Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Главы Администрации области
от 12 августа 1996 г. N 278
Концепция
развития культуры и искусства Ростовской области
на 1997-2000 гг.
Концепция развития культуры и искусства Ростовской области основывается на фундаментальном значении донской культуры в жизни своего региона. Она рассматривает культуру не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостную систему ценностей, как важнейшую часть республиканского общенационального культурного наследия и потенциала.
В условиях демократического государства именно культура берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров людей и самобытности донского края.
Настоящая концепция исходит из того, что Ростовская область представляет собой уникальный набор городов и районов, имеющих культурные корни, собственное культурное прошлое и настоящее, а также их взаимосвязи и взаимозависимости созидательных и охранительных функций культуры.
Культура и искусство на начальном этапе реформирования экономики
(1992-1995 годы)
В 1992-1995 гг. в период радикальных преобразований государственности основной целью культурной политики региона было сохранение культуры, культурного многонационального наследия, всей системы государственных учреждений культуры и искусства. Эти направления в 1993 году были одобрены администрацией ростовской области и легли в основу областной программы "Развитие культуры и искусства на 1993-1995 гг.".
Несмотря на то, что культура в полной мере испытала на себе все негативные последствия экономического кризиса социально-политической нестабильности, цели культурной политики региона в этот период, в основном, достигнуты.
Сохранена вся сеть учреждений культуры и искусства. За последние два года в муниципальную собственность принято 406 клубных ведомственных учреждений. Предотвращены стихийная массовая приватизация недвижимых памятников истории культуры, распыление и вывоз музейного фонда области. На приемлемом уровне поддерживалась активность художественной жизни региона, сохранялся, хотя и ослабленный, внутрироссийский межрегиональный культурный обмен, началось формирование внутреннего художественного рынка, новое качество получили международные связи донской культуры.
За эти годы были осуществлены крупные проекты и акции: по инициативе департамента культуры и искусства открыт ростовский филиал Санкт - Петербургской академии искусства, построена Донская публичная библиотека, ведется строительство театра музыкальной комедии, проведена реконструкция Шахтинского театра драмы "Пласт". В области успешно прошли 1 Донской фестиваль "За возрождение народной культуры" и Всероссийский фестиваль "Салют Победы", Всероссийская конференция "Библиотеки России на информационно-издательском рынке". Событиями в профессиональном искусстве стали: Международный чеховский фестиваль, дважды - Международный фестиваль театров для детей и юношества "Мини - фест", Всероссийский фестиваль "Академия музыки", "Русское передвижничество", Всероссийский театральный фестиваль "Русская комедия". Традиционны на Дону Международный литературно-фольклорный праздник "Шолоховская весна", областные смотры-конкурсы народного творчества по жанрам, праздники национальных искусств "У нас, на Дону", фестиваль искусств "Донская весна", декады Донского театра.
С принятием решения малого Совета облсовета народных депутатов от 21.04.93 г. N 116 "О мерах по реализации положений Основ законодательства Российской Федерации о культуре на территории Ростовской области" начался процесс формирования областного законодательства в сфере культуры. Затем были приняты постановления Главы Администрации области: от 13.09.94 г. N 256 "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Ростовской области", от 07.06.95 г. N 135 "О мерах по реализации федеральных законов "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов", от 30.06.95 г. N 165 "О состоянии и перспективах развития парков культуры и отдыха в Ростовской области". Эти документы определили позиции исполнительной власти в ее отношениях с создателями культурных ценностей.
Расходы на содержание учреждений культуры в областном бюджете на 1996 год составили 54568.1 млн. руб., или в размере 6.9 процентов от общей суммы расходов на социально-культурную сферу. Финансирование указанных расходов производится по мере поступления доходов. Несколько ниже сложился уровень исполнения расходов в районах и городах области.
Возможности увеличения собственных доходов учреждениями культуры и искусства ограничены социальными возможностями населения.
Из-за экономических трудностей сократились показатели театрально-концертного обслуживания населения малых городов и сел. Участились случаи замены бесплатных форм культурной работы среди населения платными, что сказалось на зрительской аудитории. К минимуму сведены возможности библиотек и музеев пополнять свои фонды изданиями и экспонатами. Под угрозой разрушения и полной утраты оказались многие памятники истории и культуры, парки и парковые зоны.
В трудном положении оказались представители так называемых "свободных профессий": писатели, композиторы и художники, традиционно ориентировавшиеся на государственную поддержку.
Увеличился разрыв между культурными и информационными потребностями общества и возможностями их удовлетворения из-за слабой материально-технической базы учреждений культуры и искусства, особенно парков культуры и отдыха населения.
Культура и искусство в условиях стабилизации экономики
Из сказанного следует вывод: задачи, поставленные областной программой "Развитие культуры и искусства на 1993-1995 гг." не были решены в полном объеме, во многом они остаются актуальными и сегодня.
Основной целью государственной политики сегодня и в ближайшей перспективе следует признать поддержание такового состояния культуры региона, которое обеспечивало бы необходимые предпосылки для политического, социального и экономического обновления.
Это означает, что долгосрочными целями культурной политики становятся:
- создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала региона;
- сохранение культурных традиций, создание единого культурного пространства Ростовской области.
В основе концепции развития культуры и искусства в 1997-2000 гг. положена соответствующая федеральная программа. При этом предусмотрено решение следующих основных задач:
- создание объективных условий для широкого доступа к произведениям отечественной и мировой культуры всех социальных слоев, для свободного творчества, духовного и культурного развития личности;
- сохранение историко-культурного наследия народов Дона, использование его как основного фактора консолидации различных сил и слоев общества;
- осуществление культурной политики на уровне местного самоуправления.
Исходя из объективных форм бытования культуры и искусства в обществе и характера государственного воздействия на эту сферу общественной жизни, основные положения областной программы могут быть сформулированы следующим образом:
I. В области стимулирования и поддержки художественного творчества
Для формирования условий свободы творчества необходимо сконцентрировать усилия на следующих направлениях:
- единственным критерием в профессиональном искусстве должно служить художественное качество, для чего важно экспертное обеспечение;
- развитие практики заказа художественных произведений, субсидирование внутриобластной гастрольно - выставочной деятельности;
- развитие системы государственных стипендий одаренным молодым художникам и исплнителям;
- формирование наиболее благоприятных условий для создания и распространения художественных произведений, адресованных детям.
II. В области сохранения культурного наследия
Сохранение культурного наследия Ростовской области должно быть одним из приоритетных направлений государственной культурной политики. Здесь важнейшими задачами становятся:
- развитие и углубление областной программы сохранения памятников истории и культуры, их реконструкции и реставрации;
- создание областного фонда учета, охраны и реставрации памятников истории и культуры;
- концентрация финансовых ресурсов на объектах областного значения;
- совершенствование нормативно-правовой базы по охране памятников, парковых зон, археологических мест;
- учет и паспортизация памятников для создания единого реестра;
- сохранение музейных предметов и максимально широкого представления их зрителям;
- переход к новому этапу информатизации музейного дела, начала практических работ по созданию единых областных каталогов музейных ценностей и фондов книжных памятников;
- защита памятников истории и культуры, предметов музейного фонда и книжных памятников от физического разрушения, криминальных посягательств, незаконного вывоза, незаконной приватизации;
- сохранение традиционных видов художественного творчества: регионального музыкального, хореографического и литературного фольклора, художественного промысла и ремесел;
- формирование и реализация последовательной государственной региональной культурной политики, направленной на сохранение самобытности национальных культур Ростовской области.
III. В области распространения ценностей культуры
Для реализации закрепленных Конституцией РФ прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям в рамках областной программы должно быть обеспечено:
- тесное взаимодействие департамента культуры и искусства с одной стороны - с Министерством культуры РФ, а с другой - с территориальными отделами культуры, областными организациями творческих союзов, Всероссийским музыкальным обществом и обществом охраны памятников истории и культуры, охраны природы и экологии, областным отделением Российского фонда культуры, другими аналогичными фондами и общественными объединениями и их отделениями на местах в формировании и осуществлении совместных проектов;
- создание гибкой системы доступности пользования учреждениями культуры для малоимущих и социально незащищенных групп граждан путем введения льготных цен на билеты, дней бесплатного посещения;
- обеспечение права граждан на доступ к информации посредством развития и модернизации библиотек области. Углубление процесса информатизации библиотечного дела, автоматизации и модернизации информационных технологий, создание областной компьютерной сети с целью расширения доступа граждан ко всем источникам информации. Создание и распространение вариантов изданий и баз данных на оптических дисках CD-ROM;
- активизация участия учреждений и деятелей искусства в реализации программ культурного образования и эстетического воспитания в дошкольных заведениях, общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях;
- создание системы непрерывного художественного и культурологического образования для жителей Ростовской области;
- специализация клубных учреждений и повышение культурного разнообразия путем создания условий развития на их базе организаций культуры различных форм и типов (центров досуга, молодежных центров и т.д.) для полного удовлетворения спроса населения на блага и услуги сферы культуры;
- стимулирование и поддержка развития, популяризация народного творческого потенциала различных социально-демографических групп населения в сфере народной культуры, установление прочных преемственных культурных связей между старшим поколением и детьми;
- развитие фестивального движения с целью стимулирования любительского искусства.
IV. В области развития и воспроизводства
культурного потенциала общества
Нормальное развитие культуры области возможно лишь при условии постоянного воспроизводства творческих кадров. В этих целях предусматривается:
- развитие многоуровневого профессионального образования в сфере культуры и искусства, внедрения в учебный процесс новейших достижений науки в сфере художественной культуры, поддержка и сохранение российских традиций художественного образования;
- создание целостной программы подготовки, переподготовки и ротации кадров работников культуры, приоритет подготовки специалистов новых профессий в соответствии с потребностями создаваемых типов учреждений культуры и искусства, в том числе менеджеров и социальных работников;
- поддержка новых видов и форм профессионального искусства и народного творчества, деятельности новых культурных институтов.
V. В области правового и экономического обеспечения развития
культуры и искусства
Проведение единой культурной политики возможно лишь при всемерном поощрении региональных и межрегиональных культурных инициатив и проектов, перенос центра тяжести управления в территории.
Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры было и останется государственное финансирование.
По мере создания правовых условий будет осуществляться структурная перестройка сети учреждений культуры и прежде всего - передача в государственную и муниципальную собственность объектов культуры, находившихся в ведении предприятий, совхозов и других структур и обеспечение финансирования их содержания и деятельности за счет соответствующих бюджетов в установленном порядке.
Одним из важнейших направлений культурной политики является осуществление комплекса мер по созданию и использованию новых технологий распространения культуры, дальнейшему укреплению материально-технической базы учреждений культуры и искусства, их технического оснащения.
При формировании на основе данной концепции программы развития и сохранения культуры и искусства Ростовской области на 1997-2000 гг. имеется в виду, что будут неукоснительно соблюдаться нормы финансирования сферы культуры, установленные Законом РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и решением малого Совета облсовета народных депутатов от 21.04.93 N 116 "О мерах по реализации положений Основ законодательства Российской Федерации о культуре на территории Ростовской области", а также определенные Указом Президента РФ от 23.05.96 г. N 769 "Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов".
Начальник общего отдела |
Н.Гривенный |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации Ростовской области от 12 августа 1996 г. N 278 "О концепции и программе развития и... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.