Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Предложения по территориальному планированию
4.1. Развитие планировочной структуры территории
Проектные предложения схемы по планировочной организации Калининградской области сформированы с целью обеспечения комплексного и устойчивого социально-экономического развития Калининградской области с учетом взаимодействия ее природных факторов, зон градостроительного, рекреационного, сельскохозяйственного и промышленного освоения.
Организующая основа планировочной структуры области:
- природно-ландшафтный комплекс;
- урбанизированный каркас территории;
- основные транспортные оси.
Формирование природно-ландшафтного комплекса Калининградской области, включающего существующие, проектируемые особо охраняемые территории, лесные массивы, луга, болота, открытые природные пространства и каркас экологических коридоров вдоль наиболее крупных рек, создает условия для обеспечения экологически устойчивого развития территории.
Формирование природного комплекса предусматривает сохранение, развитие и улучшение природной среды в комплексе с возможным увеличением особо охраняемых территорий.
Планировочные оси
Основу урбанизированного каркаса составляют планировочные оси различного порядка и система планировочных центров различных категорий. Дополняют урбанизированный каркас индустриальные (промышленные) зоны и площадки разрабатываемых и планируемых к разработке месторождений, а также трансграничная зона с таможенными зонами и пунктами пропуска.
Оси первого порядка - это международные и межрегиональные связи: транспортные коридоры "Запад-Восток" и "Север-Юг", обеспечивающие связь города Калининграда с главными опорными центрами расселения Европы и близлежащих государств - Литовская и Латвийская Республики, Республика Польша. К ним относится коридор Калининград - Гусев - Вильнюс направления на запад - восток, включающий автомобильную дорогу и железную дорогу федерального значения, автомобильную дорогу регионального значения и водную артерию реки Преголя. Это основная транспортная ось Калининградской области. Ее дополняют автомобильные дороги федерального значения на города Гданьск и Ригу.
Оси второго порядка - это автомобильные дороги регионального значения на основе существующих транспортных осей и нового транспортного кольца в западной части Калининградской области.
Дополняют урбанизированный каркас оси третьего порядка, в основе которых лежат главные автомобильные дороги местного значения.
По всем транспортным направлениям, в особенности в транспортных узлах, предусматривается организация многофункциональной системы сервисного обслуживания в составе транспортно-логистических комплексов.
Планировочные центры
Город Калининград - областной административный центр, центр формирования Калининградской агломерации. В зону его влияния и 1-1,5-часовой доступности попадают такие населенные пункты, как Балтийск, Светлый, Гурьевск, Зеленоградск, Светлогорск, Мамоново, Ладушкин, Гусев и другие, суммарной численностью населения порядка 700-750 тыс. человек.
Вторым по значимости в Калининградской области можно считать город Черняховск. Это межзональный и районный центр. К центру межрайонного значения отнесен город Советск.
Прочие города, являющиеся центрами муниципальных районов и городских округов, дополняют систему планировочных центров, будучи базовыми центрами для более отдаленных районов и округов Калининградской области.
Города - опорные центры планировочного каркаса Калининградской области, которые сформировались и развиваются в тесной взаимосвязи с развитием основных планировочных осей.
Размещение любого городского поселения на урбанизированной оси создает благоприятные условия для роста его социально-экономического и культурного потенциала. В этом отношении города Калининградской области имеют выраженные преимущества. Планировочные оси международного и областного значения связывают практически все наиболее развитые города Калининградской области. В связи с этим возрастает значение городов - опорных центров, расположенных на основных транспортных осях (Гвардейск, Черняховск, Гусев, Нестеров, Мамоново, Советск и др). Территории вокруг этих центров станут территориями экономического и градостроительного переустройства. Внесением изменений в схему предложена рациональная организация урбанизированного пространства вокруг этих центров.
В ближней агломерации Калининграда, которая вместе с городом формирует своего рода "ядро" планировочной структуры Калининградской области, создана большая концентрация инженерной инфраструктуры, определены районы наиболее динамичного развития, способные к значительным изменениям. Выделены площади для нового промышленного освоения.
Для сохранения и приумножения природной среды, которая является одной из главных ценностей Калининградской области, в изменениях, внесенных в схему, предусмотрено формирование так называемых "легких и "зеленого пояса" агломерации". Такой принцип организации территории предусмотрен в отношении всех планировочных центров.
Особенностью урбанизированного каркаса территории области можно считать наличие приграничной зоны с таможенными пунктами пропуска на границе с Республикой Польша и Литовской Республикой. Проблема обустройства и развития этой зоны и дальнейшего существования трансграничных территорий требует внимательного отношения и участия многих административных лиц и организаций Калининградской области.
4.2. Предложения по территориальному планированию
Сложившаяся структура функционального назначения территорий сохраняется на перспективу с повсеместным развитием всех опорных элементов современной организации территории, с учетом максимального использования ее природных ресурсов и особенностей и необходимости дальнейшего экономического развития инновационного типа.
Зонирование территории Калининградской области устанавливает регламентные приоритеты при осуществлении градостроительной деятельности с целью достижения экологической устойчивости, экономической эффективности развития области в целом и отдельных ее частей.
Функциональное назначение частей территории Калининградской области обеспечивает пространственно-планировочные условия для решения задач различного уровня: федерального, областного и местного. Оно учитывает в целом деление земель по категориям и отражено на картах планируемого размещения объектов регионального назначения.
В схеме приняты во внимание предложения утвержденных документов территориального планирования муниципальных образований в Калининградской области формирования границ и земель населенных пунктов и распределения земель иных категорий.
В схеме выделены:
- территории объектов инженерной и транспортной инфраструктуры;
- зоны сельскохозяйственного использования, которые занимают значительную часть территории области. Площадь сельхозугодий составляет около 810 тыс. га;
- леса Калининградской области, отнесенные к защитным лесам;
- особо охраняемые природные территории. Сохраняются и подлежат режиму охраны все территории существующих и вновь создаваемых особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), которые наряду с лесами формируют природный каркас. В систему ООПТ в Калининградской области входят также территории федерального значения: национальный парк "Куршская коса" (объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО), расположенный на землях особо охраняемых территорий;
- границы курортной зоны - существующие зоны санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, а также предлагаемые. Зона курорта определяется в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", положением о курорте федерального значения Светлогорск - Отрадное, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2000 года N 633, и положением о курорте федерального значения Зеленоградск, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2000 года N 634;
- рекреационные зоны, предусматривающие развитие различных видов учреждений отдыха, в том числе расширение специализации организаций учреждений санаторно-курортного лечения;
- Приморская функциональная рекреационная зона (ПФРЗ) европейского значения, включающая курорты федерального значения, рекреационные зоны с игорным сегментом федерального значения (Зеленоградский район), а также 24 рекреационные зоны регионального значения;
- объекты историко-культурного наследия, которые представлены памятниками архитектуры, истории, археологии. В настоящее время границы территорий объектов культурного наследия определены для памятников истории и культуры федерального и регионального значения. Все объекты культурного наследия должны подлежать безусловному сохранению, охране, использованию в соответствии с установленными законодательствами режимами, а также включению в маршруты культурно-познавательного туризма;
- зона объектов специального назначения, включающая межмуниципальное кладбище в районе поселке Цветково Гурьевского района, также к этой зоне отнесены два проектируемых крематория в городах Калининграде и Черняховске.
Наряду с развитием городской среды в границах населенных пунктов и насыщением ее необходимыми градостроительными элементами схемой предлагаются территории для градостроительного освоения за пределами городов на базе существующих сельских населенных пунктов или вблизи них. Это относится и к территориям для размещения производственных зон.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.