Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Обоснование необходимости разработки и реализации дополнительных мероприятий
Глава 1. Социально-экономическое положение Калининградской области
12. Экономика Калининградской области к 2016 году оказалась в сложных условиях. Помимо таких ограничений, как эксклавность Калининградской области, узость областного рынка сбыта товаров, возникли новые факторы, препятствующие развитию ряда видов экономической деятельности:
1) отмена таможенных льгот, предусмотренных режимом действия Особой экономической зоны в Калининградской области;
2) действие санкций, введенных странами Запада в отношении Российской Федерации, и контрсанкций Российской Федерации;
3) резкий рост стоимости импорта сырья, полуфабрикатов и готовых изделий (включая оборудование) в связи со снижением курса рубля к доллару и евро;
4) снижение спроса в других субъектах Российской Федерации на произведенные в Калининградской области товары вследствие снижения покупательной способности населения.
13. Промышленное производство в 2015 году уменьшилось на 7%, при этом объемы производства в обрабатывающей промышленности сократились на 7,4%.
14. Не менее 70% обрабатывающей промышленности, являющейся ведущей сектором экономики, составляют отрасли с высокой импортной зависимостью (от 65 до 100%). Соответственно, рост курса иностранной валюты к рублю повлек за собой увеличение себестоимости продукции и, как следствие, снижение объема производства промышленных организаций.
15. Объем розничной торговли по итогам 2015 года снизился на 6,2%, при этом объем платных услуг вырос на 0,5%.
16. Промышленность Калининградской области продолжает оставаться преимущественно импортозамещающей, основанной на использовании льгот Особой экономической зоны (прежде всего таможенных) и работающей на общероссийский рынок. Для большинства импортозамещающих производств характерна крайне низкая доля добавленной стоимости.
17. В структуре промышленности Калининградской области свыше 90% занимают обрабатывающие производства, из них самые значимые виды деятельности - это производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, а также транспортных средств и оборудования. Суммарная доля двух указанных видов деятельности в объеме отгруженной продукции обрабатывающей промышленности превышает 80%.
18. Рост обрабатывающих производств зафиксирован в химическом производстве на 11%, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - на 8,3%. На уровне к аналогичному периоду 2014 года осталось производство кожи, изделий из кожи.
19. По всем остальным видам экономической деятельности зафиксировано снижение, наиболее существенное в производстве машин и оборудования - на 47,3%, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 37,3%. В производстве транспортных средств и оборудования снижение производства составило 4,9%, производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака - на 3,6%.
20. Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в 2015 году составил 30197,1 млн руб., или 110,2% к 2014 году.
21. По итогам 2015 года реестр резидентов Особой экономической зоны Калининградской области пополнился 8 новыми организациями. Таким образом, на 01 января 2016 года в единый реестр резидентов было включено 106 организаций.
22. Общий объем заявленных инвестиций новыми резидентами составляет 5,5 млрд руб.
23. Самые большие инвестиции - 2,22 млрд руб. заявлены на строительство сахарного завода, расположенного в Славском муниципальном районе.
24. В инвестиционные проекты, заявленные в период с 01 января 2015 года, включены:
1) строительство рыбоперерабатывающего комплекса в Пионерском городском округе с заявленным объемом инвестиций в 500 млн руб.;
2) создание высокотехнологичного современного производства по изготовлению транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и грузов специального и гражданского назначения, а также иной машиностроительной продукции, включая производство комплектующих деталей, компонентов, оснастки, инструмента, нестандартного оборудования и прочего (инициатор - Акционерное общество "Автотор"). Заявленный объем инвестиций - 152 млн руб.
25. Калининградская область является субъектом Российской Федерации, ориентированным на ввоз товаров. Импорт товаров составляет 72% товарооборота Калининградской области.
26. Географическая направленность товарооборота остается прежней - наиболее активны связи Калининградской области со странами дальнего зарубежья, доля которых в товарообороте за 2015 год составила 98,8%.
27. Участники внешнеэкономической деятельности Калининградской области в 2015 году осуществляли торговлю со 146 странами мира. В первую "тройку" стран-партнеров вошли: Германия, Китай, Словакия, суммарный удельный вес торговли с которыми составил 48,5% внешнеторгового оборота Калининградской области.
28. Экспортные операции Калининградской области ориентированы на внешний рынок стран дальнего зарубежья. В 2015 году стоимостные объемы экспортных поставок в страны дальнего зарубежья составили 97% от общей стоимости экспорта.
29. Главными статьями экспорта являются машиностроительная продукция (61,4% в экспорте области) и продовольственные товары (29,1% в экспорте области).
30. Импорт товаров в Калининградскую область осуществляется преимущественно из стран дальнего зарубежья. В 2015 году стоимостные объемы импортных поставок из этих стран составили 99,5% от общей стоимости импорта.
31. Главными статьями импорта являются машиностроительная продукция (54,1% от всего импорта в область) и продовольственные товары (24,4% от всего импорта в область).
32. В Калининградской области сохраняется высокий уровень инфляции. Индекс потребительских цен в декабре 2015 года составил 117,7% к декабрю 2014 года.
33. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2015 году к 2014-му составили 95,8%.
34. Номинальные среднедушевые денежные доходы в 2015 году составили 25386,5 рубля в среднем за месяц и по сравнению с 2014 годом увеличились на 10,4%.
35. Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная в 2015 году, в организациях в Калининградской области составила 28581 руб., по сравнению с 2014 годом увеличившись на 5,3%. Вместе с тем в реальном выражении из-за высокого уровня инфляции заработная плата снизилась на 9,9%.
Глава 2. Рынок труда Калининградской области
36. В начале 2015 года процессы развития рынка труда в Калининградской области в связи с нестабильностью ситуации в экономике вызывали определенные опасения.
37. Пик безработицы пришелся на начало июня 2015 года, когда численность безработных граждан увеличилась с 5,8 до 7,4 тыс. человек (по методологии Международной организации труда - с 27,0 до 33,3 тыс. человек), уровень регистрируемой безработицы возрос с 1,1 до 1,4% (по методологии Международной организации труда - с 5,1 до 6,2%). Количество свободных рабочих мест сократилось с 9,6 до 6,7 тыс. единиц, коэффициент напряженности на рынке труда увеличился с 0,6 до 1,1.
38. Начиная с середины марта 2015 года темпы роста численности безработных стали замедляться, с июня их число стабильно снижалось и к концу 2015 года составило 6,6 тыс. человек, число вакансий увеличилось до 6,9 тыс. единиц, уровень безработицы уменьшился до среднероссийского показателя - 1,2%.
39. Динамика отдельных показателей областного рынка труда представлена в нижеследующей таблице.
Показатель |
2014 |
2015 |
Численность экономически активного населения области, тыс. чел. |
528,8 |
530,2 |
Численность занятых экономической деятельностью, тыс. чел. |
500,0 |
499,7 |
Численность безработных по методологии Международной организации труда, тыс. чел. |
28,8 |
30,5 |
Уровень безработицы по методологии Международной организации труда, % |
5,4 |
5,8 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, чел. |
5806 |
6783 |
40. По итогам первого квартала 2016 года количество безработных вновь увеличилось (на 5%, или на 333 человека) и достигло 6946 человек (на 01 апреля 2015 года - 6850), уровень безработицы составил 1,3%.
Еженедельная динамика прироста численности безработных граждан с февраля 2016 года составляет более 18%, что на 5% выше, чем в аналогичном периоде 2015 года.
41. Потребность организаций в работниках с начала года снизилась на 3,5% (с 6896 до 6652 единиц), а по рабочим профессиям - на 8,1% (или на 369 человек). Средний коэффициент напряженности составил 1,2.
42. На начало апреля 2016 года 50 организаций известили о предстоящем высвобождении 1439 работников, что на 0,3% ниже, чем в прошлом году (на 01 апреля 2015 года 50 организаций заявили о высвобождении 1444 человек), однако с начала 2016 года численность высвобождаемых граждан возросла почти в 2,2 раза (на 01 января 2016 года о предстоящем высвобождении 746 работников объявили 48 организаций).
43. Информацию о введении режимов неполной занятости подали 24 организации в Калининградской области на 651 человека (рост в 1,4 раза - на 01 января 2016 года было 18 организаций и 463 человека), из которых:
1) работают неполное рабочее время по инициативе работодателя 503 человека (увеличение в 1,5 раза - на 01 января 2016 года было 335 человек);
2) находятся в простое 37 человек (на 01 января 2016 года - 43 человека);
3) находятся в неоплаченном отпуске по вине работодателя 111 человек (увеличение в 1,3 раза - на 01 января 2016 года было 85 человек).
44. Всего под угрозой увольнения находятся 2090 человек, что в 1,7 раза больше, чем на начало текущего года (на 01 января 2016 года - 1209 человек).
45. В целом к концу апреля 2016 года возможен рост числа безработных до 7,5 тыс. человек (или 1,4%).
46. В связи с предполагаемым снижением экономической активности организаций после отмены в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 23 июля 2013 года N 230-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на территории Калининградской области таможенных преференций, предусмотренных законодательством об Особой экономической зоне (с 01 апреля 2016 года), к июню 2016 года уровень регистрируемой безработицы может увеличиться до 1,6% (то есть может превысить 8,5 тыс. человек), по методологии Международной организации труда - до 6,2% (или более 33 тыс. человек). Рост числа безработных возможен за счет граждан, работающих в организациях по производству мебели, бумаги и картона, молока, мяса и пищевых субпродуктов, оптовой и розничной торговли, граждан, находящихся под угрозой увольнения в организациях, осуществляющих государственное управление, финансовую и фискальную, а также образовательную деятельность.
47. В целях сдерживания этих процессов и минимизации существующих рисков в 2016 году финансирование мероприятий активной политики занятости населения увеличено на 3% по сравнению с 2015 годом - с 37,3 до 38,3 млн руб., что позволит оказать не менее 50,0 тыс. незанятым и безработным гражданам более 149,0 тыс. государственных услуг.
48. Не менее 6,2 тыс. человек в рамках выполнения этих мероприятий будут трудоустроены, а в целом планируется трудоустроить 65% граждан (или порядка 14,3 тыс. человек), обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в организации в Калининградской области и в других субъектах Российской Федерации, в том числе в рамках межрегиональной миграции через взаимодействие с работодателями посредством активно используемого в настоящее время Всероссийского портала "Работа в России".
49. Негативное влияние на реализацию дополнительных мер способны оказать такие существенные риски, как ухудшение экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, рост инфляции, наличие бюджетного дефицита.
50. Одной из наиболее уязвимых категорий на рынке труда остаются инвалиды, чья средняя продолжительность безработицы стабильно превышает 5 месяцев. В условиях сокращения работодателями издержек, снижения потребности в рабочей силе и обострении конкуренции повышается актуальность поддержки граждан с ограниченными возможностями здоровья.
51. В Калининградской области проживают более 76,3 тыс. инвалидов, из них 21,4 тыс. находятся в трудоспособном возрасте, 19,3 тыс. - работают.
52. В 2015 году в службу занятости населения в Калининградской области обратились за содействием в поиске подходящей работы 1013 инвалидов, из них трудоустроены 380 человек, или 37,5%.
53. В течение 2015 года инвалиды получили следующие государственные услуги:
1) по профессиональной ориентации - 1246 человек;
2) по психологический поддержке - 829 человек;
3) по социальной адаптации - 708 человек;
4) содействию самозанятости - 17 человек;
5) направлено на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование - 42 человека;
6) участвовал в общественных работах - 51 человек.
54. На 01 января 2016 года на учете в качестве безработных состояло 437 инвалидов.
55. В соответствии с Законом Калининградской области от 03 декабря 2014 года N 364 "О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Калининградской области" работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 4% среднесписочной численности работников, а работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, - в размере 3% среднесписочной численности работников.
56. Количество квотируемых работодателями рабочих мест для трудоустройства инвалидов в 2015 году составило 2949 единиц. На квотируемых рабочих местах работают 2053 гражданина с инвалидностью.
57. Ежегодно начиная с 2010 года в Калининградской области создаются оборудованные (оснащенные) рабочие места для инвалидов. В 2015 году трудоустроено 98 инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места для данной категории граждан.
58. В условиях сложной социально-экономической ситуации работодатели заинтересованы в мерах государственной поддержки по сохранению сотрудников на рабочих местах.
59. В дальнейшем ситуация в сфере занятости населения и на рынке труда Калининградской области будет определяться темпами развития ее экономики, эффективностью реализации принятых и планируемых мер по содействию занятости населения в рамках реализации мероприятий активной политики занятости населения и дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на областном рынке труда.
60. Вышеперечисленные факторы являются основанием необходимости для разработки дополнительных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.