В 1998 году введен обязательный сбор в фонд занятости по квотированию рабочих мест для инвалидов. Банк отнес эти расходы на себестоимость, руководствуясь подпунктами "з" и "п" п.1 постановления Правительства РФ от 05.08.1992 N 552. При проведении выездной налоговой проверки налоговыми органами г. Москвы предлагается эти расходы исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль. Просим разъяснить: права ли налоговая инспекция, исключая обязательные платежи, проводимые в соответствии с установленным законодательством порядком, из расчета налоговой базы? По нашему мнению, в данном вопросе возникает противоречие: либо данные расходы являются обязательными и законными для банка и должны включаться в себестоимость, либо добровольными и в этом случае могут быть отнесены в состав затрат, направленных на благотворительность?
Согласно п.20 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490, к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, относятся суммы, причитающиеся к уплате банком в соответствующий бюджет в виде налога на имущество банка, земельного налога, транспортного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на приобретение транспортных средств и налога с владельцев транспортных средств, сбора на нужды образовательных учреждений, таможенных пошлин, а также других налогов, сборов и платежей, включаемых в соответствии с законодательством в себе- стоимость продукции (работ, услуг) или относимых на издержки.
Статьей 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 3%).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Включение различного рода отчислений (социального назначения, страховых платежей и т.п.) в себестоимость продукции (работ, услуг) регулируется законодательством Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ.
Законодательством г. Москвы устанавливается, что создание квотируемых рабочих мест осуществляется за счет средств работодателей и иных источников. Так, согласно подпункту 1 ст.4 Закона г. Москвы от 12.11.1997 N 47 "О квотировании рабочих мест" создание квотируемых рабочих мест производится за счет средств работодателей и иных источников.
Таким образом, расходы в виде обязательной платы в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении банков после уплаты налогов и других обязательных платежей.
В.Е. Мурзин,
советник налоговой службы I ранга
1 июня 2001 г.
"Налоговый вестник", N 6, июнь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1