Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 21. Регистрация кандидатов
1. Кандидаты при наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей регистрируются муниципальной избирательной комиссией при наличии составленных в соответствии с пунктом 2 статьи 17 настоящего Областного закона заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу и представлении сведений в соответствии с пунктом 10 статьи 20 настоящего Областного закона.
Избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 17 и пунктом 10 статьи 20 настоящего Областного закона.
2. Муниципальная избирательная комиссия в течение 5 дней обязана проверить соответствие порядка выдвижения каждого кандидата требованиям настоящего Областного закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
3. Муниципальная избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, установленного настоящим Областным законом, а именно проверяет:
а) соблюдение требований, установленных статьями 17, 18 и 19 настоящего Областного закона, регулирующих порядок начала сбора подписей;
б) сообщения о фактах грубых или неоднократных нарушений запретов, установленных пунктами 3 и 4 статьи 17, пунктом 2 статьи 20 настоящего Областного закона;
в) соответствие подписных листов форме и содержанию, установленным настоящим Областным законом;
г) соответствие содержания сведений о кандидате и инициаторе его выдвижения, помещенных в подписных листах, документам, представленным в муниципальную избирательную комиссию в соответствии с настоящим Областным законом;
д) способ указания (внесения) данных об избирателях в подписные листы, а также способ проставления даты внесения подписи избирателя, установленный настоящим Областным законом;
е) соответствие заверения подписных листов требованиям настоящего Областного закона, в том числе наличие у лица, собиравшего подписи, права сбора подписей;
ж) соблюдение иных требований настоящего Областного закона.
Существенное нарушение установленного настоящим Областным законом порядка сбора подписей является основанием для отказа кандидату в регистрации. Муниципальная избирательная комиссия обязана считать указанным нарушением действия, повлекшие признание подписей недействительными на основании пункта 2 статьи 20 настоящего Областного закона, в результате которого число представленных подписей за вычетом числа подписей, признанных недействительными, оказалось недостаточным для регистрации.
4. По завершении проверки соблюдения порядка сбора подписей, установленного настоящим Областным законом, или одновременно с ней проводится проверка достоверности подписей избирателей. О каждом проведении проверки должны извещаться все представившие установленное количество подписей кандидаты. При проведении проверки подписей, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидатов. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные инициаторами выдвижения кандидата или кандидатом до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено вычеркиванием подписи и отсутствием цифры сквозной нумерации. При существенном нарушении установленного настоящим Областным законом порядка сбора подписей по решению муниципальной избирательной комиссии проверка достоверности подписей избирателей может не производиться.
5. Проверке на достоверность подлежат:
а) в муниципальных образованиях первой группы с численностью избирателей свыше 500 тысяч - 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей;
б) в муниципальных образованиях второй группы с численностью избирателей свыше 100 тысяч - 30 процентов от необходимого для регистрации количества подписей;
в) в муниципальных образованиях третьей группы с численностью избирателей свыше 50 тысяч - 40 процентов от необходимого для регистрации количества подписей;
г) в муниципальных образованиях четвертой группы с численностью избирателей до 50 тысяч включительно - 50 процентов от необходимого для регистрации количества подписей.
Численность избирателей в муниципальных образованиях определяется по состоянию на 1 января и 1 июля соответствующего года согласно положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей.
Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку каждого кандидата. Подписи отбираются посредством случайной выборки (жребия) на заседании муниципальной избирательной комиссии по номерам подписных листов и подписей.
Недостоверной подписью признается:
а) подпись лица, не обладающего активным избирательным правом, в том числе в данном избирательном округе;
б) все подписи, отобранные для проверки на достоверность и расположенные на одном подписном листе, в котором даты проставления подписей избирателей проставлены не в календарной очередности;
в) подпись избирателя, указавшего в подписном листе какие-либо данные, не соответствующие действительности, что устанавливается на основании справки органа внутренних дел;
г) подпись избирателя без полного указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Областным законом данных, в том числе данных о необходимом в соответствии с настоящим Областным законом документе, удостоверяющим личность избирателя;
д) подпись, в отношении которой установлено, что указанный избиратель подписной лист не заполнял (что устанавливается отказом избирателя от признания подписи в подписном листе собственной в протоколе, подписанном также не менее чем двумя уполномоченными представителями муниципальной избирательной комиссии);
е) все подписи одного и того же избирателя в поддержку одного и того же кандидата;
ж) подпись избирателя с исправлением (исправлениями) данных о нем, если это исправление специально не оговорено избирателем, указавшим эти данные, либо лицом, собиравшим подписи и внесшим данные об избирателе в подписной лист, и избирателем;
з) подпись избирателя с исправлением (исправлениями) дня и (или) месяца внесения подписи, если это исправление специально не оговорено избирателем и лицом, собиравшем подписи;
и) подпись избирателя, заверенная лицом, собиравшим подписи, ранее даты подписания, указанной избирателем;
к) подпись избирателя, данные о котором внесены лицом, не уполномоченным на это настоящим Областным законом.
л) подпись избирателя, признанная недействительной в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Областного закона;
м) подпись избирателя в подписном листе не установленной формы;
н) подпись избирателя в подписном листе, содержание которого не соответствует требованию (требованиям) настоящего Областного закона (отсутствуют требуемые формой подписного листа какие-либо данные, в том числе о кандидате, избирательном округе, избирателе, лице, собиравшим подписи);
о) подпись избирателя в подписном листе, содержащем недостоверные сведения о кандидате и инициаторе его выдвижения;
п) подпись избирателя, данные о котором внесены в подписной лист не рукописным способом;
р) подпись избирателя в подписном листе, заверенном с нарушением (нарушениями) требований формы подписного листа;
с) подпись избирателя в подписном листе, заверенном лицом, не имеющим права сбора подписей;
т) подпись избирателя в подписном листе, заверенной недостоверной подписью лица, собиравшего подписи.
Проверка достоверности данных о лице, собиравшем подписи, и достоверности подписи указанного лица осуществляется в том же порядке, что и при проверке достоверности подписей избирателей.
Для проверки достоверности подписей избирателей муниципальная избирательная комиссия вправе проводить опрос избирателей, привлекать для проверки членов участковых избирательных комиссий, иных специалистов, создавать из указанных лиц и членов муниципальной избирательной комиссии рабочие группы, использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
В случае обнаружения недостоверных подписей избирателей в количестве более 10 процентов (в муниципальных образованиях первой и второй группы), 15 процентов (в муниципальных образованиях третьей группы), 20 процентов (в муниципальных образованиях четвертой группы) от числа проверенных подписей, регистрация кандидата не производится. Регистрация кандидата не производится также в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подписей, признанных недостоверными (а также числа подписей, признанных недействительными на основании пункта 2 статьи 20 настоящего Областного закона), недостаточно для регистрации.
6. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 15 процентов от числа проверенных подписей, регистрация кандидата не производится. Регистрация кандидата не производится также в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подписей, признанных недействительными и недостоверными, недостаточно для регистрации.
7. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в соответствующем решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе письменно заявить в избирательную комиссию о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год (а при проведении досрочных выборов - не позднее чем за шесть месяцев) до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении.
8. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации (удостоверение кандидата) с указанием даты и времени регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в соответствии с пунктом 5 статьи 37 настоящего Областного закона в двухдневный срок передаются в средства массовой информации, а в Избирательную комиссию Ростовской области - немедленно.
9. В случае отказа зарегистрировать кандидата муниципальная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группы избирателей, избирателю, выдвинувшим кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть:
а) существенное нарушение установленного настоящим Областным законом порядка сбора подписей;
б) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата;
в) превышение установленной настоящим Областным законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке;
г) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 17 и пунктом 10 статьи 20 настоящего Областного закона, если недостоверность этих сведений носит существенный характер;
д) существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств;
е) иные основания, предусмотренные настоящим Областным законом.
В случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 17 и пунктом 10 статьи 20 настоящего Областного закона, установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, муниципальная избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата, а за 15 - 1 день до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата.
10. Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования.
11. В случае, если ко дню голосования останется менее двух кандидатов, выборы по решению муниципальной избирательной комиссии откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
12. При наступлении указанных в пункте 11 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи и пунктом 7 статьи 32 настоящего Областного закона, все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.