Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть I. Концепция и основные направления демонополизации экономики
и развития конкуренции на товарных рынках Ростовской области
на 1996-1997 годы
Введение
"Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ростовской области на 1996 - 1997 годы" (в дальнейшем - Программа) разработана на основе "Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Фе- дерации (основные направления и первоочередные меры)" и в соответствии с требованиями:
Постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.94 г. N 191;
Приказа Председателя Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 5 апреля 1994 года N 38 "О выполнении Постановления Правительства РФ от 09.03.94 г. N 191";
Закона РФ "О конкуренции и ограничениях монополистической деятельности на товарных рынках", а также изменениями и дополнениями, внесенными в текст вышеуказанного Закона;
действующего законодательства о собственности, приватизации, предпринимательской деятельности и других смежных направлений нормативно-правового регулирования.
Программа: является неотъемлемой частью социально-экономического развития региона, определяет место и роль процессов демонополизации и развития конкуренции в системе экономических реформ и основных программ социально-экономического развития области;
устанавливает цели и приоритетные направления демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках области;
направлена на решение актуальных социально-экономических проблем региона и России;
учитывает ограниченность государственных бюджетных ресурсов и требования к повышению ответственности за решение региональных задач;
определяет в качестве общего приоритета направление формирования конкурентной среды;
призвана объединить усилия администрации Ростовской области, Ростовского антимонопольного управления, Комитета по управлению государственным имуществом, администраций городов и районов, других государственных структур в решении задач социально-экономического развития региона.
Программа разработана в двух частях
Часть первая: "Концепция и основные направления демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ростовской области"
Включает формулировку целей и задач, обоснование роли и места Программы в системе экономических реформ и социально-экономическом развитии региона; основные направления и мероприятия по развитию конкурентной среды; анализ экономической ситуации в регионе.
Часть вторая: "План мероприятий по демонополизации экономики и развитию конкуренции на товарных рынках в 1996 - 1997 годах"
Включает практические меры и организационные мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на товарных рынках в соответствии с приоритетными направлениями, принципами преемственности проводимых работ и их согласованности с программами социально-экономического развития региона.
I. Общие положения
1.1. Цели и задачи Программы
Становление эффективной рыночной экономики предполагает создание необходимых условий для конкурентных отношений. Поэтому проведение твердой и последовательной антимонопольной политики является важнейшим индикатором эффективности осуществления экономических реформ.
Областная Программа демонополизации экономики направлена на изменение монопольной структуры рынков и создание условий для вхождения на рынки новых товаропроизводителей (поставщиков), развития конкурирующих производств.
Основной целью региональной Программы является повышение эффективности производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.
Главной задачей демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ростовской области на 1996 - 1997 годы является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции по приоритетным группам товаров (работ, услуг).
В настоящее время не все рынки области монополизированы в равной мере, не все товарные группы имеют равную важность (полезность) для потребителя. Поэтому задача демонополизации решается на основе обоснованного выбора и реализации приоритетов демонополизации.
Реализация главной задачи предусматривает:
1.1.1. Изменение структуры региональных рынков по выделенным приоритетным товарным рынкам.
1.1.2. Снижение концентрации производства.
1.1.3. Формирование в процессе приватизации предприятий различных форм собственности.
1.1.4. Разукрупнение ассоциаций, объединений, препятствующих развитию конкуренции на товарном рынке.
1.1.5. Определение перечня естественных монополий и контроль за их деятельностью.
1.1.6. Снижение или ликвидацию экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов.
1.1.7. Создание системы гласного информационного обеспечения регионального рынка с обеспечением равного доступа потребителей, производителей, конкурентов к информации о товарных рынках.
Процессы демонополизации тесно связаны с решением актуальных проблем экономики области через развитие конкурентной среды, структурные преобразования и повышение эффективности производства.
1.2. Принципы демонополизации
Программа предусматривает подчинение процессов демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ростовской области следующим основным принципам (требованиям):
1.2.1. Направленность процессов демонополизации на решение актуальных проблем населения и экономики региона через развитие конкурентной среды, защиту прав потребителей, структурные преобразования и повышение эффективности экономики.
1.2.2. Соответствие мер демонополизации целям и задачам экономических реформ России.
1.2.3. Системность решения задач и согласованность мер демонополизации в зависимости от особенностей объектов и сложившихся условий.
1.2.4. Увязывание решения проблем Федерального и регионального уровней.
1.2.5. Дифференцированность направлений и мер демонополизации в зависимости от особенностей объектов и сложившихся условий.
1.2.6. Гласность проводимых работ и результатов демонополизации экономики Ростовской области.
II. Место и роль программы в системе экономических реформ
и социально-экономическом развитии региона
2.1. Основные причины и особенности монополизма в переходный период
Монополизм - естественное явление в любой экономической системе, являющееся следствием стремления хозяйствующих субъектов к усилению рыночной власти с целью получения максимальной выгоды от своей деятельности. В период перехода к рыночной экономике его причины и характер обусловлены как основными чертами дорыночной экономики, так и особенностями самого переходного периода.
Основные причины современного монополизма в отечественной экономике, связанные с особенностями ее дорыночного периода, обусловлены:
2.1.1. Высокой концентрацией отечественного производства вследствие проведения долгосрочной политики специализации предприятий по товарам (услугам) определенного вида; стремлением в экономии на масштабах производства, чаще всего неоптимальных.
2.1.2. Жесткой кооперацией производства на бывшем экономическом пространстве СССР, что при разрыве технологических связей усиливает монопольное положение поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий.
2.1.3. Сложившейся дефицитностью товарных рынков и низкой конкурентоспособностью отечественных товаров вследствие недостаточной эффективности народного хозяйства в условиях командно-административной системы.
2.1.4. Неконвертируемостью рубля и высокими организационно-экономическими и внешнеторговыми барьерами для входа на российские рынки.
Новые проявления тенденций к монополизму и его особенности проявляются в:
- стремлении органов управления реорганизуемых объединений к сохранению их целостности и влияния, образовании новых объединений (ассоциаций, концернов, холдингов), слиянии банковского и промышленного капиталов при отсутствии запретительных норм на участие банков в операциях с ценными бумагами в качестве инвестиционных институтов;
- сдерживании процессов развития предпринимательства из-за отсутствия стартового капитала и низкого уровня личных накоплений у большинства населения, в значительной мере обесцененных инфляцией;
- неадекватности налоговой и финансово-кредитной политики к требованиям условий развития предпринимательства и конкуренции;
- отсутствии экономических стимулов для межотраслевого перелива капиталов.
Приведенные причины и особенности монополизма в экономике обуславливают отсутствие ощутимых тенденций к саморазвитию конкуренции на товарных рынках.
Контроль рынков отдельными хозяйствующими субъектами или их группами приводит к потере стимулов к повышению объемов и качества производства товаров и услуг, снижению издержек производства, что в конечном итоге порождает технологический застой, дефицит и монопольно высокие цены.
Эти обстоятельства требуют серьезного государственного регулирования процессов развития конкуренции и предпринимательства, защиты потребителей и всей конкурентной среды от экспансии хозяйствующих субъектов, обладающих достаточной рыночной силой.
Важнейшим направлением государственного регулирования этих процессов является разработка и реализация разумной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках товаров (услуг). Сущность такой политики определяется включением конкуренции как рыночного механизма регулирования экономики в систему стимулов и экономических рычагов развития производства и общества.
Демонополизация экономики в сложившихся условиях переходного периода - проблема, не имеющая по масштабам и сложности прецедентов в мировой практике. Для ее решения требуется разработка и реализация научно обоснованных программ демонополизации, включающих правовое, методическое, информационное, организационное и финансовое обеспечение.
Основная направленность Программы демонополизации - развитие конкуренции на товарных рынках в интересах решения актуальных проблем населения и экономики области путем:
- разукрупнения монопольных хозяйствующих структур;
- создания параллельно действующих хозяйствующих субъектов;
- снижения рыночной власти хозяйствующих субъектов за счет увеличения количества поставщиков (включая ввоз аналогичной или взаимозаменяемой продукции, развитие или перепрофилирование отдельных производств) и устранения недобросовестной конкуренции.
III. Анализ экономической ситуации в регионе
3.1. Краткая экономическая характеристика региона
3.1.1. Географические и природные условия региона.
Ростовская область расположена на Юго-Западе Российской Федерации и занимает территорию площадью 100,8 тыс. кв. км.
В состав Ростовской области входят:
- 43 сельских района,
- 23 города,
- 25 поселков городского типа.
Среди других крупных территориальных образований Российской Федерации область выделяется высоким производственным, ресурсным и финансовым потенциалом.
Ростовская область является военно-политическим центром на юге России. В регионе сосредоточено значительное количество предприятий оборонного комплекса.
В г. Ростове-на-Дону находится штаб Северо-Кавказского- военного округа, отдельный контрольно-пропускной пункт погранвойск России, Северо-Кавказское управление внутренних дел на транспорте, Волго-Донская транспортная прокуратура и т. д.
Придавая важное значение Северо-Кавказскому региону и учитывая экономико-географическое положение области, на территории г. Ростова-на-Дону созданы и функционируют Северо-Кавказская окружная инспекция Контрольного управления Президента РФ и Северо-Кавказское таможенное управление, осуществляющие свои функции в Краснодарском, Ставропольском краях и субъектах РФ на Северном Кавказе.
Ростовская область, в отличие от других регионов Северного Кавказа, имеет наиболее развитую всю транспортную инфраструктуру: железнодорожный, автомобильный, речной, авиационный транспорт.
Область расположена на пересечении важнейших транспортных линий. Водно-речные линии связывают Ростовский речной порт с 16 государствами Средиземноморского, Черноморского, Балтийского и Каспийского бассейнов.
Железнодорожные перевозки в область осуществляются тремя отделениями Северо-Кавказской железной дороги: Ростовским, Сальским, Лиховским. Эксплуатационная длина железных дорог - 1890 км. Кроме того, грузовые перевозки осуществляются воздушным и автомобильным транспортом. Протяженность автомобильных дорог в области с твердым покрытием - 18,5 тыс. км.
Центр области - г. Ростов-на-Дону, с населением свыше 1 млн. человек, один из самых мощных транспортных узлов России, СНГ и Европы: притягивает к себе 6 магистральных железнодорожных линий, 7 федеральных автомобильных дорог, водотранспортный путь по реке Дон из Азовского моря внутрь России. Ростовский аэропорт связан постоянными авиалиниями более чем с 90 городами России и Ближнего зарубежья.
Ежегодный грузооборот всех видов транспорта составляет 27090 млн. тонно-километров, пассажирский оборот - 11687 млн. пассажиро-километров.
Ближайшее окружение области представлено высокоразвитыми в экономическом отношении регионами: Донбассом на западе, Центральной частью Европейской России на севере, Поволжским регионом на востоке и Кавказским на юге.
В радиусе 1 - 1,5 тыс, км от границ Ростовской области размещены крупнейшие в стране угольные, нефтяные, газовые, металлургические, машиностроительные, химические, агропромышленные районы и центры, обмен готовой продукцией которых осуществляется, в значительной степени, через территорию Ростовской области. Через Ростовскую область проходит 9/10 пассажиро-перевозок и 4/5 грузоперевозок Кавказского региона.
На территории области протекает одна из крупнейших рек Европы - Дон (2 тыс. км), расположено Цимлянское водохранилище (объем 24 млрд. куб. м). Судоходны основные притоки Дона - Северский Донец и Маныч. Озера занимают лишь 0,4% территории области.
Почвенные ресурсы - главное богатство Донского края. В общей структуре земель черноземы занимают 64,2% при толщине слоя 1,5 метра.
Минеральное сырье включает группу топливно-энергетических ресурсов (каменные угли Восточного Донбасса, среди сортов которого выделяется антрацит - самый лучший в мире по калорийности уголь, природный газ и нефть) и сырье для производства строительных материалов.
Угледобывающая промышленность занимает 2-е место в России по добыче каменного угля высокого качества, который вывозится в другие районы России для производства кокса (Липецк, Урал), для удовлетворения потребностей тепловых электростанций Поволжья и Центра, коммунально-бытового потребления Северного Кавказа.
Добыча угля составляет 20,1 млн. тонн в год, газа - 324,3 млн. куб. м в год; поставки автомобильного бензина составляют 251,3 тыс. тонн в год, дизельного топлива - 205,1 тыс. тонн.
По территории области проходят свыше 10 нефтепроводов и газопроводов.
Ростовская область - крупнейший центр науки на Юге России: 84 тысячи молодых людей обучаются в 18 вузах области, 65 тысяч человек получили образование в 73 средних специальных учебных заведениях. В области действуют свыше 60 НИИ и проектных институтов, 2 филиала Российской академии наук, Северо-Кавказский научный центр Высшей школы, Северо-Кавказская академическая ассоциация. Обучением студентов в вузах области занимается основной штатный персонал в количестве 7,6 тыс, чел., среди которых 7% составляют доктора наук, 50% - кандидаты наук, 7% профессора и 39% - доценты.
Население области на начало 1994 года составило 4401,3 тыс. человек, из них 2994,3 - жители городов и поселков городского типа и 1487,0 тыс. - жители сельских населенных пунктов.
В экономике области преобладает промышленность при высокоразвитом сельском хозяйстве, транспорте и сфере обслуживания. Промышленность и сельское хозяйство имеют приблизительно равные доли (по 32-35%) в объеме производства области. В остальном отраслевая структура представлена строительным комплексом (10%), транспортно-коммуникационным (5 - 6%), торговлей (5% по объему чистой продукции в структуре хозяйства).
3.1.2. Структурные преобразования в экономике
В 1995 году в области продолжался процесс преобразования государственной формы собственности путем приватизации. В январе - июле 1995 года подали заявки на приватизацию 178 предприятий, 87,6% которых относятся к муниципальной собственности, 9% - к федеральной, 3,4% - к государственной собственности Ростовской области.
За указанный период с учетом предприятий, подавших заявки в прошлом году, подготовлено 177 комплектов дел на приватизацию предприятий и передано Фондам имущества области, стоимость выкупаемого имущества которых составила по актам оценки 9862,6 млн. руб. Из этого количества 73 составили прибыльные предприятия (41%). За 7 месяцев 1995 года реализовано имущество 240 предприятий, из них свыше 90% составляют небольшие предприятия, численностью до 200 человек. Около 70% этих предприятий относятся к сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Результаты приватизации в январе - июле 1995 г. характеризуются
следующими данными:
------------------------------------------------------------------------
| Форма собственности
Показатели Общее |---------------------------
количе-| муници-|гос.собст.|Федера-
ство | пальная|Рост.области |льная
------------------------------------------------------------------------
Количество заявок, подан-
ных на приватизацию пред-
приятий 178 158 6 16
Количество предприятий,
планы приватизации которых
утверждены 177 149 6 22
Реализовано имущество
предприятий, всего 240 167 29 44
в т. ч. предприятий, по ко-
торым платежи купли-про-
дажи выплачены полно-
стью 142 123 6 13
путем акционирования 64 11 22 31
в т. ч. АО, по которым
проданы все акции, под-
лежащие продаже 32 2 11 19
Начальная цена, включая
уставной капитал, млн. руб. 5311,4 1622,8 966,7 2721,9
Получено средств от при-
ватизации в денежной фор-
ме, млн. руб. 30986,4 7740,8 9298,2 13947,4
________________________________________________________________________
В отраслевой структуре приватизируемых в январе - июле 1995 г. предприятий основную часть составляют предприятия торговли и промышленности. На их долю приходится более половины всех объектов.
При этом 176 предприятий в процессе приватизации отдали предпочтение продаже на аукционах, выкупу арендованного имущества и прямой продаже. Наибольшее распространение эти способы получили при приватизации муниципальной собственности, доля которой в общем числе проданных предприятий составила 88%. По способам приватизации наиболее высокую продажную цену обеспечивают коммерческий конкурс и аукцион. Цена реализации предприятий, проданных на коммерческом конкурсе, превышала начальную в 10,3 раза.
При приватизации средних и крупных государственных предприятий преобладало акционирование. В январе - июле 1995 года было создано 29 акционерных обществ открытого типа, 65% которых преобразованы из предприятий федеральной собственности и собственности Ростовской области. Суммарный уставной капитал созданных в указанный период акционерных обществ открытого типа составил 3077,7 млн. руб.
Из их числа в государственной собственности на срок до 3 лет закреплены пакеты акций 4 АООТ (13,8% от количества созданных в январе - июле 1995 г.); "Золотая акция" - на 3 АООТ (10,3%).
Всего государство владеет пакетами акций 58 акционерных обществ (6,4% от общего числа АООТ), "Золотой акцией" - 29 акционерных обществ. Из общего числа созданных АО 48,4% относятся к отраслям промышленности, 39,0% - к строительству, 7,8% - к транспорту и связи.
Наиболее крупные по размеру уставного капитала акционерные общества созданы на предприятиях машиностроения и металлообработки, где в сумме он достиг 876,5 млн. руб., в топливной - 770,5 млн. руб.
От приватизации предприятий в январе - июле 1995 года получено 30986,4 млн. руб., 25% средств получено от реализации муниципальной собственности, 30% - государственной Ростовской области, 45% - федеральной собственности. Из выручки, поступившей от продажи имущества в местные бюджеты, перечислено 10783,2 млн. руб. (27,8% выручки после выплаты средств работникам предприятий), в бюджеты территорий - 6539,1 млн. руб (17%), федеральный бюджет - 4835,8 млн. руб. (12,6%), государственным органам, осуществляющим приватизацию, - 5413,5 млн. руб. (14,1%).
В январе-июле 1995 г. при создании акционерных обществ выпущено 3661 тыс. акций. Из общего количества выпущенных акций 46,4% размещено среди работников предприятия, должностных лиц и лиц, заключивших договор в соответствии с 3-м вариантом льгот, 36,4% подлежат свободной продаже, из них продано 48,9%, 19,1% акций, выпущенных акционерным и обществами, остались нереализованными.
3.1.3. О деятельности предприятий-монополистов В Ростовской области
В российский и областной реестр предприятий-монополистов на 1 сентября 1995 года включены 63 предприятия-монополиста, или 10,0% из общего числа предприятий области, из них - 77,8% являются монополистами на областном потребительском рынке, 22,2% - на российском. Среди предприятий-монополистов, входящих в областной и российский реестры, наибольшее число (около половины) составляют предприятия пищевой промышленности, а предприятия машиностроения и металлообработки составляют около 20% от общего числа монополистов. Монополизированная продукция составляет пятую часть в общем объеме производства области.
В августе текущего года по сравнению с июлем на отдельные виды продукции предприятия-монополисты повысили цены. Подорожали: обои - на 14,5%, мыло хозяйственное - на 17,7%, пиво - на 7,7%, мука - на 21,0% - 52,5%, хлебобулочные изделия - 12,5 - 25,8%, макаронные изделия - на 8,3%, крупа рисовая - на 11,9%, колбаса вареная - на-1,7 - 37,6% и др. На многие виды продукции цены остались без изменений.
3.1.4. Производство. Национальный доход
Валовый общественный продукт, созданный в отраслях материального производства за январь - июль 1995 г., составил 17024,1 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 10,6 пункта ниже соответствующего периода прошлого года. Около половины (49%) валового общественного продукта произведено в промышленности. Материалоемкость общественного продукта в области в этот период составила 55,4%.
Национальный доход, характеризующий вновь созданную в сфере материального производства стоимость, используемую на цели народного потребления и расширения производства, составил за 7 месяцев 1995 года по оценочным расчетам 7594,5 млрд. руб.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года темп роста национального дохода составил 91,1% (в действующих ценах национальный доход увеличился в 2,8 раза).
Структура произведенного национального дохода (в %)
________________________________________________________________________
Справочно:
январь - июль январь - июль
1995 г. 1994 г.
________________________________________________________________________
Национальный доход, всего 100,0 100,0
в т. ч. по отраслям:
промышленность 39,9 35,6
сельское хозяйство 17,7 15,8
строительство 8,5 9,1
транспорт и связь 12,6 12,2
заготовки 0,2 0,2
торговля и общественное
питание 14,4 13,4
другие отрасли сферы
материального производства 3,5 3,1
Чистые налоги на продукты,
включая сальдо внешнеторго-
вых операций 9,2 10,6
________________________________________________________________________
Анализ экономической ситуации в области за 8 месяцев 1995 года свидетельствует о том, что позитивные тенденции, обозначившиеся в ряде отраслей экономики в I и II кварталах, получили дальнейшее закрепление. Значительно замедлился спад выпуска промышленной продукции относительно соответствующего периода прошлого года (94,7% против 72,3% в январе - августе 1994 года).
В черной металлургии прирост производства продукции составил 25,4% относительно января - августа 1994 года.
В цветной металлургии объем производства сохранился на уровне января - августа 1994 года (100,6% ).
В капитальном строительстве общая площадь введенного жилья увеличилась по сравнению с январем - августом 1994 года на 24%.
На транспорте за истекший период наблюдалось замедление темпов падения общего объема перевозки грузов (84,4% против 74,8% в январе - августе 1994 года).
В торговле увеличивается роль негосударственного сектора в формировании розничного товарооборота (72% против 63,2% в январе - августе 1994 г.).
Вместе с тем, в январе - августе 1995 г. спад промышленного производства по крупным и средним предприятиям области по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 5,3% (в 1994 году за этот период - 31,0%). Наибольший спад производства за январь - август 1995 года отмечался в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - на 61,8% (по полному кругу предприятий отрасли - на 50,4%).
Отсутствие у предприятий финансовых ресурсов, вызванное взаимными неплатежами, сложности со сбытом продукции отрицательно сказываются на их деятельности, приводят к нарушению ритма работы.
Основными причинами остановок в августе 1995 г. явились трудности со сбытом продукции (потери рабочего времени составили 198 тыс. чел/дн. или 46,1% всех потерь рабочего времени), отсутствие на предприятии материальных ресурсов (соответственно 184,98 тыс. чел/дн. или 43%).
Около 6,4% всех потерь предприятия связывают с конверсией промышленного производства.
Потери рабочего времени:
1. Из-за трудностей со сбытом продукции - 46,1 %.
2. Из-за отсутствия на предприятии материальных ресурсов - 43,0%,
3. Из-за конверсии промышленного производства - 6,4%.
4. По другим причинам - 4,5%.
Отстает выпуск большинства важнейших видов легкой промышленности от уровня января - августа 1994 г., сократился выпуск чулочно-носочных изделий, трикотажных изделий, обуви для детей.
На 35,5% по сравнению с уровнем прошлого года снизилось производство детских плодоовощных консервов с одновременным увеличением в 1,2 раза к уровню прошлого года молочных детских продуктов.
IV. Перечень обследованных товаров рынков Ростовской области
1. Рынок продовольственных товаров:
1.1. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий.
1.2. Рынок зерна.
1.3. Рынок подсолничника.
1.4. Рынок масла животного.
1.5. Рынок мяса.
1.6. Рынок детского питания.
1.7. Рынок мороженого.
1.8. Рынок ликеро-водочных изделий.
2. Рынок хранения нефтепродуктов.
3. Рынок по ремонту и техобслуживанию легковых автомобилей.
4. Рынок услуг пассажирских автоперевозок городским транспортом.
5. Рынок услуг по техобслуживанию пассажирских лифтов.
6. Рынок дорожного строительства.
Анализ и оценка рынков проводились в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными ГКАП РФ.
В ходе исследования каждого рынка решались следующие вопросы:
- определение географических границ товарных рынков;
- определение состава продавцов данного товара;
- определение состава потребителей данного товара;
- определение долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке;
- определение степени концентрации рынка и монопольного влияния отдельных хозяйствующих субъектов;
- анализ и оценка характера конкуренции на товарном рынке.
V. Развитие малого предпринимательства в Ростовской области
В Ростовской области функционирует Региональная программа поддержки малого предпринимательства на 1994 - 1995 гг., утвержденная постановлением главы администрации Ростовской области от 10.05.1994 г. N 120.
В течение 1994 - 95 гг. были заложены основы нормативно-правового обеспечения поддержки малого предпринимательства. В Ростовской области приняты "Региональная программа поддержки малого предпринимательства на 1994 - 1995 гг." и постановление главы администрации Ростовской области "Об утверждении Положения о конкурсе инвестиционных проектов в сфере малого бизнеса в Ростовской области". Начался процесс формирования нормативно-правовой базы по развитию предпринимательской деятельности в городах и районах области.
В 1994-95 гг. положено начало практической деятельности по оказанию прямой финансово-кредитной поддержки малым предприятиям Ростовской области.
В 1994 - 95 гг. службой занятости в ходе развития малого предпринимательства на территории Ростовской области оказывалась финансовая поддержка в виде субсидий безработным, пожелавшим открыть собственное дело.
Основные направления субсидирования - услуги населению, торгово-закупочная деятельность, производство продукции и товаров широкого потребления, стройматериалов, предметов художественного промысла.
В 1994 году субсидии получили 647, за 10 месяцев 1995 года 1066 безработных. Из государственного фонда занятости населения в 1994 году было направлено 306 млн. руб. а в 1995 году - 1425 млн. руб.
В 1994 году прокредитован 1 проект из средств Федерального фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции на сумму 500 млн, руб. В 1995 году на основании результатов конкурса инвестиционных проектов постановлением главы администрации Ростовской области от 17.08. 1995 г. N 227 "О финансовой поддержке предприятий малого бизнеса Ростовской области" из фонда финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства выделены льготные кредиты ряду малых предприятий на сумму 1,5 млрд рублей.
В настоящее время на федеральном и региональном уровнях создана база для всестороннего информационного обеспечения малого предпринимательства посредством учреждения информационных структур и оснащения их необходимыми техническими средствами.
Завершается работа по организации деятельности и обеспечению работы информационно-аналитических центров в гг. Ростове-на-Дону и Новочеркасске.
Значительный опыт накоплен в области подготовки кадров.
Областным центром занятости населения развернута сеть учебно-деловых центров для обучения основам предпринимательства безработных и незанятого населения на базе высших и средних специальных учебных заведений, осуществляется экспресс-обучение основам рыночной экономики.
Осуществлен при содействии Британского фонда "Ноу-хау" и торговой палаты г. Глазго первый этап проекта по под готовке и переподготовке кадров преподавателей высших и средних специальных учебных заведений по программе развития рыночных отношений.
Вместе с тем следует отметить, что необходимого уровня координации деятельности областных учреждений и ведомств, городских и районных администраций по вопросам развития малого предпринимательства в Ростовской области добиться пока не удалось.
Не сформирована в регионе инфраструктура поддержки малого предпринимательства (консультативные центры, фонды поддержки предпринимательства, бизнес-центры и т. п.).
Требуют решения вопросы стимулирования заинтересованности финансово-кредитных, инвестиционных, страховых и прочих организаций в работе с малыми предприятиями и особенно с теми из них, которые только начинают свою деятельность или имеют невысокие обороты.
Наиболее болезненной проблемой для малых предприятий является нестабильность налогового законодательства, сложность системы налогообложения, чрезвычайно жесткий характер санкций за нарушение налогового законодательства, нередко допущенные не по вине самих предприятий.
В настоящее время недостаток собственных капиталов и трудности в получении заемных средств в значительной мере препятствуют созданию новых и развитию действующих малых предприятий. Этот фактор особенно отчетливо проявляется в производственной сфере.
Отделом экономических реформ в настоящее время разработана Региональная программа поддержки малого предпринимательства на 1995 - 1996 гг.
Основной целью программы является обеспечение на областном уровне экономических, правовых и организационных условий для развития малого предпринимательства.
Реализация указанной цели будет осуществляться путем:
1. Формирования нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства.
2. Осуществления финансово-кредитной поддержки малых предприятий.
3. Развития системы обеспечения малых предприятий экономической и правовой информацией.
4. Развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
5. Подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей малых предприятий и предпринимателей.
6. Научно-методического обеспечения региональной политики поддержки малого предпринимательства.
VI. Организационное и кадровое обеспечение программы демонополизации
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 марта 1994 года N 191 и Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках РФ основными исполнителями настоящей Программы являются:
Ростовское территориальное антимонопольное управление;
Отдел экономических реформ администрации Ростовской области;
Комитет по управлению Государственным имуществом администрации Ростовской области.
При этом территориальное антимонопольное управление является головным по Программе и отвечает за:
- организацию работ по демонополизации экономики и развитию конкуренции на товарных рынках области;
- осуществление мер по демонополизации экономики и развитие конкуренции на товарных рынках области в соответствии с Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
- корректировку Программы по этапам ее развития;
- разработку и реализацию совместно с отделом экономических реформ, облстатуправлением, другими заинтересованными государственными структурами мер по информационному обеспечению процессов развития конкуренции и предпринимательства.
Отдел экономических реформ администрации Ростовской области:
- осуществляет организацию и координацию деятельности общественных объединений, союзов предпринимателей и иных структур, участвующих в реализации мероприятий по развитию конкуренции и предпринимательства;
- обеспечивает эффективное использование средств федерального и регионального бюджетов, направляемых на реализацию мероприятий по развитию конкуренции и предпринимательства;
- осуществляет совместно с антимонопольным управлением корректировку региональной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках по этапам реализации;
- организует совместно с облстатом, территориальным антимонопольным управлением, другими государственными структурами информационное обеспечение программ демонополизации, развития конкуренции и предпринимательства, предусматривает совместно с финансовым управлением при формировании бюджета области финансирование мероприятий по реализации программ демонополизации экономики.
Комитет по управлению Государственным имуществом администрации Ростовской области:
- участвует в разработке, совместно с территориальным антимонопольным управлением и отделом экономических реформ администрации Ростовской области, предложений по устранению правовых, административных, экономических, организационных препятствий в процессе реализации программ демонополизации, а также методических рекомендаций по прогнозированию экономических последствий применения мер демонополизации в экономике области;
- разрабатывает и реализует меры по предотвращению случаев приватизации, способных усилить монопольные тенденции на рынках товаров (услуг);
- организует проведение инвестиционных конкурсов с целью обеспечения вложений капитала в производство дефицитных товаров и услуг и развития конкурентной среды;
- содействует реализации настоящей программы через представителей государства в Советах директоров акционерных обществ (при закреплении пакета акций в областной собственности) и на собрании акционеров;
- анализирует процессы распределения капитала с целью выявления тенденций концентрации собственности, могущих привести к усилению рыночной власти;
- разрабатывает и реализует меры воздействия к хозсубъектам, злоупотребляющим рыночной властью или нарушающим законодательство о приватизации;
- оказывает содействие процессу создания конкурентной среды с целью развития рыночных отношений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.