Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6 изменено с 6 марта 2018 г. - Постановление Правительства Калининградской области от 6 марта 2018 г. N 123
Приложение N 6
к программе комплексного развития
транспортной инфраструктуры
Калининградской городской агломерации
Характеристика
существующего состояния транспортной инфраструктуры Калининградской городской агломерации
6 марта 2018 г.
Общая численность населения агломерации включает 760 тыс. человек.
В состав транспортной системы агломерации входят:
1) улично-дорожная сеть, включая улицы и проезды, составляет 1120,864 км;
2) автомобильные дороги федерального значения - 82,36 км;
3) автомобильные дороги регионального значения - 719,815 км;
4) автомобильные дороги местного значения - 318,689 км;
5) общественный транспорт;
6) сервисная составляющая транспортной инфраструктуры.
Анализ положения Калининградской городской агломерации в структуре пространственной организации субъектов Российской Федерации. Социально-экономическая характеристика Калининградской городской агломерации
Город Калининград - административный центр самого западного региона Российской Федерации, единственного субъекта Российской Федерации, полностью отделенного от остальной территории страны сотнями километров, сухопутными границами двух государств (Республики Польша, Литовской Республики) и международными морскими водами. В Российской Федерации нет другой такой территории, где столь длительное время действует режим особой экономической зоны.
Сегодня Калининград - динамично развивающийся российский город, где создан большой экономический, культурный, научный и образовательный потенциал. Калининград это 69,7% всех хозяйствующих субъектов региона, в числе которых значительное число предприятий и организаций, где есть наукоемкие производства, квалифицированные менеджеры, обладающие опытом внешнеэкономической деятельности.
Число хозяйствующих субъектов в Калининграде по состоянию на 01 января 2017 года, по данным Статистического регистра Федеральной службы государственной статистики, составило 38350 единиц (на 01 января 2016 года - 38013 единиц). Основная часть хозяйствующих субъектов является коммерческими организациями - 35034 единицы (91,4%).
Наибольшее число хозяйствующих субъектов города Калининграда сосредоточено в оптовой и розничной торговле, сфере операций бытовых услуг (34,8%), в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (19,4%), строительстве (13,2%), обрабатывающих производствах (9,6%), сфере транспорта и связи - (8,6%).
Калининград привлекателен для инвесторов. Наиболее привлекательными для инвестирования являются сферы промышленности, транспорта и связи. Наряду с привлечением российских инвестиций осуществляется приток инвестиций из-за рубежа.
Калининград расположен в приморской низменности, по берегам реки Преголи, при ее впадении в Калининградский залив. Климат Калининграда переменный от морского к умеренно-континентальному.
"Положение Калининградской городской агломерации в структуре пространственной организации субъектов Российской Федерации"
Калининград находится в 1130 км к западу от Москвы. Ближайший областной центр России - Псков находится в 800 км. При этом расстояния до многих европейских столиц сравнительно небольшие: 350 км до Варшавы и Вильнюса, 390 км до Риги, 550 км до Минска, 600 км до Берлина, 650 км до Стокгольма, 680 км до Копенгагена.
Одним из основных определяющих факторов развития города на ближайший период станет проведение в Калининграде в 2018 году игр Чемпионата мира по футболу. Для размещения объектов чемпионата выбрана площадка на острове Октябрьском, расположенная близко к историческому центру города, однако требующая дополнительных значительных затрат по инженерной подготовке. Для Калининграда, как и для других городов, принимавших у себя спортивные мероприятия мирового масштаба, становится актуальной важная планировочная задача - интеграция объектов чемпионата в систему общественных центров городского значения, однако для этой цели необходимо продумать рациональную схему транспортного обслуживания, а также функциональное зонирование территории, позволяющее по-новому развивать территорию острова Октябрьского по завершении турнира.
В селитебно-трудовом балансе города выделяются несколько "спальных" районов, в которых численность жителей значительно превышает количество рабочих мест. При этом в Центральном, Восточном и Юго-восточном планировочных районах наблюдается дефицит трудовых кадров. Планировка нуждается в большей сбалансированности селитебно-трудового баланса.
В среднесрочной перспективе Калининград должен стать крупным транспортным центром России, обеспечивающим комплексное обслуживание грузов, в первую очередь, транзитных импортно-экспортных операций. Активно будут развиваться морской и торгово-транспортный комплекс, включающий помимо транспортных отраслей также отрасли хранения и перевалки грузов, области внешней торговли и сопутствующие виды деятельности, например, упаковку и сборку. Перспективным вариантом развития транспортного узла в Калининграде является развитие авиахаба, организация коммерчески привлекательных туристических и бизнес-рейсов по Европе и России для туристов, приезжающих в Европу из Азии и Африки.
Развитие Калининграда как крупного логистического узла приведет к транспортной загруженности центра города, увеличению грузовых транспортных потоков через город. Реализация запланированных проектов в сфере транспорта и логистики приведет к увеличению нагрузки на дорожно-транспортную инфраструктуру города. Для снижения трафика по внутригородским магистралям и вывода грузовых транспортных потоков за пределы Калининграда в среднесрочной перспективе потребуется строительство обходов города Калининграда, для чего необходимо развитие окружной дороги.
Также необходимо развитие сложившейся радиально-кольцевой планировочной структуры с расширением пропускной способности и улучшением качества дорожного полотна основных радиальных магистралей и внутреннего кольца, и возможным ограничением проезда большегрузного автотранспорта по этим дорогам. Следует также рассмотреть возможность строительства развязок в местах пересечения радиальных магистралей с окружной дорогой.
Ежедневные трудовые корреспонденции к промышленным предприятиям оказывают существенное влияние на формирование фоновой нагрузки на улично-дорожную сеть.
Существенное влияние на загрузку улично-дорожной сети в г. Калининграде оказывают крупные бизнес-центры как фокусы притяжения трудовых, культурно-бытовых и деловых корреспонденций. Наибольшую плотность размещения объектов такого типа имеет Центральный район, где сосредоточены как крупные торгово-офисные центры, так и организации бытовой и социально-культурной сферы услуг, оказывающие существенное влияние на формирование пассажиропотоков.
Сложившаяся селитебно-трудовая несбалансированность, а также рост уровня автомобилизации формируют у населения повышенный спрос на передвижение между административными районами с использованием личного автотранспорта, а также у трудоспособного населения Калининградской области - на трудовые корреспонденции в областной центр. Ежедневная трудовая маятниковая миграция между городом и областью оценивается в 17 тыс. корреспонденций в сутки.
Характеристика дорожной сети Калининградской городской агломерации
Калининград представляет собой пример радиально-кольцевой планировочной структуры, что обусловило особенности транспортного каркаса города.
Автомобильные дороги местного значения составляют важнейшую часть транспортной инфраструктуры городской агломерации, обеспечивая перемещение пассажиров, товаров и услуг. Отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, удобных транспортных связей между ее отдельными звеньями в черте города, постоянный темп роста парка автотранспортных средств приводит к значительному снижению пропускной способности, к нагрузке и преждевременному износу объектов улично-дорожной сети.
В реестре муниципального имущества города Калининграда числится:
1) 823 улицы общей протяженностью 576,4 км, в том числе 446,25 км (78%) улиц с усовершенствованным покрытием;
2) 30 км подъездных дорог к садовым некоммерческим товариществам (далее - СНТ);
3) 850 км тротуаров;
4) 50 000 кв. м парковок автотранспорта, заездных карманов;
5) 100 искусственных сооружений (мостов, путепроводов, тоннелей) общей протяженностью 5,916 км, в том числе: 16 путепроводов, 65 автомобильных мостов, 1 тоннель, 18 пешеходных мостов (в том числе 10 больших), при этом 80% сооружений имеют длительные сроки эксплуатации (довоенной постройки), 38% находятся в неудовлетворительном состоянии, не отвечают нормативным требованиям.
В целом улично-дорожная сеть, выделенная в процессе функционального зонирования территории, занимает 19,9% от урбанизированной части городского округа, или почти 2149 га. Наиболее высокий процент улично-дорожной сети (29,3%) в Центральном планировочном районе, что обусловлено исторически сложившейся плотной улично-дорожной сетью и наличием широких магистральных улиц, самый низкий (12,8%) - в Юго-Восточном планировочном районе, в котором имеются значительные по площади микрорайоны, не разделенные улицами, производственные и режимные территории.
Общая протяженность улиц на территории городского округа "Город Калининград" составляет 576,4 км. Большая часть существующих магистралей не соответствует параметрам, заявленным в СП 34.13330.2012, по количеству полос движения, радиусам поворотов и т.п. В результате натурных обследований выявлено, что большинство магистральных улиц имеют только две полосы движения, протяженность магистральных улиц и дорог, имеющих более одной полосы движения в одном направлении, составляет 63,6 км, или 33% от всей протяженности магистральной сети.
Плотность магистральной улично-дорожной сети составляет в среднем по городу 1,57 км/км2, что выше минимально допустимого значения на 1,25 км/км2.
Общий уровень загрузки магистральной сети центра города доходит до 97%, что существенно превышает комфортный показатель.
Коэффициент непрямолинейности сети составляет на настоящее время 1,23 по сети в целом, что не выше рекомендуемых значений.
Оценка уровня негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения
Перечень основных факторов негативного воздействия, а также провоцирующих такое воздействие факторов при условии увеличения количества автомобильного транспорта на дорогах и развития транспортной инфраструктуры без учета экологических требований:
1) отработанные газы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) содержат около 200 компонентов, углеводородные соединения отработанных газов наряду с токсическими свойствами обладают канцерогенным действием (способствуют возникновению и развитию злокачественных новообразований), таким образом, развитие транспортной инфраструктуры без учета экологических требований существенно повышает риски увеличения смертности от раковых заболеваний среди населения;
2) отработанные газы бензинового двигателя с неправильно отрегулированным зажиганием и карбюратором содержат оксид углерода в количестве, превышающем норму в 2-3 раза, наиболее неблагоприятными режимами работы являются малые скорости и "холостой ход" двигателя, это проявляется в условиях большой загруженности на дорогах;
3) углеводороды под действием ультрафиолетового излучения Солнца вступают в реакцию с оксидами азота, в результате чего образуются новые токсичные продукты - фотооксиданты, являющиеся основой смога, к ним относятся: озон, соединения азота, угарный газ, перекиси и др., фотооксиданты биологически активны, ведут к росту легочных заболеваний у людей;
4) большую опасность представляют также свинец и его соединения, входящие в состав этиловой жидкости, которую добавляют в бензин;
5) при движении автомобилей происходит истирание дорожных покрытий и автомобильных шин, продукты износа которых смешиваются с твердыми частицами отработанных газов, к этому добавляется грязь, занесенная на проезжую часть с прилегающего к дороге почвенного слоя, в результате образуется пыль, в сухую погоду поднимающаяся над дорогой, химический состав и количество пыли зависят от материалов дорожного покрытия, экологические последствия запыленности отражаются на пассажирах транспортных средств, водителях и людях, находящихся вблизи от дороги, пыль оседает также на растительности и обитателях придорожной полосы, леса и лесопосадки вдоль дорог угнетаются, а сельскохозяйственные культуры накапливают вредные вещества, содержащиеся в пылевых выбросах и отработанных газах.
Оценка нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития дорожной сети Калининградской городской агломерации
В городе Калининграде разработана муниципальная программа городского округа "Город Калининград" "Развитие дорожно-транспортного комплекса городского округа "Город Калининград" на 2015-2019 годы", утвержденная постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 20 октября 2014 года N 1639.
Программа разработана:
1) в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 311, на основании Генерального плана муниципального образования "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 06 июля 2016 года N 225, Стратегии социально-экономического развития городского округа "Город Калининград" на период до 2035 года, утвержденной решением городского Совета депутатов Калининграда от 09 октября 2013 года N 302;
2) в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа "Город Калининград";
3) в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", реализация государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения происходит посредством разработки федеральных, региональных и местных программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.
В результате реализации программы:
1) будет снижена доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения с 21% до 12,84%;
2) маршрутный коэффициент сети транспорта общего пользования (отношение общей длины маршрутов пассажирского транспорта к общей длине дорог внутри сети) достигнет нормативного уровня в 3,5 единицы;
3) будет снижен уровень социального риска с 10,6 до 8,6 погибших в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 100 тысяч населения;
4) будет снижен уровень транспортного риска с 3,0 до 2,6 погибших в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 10 тысяч транспортных средств;
5) будет сокращено количество дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних с 5,6 до 5,2 дорожно-транспортных происшествий в расчете на 10 тысяч транспортных средств.
Основными направлениями совершенствования нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития транспортной инфраструктуры города, являются: применение экономических мер, стимулирующих инвестиции в объекты транспортной инфраструктуры; координация мероприятий и проектов строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры между органами государственной власти (по уровню вертикальной интеграции) и бизнеса; координация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общественных организаций в решении задач реализации мероприятий (инвестиционных проектов); разработка стандартов и регламентов эксплуатации и (или) использования объектов транспортной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла объектов.
Характеристика функционирования и показатели работы транспортной инфраструктуры по видам транспорта
Городской пассажирский транспорт
Калининград имеет разветвленную маршрутную сеть, охватывающую все микрорайоны города. На 01 января 2017 года в городе действовало 54 маршрута, в том числе: 32 маршрута автобусов большого класса, 14 маршрутов автобусов малого класса, 2 трамвайных и 6 троллейбусных маршрутов. Транспортные услуги населению оказывают 10 транспортных предприятий: муниципальное казенное предприятие (МКП) "Калининград-ГорТранс" и 9 предприятий частной формы собственности.
Для организации регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по маршрутам городского округа задействовано 290 автобусов большого и среднего класса, 179 автобусов малого класса, 24 трамвая и 60 троллейбусов.
В 2016 году практически полностью обновлен автобусный парк муниципального казенного предприятия "Калининград-ГорТранс". Все 130 новых автобусов имеют экологический класс ЕВРО - 5.
В 2017 году тариф в 20 руб. на перевозки пассажиров транспортом общего пользования городского округа "Город Калининград" являлся одним из самых низких в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации.
Договором об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам городского округа "Город Калининград" предусмотрена перевозка по маршрутам города льготных категорий граждан по ежемесячному социальному проездному билету стоимостью 700 рублей, пенсионеров по старости, не имеющих льгот по федеральному и региональному законодательству по ежемесячному социальному проездному билету стоимостью 300 рублей, школьников и воспитанников реабилитационных учреждений социальной сферы по билетам стоимостью 15 рублей. Бесплатно осуществляется перевозка всеми видами транспорта общего пользования участников и инвалидов Великой Отечественной войны (по проездному билету установленного образца) и Почетных граждан города Калининграда (по удостоверениям установленного образца).
В соответствии с условиями проведенного конкурсного отбора в целях повышения удобства и качества транспортного обслуживания жителей и гостей Калининграда, на весь пассажирский городской транспорт общего пользования осуществлена установка аппаратуры спутниковой радионавигационной системы GPS/ГЛОНАСС.
Составление расписания движения и контроль за его соблюдением осуществляет созданное в 2016 году муниципальное казенное учреждение "Центр организации движения и пассажирских перевозок". На его базе работает единая диспетчерская служба по контролю за работой городского пассажирского транспорта.
В бесплатном интернет-сервисе www.Go2bus.ru в полном объеме отображается информация о маршрутах и движении всех видов общественного транспорта городского округа "Город Калининград", об остановочных пунктах с расписанием и временем прибытия транспорта на остановку в режиме реального времени.
Железнодорожный транспорт
Калининградская железная дорога образована в 1992 году в границах бывшего Калининградского отделения Прибалтийской железной дороги.
В силу своего анклавного положения дорога не имеет общих границ с Российскими железными дорогами и в системе перевозок связана с железными дорогами Российской Федерации и государств СНГ через железные дороги Литовской Республики и Республики Беларусь. Перевозки осуществляются через сопредельные государства: Литовскую Республику по двум сухопутным пограничным переходам (Нестеров - Кибартай, Советск - Пагегяй) и Республику Польша по трем пограничным переходам (Мамоново - Бранево, Багратионовск - Бартошице, Железнодорожный-Скандава).
Магистраль осуществляет тесное взаимодействие с портами, обслуживая 2 морских порта (торговый и рыбный), 4 терминала по перевалке нефтепродуктов (закрытое акционерное общество "Балт нафта", общество с ограниченной ответственностью "Хаб терминал", общество с ограниченной ответственностью "Лукойл- КНТ", закрытое акционерное общество "БНК") и 2 терминала по перевалке зерновых грузов.
Основной номенклатурой грузов, перевозимых по автомобильным дорогам, являются каменный уголь, кокс, нефтепродукты, черные металлы, химические и минеральные удобрения, строительные материалы и другие.
На сегодняшний день услугами Калининградского территориального центра фирменного транспортного обслуживания пользуется порядка 500 грузоотправителей и грузополучателей и 25 экспедиторских компаний, в том числе компании, осуществляющие международные перевозки.
В целях поддержки предприятий всех отраслей промышленности, ориентированных на перевозку грузов железнодорожным транспортом, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" разработало комплекс антикризисных мер, направленных на максимальное упрощение планирования объемов перевозок грузов. Сокращены сроки согласования заявок грузоотправителей до 2 суток - в прямом железнодорожном сообщении, до 3 суток - в прямом международном сообщении со странами СНГ и Балтии, до 5 суток - в международном сообщении с третьими странами, внедрен механизм разрешения погрузки грузов с отсрочкой провозных платежей по соответствующим банковским гарантиям. Расширяются возможности электронной системы ЭТРАН в сегменте удаленного взаимодействия грузоотправителя и железной дороги, включающего возможность формирование заявок на перевозку грузов, накладной с подписанием электронно-цифровой подписью.
Станция Калининград-Северный (Северный вокзал) обслуживает поезда, соединяющие Калининград с приморскими курортами области Зеленоградск, Светлогорск и Пионерск.
От шести пассажирских платформ Южного вокзала отправляются поезда в города Российской Федерации: Москву, Санкт-Петербург, Мурманск, Анапу, Челябинск, и в страны ближнего зарубежья: Республику Украина и Республику Беларусь. К одному из перронов вокзала подходит железнодорожный путь с европейской шириной колеи, куда прибывают поезда из Республики Польша и Федеративной Республики Германия.
Кассы дальнего следования оборудованы современной системой продажи билетов "Экспресс-3", с помощью которой пассажир может приобрести билет до любого города Российской Федерации и Европы.
Единовременная расчетная вместимость вокзала - 1650 пассажиров. Общая площадь здания - 15,3 тыс. кв. метров.
Калининградской железной дорогой ежегодно перевозится более 250 тыс. пассажиров поездами дальнего следования и более 2,5 млн человек поездами пригородного сообщения.
Основные показатели калининградской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" за 2016 год:
1) эксплуатационная длина - 668 км;
2) численность сотрудников - 3 777 человек;
3) средняя заработная плата - 41 949 рублей;
4) перевезено грузов - 10,7 млн тонн;
5) перевезено пассажиров: в дальнем сообщении - 0,5 млн человек, в пригородном сообщении - 3 млн человек.
В 2014 году действует на территории городского округа "Город Калининград" новый вид транспорта - рельсобус. Это "городская электричка", которая курсирует между Южным вокзалом, Чкаловском и поселком им. А. Космодемьянского, а также доставляет жителей района "Московский" в центр города всего за 12 минут, что существенно сокращает время нахождения в пути и кроме этого положительно влияет на движение транспорта в час пик.
Морской транспорт
Калининград расположен на юго-восточной побережье Балтийского моря в устье реки Преголи. С морем порт связывает Калининградский морской канал протяженностью 23 мили. Наименьшая глубина канала 9,0 м. Объявленная проходная осадка судов составляет 8,0 м. Длина судов при этом не должна превышать 170 м.
Порт Калининград является самым западным незамерзающим портом Российской Федерации, имеющим выгодное географическое положение - не более 600 км от столиц и портов Республики Польша, Федеративной Республики Германия, Королевства Дания, Королевства Швеция, стран Балтии. Через него проходят ответвления 2 трансевропейских транспортных коридоров.
В городе Калининграде расположены причалы морского торгового, морского рыбного портов. Акватории морского торгового и рыбного портов граничат друг с другом и включают три искусственных гавани - Вольную, Индустриальную, Лесную и часть реки Преголи. По обоим берегам Вольной гавани, на северо-восточном берегу Индустриальной гавани, а также на левом берегу реки Преголи к востоку от Вольной гавани расположены причалы морского торгового порта. В Лесной гавани, на юго-западном берегу Индустриальной гавани и на левом берегу реки Преголи к югу от Лесной гавани расположены причалы рыбного порта. Проектные мощности порта Калининград представлены в таблице N 1.
Проектные мощности порта Калининград
Таблица N 1
N п/п |
Специализация стивидорных компаний порта |
Суммарная мощность, млн тонн в год |
1 |
Нефть и нефтепродукты |
14 |
2 |
Уголь и кокс |
1,2 |
3 |
Минеральные удобрения |
2 |
4 |
Зерновые и масличные культуры |
0,8 |
5 |
Паромные грузы |
3,4 |
6 |
Портово-производственные комплексы |
3,7 |
7 |
Универсальные портовые комплексы |
8 |
8 |
Контейнеры |
350 000 TEU |
9 |
Итого: |
33,1 |
На 20 километрах причальных линий порта предлагают свои услуги по перевалке различных грузов 15 стивидорных компаний, проектные возможности которых позволяют перегружать до 33 миллионов тонн в год.
Навигация в порту - круглогодичная. С начала января и до конца марта-начала апреля ведущий в порт Калининградский морской канал покрывается льдом. Однако лишь в суровые зимы для проводки судов используются ледокольные буксиры.
Развитие портового хозяйства и морского транспорта является одним из приоритетов стратегии социально-экономического развития Калининградской области. Объем переработанных грузов портом Калининграда сопоставим с объемом грузов перерабатываемых портами иностранных прибалтийских государств.
Грузопассажирский транспорт связывает порт Калининград контейнерными линиями с Санкт-Петербургом, портами Королевства Нидерландов, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Федеративной Республики Германия, Королевства Бельгии, Финляндской Республики, Королевства Дания и стран Балтии, грузопассажирскими паромными линиями с Санкт-Петербургом, железнодорожно-паромной линией с Усть-Лугой (Ленинградская область). В Калининграде открыты офисы контейнерных операторов, таких как Maersk, MSC, CMA CGM, Unifeeder паромного оператора DFDS LISCO. В порт заходят круизные суда с туристами (до 10 судозаходов в год).
Калининградский морской рыбный порт всегда был базовым для обработки рыбопромыслового флота на северо-западе Российской Федерации. Сегодня к порту приписаны около 200 судов. Порт обеспечивает буксировку и швартовку судов; погрузочно-разгрузочные операции с рыбными, мясными пакетированными, навалочными, штучными, наливными грузами, нефтью и нефтепродуктами, хранение рыбной и мясной продукции, бункеровку судов топливом в порту, полный спектр экологических услуг и водолазный осмотр судов; монтаж, наладку грузовых технологических линий, строительство складских помещений и т.д.
Территория порта составляет 114 га. Наличие относительно глубоководных, высокомеханизированных причалов позволяет порту принимать и обрабатывать различные типы промысловых и транспортных судов грузоподъемностью до 15 тыс. т.
Производственный потенциал позволяет порту обрабатывать ежегодно более 1000 российских и иностранных судов и более 25 тысяч железнодорожных вагонов.
Особенностью порта является возможность подтверждения качества продукции, с которой работают грузоперевозчики. Анализом пищевой продукции и питьевой воды занимается технологическая лаборатория химико-биологического исследования. Анализ нефтепродуктов, сточных, судовых нефтесодержащих вод осуществляет лаборатория топливно-грузового комплекса.
В 2006 году Калининградский морской рыбный порт начал перевалку контейнеров, грузы в которых поставляются для предприятий Особой экономической зоны Калининградской области. Контейнерный терминал - это главное направление для внутреннего инвестирования.
На грузовых причалах установлены 34 портальных крана грузоподъемностью от 5 до 32 тонн. Складское хозяйство включает в себя 42185 кв. м крытых (отапливаемых и неотапливаемых) и 47808 кв. м открытых складов. В порту функционируют 3 холодильника на 20 тыс. т грузов единовременного хранения. На территории рыбного порта расположены специализированные комплексы по перевалке удобрений навалом, жидких удобрений, по обработке судов типа Ро-Ро, пассажирский терминал.
Комплексы по перевалке жидких удобрений находятся на причалах 18 и 29. Они включают 8 резервуаров для жидких грузов общей емкостью 32000 т. Мощности терминала позволяют обеспечить перевалку до 2,0 млн тонн грузов в год.
Терминал по перевалке удобрений навалом действует на причале 21. Он принимает к обработке суда с осадкой не более 7,9 м, диной до 170 м и шириной до 30 м. На терминале расположен склад на 18000 тонн единовременного хранения грузов. Он разделен на три отсека, что позволяет хранить грузы разных отправителей. Перегрузочное оборудование обеспечивает погрузку судов как со склада, так и с вагонов с производительностью до 240 т/час. Мощность терминала - 700 тыс. тонн в год.
Обработка судов типа Ро-Ро осуществляется на причалах 17 и 31. На причале 25 действует пассажирский терминал. Он принимает суда на подводных крыльях и крупные морские пассажирские лайнеры.
Грузовые работы и обслуживание пассажиров на причалах рыбного порта выполняет федеральное государственное унитарное предприятие "Калининградский морской рыбный порт".
Калининградский морской торговый порт располагает 20 причалами общей длиной более 3 км. Восемнадцать из них являются грузовыми. Глубины вдоль них колеблются от 8,0 до 9,0 м. Общая длина причальной линии в порту - 3170 пог. м.
На территории порта работают производства: по фасовке минеральных удобрений, по доработке таких грузов как коксовая крошка, пиломатериалы.
Калининградский морской торговый порт совместно с взаимодействующими с ним экспедиторскими, агентскими, фрахтовыми и др. компаниями предоставляет полный комплекс услуг, связанных с транспортировкой грузов от отправителя к получателю и стоянкой судов в порту. Основными из них являются: погрузочно-разгрузочные работы, хранение грузов, экспедирование грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, включая расчеты за перевозку грузов железнодорожным транспортом непосредственно с администрацией железной дороги, логистика, буксировка/сопровождение судов для выполнения маневров на канале и в портах, швартовые операции, перевозка любых грузов автомобильным транспортом как по территории региона, так и в другие страны и т.д.
Грузовые работы в торговом порту выполняются с помощью портальных кранов грузоподъемностью от 6 до 40 тонн общим количеством около 60 единиц. Для внутрипортового перемещения грузов имеется большое количество мобильных погрузчиков грузоподъемностью от 1 до 40 тонн.
Общая площадь открытых складов торгового порта составляет 215 тыс. кв. м, площадь крытых складов - 60 тыс. кв. м. Крытые склады имеют рампы и подъездные железнодорожные пути. Один из них площадью 4 тыс. кв. м предназначен для хранения фруктов и овощей с температурным режимом от 0 до + 13 градусов.
В торговом порту может переваливаться широкая номенклатура сухих грузов: уголь, кокс, руды, металлы, ферросплавы, металлопрокат, зерно, сахар, удобрения (сухие и жидкие), контейнеры, лесные грузы, продовольственные и рефрижераторные грузы, бумага, целлюлоза. Работы по перевалке грузов на большинстве причалов выполняет закрытое акционерное общество "Морской торговый порт" - дочернее предприятие открытого акционерного общества "Морской торговый порт Калининград".
Перевалка зерновых грузов и удобрений осуществляется на специализированных терминалах.
Зерновой терминал расположен на причалах 7, 8 и 9. На каждом из них находится элеватор для хранения зерна. Общая емкость элеваторов составляет 46 тыс. тонн. Они оснащены подъемно-транспортным оборудованием производительностью 175 т/час. Одновременно могут выгружаться четыре вагона с зерном, всего за сутки может быть выгружено 50 вагонов. К одновременной погрузке могут быть приняты два судна с суточной производительностью грузовых работ до 3000 тонн зерна. Работы на зерновом терминале выполняет открытое акционерное общество "Портовый элеватор".
Терминал по перевалке удобрений навалом расположен на причале Ро-1 длиной 200 м. Его мощность - 700 тыс. удобрений в год. Терминал включает склад емкостью 13000 тонн с двумя изолированными отсеками, что позволяет хранить одновременно 2 вида удобрений. Перевалка грузов осуществляется с помощью специализированного перегрузочного оборудования, обеспечивающего погрузку судов в любую погоду с производительностью 3000-4000 тонн в сутки. Глубины у причала Ро-1 и на морском канале позволяют загрузить в судно до 19000 тонн удобрений. Далее оно может быть догружено до 25000 тонн на причале догрузки в порту Балтийск. Для этих целей используются два плавучих склада (баржи) общей вместимостью 5600 тонн. Подъездные железнодорожные пути терминала позволяют принять до 100 вагонов одновременно. Скорость их разгрузки - 6 вагонов в час. Терминал располагает оборудованием для расфасовки удобрений в биг-бэги. Работы на терминале ведет закрытое акционерное общество "Терминал ГМБ".
Терминал по перевалке жидких удобрений осуществляет перевалку грузов на причале 16. Он располагает тремя резервуарами емкостью по 3000 куб. м каждый.
Порт имеет прямой договор с открытым акционерным обществом "Российские Железные дороги" на экспедирование грузов по железной дороге, а также договоры о сотрудничестве с Литовской и Белорусской Железной дорогой. В порту работает автоматизированная система учета грузов, в том числе контейнеров.
Воздушный транспорт
В 24 километрах от Калининграда находится аэропорт Храброво. С 1989 года он имеет статус международного. Аэропорт оборудован одной взлетно-посадочной полосой с асфальтобетонным покрытием длинной 2500 метров и шириной 45 метров, а также современным радиосветотехническим оборудованием аэродрома, что обеспечивает посадку по минимуму первой категории ИКАО и позволяет принимать основные типы воздушных судов.
Разделение пассажирского терминала на 2 сектора "B" и "C" позволяет разграничить пассажиропотоки и одновременно обслуживать внутренние и международные рейсы. В аэровокзальном комплексе установлены современные кабины пограничного контроля, стойки зоны таможенного досмотра, информационные табло, банкоматы, пункт обмена валюты, терминалы для оплаты услуг, стойки туристических фирм и проката автомобилей. Для комфорта пассажиров в терминале аэровокзала расположены залы повышенной комфортности (VIP-зал и Бизнес-зал).
Аэровокзал оснащен современной четырехуровневой системой обработки багажа, способной одновременно обслуживать трансфертный багаж и багаж со стоек регистрации.
Грузовой терминал площадью более 2500 кв. м оснащен механизированным комплексом обработки грузов и досмотровой техникой. Производственные мощности терминала позволяют обрабатывать 50 тонн груза в сутки.
16 апреля 2013 года в аэропорту "Храброво" состоялась закладка капсулы по случаю начала реализации проекта по реконструкции аэропортового комплекса.
Основная цель проекта по созданию, расширению и перевооружению объектов транспортного назначения аэропорта в поселке Храброво - повышение объема и качества услуг. Проект также призван усилить безопасность, обеспечить регулярность и комфорт полетов граждан Российской Федерации и иностранных государств.
Проект направлен на повышение инвестиционной привлекательности Калининградской области, обеспечение возможности проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.
В планах:
1) развитие многофункционального коммерческого комплекса в 2015-2020 годах;
2) устранение негативного влияния инфраструктурных ограничений аэропорта на качество авиаобслуживания;
3) синхронизация развития аэровокзального комплекса с модернизацией аэродромного комплекса: взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянок самолетов, авиационной метеорологической станции, финансируемой за счет средств федерального бюджета.
По итогам 2016 года аэропорт "Храброво" обслужил 1 570 821 пассажира, что на 1,85% больше по сравнению с 2015 годом.
На внутренних воздушных линиях пассажиропоток стабильно в течение 2016 года показывал прирост. В целом по итогам 2016 года аэропортом "Храброво" на внутрироссийских направлениях было обслужено пассажиров на 8% больше, чем в 2015 году, а именно 1 508 439 человек.
В то же время пассажиропоток на международных направлениях снизился по сравнению с 2015 годом на 57,16% и составил 62 382 человека. Снижение пассажиропотока на международных направлениях аэропорта "Храброво" связано с общероссийской тенденцией переориентации на внутренний туризм, со сложной экономической ситуацией, снижением платежеспособности населения, а также с уходом иностранных авиаперевозчиков.
В конце 2015 года прекратились полеты в Киев, выполняемые авиакомпанией "МАУ", в январе 2016 года с калининградского направления ушла авиакомпания AirBerlin, кроме того, были прекращены чартерные полеты в Турцию и Египет. За прошедший 2016 год в аэропорту "Храброво" произведено 7 512 самолетовылетов, что на 6,80% меньше, чем в 2015 году.
Общий объем грузоперевозок через аэропорт "Храброво" в 2016 году увеличился на 19,37% по сравнению с прошлым годом и составил 6 571,837 тонны.
В декабре 2016 года число пассажиров на внутренних линиях снизилось на 2,23% по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года и составило 109 590 человек, на международных линиях пассажиропоток уменьшился на 39,76% - до 2 112 человек. Суммарно за декабрь 2016 года аэропорт "Храброво" обслужил 111 702 пассажира, что меньше на 3,37% показателя 2015 года.
Автомобильный транспорт
Важнейшим видом международного, внутриобластного и городского транспорта является автомобильный. В городе развита сеть автомобильных дорог с твердым покрытием, которые составляют 87,7% от общей площади улиц, проездов и набережных.
Автомобильный транспорт выполняет регулярные рейсы в города Республики Беларусь, Федеративной Республики Германия, в страны Балтии, Республики Польша, Чешской Республики и другие города Европы. Перевозка грузов на международных сообщениях осуществляется под контролем регионального представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.
Важнейшие автодороги, подходящие к городу:
1) А229 Калининград - Черняховск - литовская граница (на Минск). Часть E 28 и E 77;
2) А194 Калининград - Ладушкин - Мамоново - польская граница (на Эльблонг). Часть E 28 и E 77;
3) Калининград - Полесск - Большаково (далее в Советск);
4) Калининград - Зеленоградск (далее по Куршской косе на Ниду и Клайпеду);
5) Калининград - Переславское - Светлогорск;
6) Калининград - Приморск - Балтийск;
7) Калининград - Багратионовск - польская граница (далее в Ольштын).
Пограничные переходы для автомобильного транспорта:
1) с Литовской Республикой: Советск - Панемуне (по мосту королевы Луизы через Неман), Чернышевское - Кибартай, переход на Куршской косе: Куршская коса - Нида, Пограничный - Рамонишкяй;
2) с Республикой Польша: Багратионовск - Безледы, Мамоново - Гроново, Мамоново-2 - Гжехотки, Гусев - Голдап.
Регулярные автобусные маршруты связывают Калининград с Республикой Беларусь, Литовской Республикой, Латвийской Республикой, Эстонской Республикой, Республикой Польша и Федеративной Республикой Германия.
В Калининграде два автовокзала. Один из автовокзалов расположен на площади Калинина, рядом с железнодорожной станцией Калининград-Пассажирский и используется преимущественно для внутриобластных перевозок. Международный автовокзал расположен в конце Московского проспекта. С этого международного автовокзала отправляется более 90% регулярных международных автобусных рейсов в Литовскую Республику, Латвийскую Республику, Эстонскую Республику, Республику Польша, Федеративную Республику Германия и Республику Беларусь.
В августе 2008 года началось строительство автомагистрали "Приморское кольцо", которая свяжет Калининград с приморскими городами - Светлогорском, Пионерским, Зеленоградском, Балтийском, Светлым и международным аэропортом Храброво. Будет построена четырехрядная магистраль с максимальной скоростью движения 120 км/ч. 27 октября 2009 года состоялось открытие первого участка автострады Калининград - Зеленоградск с ответвлением в аэропорт Храброво. В ноябре 2011 года введен участок дороги, связывающий Светлогорск и Зеленоградск с ответвлением на Пионерский.
Анализ состава парка транспортных средств и уровня автомобилизации в Калининградской городской агломерации, обеспеченность парковками (парковочными местами)
Автомобилизация населения в Калининграде - одна из самых высоких в Российской Федерации, что порождает системные проблемы в части движения автотранспорта. Улично-дорожная сеть с трудом справляется с пиковыми потоками, возникновение чрезвычайных ситуаций или плохие погодные условия способны существенно ухудшить движение автотранспорта. Для города характерны узкие улицы, мелкая сетка кварталов сохранившейся исторической планировки. Среди магистралей, по данным натурных обследований, доля имеющих три и более полос движения составляет около 30%. Не решена проблема хранения транспорта, местами хранения остаются в основном улично-дорожная сеть и дворы общего пользования. Незначительная доля транспорта хранится в гаражах и на стоянках капитального типа.
На протяжении последних 10 лет рост интенсивности движения в центральной части города в среднем составил около 1,6 раза. Это свидетельствует о том, что изменения интенсивности движения происходят в соответствии с ростом автомобилизации. На протяжении последних 10 лет рост автомобилизации составлял около 5% в год. По данным Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области, общее количество автотранспортных средств, зарегистрированных на территории города, составляет 225 526 ед., распределение по категориям представлено в таблице N 2.
Количество транспортных средств (ТС), зарегистрированных в 2016 году на территории городского округа "Город Калининград"
Таблица N 2
N п/п |
Категория |
Состав ТС |
Кол-во (шт) |
1 |
А |
Мотоциклы |
3 373 |
2 |
В |
Автомобили массой не более 3,5 т и количеством мест не более 7 |
191 666 |
3 |
С |
Автомобили массой более 3,5 т |
13 969 |
4 |
D |
Автомобили для перевозки людей более 7 мест |
2 335 |
5 |
E |
Прицепы и полуприцепы |
14 183 |
6 |
|
Всего |
225 526 |
По состоянию на февраль 2017 года уровень автомобилизации следует оценить как 417 легковых автомобилей на 1000 жителей.
Наиболее актуальной для Калининграда проблемой является присутствие в городе, в том числе в его центральной части, значительных транзитных потоков, следующих через отдельные жилые районы и через весь город в широтном направлении.
Специалистами открытого акционерного общества "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры" в 2014 году при общем обследовании улично-дорожной сети города была определена емкость мест, пригодных для парковки автотранспорта, исходя из физических параметров сечения улиц, наличия или отсутствия запретов на парковку. При всей условности подсчета оценка, проведенная по такой методике, показала наличие в городе 37,3 тыс. парковочных мест в пределах улиц и дорог. Этот показатель составляет лишь 23,9% от всего количества машиномест в городе и колеблется в пределах города от 12 до 44% по различным административным районам. Сходным образом была оценена и емкость стояночного пространства в пределах дворов общего пользования, составившая 101,3 тыс. машиномест.
Общая емкость для парковочного пространства в пределах улично-дорожной сети и дворов общего пользования составляет 138,6 тыс. мест. Пропорционально примем размещение оставшегося автопарка в пределах улично-дорожной сети в количестве 16,04 тыс. автомобилей и дворов общего пользования 43,56 тыс. автомобилей.
Помимо постоянного хранения автотранспорта серьезной проблемой для города является организация гостевых парковок у объектов, предназначенных для массового посещения (торговые центры, рынки, театры, развлекательные и спортивные объекты, банки), и длительного пребывания (места приложения труда). Зачастую парковки около таких мест не организованы, характеризуются плохими условиями въезда/выезда и недостаточны по емкости.
Характеристика работы транспортных средств общего пользования, включая анализ пассажиропотока
Город Калининград обладает развитой системой общественного транспорта, главным недостатком которой является гиперцентрализация маршрутной сети, неэкологичность, неудовлетворительное состояние подвижного состава. В перевозке пассажиров преобладает автобус в ущерб существующим сетям трамвая и троллейбуса. Трамвайная сеть города, одна из старейших в Российской Федерации, находится в состоянии глубокого упадка, вызванного системным недофинансированием, старением подвижного состава, привязкой к определенным типам трамваев вследствие узкой колеи и узких габаритов вагонов. При этом конфигурация сети позволяет использовать ее в наиболее востребованных направлениях на основных магистралях города. Троллейбусная сеть сформирована на основных радиальных и вылетных магистралях и имеет потенциал для дальнейшего развития как альтернатива автобусам на наиболее загруженных направлениях. Конфигурация железнодорожной сети в черте города и трамвайных линий позволяет развивать систему городских железных дорог, интегрированную с трамвайной сетью. При этом рельсовый транспорт в городе (и железная дорога, и трамвай) имеют ряд серьезных инфраструктурных проблем, требующих значительных капиталовложений для их преодоления. Сведения о городском пассажирском транспорте представлены в таблице N 3.
Сведения о городском пассажирском транспорте
Таблица N 3
N |
Показатель |
Виды городского пассажирского транспорта |
||
Трамвай |
Троллейбус |
Автобус большого и малого класса |
||
1 |
Объем перевозок, тыс. пасс. в сут. (результаты обследования) |
19 |
46,7 |
405,91 |
2 |
Количество маршрутов |
2 |
6 |
32+14 |
3 |
Протяженность транспортной сети, км |
43,2 |
45,8 |
688 |
4 |
Количество единиц подвижного состава |
24 |
60 (+19 перспектива) |
290+179 |
Трамвайная транспортная сеть представляет собой радиальную систему, проходящую во всех административных районах города, обеспечивая связь жилых и промышленных микрорайонов с центром по мостовым переправам через реки Новая Преголя и Старая Преголя. 90% маршрутной сети два существующих трамвайных маршрута проходят по одним и тем же участкам улично-дорожной сети, за исключением конечных участков маршрута в Московском районе. В настоящее время трамвайная маршрутная сеть значительно сократилась вследствие начавшегося в 2001 году процесса закрытия трамвайных маршрутов. В настоящее время на ряде участков улично-дорожной сети полностью демонтированы трамвайные рельсы и контактная сеть.
Троллейбусная транспортная сеть соответствует радиальной схеме улично-дорожной сети, обеспечивающей перевозку пассажиров Московского, Ленинградского и Центрального районов к центру города. Троллейбусная транспортная сеть в большей степени сосредоточена в западной части города, охватывает основные городские магистрали (проспект Победы, проспект Советский проспект Ленинский, проспект Московский).
Транспортная сеть муниципальных автобусных маршрутов образует прямоугольно-радиальную систему, обеспечивающую связь периферийных районов города с центром. Радиальный характер сети связан с планировочными особенностями улично-дорожной сети города Калининграда. Основные транспортные магистрали лучеобразно расходятся из центра города Калининграда.
Транспортная сеть, по которой проходят маршруты всех видов городского пассажирского транспорта Калининграда в целом имеет прямоугольно-радиальный характер.
По результатам транспортного обследования пассажиропотоков плановый интервал движения общественного транспорта значительно отличается от фактического, что позволяет сделать вывод о том, что в результате затрудненных условий движения общественного транспорта фактическая провозная способность системы значительно ниже.
В соответствии с СП 42.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89) дальность пешеходных подходов к остановкам общественного транспорта должна быть не более 500 м, в центре города Калининграда - не более 250. Практически на всей территории города (кроме отдельных участков в зоне строительства новых жилых кварталов, например, по улице Аксакова) данное требование соблюдается.
Характеристика движения грузовых транспортных средств, оценка работы транспортных средств коммунальных и дорожных служб, состояние инфраструктуры для данных транспортных средств
В настоящее время на территории города Калининграда действует постановление главы администрации городского округа "Город Калининград" от 13 марта 2009 года N 372 "Об ограничении движения грузового транспорта в городе Калининград". Данное постановление устанавливает, что движение грузовых транспортных средств с разрешенной массой более 14,5 тонны от границ окружной дороги города Калининграда осуществляется по маршрутным картам, выдаваемым муниципальным казенным учреждением "Городское дорожное строительство и ремонт", а для предприятий, расположенных на территории города, - по установленным коридорам, согласованным с отделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Калининграду и муниципальным казенным учреждением "Городское дорожное строительство и ремонт". За 2015 год было выдано 21 014 маршрутных карт.
В результате анализа, проведенного открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры", было выявлено, что маршрутная сеть обеспечивает в полном объеме все основные объекты притяжения грузового транспорта.
Таким образом, существующая маршрутная сеть для движения грузового транспорта является достаточной.
Всего на подъезде к городу Калининграду отмечается интенсивность в размере более 22 тыс. грузовых автомобилей в сутки, при этом около 58% автомобилей (12,9 тыс. ед.) приходится на категории автотранспортных средств грузоподъемностью менее 5 тонн. Около 5,0 тыс. автомобилей (23%) приходится на автотранспортные средства грузоподъемностью от 5 до 12 тонн. Автотранспортные средства грузоподъемностью более 12 тонн составляют 19% (4,3 тыс. ед.).
Интенсивность движения автотранспортных средств различается в зависимости от направлений движения. 24% всех автотранспортных средств (5,2 тыс. автомобилей в сутки) приезжают в Калининград с севера, со стороны трассы А-217 по ул. Александра Невского. На втором месте по уровню интенсивности находится Калининградское шоссе, северо-восточное направление движения со стороны Гурьевска (5,1 тыс. автомобилей, 23%). Существенно меньшее количество грузовых автомобилей наблюдается на остальных направлениях. Интенсивность движения ТС (автомобилей в сутки) представлена в таблице N 4.
Интенсивность движения грузовых ТС (автомобилей в сутки)
Таблица N 4
N п/п |
Вид автотранспортных средств |
Балтийское шоссе |
Советский проспект |
Трасса А-217 |
Калининградское шоссе (Гурьевск) |
Трасса А-229 |
Трасса А-195 |
Трасса Р-516 |
Калининградское шоссе (Шоссейное) |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Грузовые < 5 т |
920 |
1 568 |
3 670 |
3 363 |
1 350 |
570 |
378 |
1 081 |
12900 |
2 |
Грузовые 5-12 т |
728 |
452 |
954 |
1 122 |
625 |
236 |
341 |
568 |
5 026 |
3 |
Грузовые 12-20 т |
215 |
274 |
436 |
465 |
607 |
227 |
305 |
412 |
2 941 |
4 |
Грузовые > 20 т |
169 |
94 |
159 |
119 |
360 |
103 |
128 |
182 |
1 314 |
5 |
Всего |
2 032 |
2 388 |
5 219 |
5 069 |
2 942 |
1 136 |
1 153 |
2 243 |
22182 |
6 |
Доля направления в суммарной интенсивности, % |
9% |
11% |
24% |
23% |
13% |
5% |
5% |
10% |
100% |
На территории городского округа "Город Калининград" действуют "Правила благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденные решением городского Совета депутатов города Калининграда от 20 мая 2015 года N 161 (далее - правила), устанавливающие в том числе порядок уборки территории городского округа "Город Калининград", технологию и сроки проведения работ, направленных на обеспечение надлежащего санитарного состояния территории города Калининграда, а также ответственных лиц за ненадлежащее санитарное состояние территорий.
В целях исполнения требований действующего законодательства создано муниципальное казенное учреждение "Калининградская служба заказчика", которое наделено полномочиями муниципального заказчика по организации работ по содержанию объектов, включенных в состав Казны городского округа "Город Калининград", в том числе по уборке объектов улично-дорожной сети города Калининграда.
Работы по механизированной и ручной уборке объектов улично-дорожной сети в городе Калининграде выполняются в соответствии с муниципальным контрактом, заключенным муниципальным казенным учреждением "Городское дорожное строительство и ремонт" с подрядной организацией, победившей в аукционе (в соответствии действующим законодательством). Площадь уборки в соответствии с муниципальным контрактом в зимний период составляет: механизированная - более 4,4 млн м2, ручная - более 1,5 млн м2. Работу в зимний период осуществляют 46 единиц техники. Механизированная и ручная уборка проезжей части улиц, площадей и тротуаров в летний период производится на 993 объектах общей площадью 3707,61 тыс. м2, в том числе механизированная уборка - 1559,08 тыс. м2, ручная уборка - 2148,53 тыс. м. Уборку улично-дорожной сети города Калининграда в летний период механизированным способом в среднем выполняют в дневное и ночное время от 24 до 47 единиц спецтехники, 460 - 520 уборщиков территории.
Подметание, уборка и мойка проезжей части улиц, площадей, тротуаров и внутриквартальных проездов производится в плановом порядке в соответствии с графиком уборки.
Прогноз социально-экономического и градостроительного развития Калининградской городской агломерации
В развитии города на расчетный срок генерального плана намечаются несколько основных (реперных) дат. Это 2018 год, то есть время проведения в городе Калининграде матчей чемпионата мира по футболу, 2025 год как срок реализации мероприятий первой очереди генерального плана, то есть дата плановой корректировки документа, и 2035 год как расчетный срок реализации генерального плана.
В период до 2018 года включительно в городе Калининграде планируется осуществить обширную инвестиционную программу по формированию инфраструктуры для приема игр чемпионата мира по футболу.
Местом сосредоточения наибольших усилий для городского сообщества должна стать городская среда и инфраструктура, расположенная за пределами собственно спортивной арены, поскольку сам стадион и прилегающая к нему площадка возводятся за счет федеральных и региональных субсидий. Поскольку в полном объеме довести состояние городской инфраструктуры до более высокого стандарта невозможно, предлагается выбрать места наибольшей туристической активности, связанной с чемпионатом, и заняться ими, приняв, что обновленный центр послужит ориентиром для последующего обновления городской периферии.
Границы зоны наибольшего благоприятствования можно провести от стадиона по Солнечному бульвару до площадки выставочного центра, далее по ул. Октябрьской, включая комплекс "Рыбная деревня", ул. Эпроновскую, набережную Старопрегольскую, а на правом берегу реки Преголи - всю территорию исторического центра в границах Второго вального кольца с отдельными фрагментами за их пределами - районом стадиона "Балтика", ул. Кутузова, района Верхнего озера и тому подобным.
В части развития транспортной инфраструктуры в этот же период будет реализовано строительство автодорожного моста через реку Новая Преголя в створе ул. Бакинской (ориентировочно) и комплекса Восточной эстакады до ул. Гагарина. Помимо этого, будут построены улицы в районе размещения стадиона. Для целей перевозки туристов и болельщиков и организации постоянных туристических маршрутов в это период необходимо создание инфраструктуры прогулочного водного транспорта по реке Преголе с организацией маршрутов туристических катеров от двухъярусного моста до створа будущего стадиона. Необходимо создать пристани с сопутствующей инфраструктурой около Центральной площади, Рыбной деревни, в других местах концентрации туристов.
Реализация проекта "Чемпионат мира по футболу, который в 2018 году состоится в России" естественным образом отвлечет внимание от прочих инвестиционных проектов, осуществляемых на территории городского округа "Город Калининград". Вместе с тем в этот период продолжится реализация проекта Балтийского индустриального парка, автомобильного кластера, иных инвестиционных проектов в промышленной сфере и сфере услуг.
В части жилищного строительства в этот период будут реализовываться в основном начатые уже сегодня проекты - застройка Северного жилого района, района "Восток", юго-западного района, южного района, а также отдельных менее крупных площадок.
В части развития транспортного комплекса основное внимание будет уделяться району стадиона, где будет сосредоточена большая часть улично-дорожного строительства, в части общественного транспорта планируется формирование первого этапа городской железной дороги как сети маршрутов, "рельсового автобуса", проходящих через весь город.
В период 2019-2025 годов планируется сделать упор на конвертации преимуществ города и места проведения чемпионата мира в туристический центр макрорегионального уровня и в площадку для международной культурной и деловой коммуникации.
Район, прилегающий к месту проведения чемпионата, планируется после окончания игр развивать как площадку для международных выставок и создания инфраструктуры для бизнес-контактов. Это предполагает строительство бизнес-центров, использование построенных к тому моменту гостиниц, ресторанов и кафе и т.п. Остров Октябрьский будет развиваться как центр притяжения для деловых туристов. Это потребует соответствующего изменения инфраструктуры прилегающих территорий. Планируется сформировать набережную по левому берегу Старой Преголи, где будет проведена реновация производственной и коммунально-складской зоны между ул. Дзержинского и рекой. Планируется продолжать освоение территории острова Октябрьского, насытив ее объектами жилого и общественно-делового назначения. Для обеспечения скоростной и комфортной связи с центром район острова Октябрьского будет включен в сеть городского общественного транспорта посредством трамвайной линии.
Строительство следующего этапа Восточной эстакады - от острова Октябрьского через Старую Преголю к Московскому рынку позволит начать реализацию проекта по созданию хордовой магистрали от ул. Гагарина до ул. Дзержинского.
В этот период планируется дальнейшее развитие производственного автомобильного кластера, транспортных сетей и логистики в городе Калининграде, ориентированных на дальнейшее развитие и обслуживание морского порта, судоремонта, иных отраслей. Большее развитие в городе получат те из них, которые ориентированы на внешние связи, оказание услуг, в том числе по ремонту судов, портовых услуг и тому подобное. В целом экономика города Калининграда, хотя и будет зависеть от связей с основной частью Российской Федерацией, приобретет более независимый характер, ориентированный на непроизводственные функции.
Планируется завершение освоения Северного жилого района, реализация имеющихся инвестиционных проектов, строительство жилья в различных районах города, продолжение застройки Южного жилого района. Застройка обширных площадей будет сопровождаться соответствующим культурно-бытовым строительством. В этот же период будет начата реализация программы создания центров притяжения общественной активности на периферии в противовес общегородскому центру. В первую очередь это коснётся центров новых районов - Восточного и Южного, где районные центры в настоящее время планировочно не выявлены и фактически не формируются. К местам расположения этих центров будут тяготеть и новые рабочие места, создаваемые в основном в непроизводственном секторе, так как размещение новых промышленных предприятий, как правило, основано на максимальной автоматизации производственного процесса и не требует большого числа рабочих рук. Будет реконструирована территория, прилегающая к Южному вокзалу, поскольку её потенциал как транспортно-пересадочного узла не в полной мере используется в настоящее время.
Строительство жилья на периферии увеличит нагрузку на транспортный комплекс города Калининграда. В этот период будет реализовываться политика транзитно-ориентированного развития, включающая в себя помимо прочего предоставление режима максимального благоприятствования общественному транспорту, создание перехватывающих стоянок (парковок park & ride), постепенное уменьшение количества автомобилей в городском центре. Планируется реконструкция системы меридиональных магистралей, включающей в себя виадук через железнодорожные пути станции Калининград, реконструкцию улично-дорожной сети, прилегающей к площади Победы.
Период с 2026 по 2035 год станет временем дальнейшего развития и закрепления статуса Калининграда как международного выставочного и культурного центра Балтийского региона - представителя России на Балтике.
С этой целью продолжится обширная программа реконструкции центра города Калининграда. Завершится застройка Центральной площади в соответствии с результатами международного конкурса со строительством ряда общественных зданий и воссозданием фрагментов городской среды старого Кёнигсберга. Благодаря изменению схемы организации движения и созданию системы перехватывающих парковок основная часть транспортного потока уйдет из центра, в результате чего улицы старого города станут более привлекательными и дружелюбными для пешеходов.
В этот период углубится судоремонтная и машиностроительная специализация производственного комплекса города Калининграда, продолжится освоение производственных и портовых площадок, расположенных в районе, где река Преголя впадает в Калининградский залив, произойдет реновация ряда промышленных предприятий в центре города и за его пределами, связанная с высвобождением производственных мощностей из-за перехода на новое оборудование, интенсификацией промпроизводства и т.п. Это территории, тяготеющие к берегу Старой Преголи около нового стадиона, берегам реки вдоль Портовой улицы, отдельным площадкам по городу. Сформируется транспортно-логистическая зона, примыкающая к району перспективного развития порта на левом берегу Преголи. Будет сформирован комплекс торгово-логистических объектов на территории, примыкающей к продолжению улицы Горького и объездной автодороге. Здесь будут сосредоточены крупные объекты оптовой торговли, в том числе социализированные, нацеленные на обслуживание части агломерации.
Развитие селитебных территорий сосредоточится на двух направлениях - южном и восточном - для создания естественного противовеса центральной части города. На юге жилищное строительство сосредоточится в основном на застройке микрорайонов, расположенных южнее улицы Карамзина до окружной автодороги, будут завершены проекты строительства жилья в юго-восточном секторе города. В восточном направлении будут застроены территории распланированных микрорайонов. Сформируется общественный центр районного значения в месте пересечения ул. Молодой гвардии и продолжения ул. Денисова. Территория между Люблинским шоссе и поселком Совхозное рассматривается как резерв, освоение которого начнется за пределами расчетного срока, то есть после 2035 года, либо в период после 2026 года (это необходимо будет определить при плановой корректировке генплана). Система общественных центров в основном будет развиваться за счет периферийных районов, где появятся новые объекты общественного и торгового назначения.
Прогноз транспортного спроса городского округа, объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов по видам транспорта, имеющегося на территории поселения, Калининградской городской агломерации
Существующая подвижность населения определена в размере 1474 передвижения в год на одного человека исходя из расчета, основанного в том числе на учете тесных агломерационных связей. Для того, чтобы определить перспективную подвижность при отсутствии компьютерной модели предусмотрено увеличение этого показателя на 10% на расчетный срок генерального плана (2035 года), прочие показатели взяты исходя из перспективной возрастной структуры населения и иных факторов, изменяющих свои значения на расчетный срок генплана. В результате показатель перспективной подвижности - 1621 передвижение в год на одного человека.
Количество передвижений с трудовыми целями определено исходя из количества трудящихся, числа рабочих дней, численности приезжих из пределов агломерации и коэффициента возвратности, принятого в размере 1,7, исходя из развитой структуры культурно-бытового обслуживания населения. По результатам расчета число передвижений с трудовыми целями составило 405 на одного человека в год. Аналогично исходя из общей подвижности и численности населения определено число передвижений с культурно-бытовыми целями, составившее 1216 передвижений на одного человека в год.
Для определения перспективной транспортной подвижности с трудовыми и культурно-бытовыми целями применяется коэффициент использования транспорта для трудовых поездок в среднем по сети в размере 0,75 (в настоящее время социологические опросы фиксируют коэффициент 0,87), получаемым как следствие заложенной генеральным планом политики многофункционального зонирования и смешанного использования территорий. Для культурно-бытовых целей применяется коэффициент использования транспорта 0,55 с учетом развитой структуры проектируемого культурно-бытового обслуживания. Транспортная подвижность населения с трудовыми целями составит в 2035 году 304 поездки; с культурно-бытовыми целями - 669 поездок в год на 1 жителя. Суммарное количество передвижений в средние сутки с трудовыми целями в 2035 г. составит 314,7 тыс., в том числе поездок 236,0 тыс. Суммарное количество передвижений в средние сутки с культурно-бытовыми целями на 2035 год составит 1 955,9 тыс., в том числе поездок 1 075,8 тыс. Складывая полученные выше значения, определим, что суммарное количество передвижений в 2035 году будет равно 2 270,7 тыс. в средние сутки или 828,8 млн за календарный год.
Объем пассажироперевозок массовым транспортом в г. Калининграде на расчетный срок 2035 года составит 327,7 млн чел. в год с учетом коэффициента пересадочности 1,6, принятого на основе рекомендаций учреждения "Центральный научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству Российской академии архитектуры и строительных наук, г. Москва", с переработкой с учетом формируемой на расчетный срок структуры транспортно-пересадочных узлов. Данное значение (327,7 млн чел. в год) определено с учетом коэффициента пересадочности 1,6, что соответствует общему количеству передвижений (204,8 млн) на транспорте. Таким образом, общественный транспорт в 2035 году будет обеспечивать 42,8% из 478,8 млн передвижений на транспорте.
На расчетный срок в городе предполагается сохранить все существующие виды транспорта, дополнив их новыми. Ведущую роль предлагается отдать рельсовому транспорту в комплексе с троллейбусом (до 30% общего объема).
Большой рост пассажиропотока обусловлен планируемой реализацией к 2035 году проекта по созданию интермодальной транспортной системы города с сетью транспортно-пересадочных узлов, и, как следствие, увеличением коэффициента пересадочности. Динамика пассажироперевозок общественным транспортом (1985-2035 годы) представлена в таблице N 5.
Динамика
пассажироперевозок общественным транспортом (1985-2035 годы)
Таблица N 5
N п/п |
Вид транспорта |
1985 год |
1991 год |
1998 год |
2014 год (оценка) |
2035 год (проект) |
|||||
Млн пасс. / год |
% |
Млн пасс. / год |
% |
Млн пасс. / год |
% |
Млн пасс. / год |
% |
Млн пасс. / год |
% |
||
1 |
Автобус |
56,0 |
37,6 |
98,1 |
44,3 |
122,0 |
53,1 |
244,8 |
90,4 |
153,9 |
47,8 |
2 |
Трамвай |
72,0 |
48,3 |
82,2 |
37,2 |
59,6 |
25,9 |
12,2 |
4,5 |
88,0 |
27,3 |
3 |
Троллейбус |
21,0 |
14,1 |
40,9 |
18,5 |
48,6 |
21,0 |
13,7 |
5,0 |
60,0 |
18,6 |
4 |
ГЖД |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
н/д |
н/д |
19,9 |
6,2 |
5 |
Итого |
149,0 |
100,0 |
221,2 |
100,0 |
230,2 |
100,0 |
270,7 |
100,0 |
321,8 |
100,0 |
Прогноз развития транспортной инфраструктуры по видам транспорта
В соответствии с миссией города, сформулированной в стратегии социально-экономического развития до 2035 года, "Калининград - город для комфортной жизни и работы, площадка коммуникации и взаимодействия России и стран Европы в сфере бизнеса, инновационной экономики, образования и культуры". Транспортному комплексу города в следовании этой миссии отводится одна из главных ролей.
По мере роста автомобилизации будут исчерпываться резервы пропускной способности улично-дорожной сети, которые в настоящее время позволяют осуществлять автомобильное движение.
Дальнейшая эксплуатация автомобиля как основного транспортного средства будет становиться невозможной без существенной реконструкции улично-дорожной сети, предусматривающей не только изменение контура сети, но и расширение проезжей части с существенным увеличением плотности улично-дорожной сети в балансе территорий города с современных 18-19% до 25-30%, что в исторически сформировавшемся городе чревато изменением, если не уничтожением уникальной городской среды, сформированной в Калининграде и являющейся большой ценностью для его жителей.
Вследствие этого, вариант автомобильноориентированного развития города (car-oriented development) для города Калининграда неприемлем.
Выходом из этой ситуации может послужить приоритетное развитие общественного транспорта. Этот путь апробировали многие европейские города, схожие с Калининградом по размерам, особенностям пространственной среды, в т.ч. ближайшие ганзейские соседи (Гданьск, Любек, Щецин). Благодаря крепкой планировочной основе, заложенной в довоенный период, Калининград имеет хороший потенциал для развития экологичных видов транспорта, объединенных в одну систему.
Такая европеизация транспортного комплекса города могла бы позволить снять остроту транспортных проблем, порождаемую реализуемым сегодня автомобильноориентированным сценарием развития.
Исходя из анализа сложившейся улично-дорожной сети, инфраструктуры городского транспорта, перспектив развития градообразующей базы, жилищного и культурно-бытового строительства, а также учитывая опыт передовых европейских практик, предлагается сориентировать развитие транспортного комплекса города на следующие основные принципы:
1) транзитно-ориентированное развитие (transit-oriented development) как принцип городского планирования;
2) приоритет общественного транспорта над личным в обслуживании городских перевозок;
3) экологичность и энергоэффективность транспортной системы;
4) безопасность транспортной системы (безопасное дорожное движение, антитеррористическая защищенность и т.п.).
В части реализации указанных принципов возможно говорить о ряде направлений, среди которых наиболее актуальные для Калининграда:
1) создание интермодальной системы общественного пассажирского транспорта;
2) интеграция железных дорог в систему городского транспорта;
3) мягкая дезавтомобилизация центральной части города;
4) организация эффективной системы хранения личного автотранспорта и парковок;
5) развитие немоторизованных передвижений (пешеходных, велосипедных).
Транзитно-ориентированное развитие - теория и практика современного европейского градостроительства, одним из главных принципов которого является согласованность транспортного и градостроительного планирования, фактической застройки городов, многофункциональное использование территорий, предполагающее баланс мест проживания и мест работы, максимальное использование общественного транспорта, высокая плотность и капиллярность транспортной сети, ориентация на пешеходные и велосипедные передвижения как на самые комфортные и здоровые виды передвижений, ряд других положений.
Приоритет общественного транспорта над личным обусловлен прежде всего экологичностью этого принципа, а также особенностями планировки города, наличием исторических районов, обслуживать которые только автотранспортом затруднительно для полноценного существования этих районов. Удельный вес улично-дорожной сети, занимаемой пассажиром общественного транспорта, в несколько раз меньше удельного веса такого же пассажира, следующего в салоне автомобиля. Этот фактор стимулирует развитие общественного транспорта как с целью борьбы с заторами и пробками, снижением выбросов, приходящихся на одного пассажира, так и с целью снижения удельного веса затрат городского бюджета, приходящихся на содержание улично-дорожной сети.
Создание интермодальной системы общественного транспорта предполагает два главных элемента:
1) формирование единой системы оплаты проезда, при которой пассажир платит за поездку один раз, несмотря на количество пересадок;
2) создание сети транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), позволяющих произвести быструю и комфортную пересадку с одного вида транспорта на другой, оставив при этом личный автомобиль или велосипед на перехватывающей парковке (системы park&ride, bike&ride).
Интермодальная система городского пассажирского транспорта позволяет удовлетворить потребности граждан попасть из одной точки в другую с использованием нескольких видов транспорта, что особенно актуально для Калининграда с его радиально-кольцевой планировочной структурой.
Интеграция железных дорог в систему городского транспорта позволит создать современный внеуличный вид общественного транспорта, ориентированный на скоростные сообщения между расположенными в разных частях городского округа районами, полностью исключенный из контакта с иными видами городского движения. Конфигурация сети железных дорог позволяет сформировать систему городской железной дороги (далее - ГЖД), максимально равномерно охватывающую все городские районы. Сложность представляет собой формирование центрального элемента этой системы - главного пересадочного узла на основе Северного вокзала. Вся нагрузка от линий ГЖД сходится на полуторакилометровом однопутном участке, расположенном в пределах этой станции, нуждающейся в реконструкции.
Реализация вышеприведенных принципов позволит обеспечить в городе Калининграде взаимоувязанное развитие всех видов транспорта и автодорог и координацию их совместной работы. Создание интермодальной системы городского пассажирского транспорта будет способствовать развитию города как комфортного места для проживания, снижению транспортных издержек и получению дополнительных доходов и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Учитывая то большое внимание, которое существующая стратегия социально-экономического развития города до 2035 года уделяет коммуникационному сценарию развития, необходимо ориентироваться на формирование транспортной инфраструктуры как важный элемент коммуникации и культурной адаптации для гостей из-за рубежа, приезжающих в город. Это должно выражаться как в планировании развития улично-дорожной сети, так и в развитии в городе видов общественного транспорта, популярных и заслуживших признание в Европе - городской железной дороги, трамвая и т.п., а также в информационно-коммуникативной среде, созданной на улицах, остановках и подвижном составе общественного транспорта
Прогноз развития дорожной сети Калининградской городской агломерации
Развитие улично-дорожной сети города Калининграда преследует цель обеспечения комфортных условий для быстрого передвижения по нему при помощи личного автомобиля и на общественном транспорте, доступность транспортной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Развитие улично-дорожной сети города на перспективу сопряжено с дальнейшим планировочным развитием, освоением новых территорий под застройку, реконструкцией центральных районов, трансформацией производственного комплекса города Калининграда и тому подобное. По географическому признаку мероприятия по развитию улично-дорожной сети (УДС), можно разделить на два главных направления: мероприятия по УДС центральной части города и мероприятия по УДС серединного пояса и периферии.
В целом дальнейшее развитие УДС города предполагает выполнение следующих основных мероприятий:
1) реконструкция магистральной УДС центральной части города, направленная на отвлечение от центра транзитных транспортных потоков;
2) реконструкция центрального коммуникационного узла города (района пл. Победы) в части снижения транзитного движения и упорядочивания движения общественного транспорта;
3) формирование УДС Октябрьского острова в соответствии с принятым проектом планировки для проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года;
4) создание магистрали по трассе ул. Велосипедной дороге и ее увязка с трассой просп. Московского для отведения от центральной части города транзитных потоков;
5) мероприятия в части преодоления транспортной изоляции района перспективного жилищного строительства (микрорайон "Южный") - реконструкция ул. Аллеи Смелых и строительство системы меридиональных магистралей - ул. Ген. Толстикова - ул. Киевская с выходом на виадук в створе ул. Железнодорожной;
6) формирование кольцевых и полукольцевых связей в серединном поясе города в правобережной части, и хордовых магистралей - в левобережье;
7) строительство хордовой магистрали для формирования связи строящегося стадиона на острове Октябрьском с Окружной автодорогой.
8) строительство нового автодорожного моста через р. Преголю в створе ул. Железнодорожной и ул. Ген. Буткова для улучшения связей между различными частями города и снижения нагрузки на центр;
9) строительство новых мостовых переходов через р. Преголю в нижнем течении реки для усиления меридиональных связей, организации объезда и улучшения транспортного обслуживания периферийных производственных зон.
Прогноз уровня автомобилизации, параметров дорожного движения
Расчет численности автопарка произведен на основании положений пункта 5.5.2. норм градостроительного проектирования города Калининграда. Согласно местным нормативам градостроительного проектирования, автомобилизация в городе Калининграде на период до 2035 года составит 725 авт./1000 жит., следовательно, автопарк будет составлять 725 автомобилей х 478,5 тыс. жителей = 346,9 тыс. автомобилей, то есть вырастет более чем на 50%. Состав технических средств представлен в таблице N 6.
Состав технических средств
Таблица N 6
N п/п |
Состав ТС |
Данные на 2016 г. |
Расчёт на 2035 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Всего |
225 526 |
346 912 |
2 |
То же, на 1000 жит. |
490 |
725 |
3 |
Мотоциклы |
3 373 |
5 161 |
4 |
Автомобили с массой не более 3,5 тонн и кол-вом мест не более 7 |
191 666 |
295 105 |
5 |
Автомобили с массой более 3,5 тонн |
13 969 |
21 373 |
6 |
Автомобили для перевозки людей более 7 мест |
2 335 |
3 573 |
7 |
Прицепы и полуприцепы |
14 183 |
21 700 |
Прогноз показателей безопасности дорожного движения
В целях снижения уровня дорожной аварийности необходимо выполнение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, таких как ограничение скорости движения транспорта в отдельных зонах, создание зон спокойного движения.
В комплексе с мероприятиями по обеспечению приоритетного движения общественного транспорта и созданию современного парковочного пространства необходимо создание зон комфортного и безопасного движения пешеходов и пассажирского транспорта общего пользования. В целях увеличения безопасности движения необходимо выполнить такие мероприятия как:
1) устройство пешеходных ограждений;
2) устройство внеуличных пешеходных переходов;
3) устройство регулируемых пешеходных переходов с приоритетным пропуском пешеходов;
4) совершенствование светофорного регулирования;
5) локальные мероприятия на УДС (уширения в зонах остановки общественного транспорта, устройство островков безопасности, мероприятия по снижению аварийности перекрестков, в том числе уменьшающих количество конфликтных точек).
В том случае, если все описанные выше мероприятия исчерпывают свои возможности, необходимо выполнить мероприятия по развитию УДС.
При выполнении мероприятий по безопасности дорожного движения:
1) будет снижен уровень социального риска с 8,6 до 6,0 погибших в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 100 000 населения;
2) будет снижен уровень транспортного риска с 2,6 до 1,25 погибших в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 10 000 транспортных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.