаченном отпуске по вине работодателя 111 человек (увеличение в 1,3 раза - на 01 января 2016 года было 85 человек).
44. Всего под угрозой увольнения находятся 2090 человек, что в 1,7 раза больше, чем на начало текущего года (на 01 января 2016 года - 1209 человек).
45. В целом к концу апреля 2016 года возможен рост числа безработных до 7,5 тыс. человек (или 1,4%).
46. В связи с предполагаемым снижением экономической активности организаций после отмены в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 23 июля 2013 года N 230-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на территории Калининградской области таможенных преференций, предусмотренных законодательством об Особой экономической зоне (с 01 апреля 2016 года), к июню 2016 года уровень регистрируемой безработицы может увеличиться до 1,6% (то есть может превысить 8,5 тыс. человек), по методологии Международной организации труда - до 6,2% (или более 33 тыс. человек). Рост числа безработных возможен за счет граждан, работающих в организациях по производству мебели, бумаги и картона, молока, мяса и пищевых субпродуктов, оптовой и розничной торговли, граждан, находящихся под угрозой увольнения в организациях, осуществляющих государственное управление, финансовую и фискальную, а также образовательную деятельность.
47. В целях сдерживания этих процессов и минимизации существующих рисков в 2016 году финансирование мероприятий активной политики занятости населения увеличено на 3% по сравнению с 2015 годом - с 37,3 до 38,3 млн руб., что позволит оказать не менее 50,0 тыс. незанятым и безработным гражданам более 149,0 тыс. государственных услуг.
48. Не менее 6,2 тыс. человек в рамках выполнения этих мероприятий будут трудоустроены, а в целом планируется трудоустроить 65% граждан (или порядка 14,3 тыс. человек), обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в организации в Калининградской области и в других субъектах Российской Федерации, в том числе в рамках межрегиональной миграции через взаимодействие с работодателями посредством активно используемого в настоящее время Всероссийского портала "Работа в России".
49. Негативное влияние на реализацию дополнительных мер способны оказать такие существенные риски, как ухудшение экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, рост инфляции, наличие бюджетного дефицита.
50. Одной из наиболее уязвимых категорий на рынке труда остаются инвалиды, чья средняя продолжительность безработицы стабильно превышает 5 месяцев. В условиях сокращения работодателями издержек, снижения потребности в рабочей силе и обострении конкуренции повышается актуальность поддержки граждан с ограниченными возможностями здоровья.
51. В Калининградской области проживают более 76,3 тыс. инвалидов, из них 21,4 тыс. находятся в трудоспособном возрасте, 19,3 тыс. - работают.
52. В 2015 году в службу занятости населения в Калининградской области обратились за содействием в поиске подходящей работы 1013 инвалидов, из них трудоустроены 380 человек, или 37,5%.
53. В течение 2015 года инвалиды получили следующие государственные услуги:
1) по профессиональной ориентации - 1246 человек;
2) по психологический поддержке - 829 человек;
3) по социальной адаптации - 708 человек;
4) содействию самозанятости - 17 человек;
5) направлено на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование - 42 человека;
6) участвовал в общественных работах - 51 человек.
54. На 01 января 2016 года на учете в качестве безработных состояло 437 инвалидов.
55. В соответствии с Законом Калининградской области от 03 декабря 2014 года N 364 "О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Калининградской области" работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 4% среднесписочной численности работников, а работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, - в размере 3% среднесписочной численности работников.
56. Количество квотируемых работодателями рабочих мест для трудоустройства инвалидов в 2015 году составило 2949 единиц. На квотируемых рабочих местах работают 2053 гражданина с инвалидностью.
57. Ежегодно начиная с 2010 года в Калининградской области создаются оборудованные (оснащенные) рабочие места для инвалидов. В 2015 году трудоустроено 98 инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места для данной категории граждан.
58. В условиях сложной социально-экономической ситуации работодатели заинтересованы в мерах государственной поддержки по сохранению сотрудников на рабочих местах.
59. В дальнейшем ситуация в сфере занятости населения и на рынке труда Калининградской области будет определяться темпами развития ее экономики, эффективностью реализации принятых и планируемых мер по содействию занятости населения в рамках реализации мероприятий активной политики занятости населения и дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на областном рынке труда.
60. Вышеперечисленные факторы являются основанием необходимости для разработки дополнительных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.