Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к постановлению
Главы администрации города
от 19 февраля 1996 г. N 233
Правила
работы предприятий розничной торговли на территории
г. Ростова-на-Дону
31 декабря 1996 г., 26 мая 1999 г.
С 1 июля 1998 г. продажа импортных непродовольственных товаров без информации на русском языке запрещена согласно постановления администрации города от 3 марта 1998 г. N 365
I. Общие положения
1.1. Настоящие правила работы предприятий торговли, общественного питания разработаны в соответствии с Законами Российской Федерации "О местном самоуправлении", "О защите прав потребителей", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", другими законодательными и нормативными актами РФ и определяет порядок розничной торговли на территории г. Ростова-на-Дону.
1.2. Организацию торговли в городе возглавляет Комитет по торговле, общественному питанию, бытовому обслуживанию и перерабатывающей промышленности во взаимодействии с администрациями районов.
1.3. Основной задачей предприятий торговли является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующим его товарному профилю, а также другими товарами, при наличии условий для их реализации, обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на совершение покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение правил и интересов покупателей в соответствии с Законами Российской Федерации "О защите прав потребителей" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
1.4. Товарный профиль предприятий устанавливается исходя из большей занимаемой площади соответствующей группы товаров (более 50%). Товарный профиль и специализация предприятий торговли определяются его собственником, ассортимент реализуемых продуктов питания согласовывается с районными центрами госсанэпиднадзора.
1.5. Каждое предприятие должно иметь свидетельство на право торговли определенной группой товаров, а в случае торговли товарами, облагаемыми, в соответствии с законодательством, акцизами - лицензию.
Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 26 мая 1999 г. N 1167 в пункт 1.6 настоящего приложения внесены изменения
1.6. На входной двери магазина помещается табличка или делается трафаретная надпись с информацией о режиме работы, юридическом адресе (местонахождении) его собственника. В течение всего рабочего времени двери торгового предприятия должны быть открыты для свободного доступа покупателей в торговый зал.
1.7. Торговое предприятие должно соблюдать архитектурные нормы и требования к рекламно-художественному оформлению, освещению витрин (особенно в ночное время), содержанию фасадов торгового предприятия.
1.8. Помещения торгового предприятия, прилегающая к ним территория (не менее 5 м), находящиеся в его ведении палатки, киоски и другая мелкорозничная сеть, витрины, оборудование и торговый инвентарь, а также работа предприятия должна отвечать правилам техники безопасности, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего профиля (типа), за что руководитель предприятия несет ответственность.
1.9 Режим работы муниципального предприятия торговли устанавливается по согласованию с органами местной администрации.
Любые изменения режима работы предприятия должны согласовываться с органами местной администрации.
1.10. Режим работы предприятий других форм собственности устанавливается собственником с обязательным уведомлением местной администрации. При изменении режима работы, собственник обязан за 3 дня до изменения сообщить об этом органам местной администрации.
1.11. Режим работы предприятий всех форм собственности, осуществляющих продажу алкогольной продукции, регулируется отдельными постановлениями, распоряжениями главы администрации города.
1.12. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня, кассиры прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы торгового предприятия, но покупатели, имеющие на руках кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены.
В магазинах самообслуживания, при закрытии их на обеденный перерыв, или по окончании работы, обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале.
Закрытие предприятий на санитарный день, плановый ремонт, переоборудование и т.п. согласовываются с органами местной администрации, о чем покупатели извещаются не позднее,чем за 5 дней до его закрытия специальным объявлением, в котором также указывается адрес ближайшего предприятия,торгующего аналогичным товаром.
1.13. Средства измерений, в соответствии с установленными требованиями в установленном порядке должны подвергаться обязательной проверке органами Государственной метрологической службы не реже 1 раза в год.
Положительные результаты проверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом и свидетельством о проверке на каждый прибор. Документы находятся у администрации магазина и предъявляются по первому требованию покупателей, а также лиц, уполномоченных для проверки.
1.14. В предприятиях должна быть представлена информация для покупателей в соответствии с Законом "О защите прав потребителей", а также о внеочредном обслуживании отдельных категорий граждан.
В предприятиях на доступном для покупателей месте должна находиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная заверенная подписью и печатью руководителя администрации района, на чьей территории данное предприятие находится, которая ежегодно проходит перерегистрацию.
Работники магазина не должны чинить каких-либо препятствий покупателям, желающим сделать запись в книге, для чего им создаются необходимые условия.
II. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
2.1. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятии торговли должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика, посредника (продавца), а также другими необходимыми документами.
Приемка пищевых продуктов должна сопровождаться документом предприятия-изготовителя, подтверждающим качество и безопасность продукции для здоровья человека, со ссылкой на дату и номер гигиенического сертификата.
2.2. Принятые предприятием в установленном порядке товары приходуются в день их поступления по фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества), в текстовой части товарного отчета по итогам прихода, делается запись о поступлении товара, с указанием поставщика, посредника (продавца), общей стоимости товара в отпускных (оптовых) или закупочных ценах, а также причины невозможности оприходования.
2.3. При хранении товаров на складах, в подсобных помещениях, размещении и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети, работники предприятия обязаны соблюдать принципы товарного соседства,санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности. Режим хранения товаров (температура), влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать стандартам и требованиям, предъявляемым к условиям хранения товаров, содержащихся в нормативно-технических документах, и не допускать снижения качества товаров.
2.4. Товар перед поступлением в торговый зал должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мопеды, мотоциклы и другие изделия из металла собраны, очищены от смазки, продовольственные товары зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.д., бутылки и консервные банки протерты).
III. Продажа товаров
О перечне социально-значимых продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости см. распоряжение Комитета по торговле г.Ростова-на-Дону от 16 апреля 1996 г. N 6
О порядке реализации пиротехнических изделий развлекательного характера см. постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 3 декабря 1997 г. N 2260
3.1. Торговое предприятие обязано иметь утвержденный минимальный ассортиментный перечень товаров,согласованный с районной администрацией и центром Госсанэпиднадзора района, на территории которого оно расположено, действующие правила работы предприятия, санитарные и ветеринарные правила и другую необходимую нормативно-техническую документацию, и соблюдать установленные в них требования.
3.2. Продажа товаров в торговом предприятии должна проводиться всем гражданам на общих основаниях. Предприятие должно обеспечивать льготами, предоставленными законодательством и Администрацией г.Ростова-на-Дону, отдельные категории населения, а также организацию специальных видов торгового обслуживания по решению органов местной администрации.
Постановлением Главы администрации г. Ростова-на-Дону от 31 декабря 1996 г. N 2120 пункт 3.3 настоящего приложения изложен в новой редакции
3.3. Запрещается:
- продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделии и игральных карт;
- продажа пиротехнических изделий лицам в нетрезвом состоянии, а также детям до 16 лет.
3.4. К моменту открытия торговое предприятие должно быть подготовлено к работе: в торговом зале обеспечена выкладка товаров в полном ассортименте, имеющемся в магазине,поддерживаемом в течение всего рабочего дня; подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы; контрольно-кассовые машины; товары снабжены правильно оформленными ценниками (наименование товара, его сорт, цена за вес единицу товара, подпись материально-ответственного лица, дата оформления ценника, наименование предприятия).
3.5. Гастрономические товары, яйцо, мясо, птица, рыба, сельди, сыпучие, метражные и другие товары, не имеющие фабричной упаковки,обязательно должны отпускаться покупателю в упакованном виде (бумаге, бумажных пакетах, пергаменте), стоимость за которые с покупателя не взыскивается. По желанию покупателя товар может быть отпущен в целлофановой или полиэтиленовой упаковке, стоимость которой оплачивается им дополнительно.
Продавцы обязаны бесплатно нарезать отпускаемые гастрономические товары по просьбе покупателя.
Магазины, реализующие живую рыбу, должны быть оснащены аквариумом. Срок реализации живой рыбы установлен. Без воды живая рыба должна находиться не более 10-15 минут. Снулая рыба реализуется по ценам, сформированным, как на прочую продукцию, в теплое время года не более 24 часов, холодное - не более 48 часов.
3.6. Перефасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в чистую тару покупателей по весу или с применением стандартной меры емкости. При взвешивании не допускается отлив жидких продуктов из тары покупателя в тару магазина.
3.7. В магазине самообслуживания товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются с учетом свойств товаров и спроса покупателей в специально выделенном и оборудованном для этой цели помещении, и в зависимости от свойств товаров, упаковываются в полиэтиленовую или целофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, сетчатую тару, пакеты, коробки и т.д.
На упаковке фасуемых в магазине товаров или вкладных ярлыках, изготовленных типографским способом, указываются наименование и сорт товара, его вес нетто, стоимость (с упаковкой), дата фасовки, номер фасовщика.
3.8. Капуста кочанная свежая, арбузы, дыни, тыква, кабачки, ананасы и другие аналогичные товары перед продажей взвешиваются и расцениваются. При этом их стоимость указывается на самом товаре или прикрепленном к нему ярлыке цен (ценнике).
3.9. Не допускается реализация хлебной продукции лицами, осуществляющими прием денег от покупателей.
3.10. В торговом зале магазина (отделе) самообслуживания товары должны быть размещены на стационарном оборудовании, поддонах, в проволочных корзинах, пластмассовых ящиках и другой таре и таре - оборудовании.
3.11. Ценники на товары закрепляются в ценникодержателях, вмонтированных в оборудование или установленных на специальных стойках. В тех случаях, когда наименование товара, вес и сорт указаны на упаковке, могут применяться ценники, указывающие только стоимость единицы товара.
3.12. При продаже товаров по методу самообслуживания в магазинах (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только в инвентарные корзины и тележки,которые покупатель обязан взять при входе в зал самообслуживания.
3.13. Работникам магазина (отдела) самообслуживания не разрешается требовать от покупателей, при входе в торговый зал, приобретенных в других магазинах товаров, ставить на них штампы или делать другие отметки, а также обязывать их оставлять личные вещи. При желании покупателя оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, рюкзак, портфель, чемодан и т.п. магазин обязан обеспечить их сохранность.
3.14. Продажа товаров (оружие, боеприпасы, комиссионные товары и др.) должна осуществляться в соответствии с утвержденными особыми правилами, а также требованиями настоящих Правил.
Постановлением Главы администрации г. Ростова-на-Дону от 31 декабря 1996 г. N 2120 в пункт 3.15 настоящего приложения внесены изменения
3.15. На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предприятие торговли должно иметь сертификаты установленной формы, выданные уполномоченными на то органами, удостоверяющими качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей.
Реализация импортных товаров должна сопровождаться информацией на русском языке об изготовителе, качестве и правилах безопасного применения.
3.16. Категорически запрещается продажа товаров с истекшими сроками реализации. Руководитель предприятия несет ответственность за качество реализуемых товаров и соблюдение сроков их реализации.
3.17. Товары, на которые органами местной администрации установлены нормы отпуска, продаются с соблюдением этих норм.
3.18. При комплектовании подарочных наборов квалифицированными специалистами торгового предприятия учитываются эстетические требования, характер и назначение основного подарка и соответствующих ему предметов (мужская сорочка и галстук; дамская сумочка и перчатки; брошь, кольцо и серьги; авторучка и записная книжка и т.д.).
3.19. При отсутствии в этих магазинах в отдельной продаже товаров, входящих в наборы, по просьбе покупателей, такие наборы должны быть раскомплектованы ( кроме наборов фабричного изготовления).
3.20. Запрещается обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением других.
3.21. Запрещается продажа товаров из подсобных и складских помещений, а также до начала и по окончании установленных часов работы магазина.
3.22. В торговом зале продовольственных магазинов,на доступном для покупателей месте, должны быть установлены контрольные весы, контрольные мерные кружки, мензурки, овоскоп; в предприятиях, торгующих тканями - контрольные метры.
Покупатель имеет право проверить правильность цены, веса, и меры отпущенных ему товаров, а также сроки хранения продовольственных товаров и наличие сертификата. Администрация предприятия обязана создавать для этого необходимые условия.
3.23. Непродовольственные товары, отобранные покупателем, могут храниться на контроле (с обязательной отметкой в товарном чеке о времени их выписки) не более 1 часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до 2 часов.
Покупателю должна быть предоставлена возможность оставлять на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок до 3 суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.
3.24. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности, либо особенностей местонахождения, могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденным Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745.
Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятия торговли в установленном порядке.
3.25. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:
- кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;
- печатает чек на контрольно-кассовой машине, на котором указываются наименование предприятия, номер кассового аппарата, дата, цена покупки;
- объявляет покупателю общую стоимость покупок;
- называет сумму причитающейся сдачи и выдает ее вместе с чеком;
- после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
3.26. Запрещается закрытие касс в рабочее время для подсчета выручки при наличии очередей.
При поступлении от покупателя претензии по расчетам, кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.
Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке, по разрешению администрации магазина.
3.27. При продаже товаров покупателю в обязательном порядке выдается кассовый (товарный) чек. При продаже технически сложных товаров в паспорте на изделие проставляются наименование магазина, дата продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
3.28. Расчеты за все товары, приобретаемые в магазинах самообслуживания, производятся только в едином узле расчета. Покупателю при расчете, в обязательном порядке, вручается кассовый чек, подтверждающий покупку товара в данном магазине, который должен сохраняться покупателем до выхода из магазина.
3.29. Работникам магазина запрещается применять двойной контроль при выходе покупателей (проверку правильности оплаты покупки), а также их личные сумки, портфели и т.п.
3.30. Обмен приобретенных в розничной торговой сети непродовольственных товаров и возврат уплаченных за них денег, производятся в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" .
3.31. Покупатель обязан возместить торговому предприятию стоимость товара, имущества, поврежденного или уничтоженного по его вине.
IV. Требования, предъявляемые к продавцам
4.1. В торговом зале продавцы должны находиться в одежде, соответствующей рабочей обстановке и отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям.
4.2. Продавец обязан следить за наличием товаров в продаже в торговом зале, согласно ассортиментному перечню, своевременно пополнять запасы товаров, не допускать образования очередей.
При осмотре и выборе покупателями товаров, продавец должен быть терпеливым, внимательным, предупредительным, вежливо и корректно относиться к покупателям.
При вручении покупки, следует поблагодарить покупателя. Взвешивание и отмеривание товара за прилавком должны вестись таким образом, чтобы покупатель мог видеть правильность этих операций.
4.3. Работникам магазина запрещается на рабочих местах прием пищи, курение, для этого выделяется отдельное помещение или место. Покупателям также запрещается курить в торговом зале магазина.
4.4. Продавец, осуществляющий продовольственную торговлю, обязан знать порядок работы торгового предприятия; правила торговли товарами данной группы, правила подготовки товаров к продаже; приемы показа и упаковки товаров; принципы размещения, выкладки товаров и оформления витрин; правила хранения товаров и сроки их реализации; правила взвешивания товаров, установки, регулировки, проверки весов и ухода за ними; сроки клеймений мер, весов, гирь; правила работы кассовой машины и ухода за ней; виды торгового оборудования, инвентаря, инструментов и правила пользования ими; признаки платежеспособности государственных денежных знаков; установленный порядок приема и сдачи денег; правила обращения с тарой; правила санитарии и гигиены; правила техники безопасности и противопожарные мероприятия.
Продавец скоропортящихся товаров должен знать также правила пользования холодильным оборудованием.
4.5. Продавец непродовольственных товаров обязан осуществлять предложение и показ товаров, помощь в выборе товаров и консультирование покупателей о назначении, свойствах, качестве товаров, правилах ухода за ними, ценах; предложение взаимозаменяемых товаров, новых и сопутствующих товаров; проверку, отмеривание, отрез, взвешивание, демонстрацию товаров в действии и т.д.; подсчет стоимости покупки, выписку (печатание) чека, получение денег; оформление паспорта на товар, имеющий гарантийные сроки пользования; упаковку товаров, выдачу покупки или передачу ее на контроль, обмен товаров.
4.6. Продавец обязан производить полную предпродажную подготовку товара (проверку наименования, количества, комплектности, сортности, цены и соответствия маркировки, фабричных ярлыков и пломб; распаковку и осмотр внешнего вида изделий, переборку, протирку, очистку, сборку, комплектование, проверку эксплуатационных свойств, подутюживание и т.д.; производить продажу товаров только при наличии правильно оформленных ярлыков цен или ценников на товары; размещать и выкладывать товары по группам, видам и сортам с учетом товарного соседства, частоты спроса и удобства работы; сообщать администрации о случаях обнаружения товаров, несоответствующих маркировке).
4.7. Продавец обязан знать ассортимент, классификацию, характеристику, назначение товаров данной группы, способы пользования и ухода за ними; правила расшифровки артикула и маркировки, розничные цены; приемы подбора, примерки, отмеривания, отреза, комплектации товаров; шкалы размеров изделий и правила их определения; основные виды сырья и материалов, идущих на изготовление товаров, и способы их распознавания; основные требования к качеству товаров; виды брака; гарантийные сроки пользования товарами.
4.8. Руководитель предприятия обязан обеспечить уровень подготовленности персонала и знание ими настоящих правил.
V. Контроль за соблюдением настоящих правил
О порядке проведения проверок предприятий торговли см. методические рекомендации, утв. постановлением администрации города от 12 октября 1994 г. N 1402 и Положение о порядке организации комплексного контроля в сфере торговли и общественного питания, утв. постановлением администрации города от 20 февраля 1996 г. N 240
5.1. Контроль за работой предприятий осуществляется органами и службами, имеющими на это право, в соответствии с законами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Главы администрации Ростова-на-Дону в пределах своей компетенции.
К проверкам соблюдения настоящих Правил могут привлекаться специалисты, а также представители общественных организаций по защите прав потребителей.
5.2. Работники контролирующих органов проводят проверки предприятий по предъявлению служебного удостоверения, а для внештатных сотрудников - надлежаще оформленных документов (скрепленных подписью ответственного лица и печатью организации), с указанием срока полномочий на право проверки предприятия.
5.3. В торговом предприятии ведется санитарный и контрольный журналы. Форму контрольного журнала устанавливает администрация района, в который проверяющими вносится запись о результатах проверки. Журнал прошнуровывается и скрепляется печатью администрации района.
5.4. Администрация предприятия обязана оказывать содействие проверяющим лицам в проведении проверки и принимать меры к устранению недостатков и нарушений. О принятых мерах администрация магазина делает отметку в контрольном журнале.
5.5. За невыполнение и нарушение настоящих правил работниками предприятия, контролирующие органы вправе применить (в пределах своей компетенции) меры воздействия или поставить перед соответствующими органами вопрос об административной или уголовной ответственности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации г. Ростова-на-Дону от 19 февраля 1996 г. N 233 "Об утверждении правил работы предприятий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.