Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 11 апреля 2001 г. N 950
"Об утверждении городской целевой программы "Развитие земельной реформы
в г. Ростове-на-Дону на 2001-2002 годы"
18 сентября 2002 г.
В целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами, в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года N 694 "О Федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" и во исполнение решения Законодательного собрания Ростовской области N 67 от 29.11.2000 г. п.4 "Об областной целевой программе "Развитие земельной реформы в Ростовской области на 2000-2002 годы", постановляю:
1. Утвердить целевую программу "Развитие земельной реформы в г. Ростове-на-Дону 2001-2002 годы" (Приложение).
2. Определить координатором Программы - комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Ростова-на-Дону.
3. И.о. заместителя главы администрации города по экономике и финансам (Королев B.C.), муниципальному казначейству (Максимов А.В.) при разработке проектов городского бюджета и прогнозов социально-экономического развития города на 2002 год рассмотреть возможность финансирования программы за счет средств, поступающих от земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков городского типа, за земли сельскохозяйственного использования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города - председателя комитета по управлению имуществом г. Ростова-на-Дону Забелина О.Н. и председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Ростова-на-Дону Шмакова Н.М.
Мэр города |
М. Чернышев |
Приложение
к постановлению Мэра города
от 11 апреля 2001 г. N 950
Городская целевая программа
"Развитие земельной реформы в городе Ростове-на-Дону
на 2001-2002 годы"
Ростов-на-Дону 2001
Паспорт
Городской целевой программы
"Развитие земельной реформы в городе Ростове-на-Дону
на 2001-2002 годы"
Наименование Программы
Городская долевая программа "Развитие земельной реформы в городе Ростове-на-Дону на 2001-2002 годы".
Дата принятия решения о разработке Программы
Поручение Заместителя Главы администрации г. Ростова-на-Дону от 01.02.2001 г.
Муниципальный заказчик Программы
Администрация города Ростова-на-Дону.
Разработчик Программы
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Ростова-на-Дону, Комитет по управлению имуществом города Ростова-на-Дону, Комитет по архитектуре и градостроительству города, Муниципальное унитарное проедприятие технической инвентаризации и оценки недвижимости города.
Цели и задачи Программы
Создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли и вовлечение ее в гражданский оборот.
Сроки реализации Программы
2001-2002 годы
Перечень основных мероприятий Программы
Создание механизма, обеспечивающего приватизацию городских земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, развитие оборота земель в городе;
Разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности;
Ведение государственного земельного кадастра;
Совершенствование системы земельных платежей;
Зонирование территории;
Проведение массовой кадастровой оценки земель.
/----------------------------------------------------------\
| | (тыс. рублей) |
| Источники финансирования |-------------------------------|
| | 2001-2002 годы | 2001 год |
|--------------------------+-----------------+-------------|
| Городской бюджет | 1404,0 | 404,0 |
|--------------------------+-----------------+-------------|
| Дополнительные доходы | | |
| городского бюджета | 5250,0 | 800,0 |
|--------------------------+-----------------+-------------|
| Всего: | 6 654 | 1 204 |
\----------------------------------------------------------/
Ожидаемые конечные результаты Программы
Закрепление конституционных прав граждан на землю;
Разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности;
Создание рынка земли и недвижимости как единого имущественного комплекса;
Эффективное и рациональное использование земельных ресурсов на всех уровнях управления ими;
Повышение поступлений от платежей за землю в доходную часть бюджета.
Введение
Городская целевая программа "Развитие земельной реформы в г. Ростове-на-Дону на 2001-2002 гг." разработана по поручению заместителя Главы администрации города от 01.02.2001 г. и во исполнение приказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ростовской области от 28.12.2000 г. N 62 для реализации Федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы и Областной целевой программы "Развитие земельной реформы в Ростовской области на 2000-2002 гг."
1. Основные Положения Программы
1.1. Основные итоги земельных преобразований в городе
Ростове-на-Дону в 1991-2000 годах
В ходе земельной реформы к 2001 г. произошли значительные преобразования.
Ликвидирована монополия государственной собственности на землю.
Собственниками приватизированных предприятий выкуплено 120 земельных участков под занимаемыми объектами.
В собственность гражданам передано 32260 земельных участков, площадью 2112 гектаров.
Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 83069 юридическим и физическим лицам.
Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения, качества земельных участков и целевого использования.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: так в 1995 году они составили 23 674 тыс. рублей, в 1996 году - 23 557 тыс. рублей, в 1997 году - 75 127 тыс. рублей, в 1998 - 47 17 тыс. рублей, в 1999 - 109 256 тыс. рублей, в 2000 - 180 000 тыс. рублей.
Формируются основы земельного рынка и - его инфраструктуры.
Количество сделок с землей постоянно возрастает и за последние 2 года составило - 3088.
Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю, а также массовая оценка земель и ценовое зонирование территорий.
В тоже время до сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Медленно идет приватизация земли в городе, из-за высокой ее стоимости что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка.
1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации
Целями земельной реформы являются создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, закрепление конституционных прав граждан на землю, вовлечение земли в гражданский оборот.
Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которого на нынешнем этапе являются:
осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю;
вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в России регулируемого государством земельного рынка;
приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;
разграничение неприватизированных земель не находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и в муниципальной собственности;
создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли городской территории.
Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в основном завершить осуществление земельной реформы и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими целевыми программами
Программа является составным компонентом областной целевой Программы "Развитие земельной реформы в Ростовской области на 2000-2002 годы", утвержденной решением Законодательного собрания Ростовской области N 67 от 29.11.2000 г. и определяет направления реализации Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 932.
До настоящего времени действует городская целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденная постановлением Мэра города N 2105 от 14.11.1997 г., которая профинансирована за 3 года на 20,8%.
Настоящая Программа содержит ранее не включенные в финансирование компоненты программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра".
2. Система программных мероприятий
2.1. Стабилизация отношений собственности на землю
Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям:
1. передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц;
2. дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
3. инвентаризация и межевание земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц;
4. установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
5. определение принципов и порядка изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
6. создание системы правового зонирования земель.
2.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю
Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает:
обеспечение всем гражданам возможности получить земельный участок в собственность, владение, пользование;
обеспечение права граждан приватизировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке законно используемую ими землю;
активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков.
2.3. Развитие рынка земли и недвижимости
Основные направления государственной политики становления и развития рынка земли и недвижимости, отвечающего требованиям структурных преобразований в экономике страны, связанные с реализацией ряда мероприятий, по преодолению проблем функционирования рынка земли и недвижимости включают в себя:
развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;
информационное обеспечение земельного рынка.
Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на:
введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков;
стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс";
повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функции и используемые в коммерческих целях;
переход в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности;
обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг;
совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство;
законодательное установление принципа разрешенного использования земель в городе, а также процедур правового зонирования территорий.
Создание инфраструктуры рынка земли будет осуществлено путем:
совершенствования системы ведения государственного земельного кадастра и на его основе создание государственного кадастра недвижимости;
проведения рыночной оценки земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения;
совершенствование системы ведения государственной регистрации прав на землю и недвижимое имущество и сделок с ними;
создания системы добровольного страхования различных рисков участников рынка земли и другой недвижимости;
совершенствование гражданско-правовых способов защиты прав и интересов участников рынка.
В рамках информационного обеспечения рынка земли и другой недвижимости осуществляются:
создание баз данных государственной системы регистрации прав на землю и недвижимое имущество и сделок с ними, а также государственного кадастра недвижимости, объединяющего данные о земле и другом недвижимом имуществе;
внедрение и обязательное использование всеми участниками рынка земли и другой недвижимости и государственными органами единых общероссийских стандартов и параметров программно-технических комплексов, форматов обмена данными классификаторов, технологических процедур;
расширение доступа граждан Российской Федерации и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и о правах на них;
создание информационной базы о земельных участках и объектах недвижимости с использованием современных технологий, а также организация защиты информации и баз данных.
2.4. Совершенствование системы земельных платежей
Действующая система земельных платежей в России регулируется Законом Российской Федерации "О плате за землю", по которому формами платежей за землю являются земельный налог и арендная плата. Существующая система несовершенна с точки зрения фискальной политики и рационального землепользования. Главным недостатком системы является ее недостаточная гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников.
При проведении реформы следует исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования.
Совершенствование земельных платежей в рамках реализации Программы предполагает:
установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременении правами иных лиц;
расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель;
выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель.
Наиболее полное использование налогового потенциала земли предполагает:
ужесточение контроля за сбором земельных платежей, их централизацией в федеральный бюджет и местный бюджет;
завершение инвентаризации земель, проведение их оценки, учета и государственной регистрации;
существенное сокращение льгот по земельному налогу и арендной плате.
В процессе реализации Программы с развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли.
2.5. Ведение государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр ведется в целях информационного обеспечения государственного и муниципального управления земельными ресурсами, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, кадастровой оценки земель, а также поддержки гражданского оборота земли и недвижимости.
К основным мероприятиям по реализации программы относятся:
завершение кадастрового зонирования территории города в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;
формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных землях, землях субъекта Российской Федерации и муниципальных землях;
обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов оплаты за ее получение;
разработка и опытная эксплуатация системы передачи кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов обмена данными;
организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водными др.);
разработка и организация системы защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз кадастровых данных;
введение единой системы идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости;
создание государственного кадастра недвижимости города путем интеграции государственного земельного кадастра и других отраслевых баз данных о недвижимости;
создание информационной базы данных о городских землях.
2.6. Оценка земель
Платное землепользование и реформирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка в России, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель.
Результаты оценки земель являются составной частью государственного земельного кадастра.
В процессе реализации Программы организуется массовая кадастровая оценка земли для целей налогообложения. В результате применения материалов проведенной государственной кадастровой оценки планируется увеличить сбор земельных платежей примерно на 30%.
В 1999 году в городе Ростове-на-Дону начаты работы по проведению массовой кадастровой оценки, в 2001-2002 г. в частности, предстоит выполнение работ по непосредственному расчету кадастровой стоимости земель кварталов.
2.7. Земельные преобразования в городе Ростове-на-Дону
Земельная реформа в основном осуществлялась без учета социально-экономической значимости земель из-за невозможности использовать устаревшую градостроительную документацию или полного ее отсутствия. Не способствовала земельным преобразованиям и медленная реформа в градостроительстве.
Земельные преобразования в рамках Программы направлены на развитие гражданского оборота земель и создание условий для увеличения их инвестиционного потенциала.
Реформу в градостроительстве (концепцию градостроительного планирования. разработку градостроительной документации, нормативов и т.д.) необходимо проводить одновременно с земельными преобразованиями.
При реализации Программы проводятся следующие мероприятия:
реализация пилотных проектов правового зонирования земель в городе;
завершение программы инвентаризации земель;
приватизация земель на территории города, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в первую очередь под приватизированными предприятиями;
передача (продажа), на конкурсной или аукционной основе земли, не предназначенной для обеспечения государственных или муниципальных функций, а также общественных нужд;
обеспечение возможности получения от органов местного самоуправления информации о размерах однократных и периодических платежей, взимаемых в связи с занятием и освоением земельного участка;
разработка долгосрочного плана использования земель города (как составной части стратегического плана развития) и на этой основе схемы городского землепользования;
разработка в увязке с градостроительной документацией правил землепользования в городе;
обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о земельных участках и их участия в принятии решений по зональному регулированию в городах.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы, осуществляется за счет доли средств городского бюджета от взимания земельного налога и арендной платы за землю.
В рамках реализации Программы предполагается финансирование следующих мероприятий:
Оценка земель и зонирование территорий 1050.0 т.р
Завершение сплошной инвентаризации
городских земель 3704.0 т.р.
Совершенствование, поддержание, ведение
и эксплуатация единого государственного
реестра земель 250.0 т.р.
Создание кадастра недвижимости на основе
ЕГРЗ 300.0 т.р.
Создание системы правового зонирования
городских земель 250.0 т.р.
Создание и поддержание системы ведения
государственной регистрации прав на
землю и др. недвижимого имущества
и сделок с ним 200.0 т.р.
Создание единой межведомственной системы
контроля платежей и поддержание ее
в актуальном состоянии 600.0 т.р.
Создание единой базы данных муниципальных
учреждений и предприятий в отношении
земли и недвижимости 300.0 т.р.
Финансирование Программы будет осуществляться также за счет участников рынка земли и недвижимости.
4. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы
Заказчиком Программы является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Ростова-на-Дону.
Мероприятия Программы реализуются:
Муниципальным заказчиком путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств городского бюджета среди исполнителей, осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ но выполнению договоров (муниципальных контрактов).
Порядок размещения заказов на выполнение работ для реализации программы путем проведения торгов (конкурсов) определяет Комитет но земельным ресурсам и землеустройству города. При этом он руководствуется Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Мэра города Ростова-на-Дону N 1992 от 27.07.2000 г.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров (муниципальных контрактов) между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и исполнителями мероприятий.
Отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения программных мероприятий определяется путем проведения торгов (конкурсов).
Муниципальный заказчик ежегодно направляет в Департамент экономического развития согласованные с МУ "Муниципальное казначейство" предложения по объемам финансирования мероприятий, предусмотренных Программой.
Муниципальный заказчик-координатор анализирует ход реализации Программы и представляет:
- ежеквартально в Департамент экономического развития статистическую. справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
При необходимости заказчики вносят в Администрацию города предложения о продлении сроков реализации Программы в ее отдельных мероприятий.
5. Социальная, экономическая и экологическая эффективность
реализации программных мероприятий
Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственное регулирование рыночного оборота земель позволит:
обеспечить целевое использование этих земель;
решить вопросы правовой защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки.
Развитие рынка земли и недвижимости в городе будет способствовать наращиванию жилищного строительства, даст стимул развитию строительной индустрии и связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест.
Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков к использованию земель. С другой стороны, это позволит обеспечить рост доли поступлений средств от земельных платежей в доходной части бюджетов.
Управляющий делами |
С.Д. Синякова |
Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 18 сентября 2002 г. N 1901 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к городской целевой программе
"Развитие земельной реформы
в г. Ростове-на-Дону на 2001-2002 гг."
Перечень основных мероприятий
по реализации Программы и объем финансирования
за счет средств городского бюджета
18 сентября 2002 г.
Перечень работ | Всего 2001-2002гг. |
2001 г. |
2002 г. |
Оценка земель и зонирование территорий |
1308,3 | 708,3 | 600 |
Завершение сплошной инвентаризации городских земель |
3517,275 | 313,6 | 3203,645 |
Совершенствование, поддержание, ведение и эксплуатация единого государственного реестра земель |
250,0 | - | 250,0 |
Создание кадастра недвижимости на основе ЕГРЗ |
300,0 | - | 300,0 |
Создание системы правового зонирования городских земель |
150,659 | - | 150,659 |
Разработка автоматизированной системы расчета арендной платы за землю на основе ГКОЗ |
200,0 | - | 200,0 |
Создание единой межведомственной системы контроля платежей и поддержание ее в актуальном состоянии |
600,0 |
- |
600 |
Погашение кредиторской задолженности по муниципальному заказу за 2001 г. за выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель города |
145,696 |
- |
145,696 |
Итого: | 6471,9 | 1021,9 | 5450,0 |
Управляющий делами |
С.Д. Синякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 11 апреля 2001 г. N 950 "Об утверждении городской целевой программы "Развитие земельной реформы в г. Ростове-на-Дону на 2001-2002 годы"
Текст постановления (без приложения) опубликован в информационном бюллетене "Ростов-официальный" 18 апреля 2001 г. N 17
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 18 сентября 2002 г. N 1901