Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 13 августа 1996 г. N 236
Муниципальная программа поддержки малого предпринимательства
в г. Ростове-на-Дону на 1996-1997 г.г.
Настоящая программа разработана на основании федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законодательных и нормативных актов органов государственной власти Ростовской области в части государственной политики и мер поддержки малого предпринимательства.
При разработке программы учтены состояние дел в сфере малого предпринимательства, тенденции его развития и наиболее актуальные проблемы, зарубежный и российский региональный опыт поддержки малого бизнеса, перспективы российской и региональной экономики, а также соотношение государственных и муниципальных полномочий в сфере поддержки предпринимательства и ограниченность средств муниципального бюджета, которая может быть выделена на реализацию программы.
Муниципальная программа разработана в качестве дополняющей соответствующие федеральную программу на 1996-1997 г.г. и региональную на 1996 г.
1. Состояние, тенденции развития и основные проблемы
малого предпринимательства
По данным статистики на начало 1996 г. в г. Ростове-на-Дону насчитывалось более 10,1 тысячи малых предприятий /МП/ с численностью работников около 55 тысяч человек. Свыше 82% количества МП ведут деятельность в торговле и общественном питании 45%, строительстве 21%, промышленности 16%. За 1995 г. объем продукции и услуг МП составил 1,3 трлн.руб., из которых 62% приходится на долю торговли и общественного питания, а на промышленную продукцию - 9%.
Наиболее активный рост количества МП пришелся на период до 1994 г., когда рост числа занятых в МП опережал рост количества высвобождающихся работников других секторов экономики. В 1995 г. число зарегистрированных МП стабилизировалось, а за 1 полугодие 1996 г. число новых юридических лиц создано в два раза меньше прошлогоднего уровня. Также наметилась тенденция к снижению и числа новых предпринимателей без образования юридического лица.
За последние полтора года резко возросло количество МП практически прекративших свою деятельность. По данным выборочных исследований их насчитывается около трети. Мировой опыт дает это как объективный процесс: так по данным всемирного банка через год их остается 50%, через 3 года - 7-8%, а через 5 лет - не более 3%. В России нет такой динамики. Сейчас для своего выживания МП диверсифицируют свою деятельность, максимально используют наличный расчет в хозяйственных операциях и в значительном числе в той или иной степени. стали причастными к теневой экономике, где по расчетам экспертов МВД РФ оборачивается около 30 млрд. долларов ежегодно.
Отличительной характеристикой МП является низкая рентабельность производственной деятельности и, как следствие, переход на торгово-посредническую, в т.ч. 5,3% МП отказались от производственной деятельности вообще.
Таким образом, наметившийся в 1995 г. отчетливо проявился в текущем году спад в развитии МП. Он обусловлен общим кризисом экономики страны и реально возросшим влиянием комплекса неблагоприятных условий для МП.
Государственная политика и меры поддержки малого предринимательства имеют в активе ряд законодательных и нормативных актов, формирующиеся федеральные и региональные структуры управления и координации в виде комитетов и агентств, а также финансирования в форме фондов. Разработаны федеральная и региональные программы. Из бюджетов предусмотрено выделить средства в объеме лишь 0,16% от расходной части.
В г. Ростове-на-Дону за последние три с половиной года реализованы следующие меры поддержки предпринимательства. Взаимодействуя с объединениями предпринимателей /Донской ассоциацией приватизированных и частных предприятий, Донским союзом арендаторов и предпринимателей, Союзом малого предпринимательства, Ростовской ТПП/, а также с Советом предпринимателей при Мэре города предприниматели привлекались для обсуждения и участия в социально- экономическом развитии города, обсуждались и намечались меры по созданию благоприятного климата для бизнеса, вырабатывались правила и обеспечивался доступ к городским ресурсам для предпринимательской деятельности: аренде земли, нежилых помещений и т.д,
По линии международного сотрудничества реализована программа "Малый бизнес" Корпуса Мира, Центра гражданских инициатив и др. организаций. Это: консультирование предпринимателей, стажировки в США и др. странах, бизнес-обучение и т.д.
По линии торгово-промышленной палаты создана сеть структур обслуживания МП. Образовательный центр "ИнтерРост" на базе кадровой академии с последующим преобразованием в Учебно-деловой центр "Морозовского проекта" /обучено более 2 тыс. слушателей/. "Донэкспертиза" осуществляет независимую экспертизу количества и качества импортной и отечественной продукции /более 9 тыс.услуг/. "Виза-Партнер" имеет прикрепление в Департаменте консульской службы МИД РФ /за 1 полугодие 1996 г. оформлено 55 виз ростовским предпринимателям/,. "Аудит-Санация" оказывает консультационные услуги высокого качества с привлечением специалистов, в т.ч. докторов и кандидатов наук. "ЭКСО-Дон" проводит независимую оценку недвижимости. В декабре 1995 г. создан Третейский суд в составе 20 высококвалифицированных специалистов, 4 из которых - члены Международного коммерческого арбитража при ТПП РФ. В марте 1996 г. создан Региональный Совет по безопасности предпринимательства на базе Ростовской ТПП создан и работает абонентский пункт Единой информационной системы ТПП РФ и налажено сотрудничество с корпорацией "Российская информационная сеть делового сотрудничества /RBCNet/".
По линии взаимодействия с городским центром занятости помимо систематической работы проведен в 1995 г. специальный конкурс на оказание финансовой помощи по созданию новых рабочих мест в МП.
Однако все эти меры не привели к формированию целостной системы поддержки МП. Инициатива предпринимателей и лидеров их объединений, как правило, направлена на получение индивидуальных преимуществ и не имеет долгосрочной направленности. Не создан муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, в бюджете на 1996 г. не предусмотрены средства на эти цели. В штате администрации города отсутствует группа работников целевого направления поддержки малого бизнеса.
2. Цели и задачи поддержки малого предпринимательства
в г. Ростове-на-Дону
Цели и задачи поддержки малого предпринимательства определяются признанием факта, что малый бизнес в России состоялся как по количеству занятых работников, так и по объемам продукции, работ и услуг, а также концептуального положения, что малый бизнес является важнейшим элементом рыночной экономики, а его развитие - одним из стратегических направлений реформирования экономики страны.
Целью настоящей программы является сознательное создание, исходя из реальных условий города, экономических и правовых условий, стимулов для развития МП, приоритетное вложение в малое предпринимательство материальных и финансовых ресурсов. Результатом реализации этих целей должно стать увеличение количества МП и числа занятых в них работающих, рост объемов их продукции, работ и услуг.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
- предусмотреть при разработке новых нормативных актов местного самоуправления в процессе перехода на новую систему местных налогов и сборов положение прямого действия по стимулированию деятельности МП;
- систематически готовить и представлять органам государственной власти Ростовской области предложения по совершенствованию законодательных и нормативных актов для стимулирования деятельности МП;
- разработать нормативные и организационно-распорядительные документы, реализующие равноправие сторон в рыночных отношениях, обеспечение конкурсного порядка и динамики деловой активности, открытый, гласный и конкурсный доступ к материальным и финансовым ресурсам;
- выделить муниципальные материальные и финансовые ресурсы для организации и обеспечения деятельности МП;
- определить минимальные квоты на участие МП в выполнении муниципальных заказов, а также на долевых началах в реализации приоритетных социально-экономических проектов;
- снять организационно-бюрократические барьеры при создании и деятельности МП;
- продолжить инициативное участие муниципалитета в формировании городской инфраструктуры поддержки МП;
- способствовать созданию структур самоорганизации малого предпринимательства с укреплением взаимодействия с Ростовской ТПП и объединениями предпринимателей;
- образовать муниципальный фонд и структуру координации действий по поддержке малого предпринимательства.
3. Основные направления и меры поддержки малого предпринимательства
в г. Ростове-на-Дону на 1996-1997 годы
3.1. Меры нормативно-правовой поддержки и развития малого предпринимательства в городе
Формирование законодательной и нормативной базы для развития малого предпринимательства должно в настоящее время подкрепляться принятием на федеральном, областном и городском уровнях соответствующих актов прямого действия в развитие действующей законодательной и нормативной базы и устранением противоречий в положениях отдельных актов. Конкретный перечень таких действий определен в результате анализа практики деятельности МП, в резолюциях российского и областного съездов представителей малого бизнеса, других документах.
На муниципальном уровне первоочередными мерами являются:
- включение специальных положений в проекты нормативных актов местного самоуправления новой системы местных налогов и сборов в порядке подготовки к введению Налогового Кодекса, предусматривающих стимулирование деятельности МП и их развитие;
- подготовка предложений для органов государственной власти и управления Ростовской области по проектам федеральных и областных законов о регулировании малого предпринимательства, по действующим законам об упрощенной системе учета и налогообложения, взимании регистрационных сборов, лицензировании предпринимательской деятельности и др.;
- внесение изменений в регламентные документы местного уровня, регулирующие торгово-закупочную деятельность, отношения аренды нежилых помещений, пользование землей и услугами объектов инженерной инфраструктуры города;
- подготовка нормативных актов местного самоуправления, регламентирующих функции, права и ответственность органов местного самоуправления и уполномоченных структур по использованию в поддержке МП муниципальных материальных, имущественных и финансовых ресурсов, гарантированию и страхованию рисков, определению доли участия муниципалитета в целевых программах поддержки малого предпринимательства, нормативов компенсаций при кредитовании и страховании деятельности МП.
Реализация данных мероприятий предусматривает инициативу администрации города и специализированных муниципальных учреждений при участии городских и областных структур государственных органов управления, а также отдельных предпринимателей, их объединений и общественных формирований.
3.2. Организационно-экономические меры муниципальной поддержки малого предпринимательства.
Организационно-экономические меры муниципального уровня неразрывно связаны с институциональными преобразованиями в экономике, оздоровлением производственного сектора, дальнейшим реформированием финансово-кредитной системы стороны.
Исходя из сложившейся численной структуры МП, необходимо дифференцировать и меры их поддержки.
Для сферы торговли и общественного питания организационно-экономические меры должны быть направлены на решение следующих, проблем:
- обеспечение реального доступа к кредитным ресурсам, соответствующим высокому уровню гарантий;
- муниципальные гарантии участия в реализации приоритетных социальных программ;
- повышение надежности и качества расчетно-кассового обслуживания клиентов - МП коммерческими банками;
- ускорение цивилизованного решения спорных вопросов хозяйственных взаимоотношений;
- упрощение и ускорение процедур кредитования и инвестирования в развитие МП;
- упорядочение контрольно-ревизионной деятельности надзорных органов и управленческих структур;
- защита предпринимателей от недобросовестных партнеров, вымогательства и других действий, затрудняющих работу МП;
- ускорение и упрощение процедур регистрации, лицензирования, оформления арендных отношений и т.д.
Для сферы строительства организационно-экономические меры должны обеспечить:
- доступ МП к муниципальным заказам и подрядам;
- приоритетное привлечение к работам МП, использующим местные материалы и изделия, прогрессивные технологии, эффективную организацию строительства;
- удешевление строительства жилья и вовлечение в процесс решения жилищной проблемы нуждающихся со средними доходами.
Для производственной сферы организационно-экономические меры должны обеспечить:
- доступ МП к имеющимся свободным производственным площадям, оборудованию к инженерным ресурсам с гарантированно стабильными и выгодными условиями пользования ими;
- ориентацию МП на участие в приоритетных программах социально-экономического развития города, охраны окружающей среды, ресурсосбережения;
- формирование устойчивого взаимодействия МП со средними и крупными предприятиями для развития инновационной деятельности и кооперирования производства;
- гарантированное участие МП в программах санации неплатежеспособных предприятий;
- переориентация финансовых ресурсов фонда занятости на поддержку МП в сохранении и создании новых рабочих мест;
- создание реальных и надежных схем среднесрочного кредитования и инвестирования МП.
Для других сфер деятельности МП организационно-экономические меры имеют общий характер, а решение перечисленных выше проблем создаст необходимые благоприятные условия для всех МП.
3.2.1. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
В качестве конкретных мер организационно-экономической поддержки МП предусматривается:
- создание в штате администрации города группы специалистов с задачей содействия малому предпринимательству и координации действий всех структур поддержки МП в городе;
- учреждение муниципального фонда поддержки малого предпринимательства с выделением ему необходимых финансовых и имущественных ресурсов;
- учреждение муниципальной лизинговой компании;
- организационно-финансовое участие в становлении Центра патентных услуг при Ростовском госуниверситете;
- организационно-финансовое участие в становлении Центра оказания правовых услуг, созданного при Ростовской ТПП с использованием гранта в 10 тыс.долларов Центра международного частного предпринимательства CIPE /США/;
- организационно-финансовое участие в создании бизнес-инкубаторов, технологических парков;
- содействие Ростовской ТПП в создании современного сервис-центра и конгресс-центра с использованием опыта Российской ТПП;
- содействие МП в создании обществ взаимного кредитования и взаимных гарантий.
3.2.2. Организационная и финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства
Приоритетными направлениями являются:
- включение в проект бюджета города на 1997 г. расходов на поддержку малого предпринимательства в соответствии с обоснованной сметой;
- формирование городского банка данных о неиспользуемых производственных мощностях и условиях привлечения на них МП;
- разработка совместно с Терагенством по несостоятельности и банкротству механизмов привлечения к санации предприятий МП;
- проведение конкурсов на оказание финансовой помощи МП под гарантии муниципального фонда поддержки малого предпринимательства;
- заключение соглашения между финансово-кредитными учреждениями и специализированными фондами об условиях и механизмах совместного, долевого кредитования и инвестирования МП;
- подготовка целевого муниципального займа на создание и развитие инновационных МП и по приоритетным направлениям социально-экономического развития города;
- выделение из бюджета города на 1997 г. не менее 0,2% средств для формирования основных фондов муниципальной лизинговой компании;
- включение специальной информационной рубрики для МП в газете "Ростов официальный".
Предусмотренные настоящей программой задачи и конкретные меры по их реализации не являются исчерпывающими. Они дополняют соответствующую региональную программу и предусматривают систематический анализ положения дел и проблем в малом предпринимательстве с корректировкой отдельных мероприятий и учетом "Основных направлений развития малого предпринимательства в Ростовской области и его государственной поддержки до 2000 года".
<< Назад |
||
Содержание Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 13 августа 1996 г. N 236 "О муниципальной программе содействия и поддержки малого... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.