Концепция хороша, какова будет ее реализация?
VI Чрезвычайный съезд Федерального союза адвокатов России, заняв критическую позицию по отношению к проекту, отметил вместе с тем, что поддерживает его "отдельные концептуальные положения". Но "отдельное" в данном случае складывается в целое. Адвокат как единственный субъект оказания юридической помощи, защищенный абсолютной (а не относительной, как врач) профессиональной тайной и гарантиями своей независимости; право выбора организации своей работы самими адвокатами; единый орган адвокатского самоуправления в регионе, выполняющий ассоциативные функции, но не имеющий, как президиумы нынешних коллегий, административной власти над адвокатами; запрет межтерриториальных корпораций - все это и составляет концепцию законопроекта.
Так сейчас живет адвокатура во всем мире, кроме России и Белоруссии (не готов, правда, сказать за Северную Корею). Не решившись на прямое идейное отрицание демократических принципов устройства адвокатуры, Съезд, по существу, отверг их, высказавшись за сохранение нынешней организационной структуры - и коллегий, и юридических консультаций, и "прерогативы осуществлять расстановку ее (адвокатуры) кадров на местах".
Но "и-и" не получается. В концепции проекта нет места нынешней "колхозной" организации отечественной адвокатуры, при которой коллегия - не профессиональная корпорация, а гигантская территориальная или межтерриториальная юридическая фирма, состоящая в договорных отношениях с клиентами и "осуществляющая расстановку кадров на местах", то бишь распределяющая адвокатов по юридическим консультациям - единственным местам для "прописки" адвокатов, предусмотренным ныне действующим Положением об адвокатуре РСФСР.
Каковы же причины отторжения прогрессивного проекта, дарующего адвокатам действительный статус лица свободной профессии, не только руководителями коллегий - их еще можно понять: теряют свои должности, - но и теми, кого "осчастливливают", - рядовыми правозаступниками?
Опасение первое - естественная боязнь свободного плавания в конкурентной среде. Свойственна, главным образом, представителям старшего поколения.
При нынешней советской организации адвокатуры поступление в коллегию автоматически гарантирует трудоустройство: президиум обязан распределить каждого вновь принятого в одну из юридических консультаций. Новый порядок трудоустройства не гарантирует, принимать новобранца в свои ряды адвокатские товарищества не обязывает. Выбрал свободную профессию - решай сам проблему трудоустройства, доказывай в конкуренции с коллегами, что ты специалист. Но это опасение - не для нынешних членов коллегий. В проекте четко указано, что они автоматически сохраняют статус адвокатов и продолжат, если захотят, работу по тем же адресам - адвокатским бюро, в которые преобразуются юридические консультации. А вот претендентам в адвокатуру после вступления в силу нового закона придется трезво оценить свои возможности. Обратная сторона свободы - ответственность. Собственная, личная.
Опасение второе более конкретно и оправданно: уйдя из-под власти президиума (а во многих параллельных коллегиях - лично председателя, который там не демократически избранный лидер, а хозяин бизнеса, глава предприятия, работодатель), подпасть под диктат власти государственной.
Даже советское законодательство, отдав адвокатуру под государственное руководство, не решилось наделить "руководителя" полномочием лишать права заниматься адвокатской деятельностью. В проекте такое полномочие появилось: Минюст России или его региональный орган вправе самостоятельно, не обращаясь в суд, прекратить статус адвоката. За что? Да за очень многое. Например, за "неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих обязанностей перед клиентом, а также неисполнение решений адвокатской палаты", "совершение поступка, порочащего честь и достоинство или умаляющего авторитет адвоката" или - особое внимание! - "невыполнение требования об обязательном участии адвоката в уголовном судопроизводстве, а также оказании бесплатной юридической помощи в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".
Опасение третье: эта явно неконституционная норма преследует цель закабалить адвокатов - заставить ходить по струночке и работать бесплатно.
Положение об адвокатуре РСФСР обязывает адвокатов бесплатно оказывать юридическую помощь большим группам населения и по значительным категориям дел. Кроме того, адвокаты обязаны защищать по назначению органов следствия и суда. Оказание бесплатной помощи по гражданским делам никак не компенсируется. За обязательную уголовную защиту с 1993 года введена унизительная ставка.
Проект не просто наследует положение - он бесплатную юридическую помощь расширяет. Так, адвокатам вменяется бесплатно помогать всем без исключения военнослужащим, инвалидам и пенсионерам - "по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью". В числе таких "непредпринимательских вопросов" - споры о праве наследования и собственности, правах потребителя, жилье, банковских вкладах, страховании и т.п., растягивающиеся нередко не на месяцы - на годы. А вот в вопросе оплаты - туман, отсылка к порядку, который должно установить Правительство России. Само. Без консультаций с адвокатским сообществом. Что-то, конечно, установит. Но, судя по отзыву на проект, скорее всего опять выделит ничтожные, унизительные суммы.
Между тем в Конституции РФ, помимо ст.48, предусматривающей бесплатную юридическую помощь, есть еще одна статья, 37-я, запрещающая принудительный труд. Никто не должен принуждаться к бесплатной работе. Бесплатность для клиента не означает бесплатности для адвоката. И оплачивать труд адвоката в таких случаях должно государство, возлагающее на адвокатуру публичную обязанность оказывать юридическую помощь тем, кто не в состоянии ее оплатить. Как записано в "Основных положениях о роли адвокатов" (приняты Конгрессом ООН), "правительства должны обеспечить необходимое финансирование и другие ресурсы для юридической помощи бедным и другим несостоятельным людям, так как они сами не в состоянии отстаивать свои права и нуждаются в помощи адвоката".
Если государство будет выполнять свои конституционные обязанности по отношению к адвокатуре, обеспечивать ее независимость, финансировать юридическую помощь неимущим, новый закон повысит профессиональный уровень адвокатской деятельности.
Г. Резник,
председатель президиума Московской городской коллегии адвокатов
"Российская юстиция", N 8, август 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция хороша, какова будет ее реализация?
Автор
Г. Резник - председатель президиума Московской городской коллегии адвокатов
"Российская юстиция", 2001, N 8, стр.16